С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ( "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И") ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О социальной инициативе Оптиной пустыни Часть 6. Русская цивилизация - как трофей русского народа. |
ГЛАВНАЯ |
ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ |
ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ |
ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О социальной инициативе Оптиной пустыни
Часть 6. Русская цивилизация - как трофей русского народа.
Сделав все эти предварительные замечания, перейдём к главному. И для этого нам придётся откочевать в век 13-ый.
Европейским, в западном смысле этого слова, русское государство и до татаро-монголов вряд ли может быть названо. Выброшенный далеко на северо-восток, развивавшийся на специфической почве саженец византизма ... Ни роль самого саженца, ни почвы в этом глобальном эксперименте истории нельзя переоценивать. Это - всего лишь начала, которые, взаимодействуя, запустили процесс формирования России. В дальнейшем в нём важную роль сыграла и евразийская Степь - прежде всего роль мобилизатора. Татаро-монгольское иго могло уничтожить рождающуюся цивилизацию русских. Но они , несмотря на колоссальное и чуждое им по духу и сути внешнее воздействие, выдержали нашествие Востока, устояли в этом испытании на принадлежность к Европе и обрели силу, которая западным славянам и не снилась.
И решающим фактором стало то , что эти земли в своё время попали в мощнейшее православное поле... Огромную роль здесь, конечно, сыграло получение письменности, открывшей путь к священным текстам христианства. Киевская Русь стремительно ушла от языческо-разбойных правил славян и варягов и встретила разбойников с Востока уже в совершенно ином состоянии.
Противостояние Руси и Орды обретало форму религиозного противостояния постепенно - процесс растянулся на многие десятки лет и соотношение собственно военного и идеологического момента в противостоянии менялось. В 13 веке, скорей всего, преобладал момент собственно военный, который постепенно подчинился усиливающемуся моменту идеологическому.
Орда оккупировала Русь с невиданной, нечеловеческой жестокостью - именно последняя являлась главной скрепой этого бандитского по своей сути государственного образования. Но существовала и другая скрепа , которой являлась практикуемая в Орде веротерпимость( до 14 века, до начала исламизации Орды). Возможно, веротерпимость и играла системообразующую роль: мы вас покорили, извольте платить дань и вести себя тихо - на веру вашу мы не покушаемся....
На территориях, захваченных татаро-монголами ещё до похода на Русь, христианство получило распространение задолго до начала их завоеваний и представлено оно было потомками несториан, изгнанных из Византии, отвергнувшей предложенное несторианами решение проблемы Боговоплощения. Боговоплощение является центральной идей христианства, совершенно недоступной для рациональной интерпретации, - лишь коллективным разумом, за несколько веков, в череде Вселенских соборов удалось выйти на такое понимание её, с которым согласилось большинство. Несториане же предлагали весьма и весьма облегчённую версию православия, решавшую проблему за счёт умаления роли Божественной природы Иисуса Христа. И, возможно, потому, что завоеватели Руси имели дело с облегчённый версией христианства, они недооценили силы истинного православия и то, что было в их государственном образовании скрепой ( веротерпимость), стало , в конце концов, одной из причин гибели Орды. Орду извела( во всяком случае, сыграла громадную роль в разрушении этого бандитского образования) сплотившаяся вокруг православной веры Русь, ещё раз и не последний, предъявившая миру совершенно удивительную способность христианства выживать и укрепляться в условиях тирании и гонений.
Русское противостояние Орде утверждалось как религиозное противостояние. В свободных от налогов и живущих по своим уставам монастырях формировался новый идеал русского: померкший во время оккупации идеал "воителей и богатырей" , благодаря жившим по своим уставам монастырям, замещался "идеалом подвижничества и монашеского служения".
Богомольцы относились к тем избранным, которые имели возможность свободно перемещаться по территории Орды. "Измождённые люди с горящими глазами и пылкими мольбами, обращёнными к Небесам, казались татарам безумцами, но ( они)пользовались большим почитанием в православной среде. Именно благодаря подвижничеству «божьих людей» возрастал накал религиозных чувств у жителей разорённых сел и городов" - " под гнетом татарского ига и стал складываться народ православный" - так описывает этот процесс Юрий Покровский в работе "Поле русской культуры".
Православная идея для степняков была, видимо, настолько сложна , что они не заметили заложенной в ней опасности для себя. И нынешним излишне пылким сторонникам евразийства, очарованным идеей мифического сближение западной и восточной культур, нелишне повнимательней приглядеться к опыту татаро-монгольских игр с веротерпимостью. И зафиксировать, наконец, в своём сознании, что в паритетном варианте длительной устойчивости веротерпимость не гарантирует. Что государствообразующая конфессия - это такая же необходимая для серьёзного государственного образования сущность, как и государствообразующий народ. У нас же высшее руководство до последнего времени , как бес от ладана, шарахалось от таких понятий, как государствообразующий народ. И в этом отношении можно считать прорывным выступление патриарха Кирилла при открытии 18-го Всемирного Русского Народного собора - проблема русского бытия в России им сформулирована чётко и жёстко.
Процесс укрепления, консолидации, если угодно, православной веры, начавшийся в монастырях северо-восточной части Руси, сопровождался формированием очень специфического миросозерцания, восходящего к евангельскому принципу добровольного ограничения - самостеснения. Оно впоследствии получит название русского подвижничества, русского идеализма и навсегда будет привязано к русскому сдержанному, а то и пренебрежительному отношению к материальным атрибутам существования.
Именно в этой атмосфере в последней четверти 14-го века и появились "незаконные вооруженные формирования" - русским князьям удалось, их создать. И это стало началом нового, уже и военного противостояния Руси и Орды. И оно теперь держалось на незыблемой мировоззренческой основе, которая укреплялась и совершенствовалась - выходила на совершенно неожидаемый уровень. В обретающем всё большую независимость русском православном, "зажатом между католическим и мусульманским мирами" государстве, постепенно формируется представление об исторической, цивилизационной миссии этого государства. Народ, сохранивший себя и своё государство благодаря Православию готовился встать на его защиту .
Ещё будет вторая прививка византийства, связанная с женитьбой Ивана III на Софье Палеолог. Представительница "древнейшей в Европе аристократии",«царевна цареградская" прибудет в Москву со своим собственным двором и московская элита, уже в те времена существовавшая в достаточно мощном православном поле, получит возможность познакомиться и с православным аристократизмом - с этой оформленной в систему поведенческих норм склонностью - " предъявлять к себе более жёсткие требования, нежели к представителям других слоёв общества"
Ещё впереди отказ платить Орде дань и стояние на Угре. Впереди ещё и блистательные удары Ивана 4-го Грозного на казанском , астраханском, сибирском и юго-юго-западном направлении, по результатам которых удваивается территория страны..
Всё это впереди, но начало, истоки там в 13 веке, в русских монастырях северо-востока. Именно они стоят у начала грандиозного, невиданного по масштабам выпаса русского бытия.
И отнюдь не следование ордынским обычаям-правилам- порядкам, а преодоление их определяло и историю, и судьбу на русской земле. Москва потому, в частности, выделилась и стала ведущей среди других русских земель, что в преодолении этом была впереди.
Русское царство, а затем и империю, ту территорию, которая стала областью её существования и породила в конце концов евразийскую идею, надо воспринимать исключительно как трофей русского народа, добытый ценой большой крови и больших страданий в многовековом цивилизационном противостоянии. В этой борьбе за православную веру русские и завоевали право называться системообразующим , государствообразующим народом. Таким народом не рождаются - им становятся. Прельщают подобные лавры - попытайтесь. Но без великой, полностью очищенной от всякого прагматизма идеи лучше и не начинать...
Та ордынская закалка ( закалка на пределе выживания) во многом определила формирование российской мощи. И высвободив себя из ордынского рабства, Россия , помятуя о благодатном почине Святого Александра Невского, две мощных зуботычины которого на какой-то срок принудили агрессивных латинян к миру, стала уже по-настоящему вправлять мозги агрессивному Западу. Ставя его на место, причём с нарастающей жёсткостью, после каждой попытки посягнуть на исконные русские земли. И в веке 17-м, и в веке 18-м, и в веке 19-м , и в веке 20.
А память об этих делах оставалась всюду в том числе в языке. Как у русских, так и у завоевателей. "Мои милый друг", шер а ми, обращался к русскому крестьянину голодный, полураздетый француз , бегущий из сожжённой Москву… Вот и осталось в народной памяти -шарамыжники. "Быстро, быстро" - погоняли казаки атамана Платова обслугу в парижских забегаловках - они и до сих пор зовутся бистро.
Так что совершенно напрасно дразнит Запад Россию сегодня, в веке 21-ом...
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ |
ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ
АДМИНИСТРАТОРУ САЙТА |
©ВалерийСуриков |