С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА В ожидании эстетического бунта - г. Туминас и русская классика. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
В ожидании эстетического бунта - г. Туминас и русская классика.
До города Задонска господин Туминас со своими экспериментами над русской классикой пока не добрался. Но судя по слухам в Ельце( 60 км от Задонска) уже побывал. Немец в 42 не пробился - уже тогда хорошо сработал командующий Брянским фронтом и еще не маршал К. Рокоссовский, а вот Туминас был. Во всяком случае, на воскресном базаре в Задонске я слышал такой диалог с участием знакомого мне ельчанина, приторговывающего у нас комплектующими к отечественной сантехнике:
- А как же был, был…
- К родне что ли приезжал?
- Да нет у него родни. Привозил что-то…
- Свое или чужое ?
- Свое, не свое - не знаю, но был. Видели его у нас, видели. Из сауны не вылазил. Рыжий такой, прихрамывает.
Я не уверен, что говорили они именно о Туминасе, но что-то заставляет не торопиться отбрасывать эту догадку…
К Задонску ,значит, он пока еще не прорвался и потому мне сложно в полной –то мере представить его замыслы в отношении русской классики. Есть, правда, в сети небольшой ролик о поставленном им к чеховскому юбилею «Дяде Ване», но уж больно мал ролик…
Но составить какое-то впечатление можно и без очных встреч. Благо есть люди, побывавшие на постановках и оставившие не только свои ремарки , но и описания некоторых мизансцен.
Впервые к этому очарованному российской классикой литовскому страннику по русским подмосткам мое внимание еще в 2007-м привлек неутомый театрал В. Т. Третьяков( http://v-tretyakov.livejournal.com/75348.html - « Как греют задницы в театре»), который в подробностях рассказал о том изощренном надругательстве над грибоедовской пьесой, которая было совершена труппой театра «Современник» под водительством господина по фамилии Туминас...
Вот фрагменты из впечатлений В. Тетьякова:
«Что такое современная режиссура? Это перемонтаж и купирование текста. Это похабщина в любых любовных сценах (героиню обязательно хватают за грудь или между ног). Форсирование голоса, движений и мимики (здесь это Фамусов и Софья). Гипертрофирование какой-нибудь бытовой детали и представление её в виде символа «всего» - в данном случае это печь в доме Фамусова – гигантских размеров и в форме колокольни Ивана Великого (на печи периодически сидит Чацкий, но всегда – вороны, а все герои гряют у печи свои задницы (употребляю это слово, ибо режиссёр именно так всё и демонстрирует). Печь с воронами, понятное дело, символ Московского государства, к этому добавляется груда берёзовых дров. Фамусов в тулупе (московский вельможа) рубит топором книги. Молчалин «трахает» на сцене сначала Лизу, а затем Софью (сразу, одну за другой). Чацкий орёт и плачет. Он, видимо, только что вернулся из Евросоюза (над сценой летает самолёт), а потому нервный и честный. Все остальные в Евросоюзе не были, а потому глупы, невежественны, орут и хватают друг друга за груди или задницы.»
В.Третьяков возмущен этим безобразием и резких слов не жалеет.
Но сей господин с Прибалтики тогда, на Чистых прудах, кажется, только разминался, Основным же объектом его безумно-злобных деконструкций предполагался и тогда, надо полагать, Вахтанговский, куда он, и видимо не без очень серьезной поддержки, просочился в качестве главного режиссера. То есть в кресло великого Ульянова.
А вот уже совсем современный - молодой - интеллектуал (Борис Минаев. Болезни доктора Астрова -http://magazines.russ.ru/october/2010/5/mi21.html) рассказывает о своих впечатлениях от «Дяди Вани», от главной, как он считает, постановки чеховского сезона.
« Вместо того чтобы изящно пить водку из изящного
графинчика, тут достают десятилитровую бутыль с мутным самогоном и подсасывают
его из резинового шланга, чтобы налить в граненый стакан. Вот диван,
поставленный к зрительному залу тыльной частью, – с той, не видимой нам стороны
он красив и удобен, он кожаный и старинный, а с этой – рваный, со свисающими
лохмотьями ваты. А объяснение Ирины и Астрова: вместо грациозной грусти и
сладостного томления – натуральный преждевременный оргазм с подрагиваниями и
всхлипами. Дядя Ваня не просто пылко влюблен, он грязно пристает к ней. Причем
напившись.»
В отличие от неисправимо классичного В. Третьякова современный интеллектуал не настроен категорически - он тужится понять, проникнуть в глубины духа интерпретатора от Прибалтики, который, похоже, всего лишь сводит счеты с Россией - на сцене одного их главных ее театров. Вы, мол, в сороковом танковым Карфагеном прошлись от Литвы до Эстонии … Так получите ответный скандал: мы теперь силами ваших же лучших актеров, да еще в самом центре Москвы своим Карфагеном пройдемся по вашей собачей классике…
Молодой интеллектуал, нет слов, очень изобретателен, когда вылущивает туминас-глубину из чеховского текста.
Таким, вот, например, образом:
«Надо, мол, торфом обогреваться. И хочется возразить Астрову: и торфом, и мазутом теперь топят, и нефть выкачивают, и электричество гонят, а толку-то что? Принесла ли нам счастье вся эта технологически продвинутая, правильно устроенная цивилизация, все то, о чем мечтал Чехов: железные дороги, транспорт, сообщение, связь, медицина, образование?»
Или вот таким:
«А ужасный Войницкий горячо произносит монолог о том, что надо продать имение, положить деньги под проценты в банк и жить всем станет легче, станет веселей – потому что появятся деньги! У всех! Не будет этой бедности, этой унизительной зависимости.
И хочется сказать: ну да, а что такого? Ведь эта самая зависимость от денег и есть то, что заставляет их так мучительно жить вместе, страдать, убиваться… Что уж тут такого он предлагает, чтоб из револьвера в него палить? Да ничего! Отличный бизнес-план.»
Вот она молодая интеллектуальная мощь России, движущейся вперед. И исключительно ногами вперед, как подметили нелавно в одном Интернет-рессурсе. Уж не президент ли Медведев вставил эту последнюю фразу… Перед отъездом на петроградский форум…
И, наконец, даже таким:
«… Замечательный монолог дяди Вани о том, что когда-нибудь, через сто лет, люди научатся находить способ быть счастливыми – сам в это время он часто-часто сжимает кулак, а доктор что-то вводит ему в вену. Ну да, способ быть счастливыми, в общем-то, найден… Простой и довольно легкий.»
Не грусть, а депрессия - таков приговор современного интеллектуала великой пьесе. В этом ее смысл. Это почувствовал еще сто лет назад Чехов ( от ощущения беспросветной депрессии, а вовсе не от чахотки и умер - высказывается и такое предположение ). Почувствовал и зашифровал. Да так искусно, что век все эти смысловые очаровашки томились под спудом. Но проговорки фрейдисткие по всему тексту все-таки оставил. И только звериное чутье господина Туминуса, его гений нечистой простоты, счастливое соединение в нем вольного стрелка и матерого врача-психиатора позволили их обнаружить, извлечь на свет и соединить в целостную картину.
Наш интеллектуал не просто принимает все откровения Туминаса - они возвращают его к жизни, он балдеет от них . Как ? - эти апокалипсические видения я цитировать не буду …
В 2007 публика наша, как свидетельствует В.Третьяков, реагировала вполне традиционно - она безмолвствовала. Как принимают сегодня - не знаю. Наверное уже аплодируют. Но будем надеяться, что пока. Поскольку пора и за топоры браться.
Кто усомнится в допустимости и необходимости режиссерских интерпретаций классических текстов? Никто. Но текст потому и становится классическим, что обнаруживает свое третье измерение, определенную глубину - временнУю инвариантность смыслов. И серьезная интерпретация поэтому может преследовать только одну цель - настроить публику на погружение в эту глубину. К сожалению, уже давно( с легкой ноги В. Мейерхольда) получила распространение и противоположная практика работы с классической глубиной - бесцеремонное вытягивание ее на поверхность, подстраивание ее под современные вкусы и текущие ценности...
Подобная утилизация классики приобрела уже масштабы эпидемии, а это создало, в свою очередь, исключительно благоприятные условия и для развеселых пройдох, и для злобных, упертых проходимцев. И даже для одержимых, подсевших на какую-нибудь разрушительную идейку. Соседи по побережью какой-то там памятник недавно завалили, осквернили захоронение времен какой-то там войны… Мельчим, братцы, мельчим… А вот если по их культуре, по художественным их ценностям и святыням, по их второй, считай, религии гвоздануть… Да еще с оттягом - силами их же элитных коллективов, трупп, авторов… Заставить их похабно ржать над тем, чему их отцы-деды трепетно поклонялись. Тут и сам господин Бжезинский слюной изойдет - от зависти и умиления...
Но делать что-то тем не
менее все-таки надо. И делать, опираясь на вещи простые, отставив
эстетические изыски сотне-другой
квалифицированных профессионалов , в компетенции которых эти изыски,
если разобраться, только и находятся.
Есть представления о национальных художественных ценностях, о
памятниках национальной культуры. И никому в голову не придет
интерпретировать (перестраивать, скажем, в татлинском стиле )
Покровский собор на Красной площади или храм на Нерли. Да и народ,
скорей всего, при подобной попытке безмолвствовать и хихикать не будет
– если не к топорам, то к кольям непременно потянется....
Таким же должен быть и статус классических художественных произведений . Охраняется государством и точка. Их постановка, экранизация должна вестись только по лицензиям, выдаваемым авторитетной общественной организацией. Для разработки же эстетических новаций вообще лучше (методически грамотнее) использовать новые, только что сбацанные тексты . Ведь у классических есть своя и достаточно устойчивая, обкатанная временем эстетика, и новатору основные усилия всегда приходится тратить вовсе не на эксперимент, не на созидание, а на разрушение сопротивляющейся классической эстетики. Вот и начинают вытворять то, что вытворяет господин от Прибалтии на Чистых прудах и на Арбате… Это, если допустить , что мотивы его деяний чисто эстетические и ежедневно на ночь Бжезинского он не читает…
Конечно, можно не торопиться с этими административными, культуртрегерскими мероприятиями и, безмолвствуя, хихикая, позволять нерастворимому даже в царской водке господину Швыдкому, его единомышленникам и дальше потихоньку высасывать кровь из русской культуры и заменять ее постмодернистским самогонным варевом - на выставках, экранах, подмостках, галереях и пр. И надеяться на то, что актеры (хотя бы такие, как Сергей Маковецкий) все-таки прозреют, взметнутся и начнут еще на репетициях бить морды особо ретивым постановщикам…. Или, в крайнем случае, публика начнет кидаться на сцены и гонять по кулисам и артистическим уборным актеров…
Но лучше не доводить до этого эстетического бунта - он тоже будет и бессмысленным, и беспощадным…
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ |
![]() |
ПОИСК ПО САЙТУ |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |