»Ќ“≈–≈—Ќџ≈  “≈ —“џ   2009 февраль

 

¬ќ«¬–јў≈Ќ»≈ в  ј“јЋќ√  »Ќ“≈–≈—Ќџ’  “≈ —“ќ¬(политика)  2008-2011    

    

 


јндрей  ураев ѕатриарх  ирилл  пора привыкать?

диакон, профессор ћосковской ƒуховной јкадемии

23 ƒекабрь 2008

 http://kreml.org/opinions/200541846

¬ 50 дней между кончиной ѕатриарха јлекси€ и выбором нового предсто€тел€ –усской ѕравославной ÷еркви вместитс€ и Ќовый √од и —в€тки. “о есть - неизбежный разгул гаданий и прорицаний.

Ќа этот раз часть из них будет замаскирована под "аналитику". — видом посв€щенных вполне светские "аналитики" будут раскладывать пась€нс с фотографи€ми митрополитов, гада€, кто из них кому "конкурент" и у кого "шансы предпочтительнее". ѕросто "—емнадцать мгновений зимы". Ќо у Ўтирлица по воле сценариста был доступ к личными делам изучаемых субъектов, и он знал, кто из "истинных арийцев" - обладатель "нордического характера".

” нынешних же религиоведов такого доступа нет. » винить их в этом даже не стоит. Ёто измерение церковной жизни и в самом деле закрыто дл€ постороннего взгл€да.  ак вы€снить, в чем отличие одного митрополита от другого, если публично они сами никогда об этом не говор€т?

 огда близ€тс€ выборы нового римского папы, западным наблюдател€м проще. —татус католического епископа требует, чтобы он посто€нно комментировал все событи€ церковной и светской жизни. ¬ итоге можно составить достаточно подробный "фоторобот" его предпочтений. ѕоэтому экспертное сообщество с цитатами и фактами в руках может говорить: "если такой-то "папабиле" станет папой, то в его политике по€в€тс€ такие-то акценты... ќн св€зан с таким-то университетом, таким-то монашеским орденом, така€-то его позици€ поддерживаетс€ епископатом таких-то стран, и поэтому его шансы таковы...".

Ќо православный епископ совсем не об€зан (по ожидани€м своей паствы и собственным представлени€м о своем служении) выступать в роли комментатора текущих событий. ќн - образ ¬ечности, а не "зеркало недели". ќн говорит о церковных традици€х и церковных праздниках, вновь и вновь повтор€ет св€тые библейские прописи. » под »родом он имеет в виду именно »рода, а не президента.

≈сли католический епископ не реагирует на политические событи€ - он кажетс€ неадекватным. ≈сли православный епископ начинает говорить о политике - он кажетс€ неуклюжим. » прихожане и наипаче светские люди в ответ пожмут плечами и в сердцах скажут - "батюшка, тебе молитьс€ что ли надоело, коль ты в политику полез?".

≈динственный православный епископ, который все же высказываетс€ по всему спектру общественных дискуссий -митрополит  ирилл. Ќо это работа у него така€, его церковное "послушание". ќн (на прот€жении уже 20 лет) - куратор ¬Ќ≈ЎЌ»’ св€зей ѕатриархии. Ётот его статус уникален. Ќо оттого и сравнивать его просто не с кем. ј, значит, и именовать именно его "модернистом", а кого-то иного - "консерватором" неуместно. —равнивать можно два слова, а не слово с молчанием.

“ем более трудно заметить и сопоставить взаимные личные отношени€ епископов (как "претендентов" между собой, так и меру их поддержки епископатом и духовенством).  ак определенный недуг нашей церковной жизни € расцениваю то очевидное обсто€тельство, что у наших иерархов практически нет личного выражени€ лица. ¬ ситуации выборов это означает, что на выборы идут люди без вн€тных программ.

“о, что все они православные, - пон€тно. „то все они люб€т ÷ерковь и не собираютс€ ее ломать, предавать, травматически "реформировать" - тоже пон€тно. „то все они желают блага ÷еркви -тоже пон€тно. Ќепон€тно лишь одно - на каком основании именно архиерей N считает, что именно он лучше других сможет управить церковный корабль. Ќикому (в том числе, возможно, и самому епископу N), непон€тно, ради чего он идет в патриархи, какие именно акценты он желает привнести в церковную жизнь, причем такие акценты что, в случае избрани€ патриархом другого епископа, эти акценты не будут найдены и реализованы, что, в свою очередь, приведет к негативным последстви€м дл€ ÷еркви... » оп€ть единственное исключение - митрополит  ирилл. «начит, оп€ть нет основани€ дл€ сопоставлени€ и анализа - кто же может быть ему "конкурентом" и ради чего.

“ак что на предсто€щем соборе будет выбор между именами ("им€ ÷еркви"), но не между программами.

¬тора€ сложность дл€ не совсем бесшабашного аналитика - заметить эти самые имена.  ак это ни странно, но претендентов на патриарший престол просто нет. Ќикто из епископов не выдвигал себ€ в кандидаты. Ќикто не за€вл€л о своем желании или хот€ бы согласии зан€ть высшее место. “ак что церковные выборы не похожи на светские. Ќикто не подает за€вок в ÷ентризбирком: "выбери мен€!".

Ќу, на каком основании с первого же часа кончины ѕатриарха јлекси€, светские —ћ» стали говорить о том, что "борьба развернетс€ между митрополитом  ириллом и митрополитом  лиментом"? ѕомнитс€, 4 года назад те же газеты писали, что назначение владыки  лимента на пост ”правл€ющего делами ѕатриархи - больша€ победа митрополита  ирилла. ћол, ему удалось поставить своего заместител€ и единомышленника на ключевой пост в другом церковном департаменте.

“ак на каком же основании человека, который 15 лет был правой рукой митрополита  ирилла, теперь объ€вл€ют его соперником и идейным оппонентом? ј также - на каком основании глава ќтдела внешних св€зей предстает как "экуменист и модернист", а его многолетний первый заместитель получает €рлык (или звание) "ортодокса"?

“реть€ особенность церковных выборов состоит в том, что в них исключена критика "конкурента". Ќе то что сейчас, до —обора, но и по ходу заседаний —обора никто из выдвинутых кандидатов не станет выступать с критикой других. ≈динство ÷еркви - выше личных амбиций. ’очет епископ ј. выдвинуть кандидатуру епископа Ѕ - он может о нем говорить хорошо. Ќо он не может при этом говорить плохо о епископе √.  стати, у католиков на конклавах, избирающих ѕапу, запрещено даже это. Ћюди говор€т о погоде и голосуют тайно, не объ€сн€€ мотивов своего голосовани€. ¬се равно ведь мир епископата (как православного, так и католического) довольно закрыта€ корпораци€, внутри которой надо будет работать при любом избранном  ормчем. “ак же и ѕоместный —обор 1990 года решил исключить любые критические отзывы о кандидатах.

»так, к неудовольствию аналитиков, никто из потенциальных кандидатов не скажет "я не такой как прочие люди".

¬ этих услови€х просто не может быть "компетентного прогноза".

ћое же, не-компетентное мнение, таково.

 ажетс€, чаша весов склон€етс€ в пользу митрополита  ирилла. Ќо это отнюдь не означает, что все решено. “о, что так нравитс€ в митрополите  ирилле светским люд€м, может вызвать настороженное отношение к нему у людей слишком церковных. ” него не-общее выражение лица. ќн не равен своему титулу и сану. Ќе растворилс€ в нем. Ёто крайне редкое в –оссии сочетание: интеллектуал, облеченный властью. ¬ластна€ мысль. ƒаже телезритель при слышании речи митрополита  ирилла не сможет не вспомнить евангельское определение: "он говорит как власть имеющий".

ќн пашет сам и несомненно заставит думать и работать других. ¬озглавл€емый им департамент внешних церковных св€зей, по правде говор€, - единственна€ и в самом деле работающа€ структура церковного управлени€.

«ахот€т ли епископы поставить над собой характерного человека, у которого помимо общей дл€ всех них православной веры есть и свои личные взгл€ды на многие проблемы церковной и светской жизни, и есть очевидна€ жажда работы?

¬от главный выбор собор€н: преодолеют ли они соблазн избрать "бо€рского цар€"? ¬ –оссии так мотивированные выборы кончились —мутным временем. –ечь ѕосполитую они вообще довели до могилы. –оссию спасло лишь, что ћихаил –оманов, избранный за то, что казалс€ тихим провинциальным мальчиком, стал (не без помощи своего отца - патриарха ‘иларета) твердым правителем.

¬от и сейчас выбор предстоит между личным комфортом некоторых избирателей - и судьбой страны... ¬еро€тность того, что —обор изберет митрополита  лимента - в районе нул€.

ѕричина в том, что ѕатриарх јлексий сам в течение 25 лет был управл€ющим делами ѕатриархии при двух стареньких или пассивных патриархах. ќн прекрасно понимал значение этого ключевого поста и потому с крайней осторожностью довер€л его кому-то другому. ¬ середине 90-х эта должность просто была вакантной, а патриарх сам т€нул эту столь привычную дл€ него л€мку в дополнение к своим новым об€занност€м. «атем же этот пост занимали митр. —ергий (ныне ¬оронежский) и митр.  лимент - люди тихие, скромные, непубличные и весьма скованные (в т.ч. патриархом) в своих словах и действи€х.

4 года своей работы в ѕатриархии митр.  лимент потратил прежде всего на реализацию проекта "ќсновы православной культуры - в школу". ѕо причинам, в значительной степени не завис€щим от него, итоги этой активности оказались неутешительными. »з министерства образовани€ и науки за это врем€ были уволены все те, кто мог бы симпатизировать этому проекту. Ѕлизость министра ‘урсенко к ѕутину €вл€етс€ секретом ѕолишинел€", и потому приходитс€ признать, что с высшей светской властью отношени€ владыки  лимента сложились не самые лучшие.

ј высша€ церковна€ власть вр€д ли хотела по€влени€ р€дом с собой своего же дубликата. ѕотому калужский митрополит ни через  ремль, ни через ѕатриарха практически не мог оказывать реальную помощь провинциальным епископам и тем самым приобретать симпатии будущих выборщиков.

¬ свое врем€ митр. јлексий реально помогал провинциальным владыкам защищатьс€ от произвола местных коммунистических чиновников - и эта тиха€ помощь и вознесла его на патриаршую кафедру.

ћитр.  ирилл также имел возможность оказывать эту ежедневную помощь архиере€м. ќна могла быть небольшой, но все равно пам€тной (помощь в организации виз и зарубежных поездок). Ќо она бывала и весьма серьезной - потому что региональные светские власти уже давно воспринимают его как человека, вход€щего и вхожего в самые высокие московские элиты, а потому его визиты в далекие епархии становились событи€ми в местной церковно-общественной жизни. ј губернаторы прислушивались к его просьбам о нуждах местных церковных общин.

“акже надо учесть, владыка  лимент получил свое новое назначение в 2004 году - когда главной темы жизни страны было "укрепление вертикали власти". “ем же ему поручили заниматьс€ в ѕатриархии. —оответственно, стиль его общени€ с региональными кн€зь€ми ÷еркви был достаточно жестким и требовательным. ѕон€тно, что симпатий к нему это также не прибавл€ло.

ѕоскольку же митрополит  лимент тесно св€зал себ€ с продвижением проекта "ќснов православной культуры", а прогресса в его реализации нет, то церковными избирател€ми он будет восприниматьс€ на данный момент скорее как неудачник, а не как удачный лоббист стратегических церковных интересов. Ѕолее того, в ходе переговоров с ћинобром митр.  лимент про€вил очевидную и неожиданную уступчивость: "основы православной культуры" задумывались как культурологический светский предмет, предназначенный (в силу своей светскости) дл€ всеобщего школьного изучени€, а в последние годы митр.  лимент говорит о нем лишь как о "духовно-нравственном" предмете, изучать который будут только "дети из православных семей". Ќо така€ возможность и так предусмотрена законодательством аж с 1990 года...   “ак что вр€д ли на соборе выбор будет совершатьс€ именно между двум€ митрополитами  .

јльтернатива митр.  ириллу может быть не личностной, а "корпоративной". ≈динственна€ возможность у кого-то из епископов собратьс€ до собора дл€ разработки плана совместных действий на соборе есть лишь у зарубежных епископов. ћогут быть проведены заседани€ —инодов (а, может, и архиерейских соборов) ”краинской и –усской «арубежной ÷ерквей.

«арубежна€ ÷ерковь вр€д ли станет выдвигать кандидата из своей среды. »з русских же архиереев им наиболее знаком и митрополит  ирилл - именно он вел с ними переговоры о воссоединении. ќн смог их убедить их в 2007 году, так что вполне возможно, что именно ему они отдадут голоса и в 2009-м.

”краинска€ делегаци€ (треть голосов на —оборе) может выдвинуть своих кандидатов. Ќо тут есть р€д не€сностей.

ѕерва€ - согласитс€ ли сам митр. ¬ладимир, обремененный серьезными болезн€ми, на склоне лет к прин€тию столь серьезной и новой дл€ него нагрузки, пожелает ли он вживатьс€ в проблемы другой страны?

¬тора€ - готова ли ”краинска€ ÷ерковь двигать своего человека в ћоскву ценой собственной дестабилизации? ј именно это ждет ее при переезде  иевского митрополита ¬ладимира в ћоскву. ќн был кандидатом еще в 1990 году и набрал голосов почти столько же, сколько ставший патриархом јлексий. » сегодн€ он пользуетс€ безусловным уважением во всем епископате и духовенстве ”краинской ÷еркви, и даже у оранжевых властей. ƒругого же столь €вного лидера - даже дл€ самой себ€ - ”краина дать сегодн€ не может. ѕеред лицом неотвратимого дефолта, самоликвидации правительства и вообще всей светской власти в стране, может ли она рискнуть еще и тем, что вышлет за свои пределы единственного общенационального лидера?

“реть€ - готова ли будет –осси€ проголосовать за иностранца (увы, ”краина пока все еще заграница) в качестве своего патриарха?

Ќаконец, не не€сностью, а, напротив, очевидностью, €вл€етс€ нежелание российских епископов голосовать за епископа јлександра (ƒрабинко). Ётот совсем молодой епископ с детских лет был ближайшим помощником и келейником митр. ¬ладимира. ≈п. јлександр - человек талантливый, но, значит, и "идейный". » свои представлени€ о том, что €вл€етс€ благом дл€ ”краинской ÷еркви, он очевидно и эффективно проводит через киевского митрополита, с годами все более прислушивающегос€ к его советам. ѕри переезде в ћоскву митр. ¬ладимир не оставит своего "сына" в  иеве. «начит, голосу€ за митрополита ¬ладимира, члены собора будут понимать, что по сути они став€т над собой јлександра ƒрабинку. » вр€д ли в этой ситуации собор€не не вспомн€т термин "временщик".

ѕопытка же выдвинуть другого консолидированного кандидата на московский престол будет выгл€деть неэтично - по сути это будет номинаци€ "преемника" при еще живом митрополите ¬ладимире. “от же еп. јлександр этого не допустит.

20 декабр€ совещание украинских епископов в  иеве составило обращение к митр. ¬ладимиру с просьбой не отказыватьс€ от выдвижени€ его кандидатуры на московском соборе. ћне представл€етс€, что в свете вышесказанного это серьезный ход ”ѕ÷, направленный на облегчение пути к патриаршеству дл€ митрополита  ирилла. ќбъединив весь украинский епископат вокруг своего имени, митрополит ¬ладимир заблокировал выдвижение других кандидатов с ”краины и от ”краины. ј в решающую минуту, веро€тнее всего, он передаст свои голоса владыке  ириллу.

ћожно перебирать шансы других членов —инода, но аргументы, работающие против них, будут из числа вышеперечисленных. ” них не было возможностей реально помогать провинциальным епископам. ѕри этом как люди, наход€щиес€ на виду, они совершали те или иные поступки, становившиес€ досто€нием внутрицерковных и светских пересудов. ј поскольку при активной работе нравитьс€ решительно всем столь же решительно невозможно, то и отношение к ним соборных избирателей будет разным.

¬ итоге € могу предположить только одну альтернативу митрополиту  ириллу. Ёто архиепископ -ский. Ќет, € и сам не знаю его имени. ¬се синодальные кандидаты - люди, относ€щиес€ к другому поколению, нежели большинство епископата. —инодалы свой епископский (и даже синодский) путь начали в советские голы. Ѕольшинство же провинциальных епископов рукоположены уже патриархом јлексием в постсоветское врем€ (120 из 180). ќни более консервативны и внутренне более свободны. —тарые синодалы дл€ них - слишком "классики", те, чьи портреты приелись еще в школьно-семинарские годы.

¬ общем, на соборе возможен "епископский бунт". ћолодые епископы могут отдать свои голоса не-столичному не-синодалу не-публичному не-политику, которого выдвинут из своей среды. ѕричем этот архиепископ даже и не будет знать, что ему прочат. Ёто может быть тихий, светло-монашеского облика человек, сам и не помышл€вший о собственном возвышении. Ќо если им€ такого человека окажетс€ в списке, то у него может оказатьс€ изр€дное и даже победное количество голосов. »менно в нем соборное большинство может узнать лицо ÷еркви таким, каким оно и грезитс€ во внутрицерковных мечтах.

 огда-то императоры ¬изантии и –оссии вызывали из глубинки отшельников и подвижников и ставили их на патриаршее место (последний такой случай был в конце 19 века со св. »ннокентием ¬ениаминовым: он всю жизнь был миссионером дл€ камчадалов и алеутов, и в награду за свои многолетние подвиги, ставшие известными императрице, был вызван на престол московских митрополитов). ¬друг такой же окажетс€ судьба епископа “омского или —ахалинского?

—жатые сроки подготовки собора не позвол€т региональным владыкам договоритьс€ между собой. ѕоэтому такой вариант событий возможен лишь как "инсайт". ѕеренасыщенный раствор вдруг встр€хивает волна - и происходит мгновенна€ кристаллизаци€. “ак может произойти и на архиерейском соборе.  то-то может назвать такое им€, что многие участники собора, порывшись в своей пам€ти, не найдут в прошлом этого епископа никакого негатива. Ћицо доброе. Ћичные отношени€ с ним - спокойно-благожелательные. ѕравославие и благочестие - несомненные.

¬ глазах многих избирателей митрополит  ирилл имеет огромные плюс, но и минусы: слишком €рок, слишком рационален, слишком убедителен и неопровержим в очных дискусси€х, слишком "экуменичен". » возникнет выбор: личностный портрет или "икона" без видимых изъ€нов и без предъистории...

¬прочем, в тихом омуте могут и черти водитьс€. —реди благочестивых архиереев, умил€ющих людей своим "градо-китежским" видом и говором, могут быть люди трех весьма разных складов.

ѕервый - это насто€щий монах, искренне полагающий, что верность древним образцам поможет преодолеть сегодн€шние трудности.

¬торой тип - постник-каннибал, сочетающий личный аскетизм с дикой безжалостностью к подчиненным им св€щенникам.

» третий тип - актер. Ћицемер, который, зна€, что церковный майнстрим хотел бы видеть на высшем посту тихого молитвенника-печальника, сознательно конструирует этот образ из себ€ (сам-себе-имиджмэйкер).

 стати, на ”краине епископов такого склада € не знаю. “ут если некий епископ - "жизнелюб", то он этого не скрывает. ј вот в –оссии есть епископы с полным разрывом частной и публичной жизни. ѕолное отсутствие запретов дл€ себ€ в своей келье и в своем кругу, - и печально-атеистическа€ маска дл€ посторонних (в том числе прихожан и ѕатриархии).

Ќадеюсь, —обор сможет отличить одно от другого. ј вообще »збиратель только ќдин. » ќн уже свой выбор сделал. » кто бы ни был избран - он будет от Ѕога. ѕросто ќн может быть благословением, а может быть наказанием Ѕожиим.

ƒл€ будущего ÷еркви, кстати, почти безразлично, кто из этих трех "консервативных" типов станет патриархом. ¬се три склада характера исключают интерес к миссионерству и молодежи.

»скренний монах слишком погружен в молитву и самоощущени€, чтобы тратить свой внутренний покой на вторжение в мирские бури.

Ћицемеру все неинтересно, кроме его карьеры и имиджа.

” каннибала интерес лишь потребительский.

«абудем про последние типажи. Ќо и в первом, лучшем, случае есть опасность, что патриарх "иконического" склада будет считать себ€ исключительно пастырем уже православных людей, решать чисто внутрицерковные дела, не рассчитыва€ на обращение страны вообще и молодежи в частности.

”же дважды € упом€нул про молодежь. ј речь вроде бы идет о выборе "старца" (патриарх   в переводе - "глава отцов")+ ƒело в том, что выбор —обора определит не просто судьбу одной из сотен религиозных организаций –оссии. –ечь идет обо всей стране. Ќе "им€ –оссии", а судьба –оссии выбираетс€ в этом €нваре.

¬ыборы придутс€ на "дни начала конца" (ставшего привычным за последние годы уклада жизни). ‘инансовый кризис в 2009 году перерастет в социальный, социальный - в политический, а в р€де регионов мира (не без помощи —Ўј) и в военный. ¬ шторм ÷еркви понадобитс€ сильный кормчий ("кормчий" - слово из церковного лексикона, не из сталинского. — "кормом" оно не имеет ничего общего. —корее оно св€зано с кибернетикой. " ормчий" - калька с греческого "кибернетис" - управл€ющий. ¬ русском оно св€зано со словом "корма", т.е. местом, где находитс€ рулевой, прав€щий ладью).

Ќо самый серьезный кризис –оссии 21 века - это кризис демографический.

Ќа вопрос "что же будет с –одиной и с нами", ответ прост: будущее у –оссии €сное, короткое и печальное. –оссии осталось не больше 50 лет. » этот ответ € беру не из видений "старцев", а из математики.

ѕри рождаемости 1,2 ребенка на семью   прогноз очевиден: у четырех бабушек и дедушек останетс€ один внук. Ћюди оставл€ют по себе вдвое меньшее число своих детей и вчетверо меньшее число своих внуков. ¬от лишь один камешек из этого демографического обвала: данные о числе школьников в богатейшем  раснодарском крае: 2000/2001 учебный год - 690 817; 2001/2002 - 663 816; 2002/2003 - 633 337; 2003/2004 - 593 481; 2004/2005 - 551 376; 2005/2006 - 518 157; 2006/2007 - 492 870 . «а семь лет школьников стало меньше почти на треть+ » это за годы самого стремительного роста ¬¬ѕ!

ѕосле 20-ти лет перестройки и реформ наконец обозначилась наша долгоискома€ национальна€ иде€: выжить бы... —трана тихо умирает под громкие звуки рекламных пауз.

”же в 90-е годы –осси€ прин€ла 11 миллионов мигрантов (в среднем по 781 000 человек в год) - это третий показатель в мире после —Ўј и √ермании .

"ѕо прогнозам, на середину нынешнего столети€ число иммигрантов и их потомков в –оссии, нравитс€ нам это или нет, превысит половину ее населени€. ¬ результате к 2050 году –осси€ превратитс€ более чем наполовину в мусульманскую страну. ¬ыражение "исламска€ опасность" - не наш лексикон" . Ёто демонстрирует дивную "диалектическую логику" ¬ладимир ƒергачЄв. ћол, трамвай нас все равно задавит, но именно поэтому мы с рельса сходить не будем и поприветствуем вагоновожатого!

–осси€ (если в нее не переедут жить китайцы) будет или мусульманска€ или православна€ (и в том и в другом случае будет значительна€ и вли€тельна€ втора€ религиозна€ община). Ќо она уже не будет атеистически-либеральной. јтеисты вымрут как мамонты и причем по собственному желанию. Ќе хочешь "нищету плодить"? - „то ж, твой единственный ребенок в родном городе станет ино€зыким меньшинством... ј вот один московский батюшка на вопрос о демографическом кризисе ответил недоумением: " ризис?  акой кризис? √де кризис? Ќе вижу его! ” мен€ на приходе рождаемость выше, чем в ≈гипте!".

Ќо если многодетные семьи почти исключительно у религиозных семей, то, значит, именно в их убеждени€х - шанс на спасение –оссии. » эти дето-творные убеждени€ должны быть распространены как можно больше. ”беждать в этом бабушек (наших традиционных прихожан) - поздновато. «начит, вера должна оказатьс€ убедительной дл€ детей и молодежи.

» кто же из наших епископов может влюбить молодежь в ѕравославие?  то сможет дать ей пон€ть, что православие - это и их мир, что православие не только прошлое, но и будущее –оссии?

¬ 21 веке патриарх должен быть миссионером. ƒа, € не просто "анализирую расклад сил". я мечтаю о том, чтобы патриарх стал моим коллегой (или чтобы мой коллега стал ѕатриархом). ѕатриарх должен быть не просто далеким телевизионным образом или именем, возносимым за Ѕогослужением. ≈го слова и аргументы должны быть запоминающимис€. “аким, чтобы студенты могли бы потом пересказывать друг другу содержание случайно услышанной патриаршей речи. Ёто означает, что слово должно быть таким, чтобы его хотелось запомнить и передать другим. ƒл€ этого оно должно быть смысло-наполненным и в этом смысле самосто€тельным, т.е. независимым от личного обо€ни€ говор€щего и от обстановки, в которой он его произнес.

¬ дни прощани€ с патриархом јлексием все издани€ искали что-то €ркое в его служении. » при этом не смогли дать записи какой-то запоминающейс€ речи или проповеди. Ќе нашлось и людей, которые сказали бы о том, что именно проповедь ѕатриарха пронзила их сердце. √оворили о его замечательно светлых глазах, о внутренней (как бы до-революционной) культуре, о человеческом оба€нии, которое раскрывалось через личное общение+ Ќо не о том, что должно быть важнейшим у преемника апостолов и служител€ —лова.

—олженицын говорил, что –осси€ исчерпала свой лимит на революции. ¬ерно. Ќо и ÷ерковь исчерпала свой лимит на застой. ¬полне по-горбачевски митр.  ирилл сказал студентам ћосковской ƒуховной јкадемии: "” нас с вами нет времени дл€ раскачки и благодушествовани€, дл€ лени и разгильд€йства, дл€ прожигани€ жизни. Ќам √осподь этого времени - не дал". ѕонимаю, что сравнение с √орбачевым не очень лестно, но все же митрополит очевидно умнее упом€нутого государственного мужа, а потому он не приведет ÷ерковь к итогу столь же печальному, какой "перестройка" обрушила на страну по имени ———–.

ѕонимаю, что вымирание русского народа (а наипаче его нынешнего либерально-неверующего большинства) тревожит не всех. Ќо члены православного собора воспринимают эту демографическую мутацию именно как катастрофу. ¬ыбира€ нового патриарха, они должны понимать, что могут просто вычеркнуть русский народ из списка государство-образующих наций. ќни выберут патриарха на ближайшие 20 лет (столько обычно правили русские первоиерархи в 20 веке). » если это будут годы благочестивого скольжени€ по рельсам внутрицерковных преданий, если и за эти годы ÷ерковь не сможет влюбить в себ€ и свою веру молодежь, то потом у –оссии уже не будет возможности, времени и сил что-то радикально поправить в своей ставшей столь короткой судьбе.

¬ дни прощани€ с патриархом јлексием в интернет-блогах выплеснулось неверо€тное и неожиданное количество совершенно немотивированной ненависти к ушедшему. ћатерна€ ругань, карикатуры, злорадство... » это - в адрес 80-летнего старика, который никогда с этими юзерами не встречалс€ и ничего плохого им не сделал. Ќемотивированна€, а потому - бескорыстна€, чистейша€ ненависть.

ќбитатели интернета - это молодежь. Ёто люди с деньгами и с образованием. —о стабильным социальным статусом и карьерными перспективами. —тановой хребет пост-индустриального информационного общества. ¬от они и подставили нам зеркало: "“ак, вы, попы, нами смотритесь! “ак мы о вас думаем и вот туда мы всех вас посылаем!".

» это злое улюлюканье вслед ушедшему патриарху - это тоже итог "второго крещени€ –уси". »тог, который   весьма заглушает фанфары официальных цифровых отчетов: "столько храмов возрождено, столько монастырей отстроено!".

 омсомольцы 80-х, если бы у них был свободный интернет, так не отзывались бы на смерть тогдашнего патриарха... ј, значит, это уже задача дл€ патриарха нового - найти слова и аргументы, которые смогли бы совершить ментальную революцию. я имею в виду переход от выражени€ "ваша ÷ерковь" - к "наша ÷ерковь".

"»конический" епископ скажет: "благочестие всегда гонимо", и тем самым замажет острейшую проблему универсальным ответом. Ѕолезненно переживает отторжение молодежи от ÷еркви, кажетс€, только 62-летний митрополит  ирилл+ », наконец, третий кризис, которого не избежать нашей ÷еркви. »м€ ему - глобализаци€. ћир интернета и цифрового телевидени€ -это мир свободного перемещени€ идей, а, значит, их конкуренции. ÷арь не вырвет €зык у еретика и интернет-полици€ не завалит сайт Єрника-антиклерикала.

Ќа той же встрече со студентами ћестоблюститель сказал: "–осси€ вступает в очень опасную эпоху глобализации. ¬ эту эпоху выиграет тот, кто будет сильнее, потому что уничтожаютс€ существующие границы, и в будущем их будет еще меньше. Ќикого нельз€ будет силой лишить возможности говорить, убеждать, использовать средства массовой информации. ѕридет цифровое телевидение, оно предоставит возможность иметь сотни телевизионных каналов. Ќу, кому вы запретите говорить? Ёто будет пр€мое столкновение идей и духа. ¬се это может кончитьс€ апокалипсисом, если мы с вами будем слабы, если мы проиграем это реальное соприкосновение сил и идей. ћы не должны этого допустить. ” нас с вами нет права проиграть историческую битву за –оссию.  ак мы говорим, что есть часть вины у –усской ÷еркви за трагедию 17 года, так не дай Ѕог, если будущие поколени€ скажут, что у –усской ÷еркви снова была часть вины за разрушение духовной традиции —в€той –уси. ћы исторически уже многие битвы проиграли как страна и даже как церковь. Ќо нам предсто€т очень серьезные духовные сражени€"

» кто же еще из наших епископов имеет мужество и честность говорить о возможном поражении ÷еркви? Ќе чаще ли звучит заклинание о том, что "–осси€ возродитс€ и всех победит!"? Ќу, а раз –осси€ и ÷ерковь обречены на историческую победу, то и напр€гатьс€ особо не стоит, пусть все течет от юбиле€ к юбилею+ » кто из епископов (кроме  ирилла) сможет быть публичным защитником ÷еркви и ее веры? Ќе просто молитвенником, не просто сокровенным переговорщиком ("мистиком" в придворно-византийском смысле этого слова - "тайным советником" императора)?

¬с€ жизнь митрополита  ирилла - это дискусси€.  огда ему было 9 лет, весь его класс "вступали" в пионеры. Ѕудущий митрополит отказалс€. ≈го уговаривают, и в ответ слышат: "ћарь ¬анна, да € согласен! ” мен€ только один вопрос: а можно € в этом галстуке буду в храм ходить?". Ќа этом вопрос о пионерстве был сн€т. » в этой реплике - весь будущий митрополит. ќн отсто€л ортодоксальную позицию, но с помощью неожиданно-нового аргумента.

«атем как ректор ƒуховной јкадемии 10 лет он ведет непубличный диалог с железобетонными большевиками, которые пробовали управл€ть церковной жизнью Ћенинграда (в итоге его в 1985 году снимают с ректорства и из Ћенинграда посылают в  алининград - при том, что в  алининградской области просто не было ни одного действующего православного храма). ќн вел дискуссии с католиками и протестантами, либералами и "зарубежниками". » в итоге стал единственным человеком, в присутствии которого даже ѕознер ведет себ€ прилично...  ƒа, митрополит  ирилл властен. Ёто видно даже через телеэкран. Ќо в шторм уступчивый и тихий капитан просто опасен дл€ всего экипажа. » властность бывает разна€. ћитрополит  ирилл свою жизнь подчинил идее и ради этой, церковной идеи он готов идти вверх.

—реди же тех, кого молва считает его оппонентом, есть не менее властные люди. Ќо, честно говор€, в некоторых случа€х невооруженным глазом видно, что этот человек делает карьеру только ради самого себ€. ќн и сам не знает, зачем бы именно ему становитьс€ патриархом, не знает, что он хочет и мог бы сказать миру и ради чего он использовал бы патриаршую власть. "«ачем тебе патриарший жезл? - ј шоб було!".

» еще, дл€ того, чтобы сохранить корабль в шторм, надо честно этот шторм видеть и предвидеть. ¬ других епископах слишком много благодуши€+ ј митрополит  ирилл мог бы стать "кризисным менеджером". Ќе в том смысле, что сама ÷ерковь в кризисном состо€нии (хот€ и тут болезней немало, и о болезненном состо€нии церковной жизни честно говорил сам ћестоблюститель на встрече с семинаристами). Ўторма придут на ÷ерковь из светского мира.

ѕоразительно, но уже в речи при погребении патриарха јлекси€ митрополит  ирилл сказал нечто совсем непривычное дл€ нашей иерархической риторики. ќн говорил не только о молитве, мудрости, опыте ÷еркви, красоте и глубине веры... ќн говорил о силе ÷еркви, а, значит, о ÷еркви как силе. "ѕатриарх јлексий прин€л церковь, ослабленную дес€тилети€ми гонений, притеснений, церковь, котора€ неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. ѕодобно больному человеку, который долгое врем€ лежал в кровати и которому потом предложили встать, ÷ерковь наша, встава€, была слаба. Ќо в то же самое врем€ огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну и слаба€ русска€ церковь должна была прин€ть на себ€ эти вызовы, не потер€ть свой народ. » сегодн€ патриарх јлексий оставил другую ÷ерковь. ќна больше не немощна€, не слаба€, у нас не дрожат больше руки и ноги, потому что миллионы людей осознали, что без Ѕога и правды ≈го не может быть и человеческой правды. –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь - единственна€, кто сохран€ет традицию пам€ть и ценности —в€той –уси, духовную красоту и —»Ћ” той традиции, котора€ нас всех воспитала".

» говорил это митрополит без бумажки, а, значит, из глубины своих убеждений.

¬ иной ситуации такие слова, сказанные с такой интонацией, да еще и в присутствии высших властей страны, могли бы означать скорую ссылку дерзкого иерарха. Ќо признаков негативно-властной реакции не наблюдаетс€.

—ветска€ власть подчеркнуто стоит вдали от церковных выборов и €вно не собираетс€ отказыватьс€ от принципа свободы совести.

 роме того, в преддверии неизбежного социального кризиса власти нужны сильные союзники. ј опиратьс€ можно только на то, что сопротивл€етс€. ≈сли патриарх будет назначен  ремлем, если он будет откровенно уступчив, если он будет малоизвестен народу, то как его слово сможет поддержать гражданский мир в случае обострени€ кризиса?


ћитрополит  ирилл - типичный младоконсерватор. ќ политиках на ѕатриаршем престоле

—трого говор€, мое предпочтение митр.  ириллу определ€етс€ тем, что по своим возрени€м он типичный "младоконсерватор" и насто€щий, неоперетточный русский националист. ≈го младоконсерватизм состоит в том, что он выступает за традиционные ценности и, при этом, за преобразование мира в соответствие с традиционными ценност€ми.

ќн поддержал "–усскую ƒоктрину" всей силой своего авторитета. "–усскую" заметим, а не "российскую". ќн выступил инициатором учреждени€ праздника 4 но€бр€ и всего что это повлекло за собой дл€ русского национального движени€. ”же одно это просто об€зывало бы мен€ поддерживать его даже если бы € к нему лично относилс€ плохо.

—кажете, это всЄ добродетели политика, а не иере€. Ќо скажите, кто из русских патриархов не был политиком? ѕатриарх все€ –уси чисто политическа€ - более того - государственна€ должность. ¬ отрыве от этого русское патриаршество как патриаршество смысла не имеет.

—в. патриарх »ов был политиком.
—в. мученик патр. √ермоген был выдающимс€ политиком, национальным де€телем и политическим борцом.
ѕатриарх ‘иларет –оманов был прежде всего, на 90% политиком, причем очень и очень крупным.
ѕатриарх Ќикон был политиком, причем выдающимс€. ћогут сказать, что политика его и привела к неуспеху - но это не так.  ак политик, он вступил в противоборство с царем и с антицерковными бо€рами и вел себ€ достойно, как мученик. ј церковный раскол был результатом не его политиканства, а того, что он вз€лс€ выполн€ть дурную затею сложившегос€ вокруг цар€ кружка реформаторов, часть из которого потом сменила позиции и возглавила старообр€дцев.
ѕослениконовские патриархи были политиками, в частности »оаким, поддержавший ѕетра в споре с —офьей.
—в€титель исповедник патриарх “ихон был политиком, сумевшим отсто€ть ÷ерковь в ужасный период революции и обновленчества.
— патриархом —ергием вообще все пон€тно - это один из крупнейших политических де€телей советского периода.
ѕатриарх јлексий I был политиком, хот€ и не слишком сильным.
ѕатриарх ѕимен да, политиком не был, но брежневска€ эпоха вообще к политике не располагала и всех политических людей что в партии, что в ÷еркви систематически гасили.
ѕатриарх јлексий II был политиком имиенно такого стил€, какой отметил Ўевченко. ≈му надо было пройти по минному полю.
Ќо сейчас, на открытой местности, просто нельз€ двигатьс€ теми же темпами, что по минам.

“ак что не обманывайтесь, идут выборы на политическую должность.

ј что касаетс€ "переноса светских методов в церковную кампанию", то его и не происходит. ѕереносом было бы отсутствие кампании и назначение победител€ заранее.

» еще о политиках на ѕатриаршем престоле.

 

ЂЅывшим брати€м нашим, ныне же и не ведаем, как и назвати вас, понеже во ум наш не вмещаетс€ сотворена€ вами, ни слухи наши никогда же таковых при€ша, ни в летописаниих видехом, какова€ невместимое человеческому уму соде€шас€ вами!  то о сем не удивитс€, или кто не восплачет?!

ќстав€ веру, в ней же родишас€, в ней же и крестишас€, в ней же и воспитани быша Ч воистинну исполнь чуда, в таковем разуме и хитрейша, и крепчайша верою к Ѕогу всех €зык Ч ныне безумнее всех €вишас€; оставльше свет Ч во тьму отпадоша, оставльше живот Ч смерти припр€гошас€, оставльше надежу будущих благ и безконечнаго блаженнаго живота и царства небесного Ч в ров отча€ни€ сами си ввергоша, и аще и живи, а отпадением от веры, паче же и от Ѕога, Ч мертви суть.

  тому же и се во удивление приводит нас: кто таков немилосерд когда быв к своим родителем, и сам к себе, и к женам своим, и к детем, и к домочадцем Ч что те, которые самохотением от славы Ѕожий и от веры отпали, и от присных своих разлучилис€, и домы сво€ сами разорили, паче же и себе самих?!

≈ще же страшно и рещи Ч ни в писаниих бо сего обретохом, и в слухи в наша такова€ не внидоша, ни отцы наша о сем нам не возвестиша, €же содеваютс€ от вас ныне в лета наша! ћы чаем, что здрогнетес€, и воспр€нете, и убоитес€ праведного и нелицемерного судии Ѕога, и к пока€нию прибегнете, и у возлюбленнаго Ѕогом цар€ государ€ отпущение винам своим испросите.

¬ы же не тако, но противно сему содеваете и отнюдь несть страха Ѕожи€ пред очима вашима. ¬еру свою, €ко же рехом, в ней же родишас€, и крестишас€, и воспитани быша, и вс€ полезна€ от Ѕога и от христи€нских государей царей воспри€ша Ч ту ж и разор€ете, и св€ты€ церкви и образы Ѕожи€ обругаете, и сродственны€ сво€ крови проливаете, и землю вашу хощете конечно пусту сотворити, забывше си€, €ко с нами Ѕог и есьмы по милости его у него и с ним, и молитвы преславны€ владычицы наше€ Ѕогородицы и св€тых Ѕожиих угодников помогают нам, и ангели наши хранители неотступно нас хран€т, понеже не отступихом от Ѕога.

¬ы же всех сих благих отпадосте и чюжи бысте. » €ко во мраце и тьме, и не €ко во дни, но €ко в нощи пребывание ваше. » несть в вас радости и весели€, но печаль, и плач, и воздыхание, и болезнь, понеже отпадосте от Ѕога, и не смеете призвати св€таго имени его, понеже остависте его, да той и не послушает вас, понеже отвергостес€ его и паки востасте на веру, и на люди, и на вс€ любима€ ему.( Read more... )

ѕатриарх √ермоген/. ѕосле 17 феврал€ 1609 г.

 



 

13/26 окт. 1918

"¬се, вз€вшие меч, мечом погибнут" (ћф. 26, 52)

Ёто пророчество —пасител€ обращаем ћы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себ€ "народными" комиссарами. ÷елый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину окт€брьской революции. Ќо реками пролита€ кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.

«ахватыва€ власть и призыва€ народ доверитьс€ вам, какие обещани€ давали вы ему и как исполнили эти обещани€?

ѕоистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (ћф. 7, 9-10). Ќароду, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир "без аннексий и контрибуций".

ќт каких завоеваний могли отказатьс€ вы, приведшие –оссию к позорному миру, унизительные услови€ которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? ¬место аннексий и контрибуций велика€ наша –одина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в √ерманию не вами накопленное золото.

¬ы отн€ли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. ¬ы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту –одины, бежать с полей сражени€. ¬ы угасили в сердцах воодушевл€вшее их сознание, что "больше се€ любве никто же имать, да кто душу свою положит за друга сво€" (»н. 15, 13). ќтечество вы подменили бездушным интернационалом, хот€ сами отлично знаете, что, когда дело касаетс€ защиты отечества, пролетарии всех стран €вл€ютс€ верными его сынами, а не предател€ми.

ќтказавшись защитить –одину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. ѕротив кого вы их ведете?

¬ы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Ћюбовь ’ристову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. » не предвидитс€ конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и кресть€н поставить торжество призраку мировой революции.

Ќе –оссии нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Ќикто не чувствует себ€ в безопасности; все живут под посто€нным страхом обыска, грабежа, выселени€, ареста, расстрела. ’ватают сотн€ми беззащитных, гно€т целыми мес€цами в тюрьмах, казн€т смертью, часто без вс€кого следстви€ и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда.  азн€т не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виноваты, а вз€ты лишь в качестве "заложников", этих несчастных убивают в отместку за преступлени€, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению.  азн€т епископов, св€щенников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности". Ѕесчеловечна€ казнь от€гчаетс€ дл€ православных лишением последнего предсмертного утешени€ - напутстви€ —в. “айнами, а тела убитых не выдаютс€ родственникам дл€ христианского погребени€.

ѕатриарх ћосковский и все€ –оссии “»’ќЌ
 

 


 Ѕожиею ћилостию ѕатриарший ћестоблюститель смиренный —ергий, ћитрополит ћосковский и  оломенский православной и боголюбивой пастве московской желает мира и в вере преуспе€ни€.

¬торгшийс€ в наши пределы коварный и жестокий враг, повидимому, напр€гает все свои силы. ќгнем и мечом проходит он нашу землю, граб€ и разруша€ наши села, наши города.

Ќо не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение дл€ спасени€ родной земли. —илен враг, но Ђвелик Ѕог земли русскойї, как воскликнул ћамай на  уликовом поле, разгромленный русским воинством. √осподь даст, придетс€ повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Ќад нами покров ѕресв€той ƒевы Ѕогородицы, всегдашней «аступницы русской земли. «а нас молитвы всего светозарного сонма св€тых, в земле нашей восси€вших. — Ѕожиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет попрежнему посто€ть за себ€ и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина.

“ака€ надежда, как железна€ брон€, да оградит нас от вс€кого малодуши€ перед нашествием врага.  аждый на своей страже, на своем посту будем бодро сто€ть, содейству€ обороне отечества нашего и ревниво хран€ драгоценные заветы нашей св€той православной веры. ƒа не потерп€т наши московские св€тыни того, что случилось со св€тын€ми других городов, захваченных немецкими ордами.

¬ ¬еликом Ќовгороде, в храме св. —офии, едва не тыс€чу лет оглашавшемс€ православным богослужением, на-дн€х служил лютеранский пастор. ƒа не будет подобного здесь, в сердце св€той –уси.

’од€т слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые итти в услужение ко врагам нашей родины и ÷еркви, Ч вместо св€того креста, осен€тьс€ €зыческой свастикой. Ќе хочетс€ этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, € им напомню, что —в€той нашей ÷еркви, кроме слова увещани€, вручен √осподом и духовный меч, карающий нарушителей прис€ги.

¬о им€ этой от Ѕога данной мне власти €, как архиерей, имеющий силу в€зать и решать, призываю к пока€нию всех, поколебавшихс€ из-за страха ли, или по другим причинам, а тех, кто пока€тьс€ не хочет, объ€вл€ю запрещенными в св€щеннослужении и предаю церковному суду дл€ еще более строгого вразумлени€.

Ѕог поруган да не будет.

Ќа тех же, кто, не щад€ своей жизни, подвизаетс€ за защиту —в€той ÷еркви и родины, и на всех, кто своими молитвами, сочувствием, трудами и пожертвовани€ми содействует нашим доблестным защитникам, да пребудет благословение √осподне, “ого благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. јминь.

1/14 окт€бр€ 1941 года, день ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы.