С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


     
 О социальной инициативе Оптиной пустыни Часть 6. Русская цивилизация - как трофей русского народа.


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

   О социальной  инициативе  Оптиной  пустыни

Часть 6. Русская цивилизация - как   трофей  русского  народа.

 

 

Сделав  все  эти    предварительные  замечания,  перейдём  к  главному. И  для   этого   нам  придётся откочевать   в  век  13-ый.

      Европейским,  в  западном  смысле этого  слова, русское  государство и  до  татаро-монголов   вряд ли  может  быть названо. Выброшенный  далеко на северо-восток, развивавшийся  на     специфической   почве саженец  византизма ...  Ни  роль   самого  саженца, ни почвы в  этом глобальном  эксперименте  истории нельзя   переоценивать.  Это  -   всего лишь начала,  которые,  взаимодействуя,  запустили процесс  формирования  России.   В  дальнейшем   в  нём  важную   роль сыграла   и  евразийская Степь    -  прежде  всего  роль  мобилизатора.    Татаро-монгольское    иго  могло  уничтожить   рождающуюся  цивилизацию  русских. Но  они , несмотря  на    колоссальное  и  чуждое им  по  духу  и сути   внешнее  воздействие,    выдержали  нашествие  Востока, устояли в  этом  испытании    на  принадлежность  к  Европе  и   обрели   силу,  которая западным  славянам  и  не  снилась.

   И решающим  фактором  стало  то ,  что  эти  земли в своё  время   попали в   мощнейшее  православное поле... Огромную  роль  здесь, конечно,  сыграло  получение  письменности, открывшей  путь  к  священным    текстам    христианства.  Киевская Русь  стремительно ушла  от  языческо-разбойных правил  славян  и варягов и встретила   разбойников  с  Востока  уже  в  совершенно  ином  состоянии.

        Противостояние Руси и Орды   обретало  форму    религиозного противостояния  постепенно -  процесс  растянулся   на  многие  десятки  лет   и  соотношение собственно  военного  и  идеологического   момента  в  противостоянии менялось.  В  13  веке,  скорей  всего,  преобладал момент собственно  военный,  который  постепенно подчинился  усиливающемуся  моменту   идеологическому.

Орда  оккупировала  Русь   с невиданной,  нечеловеческой жестокостью  -  именно  последняя  являлась главной  скрепой     этого  бандитского  по  своей  сути  государственного  образования.  Но   существовала  и  другая  скрепа , которой  являлась  практикуемая  в Орде  веротерпимость(  до  14  века,  до   начала  исламизации   Орды).  Возможно,  веротерпимость и  играла  системообразующую  роль:  мы  вас  покорили,  извольте платить  дань и  вести  себя  тихо -  на веру  вашу   мы  не  покушаемся....

 На  территориях, захваченных  татаро-монголами ещё до  похода на  Русь, христианство  получило  распространение    задолго  до  начала их  завоеваний и  представлено  оно  было потомками  несториан, изгнанных  из  Византии,  отвергнувшей  предложенное  несторианами   решение проблемы    Боговоплощения.    Боговоплощение является центральной идей  христианства, совершенно  недоступной  для  рациональной интерпретации,      - лишь коллективным разумом,  за  несколько  веков,  в  череде  Вселенских   соборов  удалось  выйти  на  такое  понимание её,   с которым   согласилось  большинство.  Несториане   же   предлагали весьма  и весьма   облегчённую  версию  православия, решавшую    проблему  за  счёт  умаления роли Божественной  природы  Иисуса Христа. И,  возможно,  потому,  что  завоеватели   Руси    имели  дело  с облегчённый  версией христианства,  они недооценили  силы истинного  православия  и то,  что   было  в  их  государственном  образовании  скрепой ( веротерпимость),  стало ,  в  конце концов,  одной  из    причин  гибели  Орды. Орду  извела( во всяком  случае, сыграла громадную  роль  в  разрушении  этого   бандитского  образования) сплотившаяся  вокруг  православной  веры  Русь,  ещё раз   и не последний, предъявившая   миру  совершенно  удивительную способность  христианства выживать и укрепляться в условиях  тирании и гонений.

 

Русское  противостояние  Орде  утверждалось  как  религиозное противостояние. В  свободных  от  налогов и живущих  по  своим  уставам  монастырях  формировался  новый     идеал  русского:  померкший  во  время оккупации   идеал "воителей  и богатырей" , благодаря  жившим  по  своим  уставам монастырям,    замещался "идеалом подвижничества и монашеского служения".

Богомольцы  относились  к  тем  избранным, которые имели  возможность  свободно   перемещаться  по территории  Орды.   "Измождённые люди с горящими глазами и пылкими мольбами, обращёнными к Небесам, казались татарам безумцами, но ( они)пользовались большим почитанием в православной среде. Именно благодаря подвижничеству «божьих людей» возрастал накал религиозных чувств у жителей разорённых сел и городов"  -    " под гнетом татарского ига и стал складываться народ православный"  -   так  описывает этот  процесс Юрий  Покровский  в  работе "Поле русской культуры".

Православная  идея    для     степняков  была, видимо, настолько   сложна ,  что  они   не  заметили  заложенной  в  ней   опасности  для себя.   И   нынешним  излишне   пылким сторонникам   евразийства, очарованным  идеей   мифического   сближение  западной и  восточной  культур, нелишне   повнимательней приглядеться  к опыту  татаро-монгольских    игр   с веротерпимостью.  И  зафиксировать,  наконец,  в  своём  сознании,  что   в    паритетном  варианте  длительной  устойчивости     веротерпимость  не  гарантирует.   Что государствообразующая  конфессия - это  такая  же  необходимая  для  серьёзного  государственного  образования  сущность,  как   и   государствообразующий  народ.  У нас же  высшее  руководство  до последнего времени ,  как  бес от  ладана,  шарахалось   от таких понятий, как государствообразующий  народ.     И в  этом  отношении    можно   считать  прорывным    выступление    патриарха  Кирилла   при  открытии  18-го   Всемирного Русского Народного  собора  -   проблема  русского бытия  в  России   им сформулирована   чётко и жёстко.

    Процесс   укрепления,  консолидации,  если  угодно,   православной  веры, начавшийся  в    монастырях северо-восточной  части  Руси, сопровождался  формированием очень  специфического  миросозерцания,  восходящего  к евангельскому  принципу  добровольного ограничения - самостеснения.  Оно впоследствии   получит  название русского  подвижничества, русского  идеализма   и  навсегда   будет   привязано   к  русскому   сдержанному, а  то   и пренебрежительному отношению  к   материальным  атрибутам  существования.

  Именно в  этой атмосфере  в  последней  четверти  14-го  века   и  появились "незаконные вооруженные формирования" - русским  князьям     удалось,  их создать. И          это   стало  началом нового, уже и военного  противостояния  Руси  и Орды.  И  оно  теперь  держалось  на  незыблемой  мировоззренческой  основе,  которая   укреплялась и совершенствовалась  - выходила на совершенно неожидаемый уровень.  В обретающем  всё  большую независимость  русском православном, "зажатом между  католическим  и мусульманским  мирами"  государстве,  постепенно формируется  представление  об исторической, цивилизационной   миссии   этого  государства. Народ,  сохранивший  себя  и  своё  государство благодаря  Православию   готовился  встать  на  его  защиту  .

 Ещё  будет  вторая  прививка  византийства,  связанная  с  женитьбой Ивана III на Софье Палеолог. Представительница "древнейшей в Европе аристократии",«царевна цареградская"  прибудет   в  Москву   со  своим  собственным  двором  и московская  элита,  уже в  те  времена  существовавшая   в   достаточно  мощном   православном поле,   получит  возможность  познакомиться и с   православным  аристократизмом -  с  этой  оформленной  в  систему поведенческих  норм  склонностью -     " предъявлять к себе более жёсткие требования, нежели к представителям других слоёв общества"

Ещё   впереди  отказ платить Орде  дань  и  стояние  на  Угре.  Впереди ещё  и  блистательные  удары   Ивана 4-го  Грозного  на  казанском ,  астраханском, сибирском  и юго-юго-западном  направлении,  по  результатам  которых  удваивается   территория  страны..

Всё это  впереди,  но  начало, истоки  там  в  13  веке, в  русских  монастырях   северо-востока. Именно  они   стоят  у  начала  грандиозного, невиданного  по  масштабам  выпаса   русского  бытия.

 И  отнюдь не  следование ордынским обычаям-правилам- порядкам, а  преодоление  их определяло и историю,  и  судьбу  на  русской  земле. Москва потому,  в  частности,    выделилась  и  стала ведущей   среди  других русских  земель,  что в    преодолении этом была впереди. 

   Русское царство, а  затем и империю,   ту  территорию, которая   стала областью  её  существования  и  породила  в  конце концов    евразийскую    идею,  надо  воспринимать   исключительно  как   трофей  русского  народа, добытый    ценой  большой  крови  и больших     страданий   в  многовековом  цивилизационном   противостоянии.  В этой  борьбе  за  православную  веру  русские  и  завоевали  право  называться  системообразующим ,  государствообразующим  народом.    Таким  народом  не  рождаются  - им  становятся.  Прельщают  подобные  лавры  -  попытайтесь.  Но  без  великой,  полностью  очищенной  от  всякого  прагматизма  идеи  лучше   и  не начинать...

 

Та  ордынская  закалка  ( закалка на  пределе    выживания)  во многом  определила   формирование  российской  мощи.  И   высвободив  себя  из  ордынского    рабства,  Россия    ,  помятуя  о  благодатном  почине  Святого  Александра    Невского, две  мощных зуботычины  которого   на какой-то  срок  принудили   агрессивных  латинян   к  миру, стала  уже  по-настоящему вправлять   мозги  агрессивному   Западу. Ставя   его на  место,  причём  с  нарастающей жёсткостью,  после  каждой  попытки  посягнуть на  исконные   русские земли. И  в  веке 17-м, и  в  веке  18-м,  и в  веке  19-м , и  в  веке 20.

А  память об этих  делах  оставалась  всюду  в  том  числе  в  языке.  Как    у русских,  так  и у завоевателей.  "Мои  милый  друг",  шер а ми, обращался к  русскому  крестьянину голодный, полураздетый  француз ,  бегущий  из сожжённой  Москву… Вот и осталось  в  народной  памяти -шарамыжники.  "Быстро,  быстро" -  погоняли казаки  атамана  Платова обслугу в  парижских   забегаловках - они  и  до  сих  пор  зовутся  бистро.

  Так что совершенно напрасно   дразнит  Запад  Россию  сегодня,  в  веке  21-ом...

 

 

    


 

 
                 ЧИСЛО 
          ПОСЕЩЕНИЙ 
    
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков