С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                              ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И" ).

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                                                           Четыре взгляда на Россию

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


              

Четыре  взгляда   на  Россию:

1.Г.Померанц. В  пространстве  без дорог  http://magazines.russ.ru/znamia/2006/4/po15.html

2. В.Малявин. Что под гламуром?http://www.russ.ru/columns/poison/112799257?user_session=a4a61cb0e44145697de50d2c826fd909

3. В. Штепа  Консерваторы пустоты http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=925&do=view_single

4. П. Святенков  Россия как антипроект  http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=956&do=view_singl

 

Прекрасный, изумительно прекрасный  текст  о  России опубликовал Григорий Соломонович Померанц

выпускник ИИФЛИ, участник войны, узник Гулага.

 Ему  88   —это­  его духовное  завещание.   И  пропитанный    несокрушимой  верой в Россию прогноз  для  нее.

«Когда человек в тупике, он либо впадает в отчаяние, либо уходит вглубь, открывает царствие, которое внутри него, и находит неистощимый источник сил. Так и народы в глубинах падения находят источники будущего подъема»

«Войну мы выиграли благодаря моральной решимости, родившейся под Москвой, решимости на сорок месяцев игры со смертью. Сейчас рождается другая незаметная решимость: на сорок лет подъема по лестнице, движущейся вниз в школах и в приходах. Решимость на почти сизифов и почти неоплаченный труд»

Убедить  в  подобном («сейчас  рождается» )— невозможно. Но в  пронзительном   тексте   Г.Померанца  эти слова, казалось бы, не  имеющие  и  малейшего  отношения   к нынешней  реальной ситуации в  России  звучат   как   безусловная  истина.

 

О  России размышляет  и    В.Малявин.

 

  И, кажется,  — в  том  же ключе. Только  спокойно, почти  без страсти   ( или  с  чисто восточным  мастерством сдерживая ее)     отстраненно  и остраненно:  

«Мой тезис прост и отталкивается … от понимания "русской идеи" у В.С.Соловьева: мы не можем иметь знание о себе, покуда движемся в истории, но посредством метанойи, интуиции духовного преображения, способны предвосхитить полноту своего бытия. Мы можем надеяться, ни на что не рассчитывая. За расчетом стоит сила суждения, но за надеждой - мощь решимости».

Развертывая    это  свое   понимание,  В. Малявин ( с  ссылкой  на В. Бибихина )   и  выходит   на     тему  русского  "терпеливого молчания":  «Если не разгадана еще Россия, не задалось ее прошлое и темно будущее, невнятен еще тот "великий урок", который ей суждено преподать миру, тогда, конечно, лучше помолчать и позволить - точнее, помочь - провиденциальному замыслу о нас сделать тайное явным. Народ, подозреваю я, и поныне каким-то шестым чувством понимает благотворность "терпеливого молчания". Молчания, знаменующего не пассивность и смущение, но восхищенную открытость миру.»

 «…Молчит народ. В сущности, молчит и власть. Знаю, что слишком многие увидят здесь только боязливую скрытность, неспособность говорить. На худой конец, симптом постмодернистской опустошенности. Но мне верится, что когда-нибудь в этом молчании разглядят пусть нечаянное, но в глубине все-таки мудрое желание охладить и дисциплинировать наши вечно разгоряченные умы, укротить традиционное русское "неистовство".»

Согласитесь, что   и Г. Померанц  и  В.  Малявин    размышляют, по  существу, об  одном и  том  же   — о  некой     сущности,   упрятанной  в  глубины  национального  духа России,  при этом В. Малявин,  похоже,  даже допускает, что нынешняя  власть  России  интуитивно  наличие  такой сущности  угадывает  и  только  потому так индифферентна и … бескрыла в  своих   действиях.

Правда, у   В. Малявина  все это — лишь  фон, поскольку речь в его статье(далее и   в  основном ) идет  о проблематике  нынешнего  «русского рынка идеологий»,  то  есть   о  том, что   самопроизвольно прорастает на  этой    разбуженной  вольными ливнями  целине, что  пытается   разом  в одном документе,   а  то  и  одном предложении   выразить   сразу   все, что   под этой  целиной   скрыто.

Фундаменталистский радикализм — такова, по  В. Малявину,  одна   из   форм      одно-разовой   передачи   сути.   И связана  эта  форма  прорастания   русского самосознания,   по  его  мнению,  исключительно с самозамыкающимся»  типом  сознания,  которое   в  своем необузданном  желании   стремительно выразить  национальную суть,  как раз  эту  суть  и  искажает— одной лишь  попыткой  ее  зафиксировать:  «И если разомкнутое, метаноидальное сознание живет предвосхищением истины и открывает в наличном неисповедимое, то замкнутое, параноидальное сознание сводит бесконечность смысла к ограниченному значению и выдает домысел за действительность».

В.  Малявин не ограничивается только этим,   утонченным   разоблачением   «ностальгирующего  фундаментализма,»  а    буквально  на  пальцах  показывает,  какие проблемы с  необходимостью  возникнут  перед  фундаменталистской  идеологией в  многоноциональной России.  И,  показав, рассматривает некоторые (  отвергнувшие  всякое   «идеологическое прожектерство», но основанные  все-таки  на   традиции)  восточные  практики  идентификации. Ему  понятно, что их изощренность  — не  для  России  и,  возможно, что  именно  это  понимание   в  конце  концов   и определяет  «открытый»  финал  статьи: да, смысл   предлагаемого  В.  Малявиным  транс-идеологического  пути для  России   остается неопределенным. Но,  увы  не настолько, чтобы и  эту разработку  не  посчитать формой   идеологического   прожектерства.  

Можно   принимать или  не  принимать  концепцию,  выстроенную В.  Малявиным.  Но нельзя не заметить  в ней  почтительную, коленопреклоненную пред  Россией позу   автора.

 

И  это особенно  хорошо  начинаешь  понимать,   когда   натыкаешься  на  какой –нибудь концепт-лякр  на  близкую  тему,  на какую-нибудь повилику, цепляку— дерезому—,  типа   того,  что предложил  недавно читающей  публике   г. ШтепА  — В. Штепа  Консерваторы пустоты,

Какие там  загадочные  глубины  русского  национального духа, какие    там попытки концептуально  вскрыть  эти  глубины.  Полноте,  господа. Весь  ваш постсоветский русский консерватизм  давным- давно   закавычен   — самой  историей обречен  быть  лишь бестолковой   и бесперспективной   игрой. Вот пафос  публикации  господина  ШтепА.,  выстроенной  к  тому   же  исключительно  на   топтании уваровской   триады,   набившем  оскомину  уже   в  позапрошлом веке.  Именно   топтании,   поскольку    деконструкция  явно   не получилось.  Деконструировать  ее можно  лишь  отталкиваясь от конструктивного  восприятия  пары-тройки   веков  российской   истории.   А  из-под  Делеза,   как это   пытается делать  г.  ШтепА,  ее  и ущипнуть(  чувствительным для  русского  восприятия  образом )  не  удастся.

 

 

Среди  внутрироссийских   проблем, затрагиваемых 

П. Святенковым нет  ни одной,  которая   сама  по  себе ни  вызывала бы   озабоченности  и  тревоги. Но   почему  этой  тревоги  напрочь  лишен  сам  текст— почему она столь  неосмотрительно  оттеснена  какой-то  странной смесью  публицистической страстности и убийственного  равнодушия. Он, не  жалея  красок,  не  щадя  своего воображения,  спокойно выстраивает  для  России апокалиптическую   перспективу, предвещает  неизбежность   «второго  этапа "обкусывания" России» .   И не желает замечать, что готовит  этот  этап.


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков