С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                             ЧИТАЕМ  ГУССЕРЛЯ    ЗАПИСЬ  ОТ 10.04.08

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


   

                                                                  Запись  от  10  апреля  2008

Животные  существа и  психологическое  сознание                                              

 

 

            В  этой  главке  Гуссерль  расширяет   сферу  своего   анализа. Наряду  с  материальной  природой    — как "чувственно являющейся, так и основанной на ней в качестве более высокой ступени познания физической  природе "-   подключаются и_" животные реальности" ,  то  есть люди и животные  -  мир  психофизический.  И  здесь  сразу  же   формулируется   проблема:

 "С одной стороны, сознание— это абсолютное, в котором конституируется все трансцендентное, то есть в конечном счете конституируется весь психофизический мир, а с другой стороны, сознание — это подчиненный реальный процесс в рамках этого мира. Как согласовать все это?"

Или " как может быть так, что мое сознание, которое, будучи при имманентности своего мира положено в чисто имманентном опыте, всякий раз предшествует тому трансцендентному, что полагается и подтверждается в этом мире, а тем самыми всякий раз предшествует тому, что осмысленно и бытийно значимо для меня как "мир", —  как может быть  так,что это  сознание  входит, так сказать,   в "мир", -. как может жертвовать своей имманентностью абсолютное в себе, принимая характер трансценденций?"

Это  противоречие   разрешается ,по Гуссерлю, благодаря " известной причастности к трансценденции в первоначальном, первозданном смысле,"  - " благодаря своей сопряженности в опыте с телом сознание становится сознанием реально человеческим и реально животным и лишь благодаря этому оно получает место в пространстве природы и во времени природы" .При этом  подчеркивается,  что    именно опытное  постижение  " скрепленности сознания и плотского тела в одно естественное, эмпирически-зримое единство"  обеспечивает  "нечто подобное взаимоуразумению между принадлежащими к одному миру животными существами и что лишь благодаря этому каждый познающий субъект обретает мир в его полноте, включающий его и все иные субъекты, и в то же время может познавать его как один и тот же, принадлежащий совместно ему и всем другим существам окрестный мир". 

То  есть  первоначальная  причастность к трансценденции ,обеспечиваемая    скрепленностью   сознания   и  плотского  телам   оказывается   свойством  фундаментальным, своего  рода  краеугольным  камнем  -  тем  что только  и  обеспечивает    коммутацию познающих   субъектов .  Причем  очевидно  ,  что  это  свойства  не  выводится,  а    явно  постулируется,  то есть  вносится  в  систему  извне .  Точнее   не  совсем   явно, поскольку    явно постулируется  другое  - "   особый способ постижения, опытного постижения, особый способ апперцепции  (то есть  осознанного   восприятия,  восприятия с  некоторым  предварительным  знанием)   ,  который   и  "осуществляет это  так называемое "прикрепление", акт реализации сознания  ".

  И  Гуссерль  крайне  не  убедителен  в  следующем  утверждении:

"В чем бы ни состояла эта апперцепция, какого бы особого способа подтверждения она ни требовала, очевидно одно — сознание даже в этих апперцептивных сплетениях, даже в этой своей психофизической сопряженности с телесным не утрачивает ничего в своей сущности, оно не способно вобрать в себя ничего, что было бы чуждо его существу"

   Это     лишь   заверения,  а  по  существу  же  важнейшее качество( свойство)   системы задается ,  вносится  в  нее  извне,   декларативно .  А это не  самая  лучшее  сопровождение  для  рассуждений  об  абсолютности  сознания ,  о его неспособности   вбирать  в  себя  что-то  ему  чуждое... 

 Не  вносят    ясности  и  следующие   разъяснения -  попытка   логически  вывести   из  пристегнутости  сознания к  телесному  индивидуальные  формы  реализации  абсолютного  по  сути  своей( как  она  понимается  Гуссерлем )  сознания.

 

 "Телесное бытие — это бытие ..., представляющее себя через посредство чувственного преломления. Само же природно апперципированное сознание, поток переживаний, данный как поток переживаний человеческий и животный... — все это, естественно, само по себе не становится чем-то являющимся через посредство преломления.

               И тем не менее сознание становится иным, становится составной частью природы. В себе самом сознание остается тем, что оно есть, его сущность абсолютна. Однако сознание схватывается не в такой своей сущности, не в этой его текучей "этости", — оно постигается как "нечто (как состояние)"; в таком своеобразном постижении конституируется своеобразная трансценденция: отныне являются состояния сознания тождественного реального человеческого субъекта, который в этих состояниях сознания изъявляет свои индивидуальные реальные свойства.... Итак, по мере явления природное психофизическое единство "человек" или "животное" конституируется как телесно фундированное единство — в соответствии с тем, как фундируется апперцепция. "

 Понятно ,   что  абсолютное,  абсолютизированное   сознание     сущность   не  самая удобная   для      отвлеченных   рассуждлений   и эту  абсолютность  приходится разбавлять,  индивидуализировать ,  наделять  его  возможностью  конституировать своеобразную трансцендентность…    Получается,  что   Гуссерль  идет  здесь  на   определенные   уступки, склоняется  в  определенном  смысле   к    классическому  восприятию  реальности... Но    к   переопределенному—    укутанному в облако  словесного  морока....

      "Как в случае любой трансцендирующей апперцепции, и здесь по мере(постижения) сущности необходимо осуществлять двойную установку. При одной установке схватывающий взор достигает апперципируемого предмета как бы проходя сквозь грансцендирующее постижение, при другой установке он рефлектирует само это постижение — это чистое постигающее сознание."

       Здесь  через  отсылку  к Канту  (трансцендентальная  аперцепция  -  постулат об  изначальном   единстве  сознания,  обеспечивающем  единство  опыта)   вводится    расщепление ( раздвоение)  установки ...  Но  ведь чисто постигающее   сознание    есть не что  иное, как   сознание  , вооруженное  рефлексией  второго  рода. В  первой  установке  постижение  это - трансцендитирование,  то  есть  отвлечение от  реальности   с помощью понятий.  Во второй  -   критическая  оценка  результатов  первой...  То  есть  махровая  классическая  схема   восприятия и  никакой  тебе  феноменологии,  хотя  во  второй стадии  можно    и разглядеть признаки  феноменологической   редукции.

           У  Гуссерля    кантовское  раздвоение    принимает  следующую  конкретную форму: " с одной стороны, психологическая установка, при которой естественно установившийся  взор направлен на переживания, например на переживание радости как на одно из состояний человеческих или животных переживаний. С другой стороны, перед нами сплетшаяся со всем этим как сущностная возможность феноменологическая установка, — она, рефлектируя и выключая трансцендентные полагания, обращается к абсолютному, чистому сознанию и тогда обретает пред собою апперцепцию абсолютного переживания..."Чистое" переживание чувства в известном смысле "лежит" внутри психологически апперципируемого, в переживании как человеческом состоянии...; оставаясь в своей сущности, чистое переживание принимает форму состояния, а тем самым интенциональную сопряженность с человеческим "я" и человеческой телесностью. "

Итак,     с  естественной, психологической    установкой  сплетена     установка  феноменологическая,  которая  "рефлектируя и выключая трансцендентные полагания, обращается к абсолютному, чистому сознанию и тогда обретает пред собою апперцепцию абсолютного переживания", то есть  открывает  возможность осознанного  восприятия абсолютного .

Рефлектируя и  выключая...   Но  почему выключая,  почему  не  условно  приостанавливая ( что  тождественно  ставя  под сомнение). Вот это  отключение  , разрыв   и  есть исток послегуссерлевского падения  философии.   Но Гуссерль  использует это отключение  для  ограничения  субъекта -  закабаления его в  сложнейшей    понятийной  системе . За  Рейном это  воспримут  как возможность полного  освобождения от  инерции апперцептивного,  осознанного  знания,  как  возможность  для вольных смысловых  импровизаций

   И вообще  это «чистое переживание принимает форму состояния» есть  не  что  иное,  как использование представления об  образе, знаке чистого переживания—но поданное  в изысканном  словесном  камуфляже.

     


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков