С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                                  КОМПОЗИЦИЯ   ИЗ   ПЕСЕН    ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


КОМПОЗИЦИЯ   ИЗ   ПЕСЕН    ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

 

   Сопроводительный  настраивающий   текст  и  подборка   1982   года.   25  июля  1983  года   я   представил  почтенной  публике  эту   композицию   в  знаменитом  скверике  около Ваганьково.  Были  некоторые технические   сложности,  но  за  шесть  часов  ( с  18  до  24)   удалось  прослушать   все.  

 Посвящение  А.  Дольского  -  уникально:  написано  и  исполнялось  еще  при жизни  Высоцкого.

Запись  посвящения    Б.  Ахмадулиной в  исполнении  самой  Б.А.  отсутствует. Стихотворение   читает  моя  жена Маргарита  Сурикова.

Все  названия   песен  даны  по  первой  строке.

Записи некоторых  песни -  не  лучшего  качества  . Но в  1982    были   только  такие .   Отказываться    же   от  некачественно  записанных  песен  не хотелось -    смысловая  нагрузка  на  них в  композиции   была  слишком  значительной . 

  Текст «Когда  я  отпою…» из  любимовского   спектакля «Высоцкий». Исполняет, кажется,  Л.  Филатов.

 

Пока   выкладываются   лишь   первый    раздел  композиции.  По  мере   завершения восстановительных  работ  будут  выложены  и  остальные. 

Валерий  Суриков    24   июля    2010  года



                            ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ    КОМПОЗИЦИИ

 

 

  Вам предстоит прослушать композицию из песен и стихов Владимира Высоцкого. Его голос будет звучать около четырёх часов. Эта композиция не является концертом. Более того' знатоки заметят в ней нарушение принципов,а они несомненно были ,которые Высоцкий использовал сам,составляя программы своих публичных и частных выступлений. Это ,конечно, мой Высоцкий ,  мое  восприятие его поэзии   отражено в этой подборке.

Если бы ни заговор молчания, которым окружили творчество Высоцкого сред­cтвa  массовой информации, я бы не рискнул взяться за эту работу. Убеждён: голос его, и в недалёком  будущем, зазву:чит в эфире. Велик созида­тельный потенциал его поэзии – безрассудно  таить под  спудом такую силу, такое богатство. Рано или   поздно  этот  станет ясным.

 нему-то это станет ясно.

Но сегодня ,как  и десять лет назад  его  поэзия  распространяется  стихийно. Отсюда разрыв  иежду известностью тех или иных песен и их художественной и социальной ценностью.

Моя композиция преследует одну цель: дать избранное из лучшего, что сделано Высоцким. Не хочу утверждать, что предлагаемые песни - объективно лучшие. Повторяю, лучшие они для меня. Но, думаю, каждый согласится - всё, что включено в эту подборку - достойно там быть. Её можно только расширить.

 

Каждая из песен этой  композиции, по моему глубокому убеждению, есть особое   явление в нашей   поэзии, а может быть, и   исключительное. Я уже не говорю о таких шедеврах ,как "Я кoгдa то  умру» ", "Как засмотрится", "Кто-то высмотрел плод " – представляющих  поразительное   сочетание е оригинальности   и выразительности образов, глубины чувств и непостижимого  внутреннего  напряжения ,загадку которого будут исследовать потомки, удивляясь, испытывая потрясение - и не находя разгадки...

Две проблемы существуют перед составителем избранного из Высоцкого. Первая - он был поэтом без амплуа, творчество его исключительно громадно по тематике. Поэтому составить композицию из его песен, звучащую ,как неч­то единое - крайне трудно. К счастью, у него всё-таки было амплуа в поэ­зии - правда. Это,конечно,о6легчает задачу составителя, хотя  и  создаёт свои трудности  - возникает про6лема  поиска   второго плана.

О втором и даже третьем плане своих песен говорил сам Высоцкий.  К тому  же  часто второй план создавался неосознанно, интуитивно. Его не признавал автор, но на его существовании настаивали слушатели. "Уходим под воду"  -  яркий   тому  пример.

 

 И ещё   несколько слов.

Я не могу не сказать о том, что эта работа сделана на основе уникальной коллекции моего   старшего брата. Где можно, я стремился отдавать предпочтение исполнению под гитару - солидарен с Вероникой Долиной: "Поль  Мориа, уймите скри­пки"…

И наконец, последнее. Когда-то на Камазе Высоцкого встретили его песня­ми - выставили в окна магнитофоны.

В день ero памяти  , 25 ИЮЛЯ, в полдень я выставлю на подоконник свой магни­тофон с этой подборкой. Если молчит эфир - пусть кричат распахнутые окна.

 

 

Известны сотни посвящений Высоцкому. Я начинаю эту композицию с пяти  лучших: Булат Окуджава, Белла Ахмадулина,  Александр  Ткачев, Вероника Долина,  Алексaндр Дольский:

 

- О Володе Высоцком я песню

- Твой случай таков

Скачать  первую   часть  первого   раздела   композиции -  8.92   мб


- Что  так   тихо 

- Поль Мориа, уймите скрипки

- Словно тысячи тысяч оркестров

Скачать  вторую   часть  первого   раздела   композиции -  9.16   мб


- Гул затих, я вышел на подмостки

- Я весь в свету, доступен всем глазам

 

Трудно представить во что обходится поэту его творчество. Всегда. Ну, а если он добровольно берет на себя груз  бед огромной и великой  страны?.. В этом случае бессильны самые объективные, самые точные воспоминания. Только стихи вместят всю боль, только они приоткроют истину.

Вслушайтесь в следующие пять песен! Вдышитесь в них! Попытайтесь представить, что нёс он в своей душе, чего стоил    путь, который, он выбрал в поэзии.

         - Вдоль обрыва

Скачать  третью  часть  первого   раздела   композиции -  11.1   мб


 

  - В сон мне – жёлтые 

  - Истома   ящерицей ползает в костях

 Скачать  четвертую часть  первого   раздела   композиции -  11.3   мб


 

- Кто-то высмотрел плод

- Я  когда-то умру

Скачать  пятую часть  первого   раздела   композиции -  9.45   мб


 

Понимал ли Владимир Высоцкий, какое   место займет, да нет, не займёт,-

в фантастическом броске захватит, в русской поэзии, в самой русской истории­? Несомненно. Важно, что знал это при жизни. Не пустой бравадой прозву­чал его ответ на одну из анкет: хотите ли Вы быть великим?    - "Хочу и буду." Девять букв этого ответа оплачены по высшему счёту - жизнью. И он точно знал, чем платит.

"Смерть самых лучших намечает и дёргает по одному". С этими словами Вы­соцкий  обратился к покойному Шукшину. Он не мог знать, что уготовила ему судьба - умереть в день рождения своего друга. Слова оказались пророческими.

Задолго до 74 года был написан "Канатоходец". Какая ясность, какое понимание себя, своего назначения, своей судьбы!.. Он ещё шутил, перебирая имена погибших, убитых божественным даром - Есенин, Лермонтов, Пушкин, Маяковский. Но судьба влекла его властно  - влекла к последней черте…

из дела ушёл", 'Капитана в тот день", "Мы все живём" - эти песни о метаниях, сомнениях. Эти песни о той плате, которую нужно платить таланту за риск стать великим, за путь наверх, за огненную негу самоотдачи ,самоуничтожения.

 

                      - Ещё ни холодов, ни  зим

- Кто кончил жизнь трагически

- Мне судьба

- Я из дела ушёл

Скачать  шестую часть  первого   раздела   композиции -  11.6  мб


- Капитана в тот день

- Мы все живём

- Он не вышел ни званьем, ни ростом

- Когда я отпою и отыграю

Скачать  седьмую часть  первого   раздела   композиции -  10.5  мб


                             ВТОРОЙ  РАЗДЕЛ    КОМПОЗИЦИИ

Он начал свой грозный бег в грозу уже первыми песнями. "Парус" – двенадцать  разорванных беспокойством строк. Тогда среди его городских романсов и сказок эта песня могла показаться причудой, случайностью, шуткой гения. И только позже станет ясно, что тема беспокойства - в каждой его отроке. Она присутствует постоянно. Даже, когда он с яростью утверждает себя.

 

- А  у дельфина взрезано брюхо винтом

- Гололёд на земле, гололёд

- Подумаешь, с женой не очень ладно

- Я не люблю фатального исхода

Скачать  первую часть  второго   раздела   композиции -  6.62 мб


Нельзя и на шаг приблизиться к пониманию роли Высоцкого в нашей жизни

и  истории, если ограничиться  разговорами о беспокойстве, тревоге, которыми наполнены его песни. Величие Высоцкого, подвиг, если угодно, в том, что его творчество было не только выражением тревоги одного, остро чувствующего человека. Он выражал тревогу и  боль  всей страны. Искал и находил причины. Отдирал бинт от  кожи. В то время , когда  отовсюду неслось - достаточно, хватит с них этих ужасов.

И это не было болезненным стремлением  к страданию. Нет - душевной чистотой, мужеством, пониманием неизбежной необходи­мости.

И какие высоты покорялись ему! Вот три песни ,несомненно, тематически связанные: "Во хмелю слегка", "Что за дом", "Кaк  засмотрится"…  И все с воистину  неисчерпаемым вторым планом. Тревога набатного колокола в них. Недаром последнюю поспешили отодвинуть почти в 17 век, пришпилив  ей название "Песня о петровской Руси".

 Но скажите,  кто   ещё смел и мог писать такие песни о  Руси современной…

                            - Во хмелю слегка лесом правил я

- Что за дом притих

- Как засмотрится мне нынче

Скачать  вторую часть  второго   раздела   композиции -  11.2 мб


Характерен ли для Высоцкого язык иносказаний? Скорей, всё-таки нет. До вершин абстракции и выразительности он доходил. Но шёл от деталей, искусно собирал их в крупные полотна. Галереей талантливых набросков предстаёт цикл  его ранних  песен. Сам он от этих песен никогда не отказывался, любил, как любят смотреть на свои детские фотографии - с теплом и лёгкой снисходительностью. Прекрасное попурри из ранних песен отразило именно это отношение.

Песни эти - наброски,про6ы пера, поиск натуры. И конечно , протест глубокого таланта против сюсюреализма, против всех этих "  Ландышей»" .... К сожалению, многие не понимают этого и сегодня. Иначе чем объяснить запоздалый приступ злобной икоты  у Станислава Куняева…

Из 6oгатого  подготовительного материала Высоцкий, уже пером мас­тера, создаст пропитанные точнейшими  деталями нашей жизни песни-поэмы:

"Час зачатья" , "Я из  Ростова" .Без этого материала не могла бы появиться и такая выдающаяся баллада ,как "Протопи ты мне баньку".

В них нет блатной романтики. Есть боль, сочувствие и правда.

Для миллионов русских людей всё это было частью, куском жизни…   И  вообще, тягу русских людей к блатным разводам в лирике нельзя сво­дить только к дурному вкусу. Здесь есть серьёзные объек­тивные причины. Высоцкий, один из немногих ,понимал это.  «Мы   сыновья   своих  отцов…»  Только ли к хиппи из "Мак-кинли" обращены eгo слова?

 

 

- Попури из городских романсов

- Я из Ростова, я почти подкидыш

- Был побег на рывок

Скачать  третью часть  второго   раздела   композиции -  16.3 мб


- Час зачатья я точно не помню

- Копи, ладно мысли свои вздорные копи

Скачать  четвертую  часть  второго   раздела   композиции -  8.6 мб


- Протопи ты мне баньку, хозяюшка

- Мы рвём, и не найти концов

Скачать  пятую часть  второго   раздела   композиции -  10.6 мб


                             ТРЕТИЙ  РАЗДЕЛ    КОМПОЗИЦИИ

На время оставим разбуженный тревогой мир  образов Высоцкого.

Бесконечен диапазон   звучания   его серебряной лиры - гитары. Нежная задушевность тоста Юрию Любимову в день 6О-летин...Тоста дерзкого,  в духе традиций Таганки... Легкие зарисовки, полные чистой печали..."Здесь лапы у елей"­    -  удивительное по форме объяснение в любви... Гимн русской женщине, пропетый так, как еще никто не рискнул сделать это -    в ритме вальса... И наконец, две песни к кинофильму "Стрелы Робин Гуда",так и не дошедшие до экрана: "Тру­бят рога", "Когда вода всемирного потопа".

Что можно поставить рядом с последней из того потока, который  закачивается в нас через помпы эстрадных ансамблей. И образы, и точность мелодии, и сила…. Это не просто песня - целая судьба. Трагическая и прекрасная. И вспоминается «Путешествие дилетантов" Булата Окуджавы...

 

- У меня гитара есть

- Ах, как тебе родиться подфартило

- Она была чиста, как снег зимой

Скачать  первую часть  третьего   раздела   композиции -  8.45 мб


 

- Оплавляются свечи на старинный паркет

- Так дымно, что в зеркале нет отраженья

- Здесь лапы у елей

- Какой был бал

Скачать  вторую часть  третьего   раздела   композиции -  13.4 мб

 


- Трубят рога

- Когда вода всемирного потопа

 Скачать  третью часть  третьего   раздела   композиции -  6.02 мб


                            ЧЕТВЕРТЫЙ   РАЗДЕЛ    КОМПОЗИЦИИ

 

Девять следующих песен, кроме, пожалуй, последних трёх, хорошо известны. Быт наш. Хотя эмоциональная гамма Высоцкого-поэта весьма разнообразна, ему не свойственны раздражённая злоба, эгоцентризм острослова-индивидуалиста, самолюбование собственной меткостью, сарказм ради сарказма. Не потому  ли так много выражений ,словечек из его песен вошли в нашу речь.

Сатира? Да! Но он и любуется своими героями. Принимает их, живых, деятельных. Не отгораживается стеной снобизма.  Так оно и есть всё на самом деле - из жизни не выкинешь. Какой  уж тут снобизм… И нужно ли клеймить? Понять надо. Понять людей и нашу жизнь.

- Там у соседа пир горой

 - Ох, где был я вчера

- Я вам, ребята, на мозги не капаю

Скачать  первую часть  четвертого   раздела   композиции -  8.9 мб


 

- Я вчера закончил ковку

- Дорогая передача

- На Шереметьево, в ноябре, третьего

Скачать  вторую часть  четвертого   раздела   композиции -  11.5 мб


 

- Я был и слаб, и уязвим

- На стене висели в рамках

- Вдруг словно канули во мрак

 

Скачать  третью часть  четвертого   раздела   композиции -  12.3 мб


                             ПЯТЫЙ   РАЗДЕЛ    КОМПОЗИЦИИ

Нет смысла говорить длинно о военных песнях Высоцкого. Прослушайте их ещё раз. Неужто только вослед последнему из ушедших участников великой войны они донесутся из эфира?

Какая нелепость!

 

 

- Всего лишь час дают на артобстрел

- От границы мы землю   вертели назад

- Я стою, стою спиною к строю

- Всю  войну  под завязку

Скачать  первую часть  пятого  раздела   композиции -  11.3 мб


 

 - Мы взлетали как утки

    - Я як-истребитель

     - Сбивают из досок столы во дворе

Скачать  вторую  часть  пятого  раздела   композиции -  11.4мб


                             ШЕСТОЙ   РАЗДЕЛ    КОМПОЗИЦИИ

Мы подошли     к  финалу композиции. Последние 12 песен. Их надо выслушать на одном дыхании. Есть   вопрос, который почему-то задают шепотом: "Был ли Высоцкий певцом протеста?" Конечно, был! И  каким певцом! Я затрудняюсь назвать поэта, в котором талант и протест были бы соединены с такой рас­точительной щедростью. Но самое важное - и в этом залог бессмертия - про­тест Высоцкого созидателен. Он разгибает спины, подымает  с колен.

   Пройдёт время. Умеренные люди середины решат одни проблемы. Появятся новые - их обозначат злые и отчаянные. Но пока род человеческий будет от­мечен  натурами мятущимися, неуспокоенными - нужен будет поэт  Владимир    Высоцкий, нужен будет его сорванный отчаянием голос…

 

- Замок времени скрыт

- Средь оплывпших свечей

- Целуя знамя  запылённый шёлк

Скачать  первую часть  шестого  раздела   композиции -  10.8 мб

 


 

- Штормит весь вечер

 -Я при жизни был  рослым и стройным

- В дорогу живо или в гроб ложись

Скачать  вторую часть  шестого  раздела   композиции -  9.0 мб


-  Пожары над страной всё ярче

- Торопись, тощий гриф над страною кружит

Скачать  третью  часть  шестого  раздела   композиции -  4.64 мб


 

- Рвусь из сил и из всех сухожилий

- Словно бритва рассвет полоснул по глазам

Скачать  четвертую  часть  шестого  раздела   композиции -  6.75 мб


- Чтоб не было следов, повсюду  подмели

- Уходим под воду в нейтральной воде

Скачать  пятую  часть  шестого  раздела   композиции -  6.7 мб

 

 


 
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков