С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Выблевать все, что Лунгин сумел занести в нас,будет совсем не просто. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Выблевать все, что Лунгин сумел занести в нас, будет совсем не просто.
Собственно, после блестящей ( настоящий шедевр политической публитистики ) статьи Романа Носикова (http://www.rus-obr.ru/print/cult/4681, «Этот «Царь» — у кого надо «Tsar»»,опубликована аж 17 ноября прошлого года) писать что-либо о лунгинском Царе не имеет смысла. Как, впрочем, и смотреть его. После такой статьи оставалась лишь собрать все копии, диски, кассеты и сжечь, как сжигают, например, пораженный ящуром скот.
Но одну тему, неизбежно всплывающую в связи с этим кино, Роман Носиков оставил все-таки без внимания - тему ответственности высшей власти - двух наших главных гарантов - за принудительную интоксикацию российских граждан…
Почему плевок, разжевывать нет смысла: читайте Романа Носикова - его текст не оставляет никаких вопросов на этот счет.
Из всей массы материалов, опубликованных по лунгинскому «Царю», следует прежде всего одно: чтобы адекватно оценить «Царя, надо перестать рассматривать это творение в качестве исторической хроники и согласиться , что перед нами художественное исследование определенного периода российской истории с явной претензией выявить в ней нечто архетипическое - вечное и неистребимое .
Приняв это, мы будем немедленно поставлены перед необходимостью снять все претензии по части недостоверности происходящих в фильме событий и действующих там исторических лиц. И все свои усилия должны будем направить на то, чтобы понять, какие смыслы, ускользающие, как правило, из учебников, монографий, собраний документов, летописей, пытаются донести до нас в образах, предъявленных в этом художественном изыскании. И соотносить полученные впечатления и появившиеся мысли свои вовсе не со сложившимися представлениями о Грозном, Филиппе, Малюте и всей той эпохе. Нас прежде всего должно интересовать, насколько посеянное этим фильмом в нашем сознании , соотносится с нашим пониманием нынешнего состояния страны, всей ее истории, возможных перспектив ее развития. ..
В этом смысле значительная часть опубликованных на лунгинский фильм рецензий и откликов, те из них , которые прежде всего ведут речь об исторической достоверности и именно так защищают Россию от Лунгина, утрачивают свою ценность - отходят на задний план. Для Романа Носикова, например, такой проблемы , как историческая достоверность, в фильме Лунгина просто не существует, хотя об истории в его статье слов предостаточно.
Вполне правомерен, конечно же, вопрос, а был ли мальчик - есть ли у Лунгина сам факт художественного исследования. Или перед нами обычная мазня , выполненная хвостом первым подвернувшимся под руку коровы. Я исхожу из того, что факт художественного произведения налицо. Нам предложена хорошо продуманная, сбалансированная и блестяще смонтированная комбинация изысканных, практически всегда неоднозначных метафор, которые взаимодействуют друг с другом, разогревают друг друга и дают мощнейший резонансный эффект. И не следует заблуждаться, что этот эффект сводится исключительно к некому временному( на время просмотра плюс еще пару –тройку часов ) отравлению. Выблевать из себя все то, что господин Лунгин сумел занести в нас , будет совсем не просто.
И уж если мефистофелевский замысел в этой истории у кого и был, так это у владельцев 49 процентов акций первого канала. « Царь» + «Школа»… Да еще в Рождественскую ночь… Да на святках… Сволочная, паскудная, конечно же, акция. Но эффективна - не признать нельзя
КОММЕНТАРИИ
Обсуждение на ЖЖ
Хотя больше сотни в день публикации в мой ЖЖ дневник заглянуло, высказаться рискнули лишь двое:
fraticelli (fraticelli)
Что ж Вы видите в фильме про людской норов в целом попытку очернения горячо любимого "самодержавия и престолонаследия", Господи
А если ЭТО (то, что по ссылке) - шедевр политической публицистики, то, ей Богу, именно опричника этому гению и не хватает
Cheis (
cheisКакой-то несвязный бред!!!
Обсуждение на
MAIL.RUMAIL.RU был значительно более красноречив и более обстоятелен в суждениях:
* miosan *
*miosan*
20-01-2010 13:39 (ссылка)
эдуард щикота
эдуард щикота
20-01-2010 14:32 (ссылка)
Борис Затрудин
Борис 20-01-2010
18:57 (ссылка)
Владимир Терешин
СТАЛКЕР 20-01-2010
21:25 (ссылка)
Валерий
СуриковВалерий
Суриков 20.01.2010
22:08 (ссылка)
Владимир
ТерешинСТАЛКЕР 20.01.2010
22:18 (ссылка)
Olga
GladychevaОлька-4% 21.01.2010
06:19 (ссылка)
Olga
GladychevaОлька-4% 21.01.2010
01:32 (ссылка)
эдуард щикота
эдуард щикота
21-01-2010 08:06 (ссылка)
Сергей Медведев
Сергей Медведев
21-01-2010 16:01 (ссылка)
|
Обсуждение на ПРОЗЕ.RU
Здесь говорили долго и много.Есть и мои две с половиной реплики
И Роману Пашкевичу
тоже. В качестве комментария к обмену мнениями
Нины Изюмовой с г.Пинчуком тоже подойдет.
Показать ужас абсолютной власти… Исследование природы абсолютной власти…
Ваша логика защиты лунгинского фильма строится на том, господа, что
поставлена вот эта задача и она блестяще решена. А раз так, то
какие-либо претензии есть придирки к великолепному , оригинальному и
отважному художнику.. Я охотно соглашусь с вами и с вашими оценками, но
только при одном условии: вы покажете, что эта названная вами
художественная задача действительно решена.То что она поставлена - я
опять-таки охотно соглашаюсь.
Только не надо ссылаться на трюизмы типа « на вкус и цвет товарищей
нет». При оценках такого рода - мировоззренческих, глобальных по замаху
- замыслов подобные ширмочки не проходят и выглядят, как отговорки. Так
что оставим их для Давно Нестиранных Матрасов, вроде того, который
недавно обозначился на моей странице своими проникновенными суждениями…
Нам же начать придется с ответа(самого общего, естественно) на вопрос, а
что такое художественность и каковы критерии ее оценки. У меня есть
небольшая работка (опубликована и на Прозе, и на моем сайте) «Искусство
( литература) как тензор второго ранга». Название не должно пугать -
текст вполне воспринимаемый, особенно если учесть , что обычное число
есть тензор нулевого ранга и потому все мы, и в супермаркетах и даже в
пивных ларьках, занимаемся, расплачиваясь, тензорным исчислением. Суть
же статьи в том , что художественное произведение следует рассматривать
в системе трех координат: этика- эстетика- собственно познание. Для
высокохудожественного произведения при этом очень важны такие
перекрестные компоненты, как познавательно-этическое или этико -
эстетическое. В шедеврах же вообще - появляется и такой сумасшедший
эффект, как разница, например, между этико-эстетическим и
эстетико-этическим эффектом произведения.
Так вот я утверждаю, что художественно «Царь» слаб безнадежно и прежде
всего потому, что этическая сторона в этом торопливом абрисе русской
истории усечена жестко и бесцеремонно. Сторона познавательная? Да,
присутствует: определенные и достаточно убедительные впечатления о
безблагодатности, неизбежной ущербности абсолютной власти мы получаем (
вы печетесь об этом эффекте фильма - я тоже признаю его). Да, все что
касается стороны эстетической ( не в узком смысле этого слова, а в
смысле - как сделано) выглядит очень даже прилично - я уже писал о
неординарной выразительности лунгинских метафор. Я понимаю, что сделать
это непросто, и далеко не у каждого это получится.
То есть, если рассматривать «Царя» исключительно в
эстетико-познавательной плоскости, что, собственно и делают мои
оппоненты, как, впрочем , и все защитники «Царя», то успехи очевидны и
отрицать нет никакого смысла. А вот объема в этом произведении , увы,
нет.И все потому, что отсутствует этическая компонента - те самые,
извините уж, представители нынешнего поколения за устаревшую и списанную
в тираж лексику, муки совести, которых не может не быть у человека,
дорвавшегося до абсолютной власти или просто попавшего в ее капканы.
Такую проблему, как бездны абсолютной власти, надо решать на уровне
Шекспира, Достоевского, Толстого. Решать как драму - как , трагическую
коллизию личности. Если ты, конечно, имеешь искреннее намерение весомо
обозначить эту проблему и понудить граждан над ней задуматься. А нет у
тебя возможности приблизиться к такому уровню - не касайся ее. А
коснешься, то ( и это в лучшем случае) дашь повод для снисходительных
ухмылок. Скорей же всего, и при самых благих намерениях, все обернется
карикатурой - издевательством над страной, ее историей, народом. С той
же необходимостью, с какой превращается в общем-то в карикатуру любая
проекция трехмерного объекта на плоскость...
Валерий Суриков
23.01.2010 15:44
А вот юто уже другой разговор! На этом уровне, то есть должна ли
этика обязательно присутствовать в произведении искусства и есть
ли она в фильме "Царь", можно подискутировать. Обязан ли был
Лунгин показать "терзания" и "нравственные муки" царя-садиста?
Возможно, но только в том случае, если художник хочет найти
какие-то человеческие мотивы в поступках своего героя. А если
деятельность Ивана Грозного ничего кроме ужаса и омерзения у
Лунгина не вызывает?!...
Вот видите, Валерий, Вы привели кое-какие доводы на
этико-эстетическом уровне, я возразил, оставаясь в этих же
рамках. Всё, как говориться, культурненько, всё пристойненько.
Но! В Вашей исходной рецензии на фильм, а ещё сильнее в статьях,
на которые Вы дали ссылки, прослеживается совсем другое! Там же
Лунгин обвиняется в искажении Православия, в покушении на
историю России и очернение славных страниц Российской
государственности. И обвинения Лунгина в отсутствии этической
компоненты - это всего лишь ширма, призванная завуалипровать
истинные намерения критикующих. А это уже перевод дискуссии из
культурологической области в область идеолгии, причём идеологии
махровой, местами весьма дурно пахнущей.
Лука Сатин 25.01.2010
15:18
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |