С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА ЧИТАЕМ ГУССЕРЛЯ ЗАПИСЬ ОТ 28.01.09 |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Запись от 28 января 2009
«Через посредство феноменологической редукции все царство трансцендентного сознания выявилось для нас как царство бытия в определенном смысле „абсолютного". Вот изначальная категория бытия вообще (или же, в нашей речи, изначальный регион), — в ней коренятся все иные регионы бытия, по своей сущности сопрягаемые с нею, посему сущностно от нее зависимые. Учение о категориях обязано безусловно исходить из такого различения бытия — наирадикальнейшего из всех бытийных различений, — бытие как сознание и бытие как бытие „изъявляющее" себя в сознании, бытие „трансцендентное"; само же различение.. может быть во всей своей чистоте получено и по достоинству оценено лишь благодаря методу феноменологической редукции. На сущностную сопряженность трансцендентального и трансцендентного бытия опираются и те сопряженности, каких мы уже не раз касались и какие еще предстоит нам исследовать глубже, — это сопряженности между феноменологией и всеми другими науками, такие сопряженности, в самом смысле которых заложено то, что область господства феноменологии известным, весьма примечательным образом распространяется на все прочие науки — на те самые, какие она выключает. Выключение обладает в одно и то же время свойством менять предначертанные знаки и все переоценивать, а вместе с этим все прошедшее переоценку вновь входит в сферу феноменологии. Говоря образно, все заключаемое в скобки отнюдь не стерто с доски феноменологии, — оно всего лишь заключено в скобки, и не более того, а это значит — снабжено определенным индексом. Но, снабженное индексом, оно остается главной темой научного исследования.»
Очень четкое изложение опорных позиций ( намерений ). Во всяком случае, ясно определена основная задача: пропустить существующую науку через чистилище феноменологической редукции и , используя полученную фракцию знания, выстроить науку нового типа - науку , опирающуюся на чистое ( очищенное от пред-знания) восприятие. Задача, заслуживающая к себе , несомненно, самого почтительного отношения . Настораживает одно - то, что всегда настораживает во всякой слишком уж безоглядной новизне. Это избыточный радикализм - чрезмерное отрицание существовавшего «до того», а именно тотальная «индексация» предыдущего знания. Увы, но великий Гуссерль кажется не замечает, что пред-знание, выпихиваемое им через феноменологическую редукцию в дверь, будет возвращаться в окно - организовываться в таких изысканных категориях, как «горизонт» и пр. И вновь полученная система чистого знания окажется среди первых претендентов на новую чистку - превзойдет в этом смысле (опередит) то, что было отчищено ранее.
Масштабы планируемой чистки , как видим, грандиозны:
«…Физическая природа подлежит выключению, между как в то же самое время имеется не только феноменология естественнонаучного сознания со стороны естественнонаучного опытного постижения и мышления, но и феноменология самой природы как коррелята естественнонаучного сознания. Равным образом имеется — хотя психология и наука о духе затронуты операцией выключения — и феноменология человека, его личности, его личных свойств и протекания его (человеческого) сознания; помимо этого имеется феноменология социального духа, общественных образований, культурных формосложений и т. д».
И как следствие этой чистки, этого выстраивания некого чистого знания - раздвоение, удвоение сознания. Есть все-таки в идее феноменологии что-то шизофреническое…е…
«Вследствие такого учета и всего того, что введено в скобки, для психологии и для науки о духе возникают совершенно особенные и на первых порах запутывающие ситуации. Чтобы показать это хотя бы на примере психологии, мы констатируем, что сознание — это, как данное психологического опыта, то есть как сознание человека или животного, объект психологии( психологии эмпирической для исследований экспериментально-научных, психологии эйдетической — для исследований науки о сущностях). С другой же стороны, весь мир вместе с их наделенными душой индивидами и психическими переживаниями последних относится к феноменологии — претерпев модификацию заключения в скобки; все перечисленное есть коррелят абсолютного сознания. Итак, выходит, что сознание выступает в различных способах постижения и в различных взаимосвязях, а именно — во-первых, в себе самом как сознание абсолютное, во-вторых же, в корреляте, как сознание психологическое, каковое включается тогда в порядок природного мира — тут оно известным образом претерпевает переоценку и все же не утрачивает свое собственное содержание как сознание»
Одно только признание раздвоения сознания открывает исключительные возможности для индивидуального интеллектуального произвола.. Эти возможности еще больше расширяются, когда допускается активная взаимосвязь двух типов сознания - допускается переосмысливание одной констатации в другую.
« Сложны такие взаимосвязи — и чрезвычайно важны. Ведь от них же зависит и то, что любая феноменологическая констатация, касающаяся абсолютного сознания, может быть переосмыслена в констатацию эйдетически-психологическую (каковая, по строгом размышлении, никоим образом не есть еще констатация феноменологическая), причем, однако, феноменологический способ рассмотрения более всеобъемлющ и, как абсолютный, более радикален. Усмотреть все это, а затем довести до полной проясненности сущностные сопряжения, какие существуют между чистой феноменологией, эйдетической и эмпирической психологией соответственно, или же, наукой о духе, — это великое дело для всех соучаствующих тут дисциплин и для философии.»
И Гуссерль, похоже, в полной мере осознает зыбкость положения феноменологии:и:
«Только что данные указания позволяют нам почувствовать, сколь далеки мы пока от уразумения того, что такое феноменология».
И обещает многое прояснить…
В этой главке утверждается качественное различие переживаний в естественной и в феноменологической установке. В первой они даны, во второй - становятся. Качественно разной оказывается и рефлексия
«Каждое „я" переживает свои переживания … во „взгляде" на них, постигая их по способу имманентного опыта или же какого-либо иного имманентного созерцании и представления. Любое переживание, какого нет во „взгляде", может в идеале становиться переживанием, усматриваемым во „взгляде" направляющейся на него рефлексии „я", тогда оно становится объектом для „я". …Рефлексии же в свою очередь суть переживания и, как таковые, могут становиться субстратами новых рефлексий, и так до бесконечности, в принципиальной всеобщности.»
« При естественной установке, мы… принимаем за само собою разумеющееся то, что переживания существуют не только тогда, когда мы обращаемся к ним, постигая их в имманентном опыте, и что они существовали действительно, и существовали действительно как переживаемые нами, если они „еще сознаются" нами — как „вот только что" бывшие в нашей имманентной рефлексии в рамках ретенции(„первичного" воспоминания).
Далее, мы всегда убеждены, что и рефлексия на основе вспоминаемого вновь и внутри такового подает нам весть о наших прежних переживаниях — „тогда" они были настоящими, доступными имманентному восприятию, хотя и не были имманентно восприняты. Согласно наивно-естественному взгляду, то же самое верно и в отношении предваряющего памятования, заглядывающего вперед ожидания. …При этом и интуитивно ожидаемое, то, что в бросаемом вперед взгляде сознается как „грядущее", обладает, благодаря возможной „в" предваряющем памятовании рефлексии, значением того, что будет воспринято — подобно тому как вспоминаемое задним числом наделено значением бывшего воспринимаемым.»
То есть переживание в естественной установке не является точечным, они, скажем так, характеризуются ненулевым «временем жизни» - благодаря рефлексии в первичном воспоминании или рефлексии в предваряющем памятовании .
При феноменологической установке, в той мере, в какой можно об этом судить по рассматриваемому Гуссерлем примеру, картина несколько иная: переживание не экстраполируется по времени, а струится и замирает во взгляде рефлексии.
«Так, к примеру, мы в живом созерцании … перенесемся в совершение некоего акта, — скажем, радости по случаю … свободно и плодотворно протекающего теоретического хода мыслей. Мы совершаем все редукции и видим, что же заключено в чистой сущности феноменологических вещей. Итак, прежде всего — обращенность к протекающим мыслям. Мы продолжаем строить свой показательный феномен: так, в течение приятного для нас протекания, пусть рефлектирующий взгляд обратится к радости. Тогда таковая станет увиденным, имманентно воспринимаемым переживанием, таким-то и таким-то образом струящимся и замирающим во взгляде рефлексии».
То есть оно и непрерывно и мгновенно - длится и перманентно меняется, а фиксируется( схватывается, замирает ) лишь во взгляде рефлексии. Понятно, что это - ситуация потока переживаний .
«Первая же рефлексия радости обнаруживает таковую как актуально наличествующую в настоящем, однако не начавшуюся вот только что. Она выступает перед нами как длящаяся — и прежде этого она уже переживалась и только что не была схвачена во взгляде. Тем самым, совершенно очевидным образом, существует возможность того, чтобы мы прослеживали уже прошедшую длительность и способ данности приятного и обращали внимание на уже прошедший отрезок протекания теоретической мысли, но также и на взгляд, какой был обращен на него прежде; с другой же стороны, мы можем обращать внимание на радость, обращаемую к нему, и, по контрасту, можем постигать отсутствие обращенного к радости взгляда в уже протекшем феномене. Но у нас есть и еще одна возможность — совершать, что касается радости, задним числом становящейся объектом, совершать рефлексию относительно рефлексии, объективирующей эту радость, тем самым еще действеннее проясняя различие между пережитой, но не схваченной во взгляде, и схваченной во взгляде радостью…»
Экстраполяции, как видим, допускаются и здесь, но исключительно через рефлексию более высокого порядка.
«Изучение потока переживания со своей стороны совершается в разного рода своеобразно построенных рефлективных актах, какие и свою очередь принадлежат к потоку переживания и, путем соответствующих рефлексий высшей ступени, могут делаться объектами феноменологических анализов, да и должны ими делаться»
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |