С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                 Суверенная демократия и демократический суверенитет

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


        

Суверенная демократия   и    демократический  суверенитет

 

О   досадной  скудности  и   скорбном однообразии российской   внутриполитической жизни говориться сегодня  предостаточно. Но два  эти  качества     недавно проявились, пожалуй,   с особой четкостью. В дискуссии, которую взяла   и … развернула  пишущая  общественность  между господами  Медведевым и Сурковым — якобы вокруг  понятия  суверенная  демократия.

 Уж  если попытка одного  высокопоставленного  чиновника  усомниться  в юридической  чистоте термина,  предложенного  другим  высокопоставленным, вдруг воспринимается   как знак исключительной  напряженности  в  верхах, как  столкновение  не на  жизнь,   а  насмерть, то тогда, действительно, можно утверждать,что скудность  и  однообразие достигли крайних  пределов.

Но     в  толкованиях  демократии двумя нашими  выдающимися  чиновниками,  если  разобраться, какого-либо смертельного противоречия    не  просматривается.      Д. Медведев    анализирует термин  с  чисто формальной,  теоретической  стороны, то  есть  полностью  отвлекается от  условий  его использования, применения.   Господин  же   Сурков ( как  бы  к  нему ни относиться, а  этого   нельзя  не признать),   изобретая    термин  «суверенная демократия», и  не  помышляет  о  теории,  о какой-то  там  классификации      форм  демократии. Его  интересует  не суть  демократии, а   сугубо практический  вопрос—    процесс  перехода  к  демократическим  формам   правления.   А  здесь  уже  немыслимо,   а  то  и преступно,  говорить  о  демократии вообще,   без  учета  ситуации в конкретной  стране   на  конкретном  этапе  ее  существования.  Мол,  запустим в дело десяток  эталонных  демократических  принципов -   а    далее  —как  получится.  То  ли  как  у  американцев  в  Ираке,    то ли  как  у  г. Ельцина   в России…

Термин  «суверенная демократия» — это  не характеристика   демократии,   это —характеристика   процесса  ее  выстраивания,   подчеркивающая, что    в   этом процессе  центр тяжести  на  данном  этапе должен безусловно   находиться не  на  демократических  принципах как  таковых, а на  суверенитете  страны.  Поскольку без  этого  смещения  никакой  демократии  не   будет, а  будет  бардак.  Такой, каким кончилась так  благостно начавшаяся горбачевская перестройка. Такой,  каким началась  и длилась  перестройка  ельцинская.   Этот  теоретически нестрогий термин —«суверенная демократия»  и скорректированная  на его смысл  политика    без  преувеличения  оказались спасительными  для   России.   И  корректировка   демонстрировала,  что кое- какие  выводы(о  темпах, сроках, осторожности)  из беспутных  экспериментов недавнего  прошло нынешней  властью   все-таки  были  сделаны.

Переходное  состояние при выстраивании    демократической  формы  правления,  предполагающее   ценностный  приоритет   суверенитета  страны,  а  не  самой демократии.  Или  коротко —  суверенная   демократия.  По-моему, все здесь  ­  четко,  разумно  и эффективно. И  это большая  удача  В. Суркова,  если  термин,   действительно,   придумал  именно  он. Здесь он  несомненно «России верно  послужил».

При сближении       терминов демократия  и  суверенитет,   как  мы  видим на  примере «суверенной  демократии»,   идет интенсивная генерация   практических  смыслов. Чисто теоретические смыслы  ( и здесь  г.  Медведев, конечно же  прав) несомненно   искажаются.  И  компенсировать эти  искажения вряд ли  удастся одними  лишь  сетованиями в  адрес  оголтелых  практиков.  Куда более  полезной здесь  может  оказаться  попытка  сблизить два эти  понятия несколько  на  другой  основе—    сместить  в  этой  связке центр тяжести  в  сторону демократии  и  обратиться к практическим  смыслам   уже   демократического  суверенитета.

  Президент Путин  и  его  команда,  реализуя  концепцию   суверенной  демократии,  скорей  всего,  все-таки перегнули  палку.  Конечно,  после  горбачевско-ельцинской разрухи (  всюду  и  на  поле  государственной  независимости,  в  частности, ) в сторону суверенитета  требовалось    выгребать  особенно  интенсивно.    Иначе страна попросту бы  лопнула  —  по  волжскому ли  разлому, по  енисейскому ли,  но  могла лопнуть.  Поэтому перебор  в  сторону суверенитета  был практически  неизбежен  и,  более  того,  просто  необходим. Но российская демократия  в  результате обрела, увы,   какой-то диковатый  для 21-го  века, таежно-болтный  вид ( «Единая Россия» ­— закон,  медведь  ­—  прокурор).  И главное,  образовалась  гигантская   пропасть  между  представительной  и  исполнительной  властью— возможности   воздействия  на управляющее  чиновничество,  контроля  его  со стороны общества,   депутатов  оказались минимизированными   до предела.  Единственным сувереном   в  стране стал  фактически  властный  чиновник.

Он может сегодня  в  России все: выстроить многомиллионный  фонтан  на  Неве, организовать для иностранных   гостей  на  Стрельне  шашлык   по  50000  у. е  за  шампур   и  даже   расщедриться —  вложить  часть   своей   зарплаты  в  создание сайтов  , например,   для   детских  садиков    или  облагодетельствовать  население  пенсионной прибавкой  величиной  в   полста рублей …

Наш суверенитет,   укрепившийся  за  последнее время  во всех  внешних    проявлениях, по  внутренней своей структуре   оказался   образованием в  высшей  степени   странным.  Его  можно  назвать  каким  угодно – таежным, медвежьим, азиатским,  но  только  не  демократическим. И устойчивость  его  далеко  не очевидна.   Выдерживая    вполне приличный  напор  извне,  он  может  начать   вдруг сыпаться, пойдет  мелкой трещиной  в  результате  каких-нибудь ничтожных  внутренних флуктуаций... 

 Эта опасность  существует, поскольку   существует скрытое  и  пока  молчаливое   недовольство властью,  которое снять    можно лишь  единственным образом:  ­  дать  народу   возможность   контролировать  власть. Именно поэтому    с  той  же  необходимостью,  с  какой   мы   сдвинулись когда-то   от теоретической демократии  ельцинского-клинтонского  разлива к демократии  суверенной,   мы должны  сегодня    совершить  еще  один идеологический маневр  и  развернуть свою  политику       к  практическим  смыслам  уже  демократического  суверенитета.

И здесь  все,  по существу,  может  быть сведено  к  двум крупным  политически  акциям. Первое – поставить   Администрацию президента под   контроль   закона —  без  жесткого  и обстоятельного  федерального  закона  об  администрации  президента   дальнейшая медведизация  нашей демократии  неизбежна  и последствия  ее  будут  не  из  лучших.

 Второе —  дать  представительной  власти эффективные  средства  контроля  над  исполнительной —  через институт депутатских комиссий  по  расследованию дел  и  деяний управляющих чиновников, прежде  всего.

Я  уж неоднократно  что-то  писал  на  эти  темы. Здесь (http://vsurikov.ru/2005/PutinnePutin.htm)   и здесь(http://vsurikov.ru/2006/newkurs.htm )  можно  ознакомиться   с  деталями. 

 Тема   демократического суверенитета (не как  отвлеченная, а  как тема конструктивная,  подчиненная   долгосрочным  национальным интересам), похоже, потихоньку проклевывается   в российском  сознании.  Мне  показалось, что в  своей  недавней  работе  Б. Межуев (. Сочетание идеократии и демократии, http://www.apn.ru/opinions/article10176.htm)   пишет  именно  на  эту  тему.  Хотя  и обходится без инверсии сурковского термина.

Качнуться в строну демократического  суверенитета   России сейчас крайне необходимо.  Скорей всего,   этот сдвиг не  будет  последним   и  со  временем  понадобиться  очередное  смещение  в  сторону  того,   что в наше  сознании   связано  с  понятием  «суверенной  демократии».  Когда -нибудь процесс может  быть  и сойдется.  И   тогда  Д. Медведев,  или кто-нибудь  из  его сыновей-внуков,  сможет  спокойно подвести черту: «  Да,  это — российская, но в  то же время  настоящая  демократия. И теоретически строгая,  черт  подери»…

 

Валерий  Суриков

  17 августа  2006  года

 

г. Задонск

 

                                   


    
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков