»Ќ“≈–≈—Ќџ≈  “≈ —“џ   2009 апрель

 

¬ќ«¬–јў≈Ќ»≈ в  ј“јЋќ√  »Ќ“≈–≈—Ќџ’  “≈ —“ќ¬(политика)  2008-2011    

    

 


                   ћихаил ’одорковский: я знаю, зачем живу http://www.newsland.ru/News/Detail/id/349154/cat/42/
“ать€на —танова€  Ќ≈ —”ƒ, ј Ђ«–≈Ћ»ў≈ї

http://www.politcom.ru/7805.html

 

 
¬чера ’амовнический суд ћосквы отклонил все ходатайства защиты ћихаила ’одорковского и бывшего руководител€ ћ‘ќ ћ≈Ќј“≈ѕ ѕлатона Ћебедева, за€вленные в ходе предварительных слушаний. ѕри этом единственное ходатайство стороны обвинени€ - о сохранении меры пресечени€ обоим обвин€емым - суд удовлетворил. 31 марта суд начнет рассмотрение дела по существу. Ќесмотр€ на скандальность дела и его ощутимую политическую значимость, процесс все больше превращаетс€ в комедию, в которой кажда€ сторона понимает абсурдность происход€щего. —ам ’одорковский демонстрирует уверенность в себе и обещает боротьс€ до последнего.

¬ своих ходатайствах адвокаты просили определить подсудность второго уголовного дела ё ќ—а, ссыла€сь на неподсудность этого дела ’амовническому суду. “акже защита просила прекратить второе уголовное дело в их отношении за отсутствием состава преступлени€.  роме того, адвокаты за€вл€ли четыре ходатайства о возвращении дела в √енпрокуратуру –‘ по разным основани€м. “акже защита просила вернуть дело прокурору в св€зи с тем, что следователь не внес в список свидетелей лиц, которых планировала допросить в ходе процесса защита. ≈ще одно ходатайство касалось прекращени€ за истечением срока давности эпизода с хищением акций Ђ¬осточна€ нефт€на€ компани€ї (¬Ќ ). “акже ’одорковский и Ћебедев просили разъ€снить им итоговые цифры похищенной нефти из обвинени€.

ќднако Ђгвоздемї предварительного заседани€ стало за€вление самого ’одорковского. ќн обратилс€ к суду с просьбой прин€ть меры по сохранению имущества компании, в хищении которого он и ѕлатон Ћебедев обвин€ютс€, вплоть до наложени€ ареста.  ак сообщил адвокат ’одорковского ¬адим  лювгант, Ђгде это имущество находитс€, всем хорошо известно - оно находитс€ там, где находитс€ его приобретатель в результате банкротства ё ќ—аї, - за€вил адвокат. «ащитник отметил, что прин€тие необходимых мер €вл€етс€ об€занностью обвинени€, добавив, что Ђтем не менее, никаких мер по сохранности не было прин€тої.  лювгант также подчеркнул, что, по словам экс-главы ё ќ—а, несохранение имущества Ђможет нарушить интересы участников процесса, а чьих именно - зависит от приговора суда: если он будет обвинительным, то одних, а если оправдательным, то другихї.

¬се ходатайства были отклонены без обнародовани€ обосновани€. “ребование арестовать имущество компании Ђ–оснефтиї и Ђ√азпромаї, которые между собой поделили империю ё ќ—а, - очевидно не лишенное своего рода юридического юмора. јдвокаты ’одорковского получили, суд€ по всему, массу возможностей дл€ банального издевательства над судом, который при этом все активнее превращаетс€ в откровенный фарс. јдвокаты прекрасно пользуютс€ и очевидной противоречивостью всего дела ё ќ—а, указыва€ на то, что в своих решени€х суды разных уровней и регионов назвали действи€ компании Ђнормальной обычной хоз€йственной де€тельностью, деловым оборотомї.

ѕервое дело по ё ќ—у было показательным с точки зрени€ интересов  ремл€. “огда было важно продемонстрировать элите новую политику в отношении бизнеса, создать нужную атмосферу, позвол€ющую сформулировать некие новые правила игры и это удалось: после 2003 года в стране больше нет Ђолигарховї, есть лишь социально ответственный бизнес. “огда же  ремль апеллировал и к обществу: общественный антиолигархический тренд зашкаливал, став Ђкрасной линиейї и в предвыборной кампании прокремлевских партий в √осдуму.

¬торое дело показательным с точки зрени€  ремл€ назвать трудно. “еперь показательным его делают адвокаты ’одорковского. ”же в их интересах открытость процесса, в их интересах провоцирование общественной дискуссии о происход€щем. Ќеслучайно ’одорковский обещал, что процесс будет интересным Ђзрелищемї. Ёто за€вление знаковое Ц именно Ђзрелищеї сейчас так важно дл€ защиты бывшего главы ё ќ—а Ц апелл€ци€ к элитам, обществу и мировому сообществу, дискредитаци€ позиции власти. ≈ще в но€бре на суде в „ите ’одорковский за€вил: Ђс момента предъ€влени€ мне в начале 2007 года этого обвинени€, которое осталось неизменным и в новом варианте Ч от 29 июн€ 2008г., € честно пыталс€ убедить следственную группу не позорить себ€ и страну заведомо абсурдными утверждени€ми. я пыталс€ объ€снить, что сделать то, что они там написали, Ч т.е. похитить 350 млн. т. нефти Ч физически невозможно и непредставимо с точки зрени€ современной наукиї.

¬торое дело отличаетс€ от первого гораздо более низкой легитимностью. ¬едь даже в 2003-2005 гг. многие коллеги ’одорковского приватно признавались, что глава ё ќ—а Ђпережал палкуї, Ђнарвалс€ї, переоценил собственные силы и вли€ние. ћногие осуждали его упр€мство в продавливании политических реформ вопреки уже тогда четко сложившемус€ политическому тренду. ќбщество же сто€ло жестко на стороне власти и против богатого, амбициозного, Ђзажравшегос€ї олигарха, Ђнаворовавшегої себе капиталы и активы. “ак думало, надо признать, полстраны.

—ейчас ситуаци€ совсем ина€. ќбщество конечно не на стороне ’одорковского Ц в опросах ЂЋевада-центраї около половины против его освобождени€. ќднако правомерность новых обвинений в том, что он украл всю нефть ё ќ—а Ц вр€д ли вызывает столь бурное одобрение как первое Ђраскулачиваниеї.  роме того, ЂЋевада-центрї показывает, что лишь 6% одобр€ет банкротство и распродажу активов компании. ѕри этом около 70% опрошенных вообще не след€т за процессом.

¬се это дает ’одорковскому возможность проводить более активную и даже в некотором роде агрессивную линию. ¬ интервью Ђ—обеседникуї отвеча€ на вопрос, испытывает ли он личную непри€знь к ¬ладимиру ѕутину, бывший владелец ё ќ—а сказал: Ђќтношени€ с ¬ладимиром ѕутиным у нас абсолютно взаимные. ’от€ € стараюсь воспринимать его уже не как моего былого собеседника, а как историческую фигуру. Ѕыл такой президент в –оссии. ј сейчас такого президента уже нет. ’орошо или плохо он правил –оссией, скажет следующее поколениеї. Ёто за€вление может оказатьс€ не просто лично оскорбительным дл€ ѕутина, оно €вл€етс€ вызовом, провоцирующим на все более жесткие меры со стороны Ђсиловиковї. ќднако весь фокус как раз в том, что жестче просто некуда и этот подход в долгосрочном плане себ€ не оправдывает. ’одорковский дает пон€ть, что избранный власт€ми путь ведет в тупик Ц он эффективен до тех пор, пока незыблем Ђрежимї и сильны авторы его преследовани€. Ёкс-глава ё ќ—а рассказал, что годы, проведенные в заключении, не сломили его. Ђѕусть мелка€ нечисть пьет снотворное. »ли просто пьетї, - отметил бизнесмен. —ейчас можно лишь гадать, кто кого переживет, режим ’одорковского и ’одорковский режим.

18.03.2009


 


"Ѕольшой успех" или "глупые решени€"?


http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=182189

 

√лавным итогом саммита "√руппы двадцати" стало решение о выделении 5 триллионов долларов на преодоление экономических проблемЕ

 

¬чера, 2 апрел€, по итогам —аммита "√руппы двадцати" (G20) (в G20 вход€т јвстрали€, јргентина, Ѕразили€, ¬еликобритани€, ‘–√, »нди€, »ндонези€, »тали€,  анада,  итай,  оре€, ћексика, –осси€, —аудовска€ јрави€, —Ўј, “урци€, ‘ранци€, ёј–, япони€, а также ≈вросоюз, представл€емый страной-председателем. Ц –Ћ) было прин€то коммюнике, состо€щее из 29 пунктов, сообщает »“ј–-“ј——. Ћидерам "Ѕольшой двадцатки" (G20) удалось договоритьс€ в Ћондоне о совместных беспрецедентных шагах по спасению глобальной экономики, выработать стратегию предотвращени€ кризисов в будущем и прин€ть крупнейший в истории пакет конъюнктурных мер.

√лавный итог Ц в течение полутора лет G20 направит 5 триллионов долларов на решение экономических проблем. ѕ€та€ часть этой суммы достанетс€ ћеждународному валютному фонду (ћ¬‘), отмечает –»ј "Ќовости". ѕреодолев серьезные разногласи€, участники саммита достигли консенсуса по принципиальной реформе мировой финансовой системы, определив шесть основных моментов: увеличение ресурсов ћ¬‘ и выделение средств дл€ помощи наиболее пострадавшим от кризиса странам; борьба с "налоговыми оазисами"; регулирование бонусовых выплат менеджменту компаний и банков; национальные пакеты конъюнктурных мер; ужесточение контрол€ за финансовыми рынками; обеспечение устойчивости национальных экономик.

ѕремьер-министр ¬еликобритании √ордон Ѕраун на правах хоз€ина саммита рассказал по его итогам, что 5 триллионов долларов, которые планируетс€ выделить на решение проблем национальных экономик, должны обеспечить рост производства на 4% и сделать его экологически чистым и энергосберегающим. ¬ свою очередь, ѕрезидент –оссии ƒмитрий ћедведев отметил, что сумма в 5 триллионов долларов Ц это обща€ экспертна€ оценка, ее еще предстоит уточнить. ќднозначно G20 гарантирует выделение 1,1 триллиона долларов ћеждународному валютному фонду и другим финансовым институтам. ћ¬‘ впервые за все врем€ своего существовани€ Ц с 1944 года Ц получит такие средства. "—оглашение, которое мы достигли сегодн€, предусматривает дополнительные ресурсы ћ¬‘ в размере 750 миллиардов долларов, из них 250 миллиардов Ц чтобы поддержать выпуск новых —ƒ–", Ц сказал Ѕраун. —ƒ– (специальные права заимствовани€) Ц расчетна€ единица ћ¬‘, используютс€ дл€ регулировани€ сальдо платежных балансов, а курс —ƒ– определ€етс€ на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар —Ўј, евро, иена и фунт стерлингов.

¬ыдел€емые ћ¬‘ средства пойдут на возобновление кредитовани€, рост экономики и создание рабочих мест. Ѕраун по€снил, что 250 миллиардов долларов будет направлено на немедленную поддержку торгово-финансовой сферы. ћ¬‘ также будет задействовать золотые резервы дл€ помощи беднейшим странам.  роме того, развивающиес€ страны получат больше голосов в международных финансовых институтах, что позволит увеличить их вес, в том числе в ћ¬‘.

Ћидеры G20 договорились прин€ть меры в отношении стран, в которых существуют так называемые "налоговые убежища". ћногие страны мира обеспокоены уклонением от уплаты налогов с помощью оффшорных банков и требуют раскрывать тайну банковских вкладов по подозрительным операци€м. "ћы готовы предприн€ть меры, чтобы защитить финансы и финансовые системы. Ёра банковской секретности закончилась", Ц сказал Ѕраун.

¬ажным решением G20 стало достижение договоренностей по новым правилам платежей и бонусов. ћировые лидеры, в частности президент —Ўј Ѕарак ќбама, неоднократно высказывались о недопустимости бонусных выплат менеджменту компаний, которые из-за своего критического финансового положени€ прибегли к государственной помощи. ƒмитрий ћедведев уточнил, что в коммюнике стороны зафиксировали необходимость контрол€ за выплатами огромных бонусов в услови€х кризиса. ѕрезидент –оссии рекомендовал руководител€м российских компаний, получающих господдержку, и государственных компаний вести себ€ прилично и ограничить себ€ по размерам бонусов. ћедведев сообщил, что после возвращени€ в ћоскву даст соответствующие рекомендации правительству и вышеназванным компани€м.

”частники лондонского саммита договорились сделать все возможное дл€ возвращени€ довери€ к финансовой системе и ее регулированию. ќни условились устранить противоречи€ между международными и национальными правилами, определ€ющими, в частности, состо€ние капитала в банковской системе. –ешено создать эффективную систему прогнозировани€ экономических кризисов, дл€ чего будет сформирован новый —овет по финансовой стабильности. ¬ него войдут страны G20, все члены ‘орума финансовой стабильности и ≈врокомисси€.

”частники саммита высоко оценили его итоги. ѕрезидент ‘ранции Ќикол€ —аркози за€вил, что саммит "превзошел все ожидани€".  анцлер √ермании јнгела ћеркель оценила результаты саммита G20 как "большой успех". "ћы достигли очень хорошего, почти исторического компромисса", Ц за€вила она.  анцлер назвала заключительное коммюнике саммита "документом действий". ѕо ее словам, участникам G20 "удалось достичь договоренности о построении вполне конкретной архитектуры финансовых рынков".

Ќапомним, что накануне саммита президент ‘ранции Ќикол€ —аркози за€вил, что проект итогового коммюнике саммита не устраивает ни ѕариж, ни Ѕерлин. ‘ранци€ добиваетс€ введени€ более жесткого международного контрол€ над работой финансового рынка. Ёту идею отвергает британский премьер и —Ўј. √ермани€ и другие страны также выступают против предложени€ ‘ранции о создании глобального контролирующего органа. ¬о вторник министр экономики ‘ранции  ристин Ћагард за€вила, что президент ‘ранции не подпишет итоговое коммюнике и покинет саммит G20 в Ћондоне, если партнерам не удастс€ договоритьс€ о жестком контроле за финансовым рынком. —аркози сказал, что "не присоединитс€" к саммиту G20, если он завершитс€ "лжекомпромиссом". ѕо словам французского президента, "политика "пустого стула" означала бы провал" саммита, в который он "не хочет верить".

¬чера помощник ѕрезидента –оссии јркадий ƒворкович за€вил, что претензии президента ‘ранции Ќикол€ —аркози, настаивавшего на более жестких формулировках по регулированию финансового рынка и работы международных организаций в итоговой декларации лондонского саммита G20, сн€ты. "”далось найти согласованное решение. —аркози его поддержал", Ц сказал он.

ƒмитрий ћедведев, сравнива€ лондонскую встречу лидеров G20 с вашингтонской, назвал ее прорывной, даже несмотр€ на то, что стороны не смогли решить всех вопросов. ƒеклараци€, прин€та€ G20, по оценке российского ѕрезидента, содержит вполне конкретный набор тем и решений, касающихс€ преодолени€ глобального финансового и экономического кризиса. ћедведев подчеркнул, что –осси€ не отказываетс€ от продвижени€ идеи о создании наднациональной валюты, и пообещал, что в формате G20 мировое сообщество еще вернетс€ к обсуждению этой темы.

Ёксперты не ожидали от саммита "двадцатки" каких-то радикальных, прорывных решений. √лавное, по их мнению, что лидеры встретились, и им удалось договоритьс€ о совместных действи€х. "Ёто очень полезна€ встреча дл€ прин€ти€ будущих решений. —ейчас, кроме солидарности и договоренности, что делать дальше, нечего и ждать. —лишком противоречивые у стран интересы", Ц сказал научный руководитель ¬ысшей школы экономики ≈вгений ясин. √лавный экономист представительства ¬семирного банка в –оссии ∆елько Ѕогетич также считает главным итогом Ћондонского саммита усиление консолидации. " ризис Ц глобальный, и он требует не только национальных, но и международных ответов", Ц говорит Ѕогетич.

ѕрезидент ¬енесуэлы ”го „авес, в свою очередь, подверг резкой критике решени€, прин€тые на саммите. "я не ожидал, что на саммите G20 будут прин€ты столь непродуманные и глупые решени€, хот€, что от них ожидать", Ц за€вил „авес в телефонном интервью государственному телеканалу "Venezolana de Television" из “егерана, где он находитс€ с официальным визитом. "„его только стоит решение выделить ћ¬‘ и ¬семирному банку 500 миллиардов долларов. Ёто то же самое, что бросать впустую грифам м€со Ц никакого толка не будет, только еще хуже будет", Ц считает лидер ¬енесуэлы. "Ќа саммите было много разговоров о строгом регулировании финансового рынка, но они ничего не сто€т, так как надо понимать, что невозможно регулировать финансового монстра, порожденного капиталистической системой", Ц сказал „авес.

Ћидер ¬енесуэлы полагает, что ћ¬‘ надо не реанимировать, а распустить. "Ќеобходимо, как это неоднократно предлагал € и другие лидеры различных политических сил, распустить ћ¬‘", Ц сказал „авес. ќн высказал сожалени€ в св€зи с тем, что на саммите в Ћондоне не нашло отклика предложени€ –оссии и  ита€ о создании наднациональной валюты. ѕо его мнению, единственным путем выхода из кризиса мог бы стать социалистический путь развити€ мирового сообщества. " апитализм невозможно спасти, он должен уйти с мировой сцены, уступив дорогу новой модели социалистического общества", Ц полагает „авес.

 

—танислав Ѕелковский
 
ќбостр€ть отношени€ с јмерикой –осси€ не собираетс€
¬сЄ зависит от благополучи€ доллара

http://www.apn.ru/opinions/article21496.htm

 

2009-04-02

ѕричина фактического отказа ћедведева от большинства предложений, выдвинутых российской стороной к саммиту G-20, состоит в том, что предварительное зондирование почвы показало - ни јмерика, ни другие ключевые члены Ђдвадцаткиї не поддержат эти предложени€. ¬ этом смысле выходить с ними на саммит дл€ –оссии означало бы подставитьс€, поставить себ€ в заведомо невыигрышную ситуацию. ¬ дискуссии такого формата важен прогноз результата, и если он негативный, то дискуссию лучше не начинать. “аковы правила игры, и € думаю, и ћедведев, и ƒворкович понимают это правильно.

ќбостр€ть же отношени€ с јмерикой –осси€ сегодн€ не собираетс€, поскольку преодолеть кризис в режиме конфронтации с —Ўј ей точно не удастс€. ѕоэтому –осси€ отозвала заведомо непроходные предложени€, чтобы не нарыватьс€ на скандал с единственной сверхдержавой современного мира.

»де€ же наднациональной валюты будет в ближайшее врем€ обсуждатьс€ достаточно широко, но в обозримом будущем никакой новой наднациональной валюты не по€витс€. √лавной резервной валютой мира останетс€ американский доллар, и все ключевые экономические державы мира, включа€  итай, формально выступающий энтузиастом проекта новой наднациональной валюты, очень заинтересованы в стабильности доллара.  итай имеет огромные активы, номинированные в долларах, и двадцать процентов китайской промышленности сегодн€ работают на —Ўј.

“о есть, в мире слишком многое зависит от благополучи€ доллара, чтобы мир от него отказалс€. ƒругое дело, что сегодн€ стало очевидно, что ¬ашингтон идет путем управл€емой инфл€ции, снижени€ курса доллара. Ёто, в свою очередь, бьет по интересам огромного числа инвесторов Ц и государств, и частных игроков. ѕоэтому многие страны мира заинтересованы в том, чтобы использовать свои возможности давлени€ на —Ўј с тем, чтобы монетарна€ политика ¬ашингтона согласовывалась с ними и учитывала их интересы.

–азговоры о новой наднациональной валюте надо рассматривать именно в этом контексте, ни в каком другом. Ёто нека€ попытка надавить на ¬ашингтон, чтобы он свою политику в отношении доллара координировал с крупнейшими экономиками мира, завис€щими от доллара, но, вместе с тем, в качестве глобальной резервной валюты останетс€ доллар, и останутс€ региональные резервные валюты, которые существуют и сегодн€.

 


ћир после Ћондона 

ѕавел Ѕыков, «аместитель главного редактора журнала ЂЁкспертї.
ќльга ¬ласова, редактор отдела мировой политики журнала ЂЁкспертї.
јлександр  окшаров, собственный корреспондент журнала ЂЁкспертї в Ћондоне.
—ергей —умленный, собственный корреспондент журнала ЂЁкспертї во ‘ранкфурте-на-ћайне.
ћарк «авадский, собственный корреспондент журнала ЂЁкспертї в √онконге.

http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/13/mir_posle_londona/

 

 

—аммит Ђдвадцаткиї показал, насколько резко ослабло глобальное экономическое лидерство —Ўј. √еополитические позиции ¬ашингтона по-прежнему сильны за счет подавл€ющего военного превосходства, но это преимущество будет та€ть под грузом региональных конфликтов, в которые вовлечена јмерика

 

Ќакануне лондонской встречи G20 многие ожидали, что саммит повторит судьбу лондонской же ƒенежной и экономической конференции, проведенной в 1933 году в разгар ¬еликой депрессии. “огда участники встречи, прошедшей под эгидой Ћиги наций, не смогли договоритьс€ о средствах борьбы с экономическим кризисом. Ёто продлило депрессию еще на несколько лет, а в конечном итоге привело к мировой войне. ќб окончательных итогах нынешней конференции судить рано, но нестыковки в позици€х трех €рко про€вившихс€ блоков удалось сгладить.

“ри блока Ч это Ђанглосаксыї (—Ўј и Ѕритани€), Ђконтинентальные европейцыї (при лидерстве √ермании и ‘ранции) и Ђразвивающийс€ мирї (во главе с  итаем). »тоги саммита показали, что при такой конфигурации —оединенные Ўтаты утратили возможность продавливать выгодные им экономические решени€ либо действовать без огл€дки на остальных. ƒл€ —Ўј это очень тревожный сигнал, как и начавшиес€ в ѕекине разговоры об отказе от доллара. ¬едь слабость экономики серьезно ограничивает дл€ —Ўј свободу маневра в геополитических вопросах. “еперь эта слабость будет проецироватьс€ и на целый р€д региональных конфликтов, в которых —Ўј имеют свой интерес.

Ћучша€ роль второго плана

¬опреки ожидани€м  итай не стал продвигать в Ћондоне ни одно из предложений, за€вленных ѕекином за неделю до саммита. » иде€ создани€ новой международной валюты, и призыв к пока€нию Ђавторовї финансового кризиса, по€вившиес€ на сайте Ќародного банка  ита€ в середине марта, остались за рамками официального обсуждени€ на форуме Ђбольшой двадцаткиї, несмотр€ на то что с позицией  ита€ солидаризировалс€ по меньше мере еще один участник встречи Ч –осси€.

¬прочем, в  Ќ– не склонны переживать по этому поводу Ч  итаю сегодн€ невыгодны резкие сотр€сени€ и без того не слишком устойчивого мирового пор€дка. ƒолларовые активы  ита€, по разным оценкам, составл€ют 1,2Ц1,7 трлн долларов, и люба€ угроза положению американской валюты способна резко подорвать материальное благополучие китайского государства. √лавное,  итай дал сигнал о своем недовольстве существующим положением дел и этот сигнал был прин€т к сведению всеми ключевыми игроками, а продолжить разговор можно будет позже.

ќсновной задачей дл€  ита€ на ближайший год становитс€ уменьшение его долларовых активов, но чтобы это не вызвало паники на валютных рынках. ѕо мнению аналитиков RGEmonitor, одним из способов станет скупка месторождений природных ресурсов за рубежом Ч только за два мес€ца этого года  итай купил или договорилс€ о покупке подобных активов на 50 млрд долларов.

ј эксперт по китайской экономике Ѕрэд —тетцер из вашингтонского —овета по международным отношени€м (CFR) считает, что целью  ита€ будет доведение соотношени€ долларовых и недолларовых активов до уровн€ 50 на 50. “огда возможное падение курса доллара будет компенсироватьс€ ростом курсов остальных валют, золота или иных зарубежных активов. —егодн€ более 70% золотовалютных запасов  Ќ– приходитс€ на долларовые активы. ѕо оценке —тетцера, который учитывает не только официально признанные резервы, но и активы госбанков и госинвестфондов, дл€ достижени€ цели  итаю придетс€ Ђсброситьї около 500 млрд долларов.

»з очевидных побед  ита€ на саммите G20 Ч в черный список Ђналоговых оазисовї не включили специальные административные районы √онконг и ћакао, что позволит им сохранить все свои налоговые преференции. ”прочитс€ и положение  ита€ в структуре ћ¬‘, куда власти  Ќ– согласились инвестировать дополнительные 50 млрд долларов.

ѕолна€ победа ћеркель

“ак немецкие аналитики характеризуют итоги прошедшего в Ћондоне саммита Ђбольшой двадцаткиї. Ќемецкому канцлеру действительно удалось достичь почти всех целей. Ђя полагаю, итоги встречи можно назвать, по сути, историческимиї, Ч без ложной скромности за€вила јнгела ћеркель вечером 2 апрел€.

Ќемецка€ делегаци€ летела в Ћондон с четырьм€ основными задачами: добитьс€ от партнеров по Ђдвадцаткеї координации мер по стимулированию экономики; положить конец односторонним протекционистским акци€м отдельных государств (в первую очередь —Ўј); добитьс€ жесткого регулировани€ мирового финансового рынка, прежде всего хедж-фондов и отдельных рискованных финансовых продуктов; создать работающую систему гласного и открытого финансового надзора за так называемыми налоговыми оазисами.

— самого начала было €сно, что немцы приехали в Ћондон сражатьс€ не на жизнь, а на смерть. Ђ≈сли мы не добьемс€ результата сегодн€, мы не сможем пробить его и в течение ближайших п€ти летї, Ч напутствовала јнгела ћеркель свою делегацию вечером 1 апрел€.

¬ борьбе за новое финансовое будущее ћеркель безоговорочно поддержал и Ќикол€ —аркози. — самого начала было €сно, что позиции ‘ранции и √ермании полностью согласованы и эти две страны пойдут сплоченным фронтом против англосаксонской экономической модели. „тобы сделать свою позицию окончательно €сной, лидеры ‘ранции и √ермании дали 1 апрел€ совместную пресс-конференцию. Ђ‘ранци€ и √ермани€ будут говорить одним голосомї, Ч за€вил Ќикол€ —аркози. Ђ–ечь идет о придании веса результатам саммита. ѕридание веса должно заключатьс€ в подчеркивании того, что мы признаем: в мире произошло нечто ужасное. » конечно, мы должны выбратьс€ из этого ужаса, из этого кризиса. Ќо, напр€га€ силы дл€ выхода из кризиса, мы не должны забывать, как мы оказались в кризисе. » мы никогда не должны снова оказатьс€ в ситуации, приведшей нас к кризисуї, Ч резюмировала јнгела ћеркель, дав пон€ть, что речь идет о формировании ни много ни мало новой финансовой системы.

Ќемецка€ и французска€ делегации настойчиво добивались от остальных участников внесени€ в основной текст дискуссии положений о контроле за хедж-фондами и Ђналоговыми оазисамиї, вместо того чтобы, как хотели хоз€ева саммита британцы, спр€тать эти критически важные пункты в сносках и приложени€х. Ќакал борьбы достиг такого уровн€, что Ќикол€ —аркози даже пригрозил покинуть саммит, если противна€ сторона не пойдет на уступки. јнгела ћеркель вновь выступила с —аркози единым фронтом, за€вив о недопустимости Ђтрусливых компромиссовї, которые помешают достичь Ђнасто€щего результатаї.

—егодн€ очевидно, что франко-германское наступление в Ћондоне завершилось успехом. ЂЌе скрою, € крайне рад тому, что в итоговой декларации УдвадцаткиФ нет призывов к государствам-участникам начать новые конъюнктурные программыї, Ч за€вил министр финансов √ермании ѕеер Ўтайнбрюк.

«арплаты менеджеров инвестиционных банков должны быть прив€заны к среднеЧ и долгосрочным результатам де€тельности их компаний Ч еще одна победа ћеркель.

—ледующа€ достигнута€ немцами цель Ч внесение в итоговую декларацию черного списка государств, преп€тствующих международному надзору за Ђналоговыми оазисамиї. ЂЁти списки должны четко давать пон€ть, нарушают ли грубо те или иные государства критерии ќЁ—– или же они лишь не до конца следуют имї, Ч с видимым удовлетворением резюмировала јнгела ћеркель, почувствовавша€ себ€ насто€щей хоз€йкой саммита.

ѕока в основной черный список попали только четыре государства Ч  оста-–ика, ћалайзи€, ”ругвай и ‘илиппины, но то, что немцам удалось переломить жесточайшее сопротивление главных противников этого решени€ Ч китайцев и англичан, Ч не оставл€ет сомнений в том, что рано или поздно в этом публичном официальном списке могут оказатьс€ √онконг, ћакао и другие мировые Ђналоговые оазисыї. ¬озможно, немцам удастс€ внести в список и своих закл€тых европейских финансовых врагов Ч Ћихтенштейн и Ўвейцарию. ѕоследние, а также јндорра, Ѕританские ¬иргинские острова, √ибралтар, ћонако, и —ан-ћарино уже внесены саммитом в серый список стран, Ђне полностью соответствующихї стандартам ќЁ—–.

 онфликтна€ конфигураци€

ѕоскольку кризис продлитс€ не один год, он серьезно повли€ет на американское военно-политическое вли€ние. ƒл€ проведени€ прежней внешней политики у —оединенных Ўтатов недостаточно ресурсов, да и мир за дес€ть лет сильно изменилс€ и продолжает стремительно мен€тьс€. ѕридетс€ переосмысливать свою политику во всех ключевых регионах.

Ќынешнюю американскую политику назвать осмысленной цельной политикой сложно, пока это лишь осколки стратегий предыдущих администраций, которые продолжают двигатьс€ по инерции. ¬ашингтон же изо всех сил пытаетс€ демонстрировать, что все под контролем, чтобы не допустить обвального ослаблени€ своих позиций в мире. ѕо сути, такое ослабление уже состо€лось, но оно не зафиксировано и не отрефлексировано, поэтому —Ўј пытаютс€ выиграть врем€, чтобы провести ревизию и перегруппироватьс€ с наименьшими потер€ми. Ќо сделать это будет крайне сложно, поскольку весь регион от »зраил€ до  орейского полуострова оказываетс€ дл€ —Ўј единой конфликтной системой, в которой трудно найти локальные решени€.

Ѕлижний ¬осток.  лючевой точкой здесь оказываетс€ “егеран. ѕродолжение €дерной программы неизбежно приведет к тому, что »ран станет важнейшим игроком в регионе от “урции до »ндии и от  азахстана до …емена.  ому и какими пут€ми будут транспортироватьс€ иранские углеводороды (и достанутс€ ли они вообще кому-то) Ч один из ключевых вопросов мировой политики на ближайшие несколько дес€тилетий.

—егодн€ у ¬ашингтона есть большой соблазн пойти на сближение с “егераном. Ёто поможет решить проблемы в »раке, в јфганистане, оторвет »ран от  ита€ и –оссии. Ќо такое сближение слишком усилит сам »ран (особенно когда станет совершенно очевидным, что »рак практически перестал существовать как единое государство) и разрушит всю нынешнюю систему американских союзов в регионе. —Ўј важно получить твердые гарантии, что прекращение американского режима блокады »рана не приведет к ориентации последнего на ≈вросоюз. »ранский газ, идущий по трубам в ≈вропу, Ч страшный сон ¬ашингтона (не меньший, чем в свое врем€ советский газ, текущий в ‘–√). Ќо получить такие гарантии крайне затруднительно, равно как и согласие “егерана свернуть свою €дерную программу.

—ближени€ —Ўј с »раном бо€тс€ все нынешние региональные клиенты јмерики Ч »зраиль, —аудовска€ јрави€ и прочие нефт€ные монархии. ќриентаци€ —Ўј на »ран будет означать, что арабам придетс€ сильно подвинутьс€. —удьба »зраил€ и вовсе оказываетс€ проблематичной. ѕойти на такой радикальный поворот ¬ашингтону будет крайне трудно. ƒл€ —Ўј это цугцванг: изолировать »ран невыгодно, идти на сближение страшно, нападать Ч неоправданно рискованно.

÷ентральна€ и ёжна€ јзи€. «десь ситуаци€ и вовсе движетс€ к большой войне. Ёто, в частности, показали теракты в ћумбае, когда отчетливо пахнуло €дерной войной. ¬ашингтон уже признал, что јфганистан и ѕакистан Ч это едина€ проблема. Ќо неотъемлемой частью этой проблемы €вл€ютс€ также »нди€ и  итай. ƒл€ »сламабада, прежде всего дл€ военных и разведки ISI, јфганистан Ч объединенные в Ђ“алибанї пуштунские племена Ч козырь в противосто€нии с »ндией, в частности, тыл в противосто€нии вокруг  ашмира. ƒл€ ƒели јфганистан Ч второй фронт в давлении на ѕакистан. ѕоэтому люба€ стратеги€ —Ўј в войне с исламскими экстремистами немедленно превращаетс€ в проблему выбора между »ндией и ѕакистаном.

¬ последние годы ¬ашингтон добилс€ впечатл€ющего прорыва в отношени€х с ƒели, но это немедленно подорвало доверие в отношени€х с »сламабадом. Ќо ѕакистан к тому же Ч ключевой региональный союзник  ита€. ќн и отсекает »ндию от ÷ентральной јзии, и €вл€етс€ будущим форпостом китайского флота в »ндийском океане, который возьмет контроль над маршрутами поставки нефти из ѕерсидского залива. » форсированное сближение —Ўј и »ндии точно не нравитс€  итаю.

“аким образом, в ходе операции в јфганистане американцам каждодневно приходитс€ решать задачу поддержани€ очень сложного баланса сил и интересов. ѕри этом коридор, в котором ¬ашингтон может реально управл€ть процессами, весьма узок: присутствие —Ўј в регионе слишком эфемерно, чтобы всерьез рассчитывать на управл€емость. ƒаже јфганистан Ч и даже  абул Ч американцы контролируют плохо, а балансирующий на грани коллапса, стремительно радикализующийс€ €дерный ѕакистан Ч и того хуже. ѕока кажда€ из сторон уверена, что положение конкурента не лучше, можно пытатьс€ усидеть на всех стуль€х. Ќо заметное (даже случайное) смещение баланса Ч а любое урегулирование будет фиксировать такое смещение Ч может взорвать ситуацию.

¬ыбрать же сторону будет сложно, поскольку выбирать придетс€ между »ндией и  итаем. ƒружить хочетс€ с »ндией, но и с  итаем ссоритьс€ не резон. ”клонитьс€ от выбора Ч значит заведомо проиграть.  онтуры будущего Ђбольшого конфликтаї просматриваютс€ хорошо Ч св€зка ѕакистанЧ итай против пары »нди€Ч—Ўј. ѕроизойдет ли столкновение, будет зависеть от того, как —Ўј и  итай договор€тс€ по другим вопросам (экономика, “айвань,  орейский полуостров), но в любом случае большой вес будет иметь мнение “егерана Ч встанет »ран на сторону ѕакистана и  ита€ или же на сторону »ндии. »нтересы в јфганистане вроде бы подталкивают “егеран к союзу с ƒели, но экономические интересы Ч к союзу с  итаем. »менно “егеран может сыграть ключевую роль в стабилизации региона, поскольку в равной мере может иметь дело с јфганистаном, ѕакистаном, »ндией и  итаем, но соглас€тс€ ли —Ўј, чтобы »ран стал столь вли€тельным игроком?

ќ нарастающем напр€жении в ÷ентральной јзии говорит и актуализаци€ темы Ђсвободного “ибетаї. ¬ западных —ћ» обычно много говоритс€, как ѕекин €кобы угнетает тибетцев, но мало о том, как будет выгл€деть Ђсвободный “ибетї на практике. ¬озможно, у западных поклонников поп-буддизма и есть иллюзии, что отделенный от  ита€ “ибет превратитс€ в цветущее государство мудрых лам, но на деле гораздо больше шансов, что через Ђсвободный “ибетї прол€гут основные маршруты наркотрафика из јфганистана в  итай. ќтпав от  ита€, “ибет потер€ет колоссальные субсидии ѕекина, оттуда уедут китайские специалисты. Ќе име€ традиции современной государственности, “ибет почти наверн€ка пойдет по пути  осово, превратившись в очередное наркогосударство Ч и в площадку дл€ новой Ђопиумной войныї против ѕоднебесной.

¬осточна€ јзи€. «десь главным фактором нестабильности €вл€етс€ неопределенное будущее  Ќƒ–.  оллапс режима стал бы насто€щей катастрофой и дл€  ита€, и дл€ ёжной  ореи. ¬ли€ть на ѕхень€н крайне сложно. Ќе пытатьс€ же вли€ть на него ¬ашингтон не может Ч это подорвет основы американского присутстви€ в ёжной  орее и японии. ѕо сути, единственное, что остаетс€ —Ўј, Ч поддерживать  Ќƒ– экономически. Ёто дешевле, чем устран€ть последстви€ краха режима, и тем более Ч чем вв€зыватьс€ в войну.

¬ способность —Ўј защитить региональных союзников страны региона вер€т все меньше, но при этом  Ќƒ– играет роль Ђпугалаї, которое заставл€ет ёжную  орею и японию действовать с огл€дкой на —Ўј (аналогичную роль играет ѕакистан дл€ »ндии). Ќо в целом ситуаци€ крайне неустойчива€ Ч любое обострение ситуации увеличивает шансы на то, что в японии решат выйти из-под опеки —Ўј и стать самосто€тельной военной державой. ј воссоединение “айван€ с материковым  итаем тоже уже практически вопрос времени и условий.

¬ целом —Ўј вынуждены защищать в регионе статус-кво, но удержать его практически нереально Ч  итай становитс€ слишком мощным игроком. ≈сли не остановить рост  Ќ–, никака€ сама€ тонка€ игра ¬ашингтона не достигнет цели. ѕр€мое же военное столкновение —Ўј с  итаем в ¬осточной јзии Ч слишком дорогое удовольствие, поскольку именно здесь сосредоточены основные экономически развитые зоны. ѕоэтому все же веро€тнее, что именно ÷ентральна€ и ёжна€ јзи€ станет главной ареной дл€ пробы сил в противосто€нии  ита€ и —Ўј.

ѕекинЧЋондонЧЅерлинЧћосква

 


“ать€на —танова€ Ѕ≈«ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–»≈ћЌџ≈

http://www.politcom.ru/7962.html

 

ћедведев, продвига€ собственный стиль, показывает, что он не €вл€етс€ тенью ѕутина

¬чера президент –оссии ƒмитрий ћедведев открыл свою первую приемную, в которой он будет два раза в год лично принимать российских граждан. ѕриемные будут предоставл€ть возможность выходить посредством видеоконференции на св€зь с жител€ми отдельных регионов страны, губернаторами и руководител€ми федеральных ведомств. ¬се это, безусловно, получит и мощную информационную поддержку. Ќесмотр€ на то, что это несопоставимо по масштабу с ежегодным общением ¬ладимира ѕутина с народом, такой прием граждан дл€ ћедведева оказываетс€ возможностью выйти на пр€мой диалог с народом. ќднако пока поговорить о наболевшем не удаетс€.

ƒл€ ¬ладимира ѕутина, имеющего пр€мой контракт с обществом, основанный на высоком рейтинге, пр€мое общение с народом имело огромное политическое значение. ќн удел€л внимание наиболее насущным вопросам, пыталс€ быть Ђсво€комї, демонстрировал отличное владение самыми разными темами. ¬ общем, становитс€ ближе к народу. Ёто ему также позвол€ло и быть более жестким в отношени€х с элитой. ќсобенность ƒмитри€ ћедведева состо€ла в том, что он не имел пр€мого контракта с обществом.  онечно, он прошел через президентские выборы и получил собственную легитимность. ќднако на пост президента он пришел все-таки как преемник ѕутина, как человек, который пользуетс€ его исключительным доверием. —ейчас трудно судить, какова поддержка ћедведева в услови€х отсутстви€ фактора ѕутина.

Ќа фоне этого ћедведеву как полноценному президенту еще более важно, чем ѕутину, выстраивать пр€мой диалог с обществом. ѕричем ему важно, чтобы его методы коммуникации не были идентичны Ђпутинскимї: ћедведеву нужны свои собственные Ђноу-хауї. ќтсюда и по€вление таких более технологичных способов общени€ через видео-блог, ранее через интернет-конференции, регул€рные интервью на госканалах. ≈жегодные традиционные пресс-конференции с иностранными и российскими —ћ» ћедведев заменил на регул€рные интервью с региональными —ћ».

ѕрезидент позиционирует себ€ как более современный политик, использующий Hi-TEC-технологии в управлении и общении. ќткрыва€ начало работы приемной, ћедведев за€вил, что Ђу нас с вами сейчас включен режим пр€мой видеоконференцииЕ.Ёто быстро, оперативно, не требует приезда в ћоскву, не требует различного рода бумажекї. ѕутин же на такие Ђмелочиї никогда внимани€ не обращал, всегда подчеркивал свою близость к народу простонародными выражени€ми, особой стилистикой разговора и даже отсутствием мобильного телефона (об этом он не раз говорил). ќн мог пококетничать с женщиной-журналисткой и часто не очень удачно, но трогательно пошутить. ћедведев, продвига€ собственный стиль, показывает, что он не €вл€етс€ тенью ѕутина.

–абота общественных приемных также имеет свои особенности. ¬ данном случае помимо президента и народа, по€вл€ютс€ чиновники, с которых глава государства может строго спрашивать. “ем самым, он усиливает свой образ Ђбольшого начальникаї, способного быстро и эффективно решить проблемы. ћедведеву важно самоутверждатьс€ не только в качестве политика, но и в качестве авторитетного лидера в глазах бюрократии. ѕутин в этом не нуждалс€. ¬ то же врем€ тут по€вл€етс€ и обратна€ сторона: общение с народом оказываетс€ опосредованным и ощущение, пусть и очень гипотетической, возможности доступа к президенту, создаваемого в ходе Ђпр€мой линииї, сейчас тер€етс€. «а€вители, излага€ свою проблему, сначала об€зательно нахваливают хорошо заученным текстом местные власти и, например, нацпроект Ђ«доровьеї, и только потом говор€т о сути. ѕрезидент при этом дает возможность губернатору ответить по существу, и тот четко докладывает, как все достойно и позитивно развиваетс€ и все проблемы уже решены. ¬ итоге все довольны. “олько у простого зрител€ может возникнуть вопрос: а причем тут мои простые насущные проблемы, когда там, между собой чиновники так прекрасно все решают и все у них получаетс€? Ќе€сно также, зачем тогда нужно вмешательство президента, если все уже решаетс€, и никаких преп€тствий дл этого на уровне региональных властей нет? ћедведев, дава€ слово то за€вителю, то губернатору, только подписывал поручение за поручением, став€ дело на контроль. ¬ итоге общение просто тер€ло интригу. Ѕыло €сно, что вот сейчас за€витель очень осторожно пожалуетс€ на некую трудность, губернатор отчитаетс€, как она уже преодолена, а ћедведев подпишет очередное поручение. “оскаЕ

 роме того, в данном случае про€вл€етс€ и чрезмерна€ локальность обсуждаемых проблем. ѕутина, например, спрашивали обычно о проблемах, относ€щихс€ к достаточно широкой группе людей (пенсионеры, ветераны, студенты и т.д.). «десь один главврач попросил денег на жилье, другой врач попросил две квартиры, ветеран - пушку дл€ монумента, жительница  убани Ц пам€тник отцу, бывший командир стройотр€да Ц проведение слета стройотр€дов ћ√” и т.д. » задействовать дл€ обсуждени€ этих вопросов министров, губернаторов и полпредов выгл€дит слишком избыточным. Ќаблюдатель не почувствует здесь ни социальной остроты, ни причастности президента к нуждам простых росси€н. ¬ таком виде, надо признать, приемные президента функцию выстраивани€ пр€мого диалога с народом выполн€ют слабо, ибо нарушают главный принцип Ц к президенту идут как к заступнику от несправедливости и злоупотреблений бюрократии или кор€вых законов. ј тут обращаютс€ с уже решенной проблемой, с губернаторов за спиной, заступатьс€-то и не за кого.

10.04.2009

 


„»—Ћќ     ѕќ—≈ў≈Ќ»…