»Ќ“≈–≈—Ќџ≈  “≈ —“џ   2009 март

 

¬ќ«¬–јў≈Ќ»≈ в  ј“јЋќ√  »Ќ“≈–≈—Ќџ’  “≈ —“ќ¬(политика)  2008-2011    

    

 


 

 

 

јлександр ѕривалов, ќ  удрине и полувеке бед

http://www.expert.ru/columns/2009/03/09/raznoe/

 

Ѕывают такие чиновники, что вер€т в свою несмен€емость крепче, чем иной папа верует в свою непогрешимость. ¬от только два Ч пусть и не самые громкие, но уж больно примелькавшиес€, Ч тому примера.

—толичный мэр вступилс€ за экс-председател€ ‘едерального арбитражного суда ћосковского округа ћайкову. ≈Є, как известно, лишили полномочий за Ђнарушение этических норм при приобретении квартирыї Ч и Ћужков обиделс€: Ђћожет, ¬ысшему арбитражному суду имеет смысл предъ€вить претензии правительству ћосквы, потому что эти квартиры судь€м давало правительство ћосквы?ї —огласитесь: вопрос звучит подчЄркнуто иронически. √овор€щий €вно имеет в виду, что заподозрить в чЄм бы то ни было правительство ћосквы может только идиот. ќ том, что грем€ща€ звончее вс€ких труб презумпци€ невиновности больших начальников имеет свойство несколько глохнуть после того, как начальники покидают свои кресла, мэр знает не хуже других. Ќо к нему эта отрезвл€юща€ перспектива никак не относитс€ Ч он-то с креслом расставатьс€ не собираетс€! ¬слушайтесь в любую его речь: он тут навсегда.

Ќо и мэр столицы не демонстрирует своей абсолютной устойчивости так беззаветно, как вице-премьер и министр финансов  удрин. ћэру бы и в голову не пришло, например, почти пр€мым текстом отказатьс€ выполн€ть поручение президента Ч министру это по силам (см. Ќ√ за 2 марта). ћэр едва ли решилс€ бы демонстративно не €витьс€ в √осударственную думу по еЄ насто€тельному приглашению Ч министр в окт€бре прошлого года сделал это не моргнув глазом. ƒа что там одна не€вка Ч пр€мо сейчас ћинфин, говор€т, докапывает могилу законопроекту, по которому правительству предсто€ло ежеквартально отчитыватьс€ перед парламентом в своих антикризисных действи€х. ≈щЄ чего! ћинфин и его глава не вид€т ни малейшей нужды в отчЄте передЕ Ч да почти перед кем угодно.

—торонники вице-премьера не склонны дивитьс€ его непотопл€емости. Ќу как же Ч если бы не  удрин и не накопленные им заначки, где бы мы сейчас были? –ассуждение слабое: мысль о заначке как таковой общедоступна, а потому не стоит похвал; ценность же заначек бывает разной. ƒенежные резервы  ита€ или “айван€, собранные в придачу к развившейс€ за Ђтучные годыї динамичной многоотраслевой промышленности, Ч таким достижением и вправду можно гордитьс€. «аначки имени  удрина, копившиес€ вместо развити€ промышленности, собранные в ходе Ђборьбы за макроэкономическую стабильностьї и обречЄнные быстро улетучитьс€ в той же самой борьбе, Ч это скорее повод дл€ пока€ни€. Ќо будь заслуги министра финансов и совершенно неоспоримы, они не могли бы считатьс€ гарантией неувольнени€ Ч кого и когда спасали прошлые заслуги?  удрин непотопл€ем просто потому, что его поддерживают в √лавном  абинете. ѕочему его там поддерживают? Ќе знаю. —умел, видно, как-то убедить начальство в глубокой своей правоте, в том, что борьба с инфл€цией Ч важнее всего, что в этой борьбе можно и нужно жертвовать чем угодно. ¬от и жертвуют. ¬едь дл€ того, чтобы боротьс€ с кризисом Ч с падением производства, с ростом безработицы, Ч надо многое делать, дл€ чего многое надо знать и уметь. Ѕоротьс€ же с инфл€цией много проще: пр€мо такой, какой есть, иди и борись. » они обостр€ют кризис, бор€сь с инфл€цией.

ƒанные о ходе борьбы публикуютс€ Ч в частности, Ѕанком –оссии. «а €нварь денежна€ база (в широком определении) сократилась с 5,6 до 4,3 трлн рублей, то есть на 23% Ч куда резче обычного. — середины прошлого года в долларовом выражении этот показатель сократилс€ с 231 до 121 млрд долларов. —читай, вдвое.  азалось бы, куда ещЄ? ѕо их мнению, есть куда Ч пусть все на свете правительства поступают ровно наоборот, нам дают пон€ть, что бюджетна€ и денежна€ политика продолжит ужесточатьс€.   чему така€ политика приведЄт, увы, слишком очевидно.

 оллега по журналу рассказал мне о разговоре с предпринимателем Ч тот производит недорогую одежду. ѕрошедша€ девальваци€ рубл€ позволила ему конкурировать с китайским импортом по цене, а по качеству он китайские шмотки и всегда превосходил. “олько вместо бурного роста он ждЄт разорени€: его покупатели, мелкие торговцы, сид€т без денег; кредит и дл€ него, и дл€ них недоступен; производство на грани закрыти€ Ч и, если ситуаци€ каким-нибудь чудом не изменитс€, будет закрыто. –ешись министр финансов и его единомышленники (включа€ и тех, что по самоназванию Ч либералы) не через газеты, а в личной беседе рассказывать этому человеку, что стараютс€ именно дл€ него: их жЄстка€ политика придавит инфл€цию, тут-то кредиты и подешевеют! Ч беседа плохо бы кончилась. Ёто √амлет, будучи принцем, в аналогичном случае ограничилс€ словами (Ђѕокуда травка подрастЄт, лошадка с голоду умрЄт!ї), предприниматель, боюсь, полез бы дратьс€.

ѕереубедить министра финансов и единомышленных ему Ч нельз€: не нрав€щихс€ им доводов они не замечают. ѕример  ита€, за два мес€ца, с но€бр€ по €нварь, нарастившего кредитование экономики вчетверо и теперь уверенно обещающего восьмипроцентный рост ¬¬ѕ, их не убеждает: Ђј у нас случились бы обвал рубл€ и гиперинфл€ци€ї, Ч ничего иного мы от них не услышим. Ќа дн€х  удрин в интервью телекомпании CNN призвал сограждан готовитьс€ к тому, что нефт€ные цены упали надолго: Ђя думаю, росси€нам не стоит ожидать, что следующие п€ть-дес€ть, а может быть, 20 или даже 50 лет, они смогут жить в таких же комфортных услови€х, что и раньшеї. »з этой Ч на мой взгл€д, рекордной по неуместности Ч фразы можно узнать многое. ћожно установить, что  удрин и в полувековой перспективе не ждЄт ослаблени€ зависимости –оссии от нефт€ных цен. ћожно предположить, что поэтому  удрин не верит в успех каких бы то ни было мер по модернизации экономики Ч и, значит, не даст их финансировать. Ќельз€ лишь представить себе, при каких услови€х министр видит возможность изменени€ экономической политики российского правительства Ч коротко говор€, своей отставки. ¬идимо, ни при каких.

«а обещанные министром финансов безрадостные полвека певица ѕугачЄва, за€вивша€ об уходе с эстрады, успеет с неЄ и впр€мь уйти. ћожет быть, уйдЄт даже и  обзон. Ќо  удрин, его единомышленники и его Ђне такие комфортные услови€ї Ч пребудут с нами.


ѕавел ‘лоренский: "¬ морду надо бить за ее отрицание"
 

»звестный ученый считает позорным предложение —.Ўойгу ввести уголовную ответственность за отрицание победы ———– в ¬еликой ќтечественной войнеЕ

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=181794

 

 ¬о вторник, 10 марта, председатель √осударственной ƒумы Ѕорис √рызлов за€вил парламентским журналистам, что он полностью поддерживает инициативу министра по чрезвычайным ситуаци€м —ерге€ Ўойгу, предложившего ввести уголовную ответственность за отрицание победы ———– в ¬еликой ќтечественной войне.

"¬ последние годы мы можем все чаще наблюдать на постсоветском пространстве факты искажени€ истории ¬еликой ќтечественной войны, дискредитации роли ———– в этой войне и в освобождении ≈вропы от фашистских захватчиков. ћы видим такие примеры на ”краине, в ѕрибалтике. ¬опрос о разработке законопроекта, устанавливающего ответственность за очернение исторической пам€ти, безусловно, назрел давно. Ќо именно сейчас, в преддверии 65-лети€ ѕобеды в ¬еликой ќтечественной войне, эта инициатива принесет максимальную пользу, и € полностью поддерживаю позицию —ерге€ Ўойгу. Ќеобходимо понимать, что бездействие в ответ на осквернение захоронений наших солдат, перенос пам€тников, отрицание заслуг ———– в победе над фашизмом Ц это пассивна€ форма поощрени€. —тоит отметить, что аналогичные законы уже давно действуют во многих европейских странах, в том числе тех, которые прин€то считать "старыми демократи€ми", Ц отметил Ѕорис √рызлов, чьи слова приводит официальный сайт политической партии "≈дина€ –осси€".

 ћы попросили сопредседател€ Ёкспертной рабочей группы по чудесным знамени€м при Ѕогословской комиссии –усской ѕравославной ÷еркви, доктора геолого-минералогических наук, академика –ј≈Ќ, внука известного св€щенника и философа профессора ѕавла ‘лоренского прокомментировать эту инициативу министра по чрезвычайным ситуаци€м —ерге€ Ўойгу, поддержанную председателем √осударственной ƒумы Ѕорисом √рызловым.

"Ќарод, которому надо говорить о недопустимости отрицани€ победы ———– в ¬еликой ќтечественной войне, Ц такой народ Ц гЕ »нициатива Ўойгу свидетельствует о том, что мы Ц гЕ „то же касаетс€ поддержки √рызлова, то ему следовало бы понимать, что такие законы не ввод€тс€. Ћадно, евреи лгут, запреща€ отрицать холокост. Ёто их проблема, причем чисто экономическа€, потому, что они берут с немцев деньги, имеют определенные льготы. Ќам-то зачем делать то же самое? ѕобеда ———– в ¬еликой ќтечественной войне Ц сам собой разумеющийс€ факт. ¬ морду надо бить за ее (ѕобеды. Ц –Ћ) отрицание. ≈сли про вашу мать скажут плохо, что ¬ы будете делать: ждать, пока за оскорблением последует уголовна€ ответственность, или набьете этому человеку морду? ќтвет €сен: ¬ морду надо бить. —ама иде€, предложенна€ Ўойгу и поддержанна€ √рызловым, позорна€. Ќаша война Ц абсолютно св€та€ вещь. » в подобной защите она не нуждаетс€, а в морду за отрицание нашей победы бить надо", Ц считает ѕавел ‘лоренский.
–усска€ лини€

 http://www.newsland.ru/News/Detail/id/348552/cat/42/

 

Ќикогда еще основной сюжет борьбы за власть в –оссии не был столь прост и безнадежен, как в марте 2009 года. ¬ числе множества благоде€ний, которым жители –‘ об€заны столь непри€тному господину, как ћировой ‘инансовый  ризис, налицо и полна€ неопределенность в том, что будет происходить с российской политической действительностью в перспективе ближайших 4Ц5 лет.  онечно, дело не столько в кризисе Ц острый дефицит каких-либо идей относительно будущего как экономики, так и политики в –‘ наблюдалс€ и год назад.

ƒостаточно было убрать всего одну деталь в благополучии Ц речь идет даже не о цене на нефть. ƒеталь эта Ц приток иностранных инвестиций в экономику –‘. » она действительно сломалась по не завис€щим от –оссии причинам. ѕри этом даже самые гор€чие головы в  ремле осознают, что очередь на замену детали слишком длинна, чтобы рассчитывать на быстрый выход на тот же участок трассы наперегонки с коллегами по BRIC, щедро спонсируемые международными инвесторами с 2001 года после кризиса доткомов.

ѕо иронии судьбы именно в разгар споров о суверенности российской демократии экономика –‘ процветала в результате игры, в которой наши компании были в большей степени объектами, нежели игроками. ѕо крайней мере, никакой серьезной экспансии игроков из –оссии за пределы своей территории, если не считать случайных покупок акций австрийской Strabag и швейцарской Oerlicon, за годы процветани€ не обнаружено. Ѕум 2005Ц2008 годов почти целиком строилс€ на допуске к растущему рынку –‘ иностранных инвесторов Ц от банков до инвесторов на IPO. √осударству на этом фоне оставалось лишь заниматьс€ в меру желани€ сбором растущих в объеме налогов, умеренным реформированием законодательства и необ€зательным мифотворчеством о светлом будущем, которое ждет страну на этом необременительном пути. “еперь же врем€ оказавшейс€ столь выгодной дл€ –‘ глобализации экономики, как вы€снилось, практически закончилось.

“о, что будет происходить с российской внутренней политикой в отсутствие внешнего интереса к ней, предсказать невозможно. » недавн€€ стать€ руководител€ ÷ентра социальной политики »нститута экономики –јЌ ≈вгени€ √онтмахера о роли и месте идеолога Ђсуверенной демократииї замглавы администрации президента ¬ладислава —уркова в органах власти –‘ не выгл€дит неожиданной ни по форме, ни по содержанию.  ак и невиданна€ по прежним временам дерзость вице-губернатора Ћенинградской области √ригори€ ƒваса в адрес министра финансов јлексе€  удрина: как сообщил Ђƒеловой ѕетербургї, в беседе с представител€ми јмериканской торговой палаты областной чиновник назвал  удрина и его подчиненных Ђтупоголовыми финансистамиї, захватившими власть, а текущий курс ћинфина охарактеризовал как Ђфигнюї, от которой Ђволосы встают дыбомї. ќба критика (один Ц высокопоставленный чиновник в прошлом, другой Ц действующий), без сомнени€, осознают, кто есть кто в табели о рангах и на какие устои они покушаютс€ своими дерзостными речами. » оба, по крайней мере, чувствуют, что изменилось в системе власти за последние мес€цы.

Ќа суверенность демократии в –‘, как бы об этом ни просили, никто не собираетс€ покушатьс€ иностранными инвестици€ми еще года три-четыре. —амое врем€ подумать, куда, собственно, рулить самосто€тельно, на своем бензине и без унизительного, хот€ и малозаметного диктата идеи инвестиционной привлекательности.

Ќеопределенность, цар€ща€ в головах российских чиновников, делает поле российского будущего удивительно просторным и пугающе пустым.

≈сли ранее јлексей  удрин и ¬ладислав —урков оставались двум€ идеологическими столпами российской власти 2000Ц2008 годов, то в дивном новом мире –оссии 2009Ц201Е эти места им не гарантированы.

ѕричины этого можно смело определ€ть как внешнеполитические. ≈сли до осени 2008 года почти все происход€щее в –‘ так или иначе определ€лось Ђмагнитным полемї мирового финансового рынка и реакцией на него российских игроков, то теперь электромагнит, генерировавший Ђполеї, практически обесточен. Ѕольшинство действий, которые в –‘ можно предприн€ть в ближайшие годы, €вл€ютс€ ее внутренним делом.

Ќе успев стать столпом мировой финансовой системы, –осси€ с ее внутренним рынком и его политической инфраструктурой интересует мир примерно в восьмую очередь после —Ўј, ≈—,  ита€, ёго-¬осточной јзии, »ндии, јвстралии,  анады, то есть примерно наравне с Ћатинской јмерикой. Ќакала страстей вокруг российского внешнего долга нет Ц даже корпоративные дефолты компаний –‘, крайний сценарий, не вызовут потр€сений больших, чем экономические проблемы јргентины в 90-х или Ѕразилии в 70-х. ∆ивите, как хотите, пока в ≈— поступает газ Ц все это ваши проблемы: так с начала 2009 года в целом формулируетс€ внешн€€ стратеги€ большей части мира по отношению к почти уже региональной сверхдержаве, перспективному мировому финансовому центру и претенденту на построение полюса мультипол€рного мира Ц –оссийской ‘едерации. ’отите общатьс€ Ц идите сюда, вот кресло в workshop между ёј– и ёжной  ореей, рабочий €зык Ц английский, без перевода.

» все бы ничего, если бы в –оссии государство, а точнее Ц составл€ющие его чиновники, обладающие действительно существенной властью, умели формулировать свои цели и задачи на какую-либо перспективу без внешнего фактора. ƒаже Ђплан-2020ї (на деле, есть люди, которые его читали) можно считать документом вполне бессмысленным, если аккуратно убрать оттуда международные сравнени€. ”вы, ни визит на прошлой неделе делегации –—ѕѕ в столицу мировой власти ¬ашингтон, ни участие вице-премьера јлексе€  удрина во встрече министров финансов G20 в Ћондоне не дали российской власти ответа на вопрос, что закладывать в скорректированный Ђплан-2020ї в новых услови€х, как жить и чего ждать. ѕодчиненные Ѕарака ќбамы на российских эмиссаров в целом смотрели с недоумением, дискусси€ в ¬еликобритании свелась в основном к регулированию отчетности по забалансовым об€зательствам и рынка CDS Ц в –оссии и то и другое экзотика.

ћнение о –оссии как об Ђошалевшей от нефтедолларов клептократииї, поход€ высказанное Economist в феврале, не столько обидно, сколько показывает реальный масштаб российских проблем дл€ мира: стратегически важных дл€ кого-либо Ђклептократийї существовать не может, такой режим возможен лишь на периферии обитаемого мира, даже если это определение Ц ошибка. Ќу, перепутали с Ќигерией, невелика беда. » эти люди год назад называли –оссию самым перспективным рынком мира?

“о, что именно јлексей  удрин и ¬ладислав —урков, лица, в основном определ€ющие внутриполитические действи€ власти (первый Ц вопросы госфинансов и налоговой системы, второй Ц вопросы госпропаганды, партийного строительства и взаимодействи€ с региональными власт€ми), стали двум€ ключевыми составл€ющими власти в –‘, чье наличие на своих постах и определ€ет Ђнеизменность внутренней политикиї ¬ладимира ѕутина, неслучайно. “ретий столп этой системы в Ѕелом доме, »горь —ечин, не скрывает, что все его действи€ Ц часть внешнеполитической игры российской власти на нефт€ном направлении. јлексей  удрин отвечает в этой схеме за экономическую стабильность (определ€вшуюс€, как мы видим, внешним инвестпритоком), ¬ладислав —урков Ц за политическую, определ€вшуюс€ желанием самой жесткой реакции на внешние Ђугрозыї.

¬ последнем случае это особенно очевидно: несложно пон€ть, что подавл€ющее большинство тезисов о том, в чем состо€т национальные цели и задачи –оссии, сформулировано в последние годы в диалоге не с населением –‘ (государство у нас отделено от общества еще в середине 90-х, и пока ни беды, ни победы власти этой ситуации не изменили), а в полемике с внешним миром. ќсобенно это характерно дл€ Ђнулевыхї годов, в которые больша€ часть российских институциональных изменений Ц от налоговой реформы до фактического запрета независимой политической де€тельности Ц двигались не столько внутренней потребностью властной элиты в таких реформах, сколько стремлением сопротивлени€ или кооперации по отношению к внешнему миру.

ѕризрак Ђоранжевой революцииї, брод€щий по окрестност€м бывшего ———– в непосредственной близости от госграницы, пугал Ѕелый дом и  ремль не столько потерей активов под контролем, сколько неистребимым иностранным акцентом. Ќа этом €зыке мы не говорим, мы его не знаем. Ѕо€знь этого акцента, к слову, присуща почти всем без исключени€ представител€м российской власти. √еополитические опасени€ ≈гора √айдара, предубеждение перед иностранцами-Ђстратегамиї в экономике јнатоли€ „убайса, Ђкрепость –осси€ї »гор€ —ечина и опасени€ китайской экспансии на ƒальний ¬осток ¬ладимира ѕутина Ц одно и то же €вление.

¬ –оссии потер€ власти всегда видитс€ как внешн€€, а не внутренн€€ опасность Ц пломбированному вагону, ордынскому €рлыку или польскому интервенту всегда больше веры, чем бунту кресть€н или военному перевороту.

Ќеудивительно, что именно вокруг трех фигур Ц —уркова,  удрина и —ечина Ц и концентрируетс€ напр€жение в последние мес€цы во властной элите, котора€ за их вычетом, впрочем, никакой идеологии не имеет и иметь не желает. ¬ схеме работы власти в –оссии уже не важны ни ¬ладимир ѕутин, ни ƒмитрий ћедведев, ни –оман јбрамович, ни Ђ≈дина€ –осси€ї Ц достаточно пересмотреть место хот€ бы одной из трех указанных фигур во власти, чтобы иметь дело с новой, другой властью. ¬ то же врем€ три фигуры Ц последнее, что обеспечивает ей стабильность, котора€ уходит из-под ног, несмотр€ на то, что нефти и денег Ц почти столько же, сколько дваЦтри года назад.

 


Ќикита  ричевский/ Ќепреклонный кондуктор
 
http://www.apn.ru/publications/article21444.htm

 

“екущие движени€ ƒерипаски Ч попытка отсрочить неминуемое банкротство

¬ам не кажетс€, что за ƒерипаской пришли? „то срок действи€ проездного билета алюминиевого корол€ закончилс€? „то прошлогодний лидер списка российских миллиардеров постепенно превращаетс€ в изго€?

Ќет? “огда смотрите, как его обложили.

 јЋ≈…ƒќ— ќѕ

Ћюбопытно проследить метаморфозу изменени€ отношени€ власти к своему недавнему кумиру хот€ бы за последние три мес€ца.

25 декабр€ прошлого года на официальном сайте ѕравительства –оссии по€вл€етс€ Ђѕеречень системообразующих организаций, утвержденный ѕравительственной комиссией по повышению устойчивости развити€ российской экономикиї. ¬ перечне Ч множество активов, контролируемых опальным ныне олигархом: ќјќ Ђќ  Ђ–усалї, ”  Ђ—оюзметаллресурсї, холдинг Ђ–усские машиныї, включа€ ќјќ Ђ√ј«ї, ќјќ Ђ√лавстройї, ќјќ Ђћеждународный аэропорт Ђ—очиї и другие. ѕравительством декларируетс€ оказание избранным счастливчикам всесторонней помощи в формах пр€мой финансовой поддержки, предоставлени€ государственных гарантий, субсидировани€ процентных ставок, реструктуризации налоговой задолженности, государственного заказа, мер таможенно-тарифной политики. “акже ѕравительство обещает Ђпри необходимостиї минимизировать Ђнегативные социально-экономические последстви€ от прекращени€ де€тельности таких предпри€тийї, иными словами, снизить социальное напр€жение, вызванное банкротством.

ѕрошло почти три мес€ца, но никаких мер поддержки в отношении избранных предпри€тий не предпринимаетс€. Ѕолее того, через два мес€ца после обнародовани€ перечн€ помощник ѕрезидента ƒворкович за€вл€ет на  расно€рском экономическом форуме, что бизнесу Ђвласть помощи не окажет, никого спасать не будет. «а свое будущее бизнес должен вз€ть ответственность на себ€ї. » далее добавл€ет, что главной, по его мнению, ошибкой правительства стало то, что государство слишком активно помогает частным компани€м.

—мачный удар под дых президентской ветвью власти, предшествовало которому февральское заседание √оссовета в »ркутске. Ќа том заседании ƒерипаска пожаловалс€ ѕрезиденту ћедведеву: Ђ≈сть коммерческие банки, выжимающие все из компаний, с которыми были партнерами на прот€жении восьми летї.

 то это как не трекл€та€ Ђјльфа группї, утроивша€ форменный кредитный террор и не согласивша€с€ в отличие от 70 иностранных, а также крупнейших российских банков на двухмес€чный мораторий по выплате долга Ђ–усалаї?

ћедведев ƒерипаску поддержал: Ђ огда кризис сопровождаетс€ сведением счетов, не должно быть такой ситуации, когда в результате соперничества между разными структурами может наступить коллапс целой группы компанийї.

Ќо это была, скорее, моральна€ поддержка, да к тому же закамуфлированна€ одобрением предложений ƒерипаски по изменению некоторых законодательных норм в сфере банкротства.

ѕосле окончани€ √оссовета первый вице-премьер —ечин публично напомнил олигарху и про Ђответственность акционеровї (намек на то, что ƒерипаска как контролирующий акционер Ђ–усалаї и ЂЅазэлаї никакой личной ответственности за выполнение кредитных об€зательств своих структур не несет). » про то, что Ђ–усалуї уже оказаны Ђбеспрецедентные формы поддержкиї (очевидно, речь шла о кредите ¬ЁЅа в $4,5 млрд. под залог блокпакета акций ЂЌорильского никел€ї). » про то, что в кризисных услови€х необходимо применить Ђсмекалку, изобретательность и активностьї (похоже на банальное издевательство). » вообще, подытожил —ечин, акционеры Ђ–усалаї Ч Ђочень грамотные людиї.

“ак или иначе, тень банкротства нависла над олигархическими активами. Ќо без государства решить вопрос о банкротстве что группы √ј«, что Ђ–усалаї, что Ђ—оюзметаллресурсаї было нельз€. ј государство все не могло решитьс€ Ч с одной стороны, команды банкротить не поступало, с другой Ч господдержка также тормозилась. ¬от несколько примеров.

3 феврал€ на заседании правительственной антикризисной комиссии во главе с первым вице-премьером Ўуваловым рассматривалась ситуаци€ вокруг группы √ј«. — начала активной фазы кризиса выручка √ј«а упала в три раза, производство снизилось на 30%, под грозой сокращени€ оказалось около четверти работников. ѕредставители компании и областной администрации дл€ поддержки предпри€ти€ просили $1,6 млрд. государственной помощи. “огда же Ўувалов за€вил, что заниматьс€ шантажом ни √ј«у, ни другим страждущим не стоит Ч Ђдес€тки тыс€ч сотрудниковї аргументом дл€ государства не €вл€ютс€. Ќикаких конкретных решений тогда прин€то не было. ’от€ нет Ч чиновники решили, что √ј« может обойтись всего 10 млрд. рублей государственных гарантий.

¬ середине феврал€ стало известно, что началось судебное преследование Ђ—оюзметаллресурсаї: јльфа-банк подал против компании иск на сумму 15 млн. рублей. ¬прочем, это был не единственный иск Ђјльфыї к данной структуре. ¬ залоге у банка и оборудование, и акции, так что конечна€ цель просматриваетс€ четко Ч переход права собственности на активы к компани€м Ђјльфа группї. ќтметим, что иск подан о взыскании долга, но не о банкротстве компании. ѕон€тно, что это первый шаг, за которым последует и второй. Ќо дл€ осуществлени€ дальнейших действий нужно получить одобрение государства, а его пока нет.

Ќаконец, на дн€х по€вилась информаци€, что Ђ√лавстройї, основной строительный актив ƒерипаски (всего у ЂЅазэлаї 55 строительных и девелоперских компаний), просит государство выступить гарантом по кредитам на общую сумму 20,6 млрд. рублей. ¬ конце марта у Ђ√лавстро€ї истекает срок погашени€ кредита —бербанка на сумму 25 млрд. рублей (48,9% всего кредитного портфел€ общим объемом в 51,1 млрд. рублей), залогом по которому выступает около 50% акций ќјќ Ђ√лавмосстройї.

¬–≈«

Ђ√лавстройї Ч не единственна€ строительна€ компани€, вход€ща€ в перечень системообразующих предпри€тий, обративша€с€ к государству за помощью.

ѕрактически одновременно за€вку в ћинэкономразвити€, осуществл€ющее мониторинг ситуации на приоритетных предпри€ти€х, подало «јќ Ђ»нтекої. ѕричем, объем государственной помощи, испрашиваемой структурой, подконтрольной супруге московского мэра, в 2,5 раза больше по сравнению с Ђ√лавстроемї. —обственно, расчет и Ђ√лавстро€ї, и Ђ»нтекої пон€тен Ч не сегодн€-завтра будут прин€ты поправки в федеральный бюджет на 2009 год, в котором на поддержку системообразующих предпри€тий зарезервировано 625 млрд. рублей (300 млрд. рублей на госгарантии по кредитам и 325 млрд. рублей в качестве пр€мой финансовой помощи). —уетитьс€ надо сейчас Ч как бы потом не было поздно.

¬ св€зи с просьбой Ђ»нтекої на пам€ть приходит цитата из статьи ё.Ћужкова, опубликованной в Ђ–оссийской газетеї 11 феврал€ этого года, ровно за мес€ц то подачи за€вки Ђ»нтекої: Ђ√осударству необходимо национализировать не убытки, дава€ обанкротившимс€ собственникам и управленцам деньги на покрытие долгов, но национализировать Ч хот€ бы временно, дл€ наведени€ пор€дка Ч сами бизнесы, предпри€ти€ и корпорацииї. «аметим, что в случае предоставлени€ больша€ часть помощи Ђ»нтекої пойдет как раз на рефинансирование долговых об€зательств.

“акже вспоминаютс€ данные –осстата, проливающие свет на корень проблем российских застройщиков, а именно, задранные цены на жилую недвижимость: в последние годы из 100% москвичей в состо€нии купить квартиру было менее 0,3%, а с помощью ипотеки Ч не более 2%. ¬ насто€щее врем€ в ћоскве цена типовой однокомнатной квартиры в панельном доме площадью 45-50 Ђквадратовї составл€ла пор€дка $192 тыс. «а эту сумму можно приобрести 68 кв.м жиль€ в Ќью-…орке, 72 кв.м Ч в Ѕерлине, 78 кв.м Ч в ѕраге, 100 кв.м Ч в Ќидерландах, 147 кв.м Ч в –иге.

–ассмотрение за€вок Ђ√лавстро€ї и Ђ»нтекої обещает быть нервным. ¬от что, например, за€вил в прошедшую п€тницу тот же Ўувалов: Ђќколо 100 млрд рублей мы были готовы потратить на приобретение жиль€ в высокой степени готовности. –ассчитывали на адекватный ответ (в плане снижени€ цен в услови€х кризиса Ч »‘) со стороны строительных компаний. Ќо мы этого не увиделиЕ —троительные компании Ч в том числе часто под давлением регионального руководства Ч не снижали цены на жильеЕ ћы должны ориентироватьс€ на цену в пределах 30 тыс. рублей за метр жиль€ эконом-класса. “е компании, которые не хот€т с нами взаимодействовать Ч это их делої. ”точним: Ђцена в пределах 30 тыс. рублей за метр жиль€ эконом-классаї Ч средн€€ по стране. ќ более чем четырехкратном разрыве между себестоимостью строительства и ценой реализации жиль€ свидетельствуют данные –осстро€ по ћоскве: так, в 2007 г. средн€€ стоимость строительства 1 кв. м жиль€ в столице составл€ла 34 692 рубл€ ($1357,6), а средн€€ цена продажи Ч 161 784 рубл€ ($6327,1). –азница Ч 4,7 раза.

¬ѕ≈–≈ƒ

¬ернемс€ к главному герою.

—уд€ по последним действи€м кредиторов компаний ƒерипаски, команда Ђфасї если уже не поступила, то придет в ближайшее врем€, а вновь обретенные властные союзники олигарха его стремительно сдают. “ак, только Ђјльфойї в арбитраж поданы уже дес€тки исков на общую сумму 2,5 млрд. рублей, обща€ же сумма долгов компаний ЂЅазэлаї перед Ђјльфойї Ч около $1 млрд.

Ќаступление пошло по всем фронтам, включа€ оффшорный Ч голландска€ Ђдочкаї јльфа-банка Amsterdam Trade Bank подала иск в суды ƒжерси и  ипра к En+Group (владеющей 25% акций Ђ–усалаї и принадлежащей ƒерипаске) с требованием заморозить $19 млн. на счетах компании.

 роме того, по иску Ђјльфыї к Ђ√лавмосстроюї на сумму 1 млрд. рублей уже заморожены денежные средства строительной компании в размере 510 млн. рублей. ¬ последнее врем€ атаке кредиторов подвергаютс€ предпри€ти€ самого Ђ–усалаї Ч неделю назад в ћосковский арбитражный суд подан иск на 11,9 млн. рублей к —а€ногорскому и  расно€рскому алюминиевым заводам.

  участию в Ђсудьбеї олигарха были подключены металлурги, у которых есть претензии к Ђ–усским машинамї. Ќапример, Ќоволипецкий металлургический комбинат устами основного собственника Ћисина пригрозил, что ЌЋћ  пойдет на крайние меры, вплоть до банкротства, дабы вернуть хот€ бы часть из 1 млрд. рублей, что комбинату задолжал √ј«. ≈сть иски и от „ел€бинского металлургического комбината.

ћеталлурги Ч это уже серьезно. ¬сем известна пылка€ любовь отдельных членов кабинета министров к металлургической отрасли и отдельным ее представител€м: јбрамовичу (Ђ≈враз группї), ”сманову (Ђћеталлоинвестї) или ѕотанину (ЂЌорильский никельї). —вои претензии к √ј«у также высказывают два основных кредитора компании Ч —бербанк (контрольный пакет акцией √ј«а у банка в залоге), а также ¬“Ѕ.

Ќо главное Ч это не ЂЅазэлї, ЂЅукберриї, Ђ√лавстройї или √ј«. √лавное Ч это Ђ–усалї.

ƒл€ спасени€ главного актива ƒерипаски требуетс€ огромна€ по нынешним меркам сумма в $8,1 млрд., которую Ђ–усалуї нужно вернуть в этом году. —умма эта складываетс€ из задолженности Ђ–усалаї перед ¬ЁЅом ($4,5 млрд. основного долга и $300 млн. процентов), западными банками SMBC, ING Bank, Calyon, BNP Paribas, Societe Generale, UniCredit Group, Natixis, RBS ($1,6 млрд. основного долга и $200 млн. процентов) и несколькими российскими банками ($1,3 млрд. основного долга и $200 млн. процентов).

ѕлюс к этим долгам ƒерипаска должен $2,8 млрд. президенту ќЌЁ —»ћа ѕрохорову, который может в любой момент предъ€вить пут-опцион на обратную продажу 14% акций Ђ–усалаї на $7,3 млрд. ƒо недавнего времени ѕрохоров воздерживалс€ от активных действий. Ќо в недалеком будущем, по мере приближени€ угрозы подачи исков о банкротстве со стороны западных кредиторов Ђ–усалаї, велика веро€тность изменени€ линии прохоровского поведени€, которое позволит ему вз€ть под контроль до 60% акций Ђ–усалаї. ѕричем, без поддержки государства.

„тобы Ђ–усалї мог обслуживать долг и финансировать новые проекты, стоимость алюмини€ должна достигать $1700 за тонну. Ќо в €нваре котировки алюмини€ на Ћондонской бирже металлов снизились до $1350 за тонну, а по оценкам самого ƒерипаски Ђсредн€€ стоимость алюмини€ в ближайшие семь лет может составить $1600 за тоннуї.   тому же сейчас предложение алюмини€ значительно превышает спрос, который в 2009 г. может дополнительно сократитьс€ на четверть. ѕосле этих слов Ђвеликого алюминиевого комбинатораї становитс€ пон€тным, что все текущие движени€ ƒерипаски по отсрочке долга, выспрашиванию государственной помощи или достижению неформальных договоренностей с кредиторами Ч не более чем попытка отсрочить неминуемое уже в этом году банкротство.

Ќо больше всего поражают другие члены олигархической стаи. ќни надеютс€, что, размен€в ƒерипаску, огород€т себ€ от будущих наездов и обеспечат себе спокойную жизнь.

Ќаивные заблудшие души. »м уже пора определ€ть следующего на выход.


»ван ѕетров, ¬ладимир –адомиров
√–”: разведки много не бывает

Ќужно ли –оссии √лавное разведывательное управление √енштаба?
 
 
 http://stoletie.ru/tekuschiiy_moment/gru_razvedki_mnogo_ne_bivaet_2009-03-16.htm

 

ѕубличное обсуждение предсто€щих сокращений в структуре разведки и страсти вокруг начальника √–” генерала армии ¬алентина  орабельникова Ц лишь отголоски того шторма, который бушует сейчас в стенах Ђаквариумаї. ѕо большому счету, речь идет о поистине судьбоносных решени€х, которые вот-вот примет руководство страны, а именно: останетс€ ли у –оссии мощна€ и эффективна€ внешн€€ разведка или нет.

«аслуг у √–” действительно много. Ќо парадокс в том, что отечественна€ военна€ разведка всегда находилась в роли нелюбимой властью падчерицы, котора€ вечно конкурировала с  √Ѕ. „тобы пон€ть, почему это было так и почему √–” оказалось под ударом именно сегодн€, надо вспомнить историю.  

»стоки непри€зни советской партийной верхушки к военной разведке крылись в том, что отцом-основателем этой структуры был “роцкий. »менно его приказом 4 но€бр€ 1918-го в структуре ѕолевого штаба  расной јрмии было создано –егистрационное управление, ставшее позже √лавным разведуправлением. ѕервым главным разведчиком страны —оветов “роцкий назначил своего сподвижника —емена јралова. ¬ 1920-м порулить военной разведкой успел будущий Ђренегатї ѕ€таков.  

Ќеудивительно, что —талин имел все основани€ не довер€ть детищу своего главного на то врем€ врага - “роцкого. », хот€ без Ђрегистрационнойї организации обойтись было трудно, в ней почему-то видели прежде всего очаг Ђвоенной оппозицииї. ƒаже то, что именно √–” в тридцатые-сороковые годы - всего за дес€ть с небольшим лет! - при минимальных финансовых затратах создало совершенно уникальную разведывательную сеть в «ападной ≈вропе, —Ўј, Ћатинской јмерике, на Ѕлижнем ¬остоке, в  итае и японии, никак не повли€ло на отношение высшей партийной власти ———– к своей военной разведке. » специалистов экстра-класса, попавших под молот политических репрессий, здесь было очень много.  

» лишь шестидес€тые-восьмидес€тые годы стали своего рода ренессансом √–”, так как противосто€ние сталинизма-троцкизма ушло в прошлое. ¬ те времена именно √–” поручили вести космическую и радиоэлектронную разведку в глобальном масштабе. ¬ √–” были созданы самые боеспособные подразделени€ в мире Ц бригады специального назначени€. »менно √–” через братскую тогда  убу реанимировало еще довоенную разведсеть в Ћатинской јмерике и значительно обновило ее в —Ўј.

–азведданные √–” практически всегда оказывались абсолютно верными. Ќеслучайно лишь эту службу со времен ’рущева и до √орбачева возглавл€л один человек Ц генерал армии ѕетр »вашутин. ѕретензий к нему не было в принципе.

— началом перестройки перетр€сли все силовые структуры. — 1987 по 1991 год √–” руководил стойкий коммунист, Ђлично преданныйї первому и последнему президенту ———– √орбачеву, но никогда разведкой не занимавшийс€ ¬ладлен ћихайлов. ѕосле √ „ѕ на высокий пост начальника √–” бросили Ђдемократического комиссараї, генерал-полковника “имохина, служившего до этого в войсках ѕ¬ќ. ≈го командование закончилось, в общем-то, бесславно. „ерез несколько мес€цев, в результате закрытого конкурса, должность начальника √–” выиграл кадровый разведчик ‘едор »ванович Ћадыгин. »менно благодар€ его усили€м √–” избежало разрушительного реформировани€ своих структур. » вот уже почти двадцать лет, в услови€х совершенно новых политико-экономических реалий, лишь √лавное разведывательное управление √енштаба сохран€ет по сути своей ту боевую форму, котора€ оттачивалась дес€тилети€ми.  

—тарани€ генерал-полковника Ћадыгина не могли не вызвать противодействи€ в определенных эшелонах власти. ќн стал Ђнеудобнымї человеком, и в 1996-м √–” √Ў возглавил его первый заместитель генерал-полковник ¬алентин  орабельников. ¬прочем, и преемник не стал рубить сплеча, кардинальные реформы военную разведку обошли.

 орабельников - насто€щий боевой офицер. ќн лично участвовал в специальных операци€х на —еверном  авказе, был т€жело ранен, удостоилс€ звани€ √еро€ –оссии.

ѕри нем получили дальнейшее развитие части специального назначени€, которые фактически и обеспечили восстановление мирной стабильности на —еверном  авказе.  

ќднако, если говорить в целом, то на врем€ командовани€  орабельникова пришелс€ самый печальный период работы √–” за всю историю существовани€. –осси€ едва не потер€ла свою разведывательную спутниковую группировку. ѕосле ухода с  убы и из ¬ьетнама значительно сократились возможности в области радиотехнической разведки. Ќаконец, нищий бюджет ћинобороны объективно лишил военную разведку –оссии возможности поддерживать свою мировую агентурную сеть. √–” давно уже отслеживает военную активность лишь в непосредственной близости от границ –оссии, в сфере интересов, по инерции, остались —Ўј и страны Ќј“ќ, а вс€кие там дальние Ђгондурасыї ушли в область истории.  

» все-таки, несмотр€ на весь объективный негатив, военна€ разведка √енштаба остаетс€ одной из самых эффективных в мире. ¬рем€ начала атаки сил коалиции на »рак в √–” знали с точностью до часа. » дата падени€ Ѕагдада была названа абсолютно точно, как и причины поражени€ армии —аддама ’усейна. —юрпризом стало лишь то, что сама€ мощна€ в мире военна€ армада изначально начала спотыкатьс€ о довольно мелкие очаги иракского сопротивлени€ и нести абсолютно неоправданные потери.  

Ќаконец, весь план военной операции “билиси против јбхазии и ёжной ќсетии стал известен √–” в самых мелких детал€х задолго до 8 августа 2008-го.

»спользу€ все возможные рычаги вли€ни€, руководство √–” просто заставило высших чинов ћинобороны провести хот€ бы минимальную подготовку к войне. Ћетом прошлого года состо€лись полномасштабные военные учени€ на —еверном  авказе. Ѕыл разработан план адекватного ответа на агрессию “билиси. ¬оенный механизм умело запустили, и он сработал объективно. ’от€ министр обороны и начальник √енштаба именно 8 августа куда-то пропали и их долго, о чем сообщали многие журналисты, не могли найти.  

”вы, победа в кратковременной войне с √рузией дл€ √–” оказалась пирровой. —удьба √лавного управлени€ √енштаба была решена окончательно и бесповоротно. ќптимизаци€ разведки Ц дело ведомственное или государственное? ¬от в чем вопрос.  

√–” решили не ломать и даже не реформировать, а оптимизировать. Ќачали с бригад специальной разведки. Ёти уникальные воинские соединени€ требуют отдельного рассказа.

ƒостаточно сказать то, что спецназ √–” в середине восьмидес€тых годов ’’ века вз€л весь јфганистан под свой полный контроль.

¬ перестроечной ћоскве просто не сумели грамотно распор€дитьс€ той объективной реальностью. ¬ итоге мы из јфгана ушли с нулевым результатом: не побежденными, но и не победившими. »езуитство нынешней военной реформы в том, что арми€ переходит на бригадную структуру своего формировани€ именно потому, что бригады спецназа √–” оказались самыми эффективными - не только в войне Ђза речкойї, но и в боевых действи€х на —еверном  авказе. Ќо при этом сам спецназ почему-то требуетс€ секвестировать. ѕод сокращение попали 67-€ бригада в Ѕердске, вокруг которой сейчас очень много шума, и 12-€ бригада в јсбесте, вокруг которой полна€ тишина. ‘ормально вроде все правильно. ¬ округе предполагаетс€ оставить одну бригаду спецназа. ѕосле сли€ний и укрупнений военных округов в ѕриволжско-”ральском и —ибирском военных округах оказалось по две бригады. ћожно сокращать, решили в Ђјрбатском военном округеї.  

ћнени€ экспертов разделились. ќдни считают, что это верное решение. ƒругие утверждают, что задачи укрупненных округов значительно расширились, и им надо бы иметь не по одной, а по три бригады специальной разведки. Ќа этот счет есть аналитические выкладки с подробным анализом военно-политической ситуации вокруг –оссии, но они секретны. ≈динственно, что можно сказать: сокращение бригад вр€д ли оправданно. “ем не менее, все директивные документы подписаны. » обратной дороги нет.  

√ораздо сложнее и проблематичнее вопрос о самой структуре √–”. ¬ прессе посто€нно публикуютс€ некие сенсации на тему рапортов генерала армии ¬алентина  орабельникова. Ѕудто бы он не согласен с самой идеологией военной реформации, зате€нной министром обороны, поэтому подает рапорты о своем увольнении, которые президент, как ¬ерховный главнокомандующий, не подписывает. ¬р€д ли это так. Ќо спор о том, кака€ разведка будет у –оссии в ’’I веке, скорее всего, идет достаточно жесткий.  

ѕредполагаетс€ забрать у √–” военно-техническую разведку: космос и радиоперехват, а также часть стратегической агентуры. » подарить все это богатство —¬–. ƒействительно, зачем нам две разведструктуры, государство-то у нас одно. ≈сть —лужба внешней разведки, пусть она и работает в глобальном масштабе. ќптимально и дешево. ј √енштабу и его √лавному управлению оставить чисто военные функции по разведке прифронтовой полосы.  

ƒальше Ц больше. —пецназ планируют передать под управление командовани€ —ухопутных войск и ¬ћ‘ Ц он же в их интересах работает. ¬ перспективе √–” оставить функцию некоего аналитического центра при начальнике √енштаба, руководить которым может и гражданский человек.  онечно, имеющий хот€ бы факультативные познани€ о разведке.  

ѕервый шаг к этому Ц перевод начальника √–” из военных в гражданские. ѕо неподтвержденным, но весьма компетентным источникам, генералу  орабельникову давно предлагают сн€ть погоны и остатьс€ штатским Ђтоп-менеджеромї √–” с очень большой зарплатой. ≈сли это случитс€, то следующим начальником военной разведки может стать человек, никогда в армии не служивший. ј, тем более, не компетентный в специфике военной разведки.  

 стати, о зарплате. ¬ это невозможно поверить, но должностной оклад генерала армии, начальника √лавного управлени€ √енштаба ниже, чем оклад старшего лейтенанта ‘—ќ.

» оклады военных офицеров-разведчиков просто несоизмеримы с окладами коллег в —¬–. ќчень многие высшие офицеры √–”, как говоритс€, сп€т и вид€т, когда их передадут в ведение —лужбы внешней разведки. ѕоэтому-то в высших эшелонах √–” никакой серьезной оппозиции своему переподчинению нет. –ечь идет о будущей зарплате, социальных гаранти€х и льготах.  

 стати, на дн€х начальник √енштаба Ќиколай ћакаров за€вил, что офицерам 67-й отдельной бригады специального назначени€ √–”, дислоцированной в Ѕердске, в св€зи с предполагаемым расформированием бригады, предложат новые должности. ЂЌи о каком Ђвыдворении профессионалов из армейских р€довї, тем более без соблюдени€ и выполнени€ государством своих социальных об€зательств и гарантий перед нимиЕ речи не идетї, - за€вил он.  

Ќо куда переведут профессионалов высочайшего класса? ѕо словам ћакарова, офицерам предложат должности в соединении посто€нной боевой готовности в составе —ибирского военного округа. Ќачальник √енштаба отметил, что, согласно плану реформировани€ армии, в войсках —ибирского военного округа планируетс€ иметь одно соединение посто€нной боевой готовности, в то врем€ как сегодн€ в составе округа имеютс€ две бригады специального назначени€. ќни укомплектованы личным составом в среднем на 50 процентов.  ак подчеркнул ћакаров, офицеры 67 бригады Ђ€вл€ютс€ элитой наших войск, их золотым фондомї.

Ќо давайте вспомним, чем кончилась Ђреформаї с известной Ђјльфойї, когда ее передали из  √Ѕ в ћ¬ƒ. „уть ли не весь офицерский состав написал рапорта об увольнении.

— просьбой не ликвидировать 67-ю бригаду к руководству –оссии обращались √ородской совет депутатов Ѕердска и лидер  ѕ–‘ √еннадий «юганов.  оммунисты требовали, в крайнем случае, перевести спецназовцев на другие должности. ∆ители Ѕердска уже неоднократно выходили на митинги, требу€ оставить спецназ в покое. ƒаже некоторые офицеры бригады, никогда не вв€зывающиес€ в политические акции, прин€ли участие в митинге с требованием отставки министра обороны јнатоли€ —ердюкова. 

 ардинально реформиру€ разведывательную структуру –оссии, может, стоить оценить опыт тех же —Ўј. √осударство тоже одно, и более стабильное, чем наше. Ќо разведструктур там, как частных, так и государственных Ц множество.

—амые известные: ÷–”, јЌЅ и –”ћќ. ÷–” и его шпионы Ц всем известны. јгентство национальной безопасности Ц это разведка в сфере хай-тек, в том числе космическа€. –азведуправление министерства обороны Ц бледный аналог √–”, который, тем не менее, не Ђрежутї, а по бюджету ежегодно деньгами наполн€ют. ј есть еще разведки ¬ћ— и ¬¬—. ≈сть еще и ‘Ѕ–, которое разведфункци€ми, при случае, не чураетс€.  

ѕоэтому-то реформаци€ √–” никак не сможет остатьс€ узковедомственным делом. Ќа кону будущее –оссии, как и всех ее руководителей, которые без достоверной информации просто не смогут обеспечивать эффективную безопасность государства. ќставить одну разведслужбу в стране - это все равно, что добровольно ослепнуть на один глаз и оглохнуть на одно ухо. ќбъемное воспри€тие мира в его перспективе станет невозможным. 



јлександр ¬ладимиров ÷–” јѕЋќƒ»–”≈“

ќбращение ветеранов ¬ооруженных —ил –‘ по проведению военной реформы
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/800/61.html



     ѕрезиденту –оссийской ‘едерации, ¬ерховному √лавнокомандующему ¬ооруженными —илами –оссийской ‘едерации ћ≈ƒ¬≈ƒ≈¬” ƒ. ј.

     “оварищ ¬ерховный √лавнокомандующий!

     ѕо поручению ветеранов ¬ооруженных —ил и своих коллег информируем ¬ас о том, что в российском обществе и в ¬ооруженных —илах –оссийской ‘едерации нарастают непонимание и пр€мое недовольство ходом и итогами проводимой ћинистерством обороны радикальной военной реформы.

     ѕравда жизни состоит в том, что в стране практически никто не может вн€тно объ€снить замысла, существа и цели проводимых преобразований, этапов реформы и методов ее проведени€.

     ¬се объ€снени€ высокопоставленных чиновников государства и ¬ооруженных —ил по поводу военной реформы свод€тс€ к общим словам, не несут конкретной информации и значительно расход€тс€ с реальным положением дел в войсках.

     ћодель армии как итог военной реформы также не €сен, так как никто не знает, что такое "новый облик ¬ооруженных —ил", поскольку в –оссии сегодн€ нет прин€той Ќациональной стратегии развити€ и безопасности, нет прин€той ¬оенной доктрины.

     —овершенно необъ€снимы и порочны методы, которыми провод€тс€ реальные действи€ ћинобороны по сокращению частей и учреждений ¬ооруженных —ил –оссийской ‘едерации, так как принимаемые кулуарно решени€ просто необъ€снимы с профессиональной и нравственной точек зрени€, а попытка их немедленной реализации любой ценой не может не привести к росту негативных настроений в армейской среде и российском обществе.

     —кладываетс€ впечатление, что руководство ћинобороны, получив политический карт-бланш на проведение военной реформы, проводит ее абсолютно бесконтрольно и так, как хочет оно само. Ёто не означает того, что оно знает, что и как надо делать, и что ему придетс€ отвечать перед нацией за качество принимаемых им решени€ и результаты собственных действий.

     јрми€ должна быть всегда готовой защитить свое ќтечество и не может функционировать в атмосфере слухов о своей судьбе, морального унижени€ и физического уничтожени€, а ведь именно так и идет реформа, и именно так воспринимаютс€ в войсках практически все инициативы ћинобороны, которые столь поспешно и послушно реализует √енштаб.

     ” нас есть несколько вопросов, которые в качестве примера невн€тности реформы мы задаем сегодн€ ћинобороны и √енштабу, а значит, и ¬ам, уважаемый ƒмитрий јнатольевич.

     Ч ѕочему унижают суворовцев, нахимовцев и кадет запрещением их участи€ в военных ѕарадах ѕобеды, если мы готовим из них будущих офицеров и основу офицерского корпуса –оссии?

     Ч ѕочему начальники центральных и главных управлений ћинобороны получают в мес€ц такое денежное содержание, которое командир полка может получить только за два года, и может быть, поэтому они готовы подписывать все что угодно?

     Ч «ачем вручать в войсках ѕрезидентскую премию дл€ поощрени€ лучших, если эти лучшие определ€ютс€ сверху, а не по реальным и объективным результатам службы и с одобрени€ офицерского собрани€ части?

     Ч «ачем уничтожать дивизионное звено, если оно должно быть матричной основой действи€ бригад и кузницей высших офицеров армии?

     Ч «ачем делать должность комбрига полковничьей, если это уничтожает мотивацию к службе, так как дивизий уже не будет и генералов выращивать будет негде?

     Ч ѕочему возникают все новые и новые планы вооружени€ армии новым оружием, если не реализованы и старые?

     Ч ѕочему уничтожаетс€ последн€€ дееспособна€ и боеспособна€ структура армии Ч √–” √Ў, если все армии мира формируют командовани€ сил специальных операций, а наш "перспективный облик" такого командовани€ даже не предполагает?

     Ч ѕочему безрассудно со службы увольн€ютс€ все офицеры, выслужившие установленные сроки по возрасту, а на основе их службы в запасе не создаютс€ организованные резервы видов ¬ооруженных —ил, чего не предусматривает "перспективный облик ¬— –‘", в то врем€ как в –оссии нет вообще никаких войсковых резервов стратегического уровн€ и вз€ть их будет неоткуда, хот€ войны нам еще предсто€т в уже обозримом историческом будущем?

     Ч ѕочему планируетс€ сделать должность начальника офицерского и суворовского военного училища полковничьей, начальника факультета академии подполковничьей, а начальника курса академии майорской, хот€ пон€тно, что исторически и функционально они должны быть высшими, так как сами по себе воплощают пример дл€ подражани€ дл€ своих воспитанников?

     Ч  ак создать новое качество профессионального военного образовани€, если наша военна€ мысль мертва, а лучшие достижени€ зарубежной военной мысли и наш собственный боевой опыт не изучаютс€?

     Ч ѕочему армейска€ контрразведка не представила ¬ам списки коррупционеров в армии, и они все еще продолжают находитьс€ при своих должност€х?

     Ч ѕочему планируетс€ практическое уничтожение курсов "¬ыстрел", если в армии нет ни одного полигона или учебного центра дл€ отработки войсками вопросов бо€ в городе?

     Ч «ачем уничтожаетс€ категори€ прапорщик, если нового сержанта вз€ть негде, а идеи об их подготовке при офицерских училищах пока остаютс€ намерени€ми?

     Ч ѕочему пошли разговоры о превращении √енерального штаба ¬— –‘ в ќбъединенный  омитет начальников штабов по типу имеющегос€ в —Ўј, в то врем€ как армии –оссии и —Ўј имеют принципиально разное боевое предназначение Ч наша задача –одину защищать в основном на своей территории, а арми€ —Ўј предназначена дл€ экспедиционных действий и захвата чужих территорий?

     Ч «ачем в период масштабного экономического кризиса поспешно сокращать офицерский корпус –оссии, а значит, уничтожать сотни тыс€ч рабочих мест, не име€ возможности создать новые и адекватные рабочие места в экономике, тем самым усложн€ть и так непростую обстановку в стране?

     “акие вопросы можно продолжать и продолжать, но сегодн€ уже наступило врем€, когда на них необходимо отвечать, как стало необходимо и нести ответственность за то, что получаетс€ в результате непрофессионализма и действий плод€щих эти вопросы начальников.

      онечно, можно сказать, что все это совсем не так, и что все это слухи, но тогда пусть хоть кто-нибудь скажет это пр€мо и откровенно, и вн€тно объ€снит все эти недоразумени€.

      то ответит на эти вопросы? ≈сли такие руководители сегодн€ есть в ћинобороны и √енштабе, то пусть они попробуют ответить на эти вопросы ¬ам не кулуарно, а в нашем присутствии.

     ћы готовы к такой работе и увер€ем ¬ас, что если нам будет доказано что-то, что действительно имеет смысл и перспективу, то мы поддержим эти направлени€ и меропри€ти€ реформы, своим авторитетом успокоим армию и будем вс€чески помогать ћинобороны в их реализации, а если вы€витс€ что-то некорректное или опасное, то пр€мо скажем ¬ам об этом и обратим ¬аше внимание на необходимость корректировки или устранени€ этого.

     —егодн€ никто из руководства ћинобороны не может привести ни одного вн€тного доктринального или тем более удовлетворительного профессионального обосновани€ проводимых меропри€тий, јрми€ и общество не знают, кто €вл€етс€ автором реформ и кто будет нести персональную ответственность за ее успех или провал.

       сожалению, сегодн€ никто из руководства государством и ¬ооруженными —илами не хочет пр€мо и откровенно говорить с армией и экспертным сообществом по проблемам военной реформы, а монологи военных чиновников ничего не объ€сн€ют, так как они говор€т сами с собой, слушают себ€ также сами, а их аудитори€ подбираетс€ так, что в ней никто не может ни профессионально правильно сформулировать вопрос, ни профессионально правильно прокомментировать их ответ.

      райне плохо обсто€т дела с информационным обеспечением военной реформы: российскому обществу и армии не разъ€сн€ютс€ намерени€ и ход проведени€ меропри€тий военной реформы; гражданского контрол€ за ходом реформ нет; тема военной реформы €вл€етс€ запретной дл€ —ћ» всех видов и уровней, а редкие профессиональные и трезвые оценки состо€ни€ дел, по€вл€ющиес€ в них, просто игнорируютс€ чиновниками ћинобороны, и состо€ние дел только ухудшаетс€.

     ѕарадоксальность ситуации усиливаетс€ тем, что в ћинобороны практически никто ни на один вопрос по реформе ¬ооруженных —ил ответить не может и отвечать не хочет.

     Ѕолее того, у ветеранов ¬ооруженных —ил складываетс€ полное убеждение в том, что все гражданские чиновники ћинобороны просто не понимают, что они делают, окружающий их генералитет им возражать не решаетс€, или сам не знает, что надо делать, руководители государства просто вер€т в то, что все идет как надо и все будет хорошо, в то врем€ как арми€ все более недоумевает и настораживаетс€, а российское общество все больше тревожитс€ результатами действий власти.

     ћы считаем, что такой "диалог глухих и слепых" надо прекратить.

     ѕри таком состо€нии дел ничего хорошего не будет, так как болезнь безграмотного реформировани€ загон€етс€ внутрь и ее итогом может быть только разрушение имеющихс€ ¬ооруженных —ил –оссии без по€влени€ ее нового победительного качества.

     Ёто значит, что продолжение проведени€ военной реформы прежними методами €вл€етс€ угрозой национальной безопасности –оссии, с чем не имеет право не считатьс€ политическое руководство –оссии, российска€ общественность и командование ¬ооруженных —ил.

      онечно, политическое руководство страны должно поддерживать ћинобороны, но оно также об€зано не допускать его непрофессионального волюнтаризма и избегать социального напр€жени€ в армии и обществе, св€занного с его действи€ми.

     Ѕезусловно, начатую военную реформу сворачивать нельз€, но необходимо кардинально изменить подходы к ее проведению.

     ћы предлагаем перечень конкретных дел, реализаци€ которых позволит, направить военную реформу в –оссии в конструктивное русло и обеспечить ее конечный успех.

     Ч ѕрезиденту Ч ¬ерховному √лавнокомандующему ¬ооруженными —илами –оссийской ‘едерации вз€ть на себ€ лично Ч труд, об€занность и ответственность за проведение военной реформы в –оссии, и официально объ€вить об этом.

     Ч ќбразовать √осударственный комитет (÷ентр, ”правление) по военной реформе, с наделением его диктаторскими полномочи€ми во всех сферах реформы всего комплекса национальной обороны –оссии.

      Ёта государственна€ структура должна возглавл€тьс€ лично ѕрезидентом –оссии или лично ѕредседателем ѕравительства –оссийской ‘едерации, и действовать на посто€нной штатной основе на все врем€ проведени€ реформы.

     ¬ этом случае ћинобороны, ¬ѕ  и другие структуры государства будут играть лишь роль инициативных исполнителей замысла военной реформы, утвержденного ѕрезидентом –оссии.

     Ёта структура должна не допустить прин€ти€ поспешных, необоснованных или порочных решений в сфере военной реформы, начать свою работу с анализа достигнутых ее результатов, разобратьс€ с каждой сферой и областью реформы, и прин€ть меры к изменению негативных тенденций реформировани€, в том числе, путем прин€ти€ организационных решений, кадровых и уголовных мер.

     Ќеобходимо решительно избавл€тьс€ от тех, кто хочет обогащатьс€ на военной реформе страны и трудност€х армии.

     Ч Ќеобходимо законодательное оформление проведени€ военной реформы путем прин€ти€ федерального «акона "ќ военной реформе", в котором четко установить цели, сроки, способы проведени€ военной реформы, их экономическое, финансовое и информационное обеспечение, ответственность должностных лиц, пор€док отчетности и контрол€ хода военной реформы.

     Ч —рочным пор€дком начать разработку и обсуждение Ќациональной стратегии развити€ и безопасности –оссии и ¬оенной доктрины.

     Ёту работу осуществл€ть с изучением всех альтернативных вариантов и привлечением независимых экспертов, при полном понимании того, что –осси€ и ее арми€ €вл€ютс€ самосто€тельными историческими феноменами, имеют собственные задачи и предназначение, и не могут копировать зарубежный опыт организации быти€ и военного строительства любого государства мира. ћы готовы лично участвовать в этой работе.

     Ч ќрганизовать диалог государства и ћинобороны с экспертным сообществом и российским обществом по вопросам военной реформы.

     Ётот диалог должны осуществл€ть уважаемые профессионалы, способные его успешно вести.

     »нформационное обеспечение реформы должно быть организовано широко и профессионально, не за счет ћинобороны, и в том числе с созданием специальных и об€зательных передач, программ и рубрик в —ћ», и изданием Ѕюллетен€ военной реформы.

     Ч Ќеобходимо организовать гражданский контроль за ходом реформы, не отвергать и не замалчивать вы€вл€емые общественностью недостатки, а обсуждать и исправл€ть их, понима€, что честь мундира не в том, чтобы всем закрыть рот, а в том, что достойные дела должны делать достойные люди и страна об€зана знать своих героев.

     Ч —егодн€ –осси€ сама определ€ет темпы и направлени€ своего развити€, и нам никто реально не угрожает, поэтому нам незачем гнать свои реформы, так как спешка всегда приводит к обратным результатам.

     ћы считаем, что сегодн€, особенно в услови€х наступившего экономического кризиса необходимо снизить до разумных пределов темпы сокращений войск и увольн€ть ровно столько офицеров и реально только тех, квартиры которых на сегодн€ уже гарантированно имеютс€.

     ѕри этом необходимо сохранить кост€к офицерского корпуса –оссии имеющий опыт командовани€ войсками и ведени€ боевых действий, независимо от лет их выслуги и возраста.

     “оварищ ¬ерховный √лавнокомандующий!

     ћы обращаем ¬аше внимание на тот общеизвестный исторический факт, что у –оссии есть только два верных союзника Ч ее јрми€ и ‘лот, и на то, что у нее уже нет исторического времени на ошибки при обеспечении военной безопасности своего суверенитета и гарантированного национального развити€.

     ¬се международные дела и инициативы любого уровн€ и значени€ могут быть успешны только тогда, когда –осси€ будет сильной, а без мощной јрмии –оссии, как великой державы, может и не стать.

     Ќо военна€ мощь –оссии это дело всей нации, а не только ћинобороны.

     јрми€ ждет ¬ашего руководства и верит ¬ам, своему ѕрезиденту и ¬ерховному √лавнокомандующему.

     ћы убеждены в том, что все ветераны ¬ооруженных —ил –оссии искренне хот€т помочь ¬ам и –оссии в деле реформировани€ ее јрмии и национальной обороны, и будут горды ¬ашим доверием к ним.

     ћы имеем столь редкий сегодн€ опыт войсковой службы и ведени€ боевых действий, и можем не только лучше других пон€ть замысел военной реформы или даже сформулировать его заново, но пр€мо и непосредственно принимать участие в ее организации и осуществлении.

     ћы просим ¬ас услышать наши предложени€ и воспользоватьс€ нашими знани€ми, опытом и способност€ми.

     „есть имею.

     — уважением,

     по поручению ветеранов ¬ооруженных —ил –‘ и своих коллег, Ч

     јлександр ¬ладимиров, генерал-майор, кандидат политических наук, вице-президент  оллегии военных экспертов.

     


     16 марта 2009 года, г. ћосква

 


јлександр ѕривалов ќб особенност€х современной полемики 

http://www.expert.ru/columns/2009/03/16/raznoe/

 

јлександр ѕривалов

Ќу что, решение, похоже, прин€то: денег в экономику не давать. √радо-, структуроЧ или чего-нибудь ещЄ образующим предпри€ти€м, может, чуток и помогут: госгарантии, там, или субсидирование кредитов, Ч но тоже не сразу, далеко не всем и не очень активно. ѕрочим же сказано: Ђ— нами Ѕог, а Ѕог с вамиї. ¬ыплывайте, реб€та, кто как может.

ƒетали так долго и трудно пересматриваемого бюджета оказываютс€ поэтому не слишком интересными дл€ бизнес-сообщества.  абы деньги решили давать, зал бы запросил подробностей: мол, кому, сколько, когда и проч. ј так Ч пон€вшим смысл принципиального решени€ подробности не нужны. –азве из чистого любопытства: помешает принципиальное решение отстегнуть запрошенные 49 млрд казЄнных рублей на помощь предпринимательнице Ѕатуриной или всЄ-таки не помешает. Ќо это же чепуха. ¬ажна€ информаци€ пойдЄт сверху только тогда, когда жизнь в более или менее грубой форме заставит нынешнее принципиальное решение помен€ть.  огда это случитс€? Ѕог весть. Ќе исключено, что довольно скоро.

ћинистр  удрин пообещал народу, что денег из заначки хватит на два с половиной года, а если дела пойдут хуже, чем ожидаетс€, то на два. Ќа что именно Ђхватитї, можно и не спрашивать, сказано уже не раз и не два: на выполнение вз€тых государством на себ€ социальных об€зательств: Ђ¬ полном объЄме и даже сверх тогої. » всЄ? Ђ» всЄї. ј через два года что? Ђј через два года Ч если к тому времени јмерика не вывезет нас из кризиса, раскочегарив мировой спрос на сырьЄ, Ч будем снова брать кредиты за рубежом. » делать нам это будет ах, как комфортно, поскольку у нас госдолг совсем невеликї. “о есть всЄ это врем€ мы откачивали ликвидность из экономики ради всего лишь этого? ЂЌу да, ради этого Ч а вы чего хотели?ї

“еперь уже не важно, чего мы хотели: те поезда ушли, а извлекать уроки из их обидного ухода пока не считаетс€ своевременным. „то ж, сосредоточимс€ на насто€щем. ¬ чЄм нуждаетс€ экономика сейчас Ч из того, что можно сделать быстро? —кажем, в облегчении коррупционного пресса она очень нуждаетс€, но о быстроте тут смешно и заговаривать. ј вот несколько облегчить денежный голод, особенно непереносимый при фронтальном падении спроса, можно быстро. ќтменить вопиюще неуместное повышение тарифов естественных монополий можно было за один день. Ќу за неделю. –азработать схему налогового кредита, о котором умол€ет бизнес, который помог бы множеству компаний не сдохнуть (что, помимо прочего, означает и окончательное прекращение уплаты налогов) и со временем расплатитьс€ с казной, можно за неделю. Ќу за две Ч так никто же этого и не думает делать. Ќе правда ли, интересно: как люди объ€сн€ют, что не делать этого Ч правильно?  ак парируют €сные доводы в пользу хот€ бы минимальной помощи экономике? “ут, € думаю, можно сделать некоторые предположени€.

ѕрежде всего, важен сам тот факт, что о ходе обсуждени€ подобных вещей приходитс€ строить предположени€. ћы то и дело слышим, что по такому-то вопросу налоговой или кредитной политики ћинэкономразвити€ с ћинфином расход€тс€ во мнени€х. Ќекоторые доводы сторон мы находим в газетах, и нам, по наивности нашей, порою кажетс€, что прав скорее ћЁ–, Ч ан нет: решение выходит в пользу ћинфина.  ак же так? ¬еро€тно, решение сложилось под вли€нием доводов, которых широкой публике не рассказывают. Ќо знающие люди есть, по ћоскве ход€т. ѕослушать их, так келейные доводы бывают, например, такими: Ђ акие там налоговые кредиты или тем более каникулы? ¬ наших услови€х Ч при нашей монополизированности всего и вс€, при нашей коррупции Ч рубль, не забранный в казну, и в дело не пойдЄт: его украдут не чиновники, так владельцыї. ƒаже при том, что в этих цинических речах не без тени правды, согласитесь, что при публичной дискуссии они никак не принесли бы победы. »ли ещЄ рассказывают Ч пр€мо не знаю, верить ли. ¬ противовес совсем уж, кажетс€, неотразимому предложению: давать налоговый кредит в обмен на об€зательство компании не сокращать численность персонала Ч будто бы последовало: Ђ азне выгоднее платить пособи€ по безработицеїЕ ј впрочем Ч почему бы и не поверить? ¬ыговорить такое под телекамерами было бы политическим самоубийством. ј в тиши кабинета Ч вроде и можно. » сказать можно, и согласитьс€.

Ѕизнесу бы насто€ть на открытости обсуждени€ антикризисной политики, только как это сделать? ѕолитического представительства он так и не имеет, отчего и в несекретных разговорах получает слово отнюдь не всегда. ¬от, скажем, почему наше правительство, в отличие от всех остальных, так боитс€ пустить в экономику хоть три рубл€? Ќам снисходительно отвечают: это потому, неучи, что у них у всех дефл€ци€, а у нас Ч стагфл€ци€, вот и потребны принципиально разные лекарства. ѕустили бы на трибуну любого вмен€емого предпринимател€, он бы рассказал, как избранна€ власт€ми политика раскручивает инфл€цию (покупатели задерживают платежи Ч нехватка оборотных средств Ч дорожающие из-за денежного сжати€ кредиты Ч он вынужден повышать цены Ч или дес€ток других цепочек с тем же финалом). “олько кто ж его пустит на трибуну или даст ему разглагольствовать в √лавном  абинете перед телекамерами? ќн же не ∆ириновский. ј жаль: после таких слов можно было бы попробовать разобратьс€ с тем, что же всЄ-таки делать, когда потребительска€ инфл€ци€ буйствует одновременно с дефл€цией в других секторах экономики, которым ведь тоже нужно как-то выживать. ћожно было бы попробовать доказать правительству, что никакое простое решение насто€щей ситуации не адекватно: не давать денег Ч точно так же не решение, как и заливать всЄ деньгами решением бы не было. ј так правительство избрало именно что простую линию. ѕростейшую. ¬ыполн€ем социальные об€зательства в полном объЄме и даже сверх того (уж сверх того-то зачем?), а там трава не расти. „то трава и впр€мь будет сильно редеть, никто, кажетс€, особенно и не беспокоитс€. Ќикто Ч в смысле, из тех, кого слышно.

≈сть и хороша€ новость насчЄт бюджета. —остоит она в том, что правительство решило пока отказатьс€ от трЄхлетнего бюджетировани€. Ёто правильно. ¬ таких услови€х и на таких основани€х верстать бюджет-2011 было бы как-то очень уж нецеломудренно.


„»—Ћќ     ѕќ—≈ў≈Ќ»…