Елена
Позднякова ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ – ВЗРОСЛЫЙ КОНФЛИКТ
Рамзан Кадыров поставил под сомнение
российскую политику по интеграции
инокультурных меньшинств
С
начала недели стремительно
развивается ситуация вокруг происшествия в
лагере «Дон». Массовая драка, в которой были
замешаны отдыхающие из Чечни, не осталась
незамеченной президентом республики Рамзаном
Кадыровым, а его реакция, в свою очередь,
спровоцировала недовольство у части россиян.
Между тем, инцидент ставит весьма глубокие
вопросы о российском обществе в целом…
«После некорректной попытки
отдыхающих из Чечни познакомиться с девушками
заместитель директора [лагеря «Дон» в Туапсе
Борис Усольцев] сделал ребятам замечание.
Оскорбления со стороны молодых людей переросли в
драку, в результате которой заместителя
руководителя избили», - такую версию событий
дают ГУВД по Краснодарскому краю и персонал
лагеря во главе с директором Михаилом
Усольцевым. Дальше события развивались следующим
образом: к обеим сторонам конфликта подоспела
помощь, и массовых увечий удалось избежать
благодаря сознательности вожатых и прибытию
милиции. Как утверждает Михаил Усольцев, в драке
участвовало около 20 человек. Между тем,
прокуратура по Краснодарскому краю утверждает,
что во время драки в лагерь прибыла группа
неустановленных лиц, которые вступили в драку с
подростками из Чечни. В результате три человека:
заместитель директора лагеря, местный житель,
получивший ножевое ранение, и один подросток из
Чеченской Республики - были госпитализированы.
Тем временем президент Чечни
Рамзан Кадыров опубликовал на своём официальном
сайте совершенно другую версию того, что
произошло в детском лагере. «Борис Усольцев,
будучи в нетрезвом состоянии, учинил с тремя
подростками драку. По их словам, он делал
националистические высказывания. Через некоторое
время директор лагеря, являющийся родным отцом
Усольцева, привел большую толпу местных
молодчиков, которые учинили погром. Дети
получили тяжелые травмы», - пишет Кадыров. По
распоряжению президента Чечни в лагерь выехала
правительственная комиссия из республики для
проведения полномасштабного разбирательства. В
общем-то, уже и сейчас понятно, какие выводы
будут сделаны этой комиссией, если чеченский
омбудсмен Нурди Нухажиев утверждает, что в драке
участвовало 300-400 местных жителей с железными
прутьями. Таким образом, и президент, и
омбудсмен Чечни сошлись в том, что конфликт имел
этнических характер, и права чеченских детей
были нарушены. Нурди Нухажиев даже намерен
написать письмо президенту Дмитрию Медведеву, в
котором будут перечислены случаи дискриминации
по отношению к выходцам из Чечни. Российские
власти пока никак не отреагировали на заявления
Рамзана Кадырова и Нурди Нухажиева.
Даже если отрицать этническую
природу конфликта, он, очевидно, стал таковым по
своим последствиям, как и произошедшее недавно
убийство Юрия Волкова, о котором «Политком.Ру»
уже писал. Официальная позиция чеченских властей
понятна, если рассматривать Чечню как
подчинённый и униженный регион, колонию в
составе российского государства. Примерно такая
же риторика свойственна руководителям любых
этнических (и не только этнических), меньшинств:
в случае признания факта угнетения, федеральная
власть, как власть угнетающего большинства (и
только его!), обязана как-то компенсировать свои
проступки, иначе ей грозит дестабилизация.
Отсюда следует, что в случае Рамзана Кадырова
приходится иметь дело с элементами шантажа.
Однако Россия и Чечня, исходя
из логики федеральной власти, не враждуют.
Российское государство борется лишь с
сепаратистами, но никак не со всем чеченским
народом, совершенно точно не с этническими
чеченцами, и, конечно, не стремится угнетать их.
Напротив, российская власть пытается утверждать
гражданскую идентичность всех россиян (по
крайней мере, равноправие всех граждан вне
зависимости от их этнической принадлежности
декларируется Конституцией). Тогда выходит, что
заявление Рамзана Кадырова несколько расходится
с государственной точкой зрения. Ведь если бы
произошла драка между жителями, к примеру,
Воронежской и Пензенской областей, вряд ли
губернаторы стали бы обвинять друг друга в
региональной нетерпимости, скорее всего, даже
если бы они и выступили с заявлением, это было
бы что-то вроде «Посмотрим, разберёмся».
Выступив с этнических позиций, Рамзан Кадыров
только подчеркнул, что между этническими
чеченцами и российским большинством существует
пропасть, и одновременно поставил под сомнение
российскую политику по интеграции инокультурных
меньшинств.
Надо сказать, что эта политика
действительно провалилась, если вообще
когда-либо проводилась систематически. В то
время, когда Кадыров в Чечне обратился к
культурному и религиозному изоляционизму и
усиленно возвращался к культурным истокам
чеченского традиционализма, федеральная власть
так и не смогла предложить региону
альтернативный путь развития, который
базировался бы не только на экономической, но и
на идеологической основе. Теперь все стороны
могут пожинать плоды: постоянный конфликт и
нагнетание напряжённости по любому поводу.
28.07.2010
ПЕРВОИСТОЧНИК:http://www.politcom.ru/print.php?id=10495
Как нам
обустроить Чечню?
Экспертный
опрос
АПН задал вопрос о
ситуации, сложившейся в последнюю неделю вокруг
выходцев из Чечни российским и зарубежным экспертам.
Ниже приводятся их ответы.
Юрий Шевцов,
политолог (Минск):
Ситуация пока
видится примерно так:
Если все сказанное
в СМИ примерно верно, тогда всем в России надо
сильно задуматься о положении, так сказать, в
кавказском вопросе:
1. Русские не
отступили. Вступились за явно очень простую девочку
и устроили на много часов погром и осаду чеченцев,
чеченскую сборную по борьбе включая, столкновение
было со вполне серьезно подготовленным противником.
Это даже не Кондопога. Это - реально серьезнее. В
Кондопоге чеченцев была капля в поре. Здесь - сотни
вполне боеспособных молодых парней.
2. Милиция и
другие местные органы власти не стали мешать местным
жителям громить чеченцев. Привычные коррупционные
схемы, как минимум в этом случае, не сработали.
Возможно, в этой части северного Кавказа накопилась
критическая масса русских, отслуживших в Чечне, для
которых эти схемы по отношению к чеченцам уже
невозможны. Отторжение чеченцев проходит через все
социальные слои нечеченского населения в этом
регионе и сплачивает людей воедино в ходе чисто
кавказской, азиатской реакции по отношению к
чужеродному этносу.
3. Не является ли
столь высокая солидарность местных жителей против
чеченцев следствием массового переселения в
Краснодарский край армян и других кавказских
народов? Если да, тогда Краснодарский край - это
сейчас реально Кавказ, а не южная Россия и
взорваться по обычному кавказскому варианту теперь
может еще и он, не только северокавказские горные
республики.
4. Власть в РФ
слаба даже в прифронтовой зоне, даже в зоне будущей
Олимпиады.
5. Если дойдет до
третьей Чеченской войны, она будет для чеченцев
более кровавой, чем обе предыдущие. Русские уже не
те, что в 90-х. Но и Москве удержать контроль над
Кавказом и Прикавказьем в случае новой войны будет
гораздо сложнее, чем в 90-х - начале нулевых. Этот
социум в случае новой войны, разгромив Чечню, не
факт, что будет терпеть многие исходящие долгие годы
из Москвы "реалии".
На Кавказе -
полномасштабно зреет новый кризис. Это не просто
обычная кавказская летняя напряженность. В Дагестане
официально создается ополчение, т.е. ситуация
перешла в стадию гражданской войны. В Ингушетии-КБР
и т.д. - на грани того же.
Александр Коган,
политолог (Израиль):
Ситуация,
сложившаяся в России с поведением представителей
определенной группы населения, с моей точки зрения,
не имеет ничего общего с "проблемой пребывания
жителей Чечни на территории Российской Федерации и
статуса самой Чечни в составе России". Речь идет о
сфере деятельности правоохранительных органов, не
более. Может мое видение, как израильтянина, немного
неверно, но если населению какого-либо
неблагополучного района какого-то города позволить
пару поколений беспредельничать, то результат будет
очень похожим вне зависимости от того, кто в этом
районе проживает с этнической точки зрения.
Да, естественно
нельзя оставлять в стороне вопрос ментальности и
религиозной принадлежности публики, но и белокожие
представители христианских конфессий радостно резали
друг друга пару сот лет назад в Нью-Йорке, идя
"стенкой на стенку", как это отображено в известном
фильме с незабвенным Леонардо Ди Каприо.
Излишне
"выпячиваемая" и не сдерживаемая "ментальность и
религиозная принадлежность" группы населения не
"лечатся" отделением регионов и изменением статуса
определенных территорий. Она лечится в самых ее
тяжелых и массовых проявлениях, простите за
негуманность, резинко-дубинками –
"демократизаторами", слезоточивым газом и
пластиковыми пулями.
Так это изредка
делается в Израиле, опасающемся перенимать опыт
"Старшего брата" – США. Да, я имею ввиду
периодические разгоны "определенной группы
населения" в Лос-Анжелесе и других городах страны
победившей демократии.
Но я не возьмусь
комментировать американскую ситуацию. Приведу пример
израильской. В 2000 году с началом второй интифады в
палестинской автономии арабское население Израиля,
обладающее всеми гражданскими правами, но минимально
(если вообще) выполняющее обязанности, решило
поддержать "братьев по вере", организовано начав
погромы, перекрыв ряд шоссе на севере страны,
пытаясь взять заложников, круша и сжигая любые
символы госвласти – от телефонных и электростолбов
до филиалов почты и госучреждений в собственных
(sic!) населенных пунктах.
Когда ситуация
начала окончательно выходить из под контроля, и
толпы начали нападать на полицию, были вызваны
снайперы. Дело кончилось 13-ю трупами наиболее
резвых погромщиков и следственно комиссией. Вот уже
10 лет, в ходе трех войн и пары военных операций,
все проявления солидарности арабов Израиля были
гораздо более тихими.
Дмитрий Крылов,
этнопсихолог:
Есть два ответа
этот вопрос. Один, теоретический, из разряда «как
должно быть». Если бы русские не были бы в РФ
дискриминированным народом, можно было бы говорить о
восстановлении законности по отношению ко всем
гражданам. Но требование остановить убийства,
избиения, изнасилования и ограбления русских никаких
шансов, на мой взгляд, не имеет. Власть глуха к этим
требованиями именно потому, что положение русских в
РФ узаконено как колониальное. Русские живут в
стране, где им отведено место индусов в колониальной
Индии, негров в колониальном Алжире, китайцев при
манчжурской династии. Жизнь, здоровье и
собственность колониальных народов ничем не
защищена, они могут быть изъяты в любой момент теми,
кто пользуется в колонии привилегиями. Все сделано
для того, чтобы само понятие «достоинство» было
колониальным народом забыто. Поэтому говорить о
соблюдении закона, в том числе относительно Чечни, в
этой колониальной системе смысла не имеет.
На вопрос о
статусе Чечни и чеченцах, живущих в РФ есть и другой
ответ. Механизмы гражданского общества это
изначально механизмы самообороны групп людей.
Русские как этническая группа сегодня остро
нуждаются в таких механизмах. Чем их больше и чем
они разнообразнее, тем ближе русские подвинутся к
постановке вопроса о своем колониальном статусе.
Неверно считать, что этнические общины, действующие
по принципу абсолютной этнической солидарности это
антитеза гражданскому обществу. Это одни и те же
механизмы, на самом деле, и сводятся они к тому, что
группа людей осознает себя и действуют, исходя из
своих интересов. Всем становится понятно, что
единственный путь отстоять свое место под солнцем -
действовать абсолютно сплоченно. Изучение процессов
деколонизации показывает, что именно этот путь с
успехом прошли другие колониальные народы,
перехватив у колонизаторов навыки действий в защиту
своих групповых интересов, и в первую очередь навык
мгновенной общей мобилизации. Путь этот небыстрый и
непростой, потому что он подразумевает изменения
гетерономного мировоззрения у миллионов людей, но
другого пути выжить и разрешить обостряющиеся
этнические конфликты не существует.
Виктор Милитарев,
политолог, философ:
"Чеченская
проблема" стала видна российскому обществу в 1992
году. Неожиданно выяснилось, что среди появившихся в
нашей стране благодаря "реформам" бандитов есть
наиболее дерзкие и "отмороженные" - чеченские
бандиты. Одна из причин проигрыша Белого дома в 1993
году - уверенность значительной части нашего народа
в том, что Руслан Хасбулатов этих бандитов
"крышует".
Вторая волна
внимания к "чеченской тематике" возникла в 1994 году
благодаря войне. Здесь очень показательна динамика
настроений общества. Первые несколько лет наш народ
верил демпропаганде и выступал против войны. Однако,
по мере знакомства общества со зверствами боевиков
общественное мнение круто переломилось.
В 2000 году
Владимир Путин триумфально вступил в Кремль именно
как человек, способный победить и разгромить
боевиков и террористов. Однако, буквально через пару
лет выяснилось, что победа одержана не в борьбе с
боевиками и террористами, а в междоусобной борьбе
чеченских кланов, к одном из которых примкнул Кремль
во главе с Владимиром Путиным.
Тандем Путина с
Кадыровым качественно изменил чеченскую проблему в
России. Ощущая за собой постоянную поддержку
Грозного, некоторая часть чеченской диаспоры
в России, обнаглела и озверела. Что с этим делать,
непонятно.
В рамках
действующих конституции и законодательства
просматривается только одно решение этой проблемы.
Если суды и правоохранительные органы перестанут
рассматривать чеченцев, как "привилегированную
группу лиц" и будут "судить по закону", игнорируя
взятки, телефонные звонки и угрозы "правозащитников"
из Грозного, ситуация быстро нормализуется. Чеченцы,
в своей основной массе люди вполне разумные и, "в
хорошем смысле", даже, я бы сказал, "разумно
трусливые".
А уж парочка
показательных процессов против бандитов и
насильников, дополненная парочкой показательных
процессов о коррупции и преступной приватизации,
способны вернуть в русско-чеченские отношения
"дружбу народов" брежневских времен.
Тарас Бурмистров,
философ:
Проблема, на мой
взгляд, прежде всего в нашем собственном начальстве,
которое самоустранилось от всех проблем и движется
по линии наименьшего сопротивления. Хотя и
объективно здесь проблема очень трудна и остра, и
даже если реально пытаться ее решать, всерьез и с
нацеленностью на конкретный результат - все равно
это огромная работа. Но она не ставится даже в виде
желаемой задачи.
Очень сложно
прежде всего технически разделить одних граждан РФ и
других, формализовать различное отношение к ним
(увы, в данном случае без этого не обойтись, потому
что радикальные варианты с полным отрезанием Чечни
вряд ли возможны из политических - и многих других -
соображений).
К сожалению, я не
вижу, как тут может что-то поменяться без
вмешательства государства. Государственная машина
работает против нас, против русских - ей так удобно
и привычно. Видимо, это воспринимается как «баланс
сил». Точно так же как саму Чечню в свое время
удалось умиротворить за счет поддержки одних
чеченских сил (тогда менее сильных и влиятельных)
против других (реально обладающих властью) - так и
сейчас, поддерживая чеченское меньшинство, власть у
нас добивается большего спокойствия в русской среде
- с ее точки зрения, это никогда не лишне. Эта
картина сейчас, возможно, отчасти будет меняться,
потому что в связи с экономическими трудностями
общий протестный потенциал будет расти, а
межэтническое разделение, с выделением
привилегированной прослойки, имеет свои пределы.
Чеченского губернатора в русской области вряд ли
когда-нибудь поставят.
Что же касается
статуса Чечни в составе России, то вряд ли тут есть
смысл что-то менять - как говорится, не сделать бы
хуже. «Чеченизация конфликта», а затем и управления,
в целом оправдала себя. В Чечне, конечно, должна
быть чеченская местная власть, главное, чтобы она не
распространялась на всю страну, которая все-таки
называется «Россия».
Массовая драка в детском лагере
«Дон» под Туапсе в очередной раз
продемонстрировала разницу мировосприятия
русских и чеченцев, несоединимость культурных
пространств двух народов, а также неадекватность
так или иначе занимающихся «чеченским вопросом»
федеральных государственных структур. С этим
«двусторонним» неадекватом необходимо немедленно
что-то делать.
Как рассказывается в
репортаже «Комсомольской правды»
(высокопрофессиональная работа, коллеги –
респект!), с самого начала четыре сотни
отдыхавших в «Дону» чеченских «детей» «задирали
наших пацанов, приставали к девчонкам, отбирали
фрукты у детей из других регионов, на дискотеке
только кавказские песни крутили, к взрослым
обращались на «ты» и звали всегда «Эй!». «Вели
себя, честно сказать, по-хамски», -
политкорректно выражается один из вожатых. Да
уж, повсеместно распространенное обращение на
«ты», например, к шестидесятилетней женщине,
мягко говоря, отвратительно…
Драка началась из-за инцидента
с тринадцатилетней Соней Сафоновой из
Ростова-на-Дону. С фотографии – и это видно даже
за скрывающими лицо «кубиками» - смотрит
наивная, как и положено в этом возрасте,
девчонка отнюдь не из тех, которые «сами
напрашиваются» (впрочем, и это, естественно, не
извиняло бы поведения чеченцев).
Школьница сидела на лавочке,
когда трое чеченских парней, с ее слов, 14-17
лет, начали говорить ей «всякие пошлости» и
«распускать руки». Когда она послала их «куда
подальше», девочку стали пинать, «бросили на
землю, били ногами, выкрикивая при этом «Так вам
и надо, русские проститутки!» (право, как в
пошлом анекдоте: «Наташа тебе дала? – Нет. – Вот
б.дь! – А тебе? – Дала. – Вот б.дь!»).
На справедливое замечание
замдиректора лагеря Бориса Усольцева, что если
они и впредь будут вести себя подобным образом,
то поедут домой раньше времени, оборзевшие
малолетки «начали выступать - мол, мы сами
знаем, как себя вести, ты здесь никто и будешь
играть по нашим правилам». Потом, когда драка
была уже в самом разгаре, чеченцы разорвали
российский флаг с воплями «Россия будет нашей!».
То, что девочка и Усольцев
говорят правду, подтверждает мой собственный
опыт. Половая распущенность чеченцев в отношении
русских, да и вообще любых некавказских женщин,
переходит все мыслимые пределы, распространяясь
не только на беззащитных девчонок, но и на
гостей президента Кадырова (действительно, какая
разница – одно слово, «русские проститутки»!).
Подросток-сопляк, охранник,
кандидат наук, шариатский судья – все
демонстрируют одну и ту же модель поведения, не
зависящую от уровня образования и занимаемой
должности. Навязчиво и грубо предлагать русской
женщине, не дающей к тому никаких поводов,
немедленно переспать – стандартное, повсеместное
явление. Не важен ни возраст, ни общественное
положение, ни категорический отказ – все
пропускается мимо ушей. Страшно подумать, что
пришлось испытать русским женщинам в Чечне во
времена дудаевского и шариатского беспредела…
Разумеется, встречаются и нормальные чеченцы –
но, пожалуй, как исключение. Подобное отношение
к женщине невозможно преодолеть воспитательными
мерами – его нужно просто вышибать из мозгов,
как и случилось в лагере под Туапсе.
Что касается России, которая
«будет нашей» (размечтались!), то это – явное
проявление другого тренда, также доминирующего в
голове рядового чеченца. Тренд этот именуется
«потерей чувства реальности» и хорошо заметен
буквально на каждом новоотстроенном углу
Чеченской Республики.
Огромный – во всю стену
многоэтажного дома – плакат с изображением
земного шара и девизом на русском, английском и
чеченском: «Нам нужен мир!».
Глобус-памятник в два
человеческих роста с надписью по экватору:
«Грозный – центр мира» на трассе
Грозный-Гудермес, соответствующие магниты и
надписи с картинками на футболках. Или такая,
например, футболка: перечень разных государств –
США, Франция, Германия и так далее, среди
которых визуально выделяются два слова – «Чечня»
и «решает». Какой там Вашингтон с Лондоном,
забудьте этих политических карликов…
Газетные иллюстрации, на
которых в центре мира возвышается сияющая самая
большая в Европе грозненская мечеть имени Ахмата
хаджи Кадырова (самого мира нет – вместо него
глухое темное пятно).
Постоянные попытки
преувеличить значимость своих
общественно-политических и экономических
достижений, а также уровень нравственности (все
это было бы смешно, если бы не избитая Соня и
обстреливаемые - пока краской - чеченские
девушки, не желающие постоянно носить платок),
поднять идею духовно-нравственного воспитания до
уровня пятого национального проекта, вообще –
выбиться в регионы-лидеры, причем желательно
именно в сфере духа…
Что это? Конечно, полный
неадекват. Но официальной Москве и каждому
русскому в отдельности необходимо понять, что
этот неадекват не только на самом деле заполняет
чеченские головы – он в них главенствует. Не
осознав этого, невозможно осмыслить логику
действий чеченцев. А они просто считают, что
им все можно, потому что они живут в центре
мира. Со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Наш краткий очерк чеченских
нравов был бы неполон, не упомяни я о вкладе в
такое положение дел со стороны федеральных
структур, совершенно не понимающих, с кем они
имеют дело. «КП» цитирует уполномоченного при
президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова:
«Воспитатели и вожатые должны были просто
собрать всех провинившихся, заставить этих ребят
попросить прощения у девочки - и конфликт был бы
исчерпан». Советы Астахова вызывают лишь горькую
усмешку – какой настоящий чеченец извинится
перед «русской проституткой», тем более когда он
всегда по определению прав, потому что круче
него – только звезды?.. Нет, г-н Астахов,
приберегите свои предложения для разбора споров
славян между собою в подмосковных лагерях, тут
вас никто слушать не будет.
Чем раньше федеральные и
местные власти поймут, что в лице чеченцев имеют
дело не с невоспитанным хулиганьем, а с, можно
сказать, целым философским явлением, тем больше
вероятность, что ситуацию в целом все-таки можно
будет выправить. С другой стороны, «звездная
болезнь» обычно развивается очень быстро, а
лечится очень тяжело и больно. Так пусть больно
будет чеченцам, а не тем, кто волею судьбы
оказался с ними рядом и вынужден наблюдать эти
отвратительные выкрутасы.