С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                              ЧИТАЕМ  ГУССЕРЛЯ    ЗАПИСЬ  ОТ 8.02.08

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


 

 

     25.01- 8.02  2008         

                        Феноменологическая   установка  и  чистое  сознание  как поле  феноменологии

 

Определив  в  конце  предыдущей  главки сознание  как  «замкнутую в себе взаимосвязь бытия…, такую, в которую ничто не может проникнуть и изнутри которой ничто не может выскользнуть»    и  противопоставив    сознанию, «весь пространственно-временной мир», как  «просто интенсиональное бытие, то есть такое бытие, которое обладает лишь относительным, вторичным смыслом бытия для сознания», Гуссерль   теперь  уже    открыто  признает,  что совершает своего  рода   субстанциональную  инверсию:

«Тем самым обыденный смысл "бытия" переворачивается. Бытие для нас первое есть само по себе бытие второе, — то, что оно есть, оно есть лишь в "сопряженности" с первым

 

Но  тут  же  считает  нужным  застраховаться   от  вульгарного   толкования, что «порядок  и  связь  вещей должны направляться  по  порядку и связям  идей»

 

Просто «  реальность…сущностно лишена самостоятельности  Это не нечто абсолютное в себе, что во вторую очередь связывалось бы с иным, — нет, оно в абсолютном смысле вообще ничто, оно лишено "абсолютной сущности", у него существенность того, что в принципе лишь интенционально, лишь осознаваемо, лишь представляемо, лишь осуществимо в возможных явлениях

В   этой   точке  ничего сверхординарного  пока  нет  -  стандартная   идеалистическая  вариация  на  тему  основного  вопроса  философии.  Но  Гуссерль  на  такой вариации  не останавливается.  У  него  наряду  с  естественной  установкой  сознания  (« естественной установкой опыта и теории — коррелятом таковой служит мир» ), появляется      и  другая.  Она  является  результатом   феноменологической   редукции  и  суть ее заключена  в  следующем:

 

«  …Вместо того  чтобы наивным образом совершать все акты, без каких не может обходиться конституирующее природу сознание…, вместе с их трансцендентными полаганиями, … мы положим "в бездействие" все эти полагания, как актуальные, так и — наперед — потенциальные, мы откажемся от их совершения; наш же постигающий, наш теоретически исследующий взор мы направим на чистое сознание в его абсолютном самобытии. Оно и будет тем, что пребудет с нами как искомый "феноменологический остаток" »

В принципе  ничто  не  мешает  положить  в  бездействие   все  трансцендентные  полагания, то  есть отказаться -  так, видимо,  надо понимать – как  минимум от  части отвлеченных  понятий. Но что  тогда  останется    нашему  исследующему  взору  и  в  чем  будет  осуществлено     его   направление  на  чистое  сознание...  Разве  для  этого  не  потребуются  отвлеченные  понятия,  то есть те же    загнанные  в  скобки   полагания?... Или  просто взгляд  будет направлен  на  нечто  совершенно  иное?…Хотя   и  для его  исследования также  должны понадобиться  какие-то  предварительно высказанные  полагания…

 

Полученный  при  феноменологической редукции    феноменологический   остаток   и  есть, надо понимать,  абсолютное бытие  и  «… это бытие… скрывает  в себе все трансценденции мирского — как интенциональный коррелят актов обычного значения… — оно "конституирует" их в себе.»

     Зафиксировав  это,  Гуссерль  считает   необходимым   в  несколько  иных  выражениях и  с иными акцентами  пересказать  ранее  высказанное  - закрепить полученные смыслы,  сделать  их  менее  размытыми

 

При  естественной  установке   мы

«…воспринимая, постигая в опыте, совершая актуальные акты полагания, в каких являются для нас все вещные единства, реальности любого вида — и не просто являются, но даны нам как "наличествующее", как "действительное". Занимаясь естествознанием, мы совершаем мыслительные акты, упорядоченные согласно логике опыта; в них мы определяем по мере мышления как эти данные, так и принимаемые действительности, в них мы на основе таких прямо постигнутых в опыте и определенных трансценденций заключаем о новых

При    феноменологической  же  установке   мы

 «пресекаем совершение любых подобных когитативных полаганий, а это значит: мы заключаем в скобки прежде произведенные; что же касается дальнейших исследований, то мы "не соучаствуем" в подобных полаганиях; … (а) совершаем направленные на них акты рефлексии и их же самих постигаем тогда как абсолютное бытие, какое они суть, вместе со всем, что подразумевается в них…

  Мы живем теперь исключительно в таких актах второй ступени, данное в которых есть бесконечное  поле абсолютных переживаний — основное поле феноменологии.»

Из   этого   разъяснения  получается,  что при  феноменологической  редукции  не  только блокируются   все добытые   ранее  трансценденции,  но  и   кардинально меняется  объект    рефлексии. Она направлена  теперь на новые,   возникающие  при  дальнейших исследованиях полагания. Поскольку  сами  эти  полагания  являются  результатом  первичной  рефлексии, при  феноменологиеской  установке   мы  переходим,  таким  образом,  к  рефлексии рефлексии,  или  рефлексии  второго  рода (ступени).   Именно  она  открывает  путь  к  такому  понятию  как  абсолютное   бытие.

Итак,   и  это  очень  важно, феноменологическая  установка-  это  не  столько    отказ  от части  отвлеченных  понятий, сколько  прежде  всего  смена  объекта рефлексии, исследования,  постижения.  При  первичной рефлексии  понятие  возникло;  мы  его,  так сказать,  отрываем от  материального  источника  и  рассматривает  как вполне  самостоятельное   - как  способное  к  автономному  существованию.  Эта  автономность,  вне  всякого  сомнения,   есть  очередной   постулат.  Причем  постулат  с  очень  серьезными для   всего  отвлеченного  мышления  последствиями.   Связь  с первоисточником  первичного  понятия разорвана,  и  мы получаем    неограниченные  возможности    для самых  свободных  манипуляций   с  понятиями. Нас   теперь   только  одно  сдерживает  -  логика.  Очевидно,   что  именно  такой  или  близкий   ему  по  смыслу   постулат   лежит   в  основе   всего  философского  постмодернизма.

 

  Гуссерль  определенно  стремится освободить связи идей  от связи  вещей, или    освободить  понятия   от бремени   вещей - от   докучливой, дисциплинирующей рефлексии первого  рода.   То  есть  выносится  за  скобки  прежде  всего  (  и  главное  под  видом  отказа  от  прежних когитативных  полаганий)  целый  этап  формирования  понятий   -  самый  первый  этап  абстрагирования. Поражается  в правах  основной, первичный  генератор   понятий.    Они  больше  не  являются результатом  мучительного  взаимодействия  двух  сущностей -  вещи  как  таковой  и сущности,  способной  к  самосознанию. Феноменологическая  установка  освобождает понятия от  грязи   материального   и  наделяет   иллюзиями  самозарождения   и  способности к    автономному  рождению  понятий  более  высокого  уровня  абстракции.   Этот  разрыв  пуповины   означает  лишь одно  -  единственный и,  в конце  концов,  абсолютный   источник  смыслов  -    реальность   полностью   утрачивает  свою  монополию    на смыслы.  На  первом  уровне абстрагирования     формируется    проран  - источник смыслов   теперь  приватизирован  и  индивидуализирован.  Разорвана  связь  реальность -  понятие.  Последнее  утратило  свою  инерционность. Оно  теперь  воздушно,   оно  теперь  не  понятие  мышления  (  не  носитель   мышления)  Оно    теперь  в  значительной  степени   понятие    свободного вымысла  (  носитель  свободной   фантазии ).

 

Мышление – как  декодировщик  смыслов,  заложенных  в  реальности,  оформляющий  эти смыслы    через   иерархическую  систему   понятий.   Сначала  через   понятия  первого  и  второго  уровня  абстрагирования, т.е  понятия  моделирования  состояний, понятия    созерцания ( яблоня, дерево).  Затем   понятия третьего уровня  абстрагирования  -  понятия  моделирования  процессов, понятие естественных  и  социальных  наук (  тело, поле).И наконец, понятия   четвертого уровня  абстрагирования -  понятия  философии,  понятия  осмысливания  бытия(материя, дух ). 

 

 Или мышление как  закройщик   смыслов,   нехотя  примеривающий  их   время  от  времени к  реальности.

 В  этом,    получается,  и  заключено  все  различие  между  соответственно  естественной  и феноменологической   установками   мышления….

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков