С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА ЧИТАЕМ ГУССЕРЛЯ ЗАПИСЬ ОТ 8.02.08 |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
25.01- 8.02 2008
Феноменологическая установка и чистое сознание как поле феноменологии
Определив в конце предыдущей главки сознание как «замкнутую в себе взаимосвязь бытия…, такую, в которую ничто не может проникнуть и изнутри которой ничто не может выскользнуть» и противопоставив сознанию, «весь пространственно-временной мир», как «просто интенсиональное бытие, то есть такое бытие, которое обладает лишь относительным, вторичным смыслом бытия для сознания», Гуссерль теперь уже открыто признает, что совершает своего рода субстанциональную инверсию:
«Тем самым обыденный смысл "бытия" переворачивается. Бытие для нас первое есть само по себе бытие второе, — то, что оно есть, оно есть лишь в "сопряженности" с первым.»
Но тут же считает нужным застраховаться от вульгарного толкования, что «порядок и связь вещей должны направляться по порядку и связям идей»
Просто « реальность…сущностно лишена самостоятельности Это не нечто абсолютное в себе, что во вторую очередь связывалось бы с иным, — нет, оно в абсолютном смысле вообще ничто, оно лишено "абсолютной сущности", у него существенность того, что в принципе лишь интенционально, лишь осознаваемо, лишь представляемо, лишь осуществимо в возможных явлениях.»
В этой точке ничего сверхординарного пока нет - стандартная идеалистическая вариация на тему основного вопроса философии. Но Гуссерль на такой вариации не останавливается. У него наряду с естественной установкой сознания (« естественной установкой опыта и теории — коррелятом таковой служит мир» ), появляется и другая. Она является результатом феноменологической редукции и суть ее заключена в следующем:
« …Вместо того чтобы наивным образом совершать все акты, без каких не может обходиться конституирующее природу сознание…, вместе с их трансцендентными полаганиями, … мы положим "в бездействие" все эти полагания, как актуальные, так и — наперед — потенциальные, мы откажемся от их совершения; наш же постигающий, наш теоретически исследующий взор мы направим на чистое сознание в его абсолютном самобытии. Оно и будет тем, что пребудет с нами как искомый "феноменологический остаток" »
В принципе ничто не мешает положить в бездействие все трансцендентные полагания, то есть отказаться - так, видимо, надо понимать – как минимум от части отвлеченных понятий. Но что тогда останется нашему исследующему взору и в чем будет осуществлено его направление на чистое сознание... Разве для этого не потребуются отвлеченные понятия, то есть те же загнанные в скобки полагания?... Или просто взгляд будет направлен на нечто совершенно иное?…Хотя и для его исследования также должны понадобиться какие-то предварительно высказанные полагания…
Полученный при феноменологической редукции феноменологический остаток и есть, надо понимать, абсолютное бытие и «… это бытие… скрывает в себе все трансценденции мирского — как интенциональный коррелят актов обычного значения… — оно "конституирует" их в себе.»
Зафиксировав это, Гуссерль считает необходимым в несколько иных выражениях и с иными акцентами пересказать ранее высказанное - закрепить полученные смыслы, сделать их менее размытыми
При естественной установке мы
«…воспринимая, постигая в опыте, совершая актуальные акты полагания, в каких являются для нас все вещные единства, реальности любого вида — и не просто являются, но даны нам как "наличествующее", как "действительное". Занимаясь естествознанием, мы совершаем мыслительные акты, упорядоченные согласно логике опыта; в них мы определяем по мере мышления как эти данные, так и принимаемые действительности, в них мы на основе таких прямо постигнутых в опыте и определенных трансценденций заключаем о новых.»
При феноменологической же установке мы
«пресекаем совершение любых подобных когитативных полаганий, а это значит: мы заключаем в скобки прежде произведенные; что же касается дальнейших исследований, то мы "не соучаствуем" в подобных полаганиях; … (а) совершаем направленные на них акты рефлексии и их же самих постигаем тогда как абсолютное бытие, какое они суть, вместе со всем, что подразумевается в них…
Мы живем теперь исключительно в таких актах второй ступени, данное в которых есть бесконечное поле абсолютных переживаний — основное поле феноменологии.»
Из этого разъяснения получается, что при феноменологической редукции не только блокируются все добытые ранее трансценденции, но и кардинально меняется объект рефлексии. Она направлена теперь на новые, возникающие при дальнейших исследованиях полагания. Поскольку сами эти полагания являются результатом первичной рефлексии, при феноменологиеской установке мы переходим, таким образом, к рефлексии рефлексии, или рефлексии второго рода (ступени). Именно она открывает путь к такому понятию как абсолютное бытие.
Итак, и это очень важно, феноменологическая установка- это не столько отказ от части отвлеченных понятий, сколько прежде всего смена объекта рефлексии, исследования, постижения. При первичной рефлексии понятие возникло; мы его, так сказать, отрываем от материального источника и рассматривает как вполне самостоятельное - как способное к автономному существованию. Эта автономность, вне всякого сомнения, есть очередной постулат. Причем постулат с очень серьезными для всего отвлеченного мышления последствиями. Связь с первоисточником первичного понятия разорвана, и мы получаем неограниченные возможности для самых свободных манипуляций с понятиями. Нас теперь только одно сдерживает - логика. Очевидно, что именно такой или близкий ему по смыслу постулат лежит в основе всего философского постмодернизма.
Гуссерль определенно стремится освободить связи идей от связи вещей, или освободить понятия от бремени вещей - от докучливой, дисциплинирующей рефлексии первого рода. То есть выносится за скобки прежде всего ( и главное под видом отказа от прежних когитативных полаганий) целый этап формирования понятий - самый первый этап абстрагирования. Поражается в правах основной, первичный генератор понятий. Они больше не являются результатом мучительного взаимодействия двух сущностей - вещи как таковой и сущности, способной к самосознанию. Феноменологическая установка освобождает понятия от грязи материального и наделяет иллюзиями самозарождения и способности к автономному рождению понятий более высокого уровня абстракции. Этот разрыв пуповины означает лишь одно - единственный и, в конце концов, абсолютный источник смыслов - реальность полностью утрачивает свою монополию на смыслы. На первом уровне абстрагирования формируется проран - источник смыслов теперь приватизирован и индивидуализирован. Разорвана связь реальность - понятие. Последнее утратило свою инерционность. Оно теперь воздушно, оно теперь не понятие мышления ( не носитель мышления) Оно теперь в значительной степени понятие свободного вымысла ( носитель свободной фантазии ).
Мышление – как декодировщик смыслов, заложенных в реальности, оформляющий эти смыслы через иерархическую систему понятий. Сначала через понятия первого и второго уровня абстрагирования, т.е понятия моделирования состояний, понятия созерцания ( яблоня, дерево). Затем понятия третьего уровня абстрагирования - понятия моделирования процессов, понятие естественных и социальных наук ( тело, поле).И наконец, понятия четвертого уровня абстрагирования - понятия философии, понятия осмысливания бытия(материя, дух ).
Или мышление как закройщик смыслов, нехотя примеривающий их время от времени к реальности.
В этом, получается, и заключено все различие между соответственно естественной и феноменологической установками мышления….
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |