С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                              ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И" ).

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                                         «Остров»   — три    записи   в   «Живом  Журнале»  

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


     

   «Остров»   — три    записи   в   «Живом  Журнале»,поданые вместе

 

1.  Некоторые суждения Д.  Кралечкина( «Богоспасаемые в  зале», http://www.russ.ru/culture/teksty/bogospasaemye_v_zale),  мягко  говоря,  неточны. Но  для споров,  скажем, о месте  юродства в  православии  или  о "духовности  как экзистенциальной элитарности"  лучше, наверное, воспользоваться   каким-нибудь другим поводом,  а  не текстом этой  рецензии.

Претензии к  работе  П. Лунгина  у  Д. Кралечкина, как  показалось, сводятся  в  основном  к  тому,  что духовное  становление  героя    картины   не  выглядит художественно  убедительным, и  потому   трудно  ожидать  какого-то  особого    воздействия  на  зрителя .  И  я   могу согласиться — да, неубедительно. Но эта претензия  не  имеет отношения   к  данной   кинокартине,  потому  что  она  совершенно  о  другом.

П. Лунгин  и  не пытается призывать кого-то к  покаянию, убеждать   в  необходимости  и  благодатности  его. Своим  неприхотливым фильмом,    он  лишь предъявил  некоторое всегда  существовавшее, но несколько померкшее  что ли  качество  русской   души -  неизбывную тягу  к  покаянию, к  совестливой  самооценке . И  только! Это  качество   из  нашей  основы,  из  русского  архетипа,  из  нашего   коллективного  бессознательного.  Оно  существовало  всегда,  возможно,  у  него   дохристианское  происхождение(  христианство  в  России лишь  срезанировало на данной  особенности и  — укрепилось  в России  в  форме   православия). В этом  свойстве   заключены   многие  русские  тайны,  именно  оно,  возможно, и  является источником  страшной   и,  в  конце – концов, благодатной  инерционности России.

Рассказанная  в  "Острове" история   сыграла,  по  существу,  роль лакмусовой  бумажки:  напомнила,   что  Россия была  и  будет особой   средой  межчеловеческих отношений - средой аномально критической самооценки.

Классические русские искусство и  литература,  собственно , ничем  другим   никогда  и  не  занимались.  .

 

2. Для  меня  лично в этой   рецензии( В.Голышев Остров  невезения) разрешилась,  наконец,   "тайна  Голышева"  — загадка   его весьма   специфических    вариаций  на политологические    темы .  Ни  одна  из  версий,  взятая   в  отдельности  (работает по  заказу, простоват,  но  хочется  выделиться, принципиально неадекватен, политологический  чикочило   )   не  давала  ответа на  вопрос,  почему   этот молодой  человек  с  таким упорством и  самоотдачей на  протяжении достаточно долгого  времени гоняется за   российским  президентом  с  истошным  криком: " Нахапать  денег  и  сбежать  в  2008 году  в Баден Баден я  тебе  все  равно не дам!..." .  Сейчас ,  В.  Голышев   вроде бы    оставил  президента - взялся  за вице-премьера .   Но с   той же  страстью...   И  так же  самозабвенно ...

Размышления В.  Голышева над "Островом " -  из  области   далекой   от  политики. Но  именно в них  с  особой   четкостью  проявляется  одна  особенность  его миро-восприятия, которая в  принципе   может быть    главным  источником   и  его  политологического  занудства.  Суть  этой  особенности -  двухмерность,  или  почти   двухмерность .  Не  самого В. Голышева, естественно, а  его  восприятия   мира. Отсутствие в  этом восприятии вертикальной составляющей, ее   неразвитость,  ее деформированность ... Обнуление  всей   и всяческой   идеальности -  полное опрокидывание восприятия в  плоскость . 

Естественно, что из  этого   интересного  положения (  из  плоскости) невозможно  разглядеть попытку  Павла Лунгина   передать уникальное  качество русской  души - ее неизбывную тягу к покаянию, к  совестливой самооценке. Точно  так же, как   существу  с черно- белым зрением никогда  не  передать  оттенков цвета.  Но рассказать о  цветном   на   черно-белом  языке   очень  хочется...    А   в    ситуации , когда  целостное(цветное ) восприятие   невозможно,  как  правило, делается  попытка смоделировать цвет в  качестве комбинации  черно -белых оттенков  (  разложить цвет  в ряд  по черно-белым  функциям ).  И здесь цветной  объект разрушается  до  основания.  Как  это  делается   -  смотрите  в  рецензии В. Голышева.  И компетенцию его нельзя не  заметить . И стилистически  он  местами не  то что не  тривиален  --   изощрен. Но  нет   тех  самых  "колбочек",  ответственных   за  цвет, и    самый  искусный  анализ  оказывается  не просто бессильным ,  а  разрушительным..  

  Что В.  Голышев и  демонстрирует в  заключении своей   рецензии, когда  пытается  вымереть  "Остров" блевотиной  вроде  "Дикарей"

 

3. В.  Голышев  ответил  на  мою  реплику ,заметив ,что « по-моему, все ровно наоборот—тезис "Остров" - духовный фильм, потому что он о духовном и про попов - это апофеоз примитива (т.е. вашей "двумерности", которую вы мне приписываете)»
 С  чем  я,  конечно  же,  никак  не мог  согласиться:

 Нет, не так, милостивый государь.
Во-первых.
«Остров» не о духовности и не про попов… Он о другом
Допустим, Вы совершаете какой-то поступок и даете оценку ему: хорошо —плохо . Это рефлексия. Рефлексия первого рода. Вы можете теперь попытаться дать оценку своей оценке — рефлексия второго рода. Допустим, что оценки второго рода у Вас всегда отрицательные, то есть отрицательная оценка своего поступка кажется Вам не достаточно строгой, а положительная — избыточно благодушной. Такая ситуация называется « вечно кающийся грешник» .Пример — мытарь  из евангельской  притчи  о мытаре и фарисее.   Он — существо,  одаренное   способностью  к рефлексии   второго рода(  фарисей же  застревает  на первом  уровне  самооценки ).

 Христианство вообще , можно сказать, единственная  из  религий ,  которая   жестко ставит  в  центр эту  самую  рефлексию  второго  рода .Об  этом  по  существу вся  Нагорная  проповедь. Об этом,  если разобраться,  и такая  экстремистская христианская максима,  как «подставь  вторую  щеку» … Очевидно   и   то,  что   по нынешним  временам  лишь  православие по-режнему  последовательно держит  в  центре жесткую  двойную  самооценку, а протестантизм, скажем, давно отодвинул ее  на  дальний   план...

Ситуация евангельского  мытаря в чистом виде достаточно редкая. Нормальный человек , как правило, в основном, ограничивается рефлексией первого рода. Некоторые(тоже большая редкость) застывают на первой рефлексии принципиально: например, я сделал пакость, покаялся и достаточно - отстаньте от меня. Классический пример - Ставрогин. Тихон(глава «у Тихона» ) как раз и предлагает ему оценить собственные оценки….
Состояние « вечно кающийся грешник» по- другому можно назвать «склонность к совестливой самооценке» . Совестливость она вообще выстроена на рефлексии второго рода.
Так вот, «Остров» — фильм об этой склонности как об архетипическом и архитипическом качестве русского человека. И именно это либо принимается сразу, целостно, без всякого анализа ( так ,как его воспринимает большинство русских людей - отсюда и популярность фильма ), либо не принимается. Второй случай и есть Ваш ( и многомудрого господина Кралечкина) — случай урезанной, ущербной, неразвитой вертикали. Вы определенно недооцениваете (или делаете вид, что недооцениваете) роль идеального в поступках человека (потому и за президентом гоняетесь с набитой компроматом и поднятой над головой тумбочкой— расшибу !).
Если бы Вам удалось воспринять подобным образом этот фильм ( не бежали бы от такого восприятия как черт от ладана ), то Вы получили бы исключительные возможности для реализации своих претензий в качестве аналитика. Но это был бы совершенно иной анализ — исследование того , что сработало на основную идею , а что( и многое !) - нет . Я , например, мог бы написать вполне разгромную рецензию — продемонстрировав это «многое». Но делать этого не буду, поскольку само обращение П. Лунгина к этой теме на порядок важнее всех его просчетов.
Во- вторых .
Двумерность — это не примитивизм , это всего лишь де-идеализированное , меркантилизированное  воспрятие , восприятие подпольного человека( вспомним опять Достоевского). Такой подпольщик вполне может обладать мозгами исключительной мощи. Но вероятность совершения им какого –то открытия ( научного , художественного ) крайне мала. Потому что и на интеллектуальную энергию, кажется. распространяется второе начало термодинамики. Чтобы тепловая машина работала необходим холодильник, то есть переход части энергии в несвободное( энтропное) состояние.. Интеллект для полноты раскрытия своих возможностей также нуждается в неинтеллектуальных — эмоциональных — потерях. .А де-идеализация восприятия как раз и находится в сильной корреляционной связи с эмоциональной ущербностью —  является синонимом ее ….

 

Добавление  от 28   января

То  обстоятельство, что    «Остров»   получил  главного «Орла»   и  оказался   первым еще по четырем номинациям  является,  на  мой   взгляд  самой  значительной   вестью  за  все  время,   начиная  с конца  1991  года . Этот фильм, получается,  оказался   лакмусовой  бумажкой  и  для    нашей  элиты,  причем реакция ее  совпала  с  реакцией народа.    По  значимости  эту   весть  можно сравнить разве  что  с победами   далекого декабря 1941  года под  Москвой.  Впереди  еще  и «Сталинград»  и  «Курская  дуга» .  Но  теперь  мы  их  точно  погоним….  Будет  и «44-год»— граница  своеобразной  российской  цивилизации будет  восстановлена ….


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков