С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Избранные места из одной философической переписки Запись 12.03.10 |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Избранные места из одной философической переписки
Мое письмо от 25 июня 2007
...Мне кажется, что, если наши философические беседы планируются именно как беседы, а не останутся на уровне разового обмена мнениями, то непременно нужно ограничить объем одного сообщения ( не в смысле числа знаков, а числа тем). Ведь единственный, заслуживающий внимания смысл изложения своей позиции - стимулировать рефлексию оппонента в отношении его собственной позиции. Иной технологии переубеждения просто не существует - стимулировать переоценку и только. А если это так, то трактаты здесь бессмысленны . Надо брать какую-то тему, идею и пытаться подать ее при некотором наборе собственной рукой установленных освещений. Залпы, типа Вашего последнего, сосредоточенному обдумыванию, увы, не способствует.
Техническая сторона. Форум я предлагал потому, что,как мне показалось, у Вас какие-то сложности с Интернетом через редакцию. Но, надеюсь, обмен, время от времени, письмами в 2-3 страницы Вашу доблестную газету не разорит.
Я благодарен Вам за разъяснения той роли, которую играют при формировании концепций априорные установки ( принятые на веру опорные постулаты). Хотя эта роль и не являлась для меня секретом, напоминание о ней вполне уместно, поскольку начать следовало бы именно с опорных постулатов собственной концепции философии. Это, быть может, не сблизит наши позиции, но несомненно убережет от недоразумений и напрасной траты времени на опровержение исходных постулатов - не нравятся, принимай свои и выстраивай свою собственную концепцию.
Моя система постулатов сводится приблизительно к следующему.
Первое. Мышление есть движение понятий - моделирование реальности в понятиях
Понятие - необходимый и достаточный признак
мышления. Оно - носитель мышления. Внепонятийное мышление - бессмыслица .Даже
в подсознательных формах (интуиция, озарение, благодать) оно остается
понятийным. «Интуиция» новорожденного, даже если это Эйнштейн, сводится
исключительно к рефлексам, поскольку нулевой является его понятийная
база. Даже в таких специфических формах, как художественное
мышление(мышление в целостных образах) оно является скрыто понятийным.
Второе. Существует, как минимум, четыре уровня абстрагирования (отвлеченности) при моделировании реальности в понятиях.
Первый уровень. Нечто, находящееся перед твоим домом и обладающее рядом специфических признаков, становится, например, грушей и собирает таким образом в этом понятии все остальные нечто с такими же признаками.
Второй уровень – появление
такого класса понятий, как дерево, собирающего в себе не только
груши, но яблони, сливы и даже кедры. Понятий этих двух уровней
абстрагирования вполне достаточно для тривиального моделирования реальности,
коим мы все ежеминутно и занимаемся - созерцая реальность, попросту без
высокоумных затей рассуждая о ней.
На третьем уровене имеет место переход к таким понятиям, как ,например,
математическая точка, физическое тело, соединяющим в себе( каждое на свой
манер) всю совокупность реальных объектов. Это уровень научных понятий
- естественнонаучных, социологических ,здесь же этика и эстетика.
Четвертый уровень - уровень наивысшей отвлеченности от реальности,
уровень
моделирования ее в предельно отвлеченных - философских - понятиях.
( материя, субстанция, дух, Бог, количество, качество). Это - сквозные
понятия, в них полностью стирается вся конкретная специфика и
открывается возможность суждения вообще. Понятия этого уровня при всей
своей видимой освобожденности от реальности не являются вольно
парящими концептами, как это стало принято считать последние полвека
с легко-мысленной руки зарейнских …Эти понятия подпитывались и
продолжают подпитываться понятиями третьего уровня (такие понятия как
информация, связь, структура уже давно обрели статус философских
категорий).
. Третье. На каждом из четырех уровней существует свой
специфический тип инвариантности и, соответственно, тип критериев
истинности.
Инвариантами на первых двух уровнях являются наборы генеральных
признаков, определяющих специфику, например, груши в ее отличие от яблони,
специфику дерева в ее отличие от горной породы ( мы методично
перебираем все имеющиеся не земле груши, но некоторые признаки при этом
преобразовании сохраняются ). В единое эти признаки собирает само
понятие то есть инварианты здесь достаточно инерционны - жестко привязаны
к понятиям. Слишком очевидна и близка связь с реальными объектами и
потому существенно ограничена мобильность понятий. Попробуйте
переопределить( публично выступить с таким предложением) понятие груша или
дерево - койка на Канатчиковой даче вам обеспечена.
Инварианты третьего уровня уже не являются механическими наборами
признаков- здесь центр тяжести решительно смещается от собственно
характеристик к их связям, здесь в качестве инвариантов выступают
законы . Связи эти есть связи понятий, но устанавливаются они как
отражающие особенности связанности(взаимодействия) реальных объектов..
Отвлеченность понятий, их концептность , если угодно, здесь уже
настолько значительна, что время от времени, то в одной области знания
, то в другой начинает проклевываться хмурая физиономия познающего
субъекта, заявляющего о своих исключительных правах: « А где, батенька,
в вашей формуле мои собственные переживания по части влияния силы на
ускорение? Что вы меня Ньютоном-то все пугаете. Может это у него в
Оксфорде, или где он там промышлял, все так и связывалось, а у нас в
Булонском лесу пойдет совсем по-другому ?...Редукции требую. И эпохе...».(
Так или приблизительно так рассуждают каждый первопереоткрыватель , неважно
замахивается ли он на классическую термодинамику или на мировую историю )
То есть новаторские индивидуальные вольности на третьем уровне ( попытки выстроить какую-нибудь науку или ее раздел с чистого листа, с основным упором на свои лишь переживания) уже случаются, но их, как правило, относят к патологиям, и поддержку они находят лишь у братьев по разуму «новаторов». Здесь не возникает особых проблем, поскольку существует достаточно четкий критерий истинности новаторства: новые идеи должны включать старые как частный случай - сводится к старым при определенных условиях ( квантовая механика не отрицает классическую, а является обобщение последней на микромир).
На четвертом уровне, то есть при философском моделировании реальности, обесцениваются и инварианты третьего уровня. Концептность понятий предельная, все законы по боку - идеальная среда для интеллектуального террора. Ошалевшая от свободы познающая индивидуальность категорически отказывается здесь от какой-то связанности используемых ею понятий с реальностью ( степень отвлеченности понятий позволяет ей делать это ), и если признает такую связь , то исключительно в извращенных формах - тянет в понятия четвертого уровня с уровня первого- второго что-нибудь попакостнее , типа какого-нибудь фаллоса….В сильнейшей степени всему этому способствует полное исчезновение из арсенала оценок несубъективных критериев истинности - любая логически завершенная, внутренне непротиворечивая система понятий может претендовать на статус философской, то есть моделирующей реальность в предельно отвлеченных понятиях системы. В этом-то и заключен основной источник философского шаманства. Связь с реальностью явно отброшена, но претензии на моделирование всей реальности в предельно отвлеченных понятиях тайно сохранены. Никто ведь из тех, кто ткет свою концептную сеть (от Делеза до последнего истопника в Нью-Васюках) не согласится, что изготавливает нечто для сугубо домашнего пользования ….
.Но объективные критерии истинности существуют( не могут не существовать ) и на четвертом уровне, и именно с ними связан сегодня основной вопрос философии: быть или не быть таким критериям . Здесь-то и появляется третий постулат: истинность любого философского моделирования( любой философской системы) может быть оценена исключительно как часть всей системы (развивающейся) философских знаний.. То есть важна отнюдь не онтология или гносеология философа А , а то, каким образом из этой системы, в порядке разрешения , заложенного в ней противоречия , рождается система философа В и каким образом противоречия последнего разрешаются в системе философа С. Причем А не обязательно должен жить раньше В , а тот раньше С. Этот критерий чем-то напоминает критерий истинности третьего уровня. Там новая теория должна обобщить старую - вписать ее в себя. Здесь же обобщение носит специфический характер- новое должно вписаться в имеющуюся , сформировавшуюся систему общих отвлеченных знаний и дать ей ( всей целиком , отдельному фрагменту, отдельной цепочке- линейной или нелинейной - системы ) импульс для полного переопределения.
Надеюсь, теперь Вам станет более понятными мои представления о том, что моделирование реальности в максимально отвлеченных понятиях в послегуссерелевские времена свихнулось с магистрального пути, ушло в сучок просто утратила свою эффективность в относительно сытые и мирные времена. Времена, в которые всегда непомерно возрастали иллюзии единичного по поводу его самодостаточности - будь то область обыденного существования, область прав человека или область познания реальности.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |