С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Литература (искусство) как тензор второго ранга. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Литература (искусство) как тензор
второго ранга.
Литературу, искусство, конечно же, не следует мерить моралью. Но и одной отвлеченной эстетикой вымерить ее не удастся. И, видимо, потому, что истинно художественное произведение ТРЕХмерно — содержит и познавательную, и эстетическую, и этическую компоненту. Наряду с познанием, этикой и эстетикой в чистом виде можно учесть и перекрестные составляющие— эстетико-познавательную, эстетико-этическую и этико-познавательную и говорить , таким образом, уже о ШЕСТИ компонентах художественного произведения. А можно пойти еще дальше и допустить, что в принципе этико —эстетический дискурс произведения может отличаться от его эстетико-этического дискурса. Это звучит диковато, но при неторопливом чтении, например, «Войны и мира» обнаруживаешь, что, порой, невозможно понять, где причина, а где – следствие: удивительно совершенный текст тянет вверх или же абсолютно безупречная в нравственном отношении позиция персонажа является источником эстетического чувства.
Если мы признаем возможность несовпадения двух соответствующих перекрестных дискурсов, то для характеристики произведения нам понадобятся уже не шесть, а ДЕВЯТЬ компонент…
Тут придется сделать небольшое отступление и напомнить, что простое число полностью характеризует само себя и может быть названо тензорм нулевого ранга (три в нулевой степени — единица ). Вектор характеризуется уже тремя числами и может быть назван тензором первого ранга (три в первой степени— три ). А нечто, характеризуемое девятью числами, позволительно тогда назвать тензором второго ранга (три во второй степени — девять ). Не стоит пугаться этой терминологии. Нужно просто принять к сведению, что, пересчитывая, скажем, сдачу в магазине, мы занимается не чем иным, как тензорным исчислением. Тензоры, правда, примитивные, нулевого ранга, но это не меняет сути дела.
Теперь можно объясниться, зачем все это понадобилось . Оказывается, что симметричный тензор второго ранга ( шесть компонентов, перекрестные компоненты в каждой паре равны ) всегда можно повернуть в пространстве ( в нашем случае три координаты «пространства» это познание, этика, эстетика ) так, что перекрестные компоненты обнуляться и все сведется к трем главным компонентам — ранг тензора понижается, он как бы становится вектором . В приложении к литературе это означает, что всегда найдется ушлый критик, который на произведение глянет под таким углом, что сумет доказать: познавательный, эстетический и этический дискурсы в нем никак друг с другом не взаимодействуют(нет перекрестных компонент), и потому авторская затея с созданием художественного произведения явно не удалась.
Наряду с таким, естественным, понижении ранга возможна и более грубая, бесцеремонная редукция . Например, можно хлестким ударом отбить этическую ось — вдавить произведение( еще на уровне замысла) в плоскость, довольствуясь двумя компонентами. Можно усилить этот результат деконструкцией — откромсать, скажем, и познавательную ось . И далее решительно подключить трансгрессию — начать потихоньку стравливать оставшуюся эстетическую(а может быть, уже «эстетическую») ось. Предел здесь очевиден — сингулярность, единица, деленная на ноль, точка коллапса.
Представляется весьма полезным держать перед глазами ( или по крайней мере время от времени вспоминать ) эту последовательность : тензор второго ранга ( 9- 6 ), вектор (3), плоскость (2), линия (1),точка (0)…
Дискуссия о литдеятельности В .Сорокина, случившаяся в прошлом году в РЖ, оказалась в какой-то степени и попыткой определить место литературы-искусства в этой последовательности . Вся классика здесь исключительно слева — левее ШЕСТЕРКИ, вплоть до ДЕВЯТКИ. Девятка, то есть несимметричный тензор второго ранга— это область художественных шедевров . Как ни крути здесь произведение (или как ни крутись вокруг него ), но если, скажем, его этико-эстетический дискурс не совпадает с эстетико-этическим, свести его к трем главным компонентам, то есть выделить не взаимодействующие друг с другом этическое, эстетическое и познавательное начало не удастся. Все три начала есть, а ни одно из них о т д е л ь н о не ухватишь. Это и делает произведение бессмертным .Это и есть классика.
Что же касается В. Сорокина, то у него, увы —единичка, да еще в полуплевке от точки коллапса… То ли агонизирующая отвлеченная эстетика, в конец затерзанная физиологией, то ли откровенно поданная физиология, из которой методично выщелкиваются последние этические «блошки»….
И это, судя по всему, место всего либертинажа …
Работа опубликована в «Русском Переплете» (http://www.pereplet.ru/text/surikov15oct03.html)
ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
Все и всяческие попытки поверить
гармонию алгеброй представляются мне бесценным опытом и занятием
перспективным, если не единственно перспективным. Другое дело, когда, как в
рассказах И.Зорина, изумительная простота для адекватной передачи может
потребовать слишком сложного числового эквивалента, так что вся затея
рискует потерять смысл (как у Булгакова в "Собачьем сердце": "Любая баба в
два счета сделает то же самое, что сделал здесь профессор Преображенский, и
даже лучше" (не помню дословно)). Нет, право, Вы на пороге литературной
генетики. Собственно, нечто подобное уже делается: появляются компьютерные
писательские программы, но пока это тетрис: с их помощью лепятся примитивные
сюжетные вещи. А вот вывести код неустроенности, одиночества, несчастной или
счастливой любви...
Большое спасибо за интересную тему.
Желаю успеха.
С уважением
Сергей
Сергей Решетников 09.03.2006
02:11
Рассуждение же Ваше о литературном
произведении как тензоре второго ранга, извините - вообще полный атас с точки
зрени я линейной алгебры.
Простые по сути вещи, смутно воспринятые, получают у Вас характерный для
философов мистический налет.
“Оказывается, симметричный тензор второго ранга ... всегда можно повернуть в
пространстве так, что перекрестные компоненты обнулятся ... ранг тензора
понижается, он как бы становится вектором... ”
Тензор нельзя “повернуть в пространстве ” . Тензор описывает линейную операцию
над пространством - скажем, во что превращается при сплющивании куб. Процедура,
которую Вы описываете – поворот в пространстве системы из трех координатных осей.
При этом симметричный тензор действительно диагонализуется (всегда можно выбрать
куб с непараллельными координатным осям ребрами, который превратится в
параллелипипед), но у первой новой оси будет – (грубо говоря - я не хочу сорить
синусами ) на Вашем примере – скажем 10 процентов эстетики, 10 этики и 80
познавательности. (Во второй и третьей из новых осей соотношения будут иными) .
Поворот системы координат ничего нового в тензор не приносит , и ранг тензора не
понижает .Это тот же самый тензор в других координатных осях. Вектором он не
становится – важно не количество ненулевых компонент, но способ преобразования
этих компонент при преобразованиях координат.
Диагонализовать можно (в большинстве случаев - исключение -так называемая
жорданова форма ) и несимметричный тензор - но при этом систему координат надо
не только поворачивать, но и менять углы между координатными осями.
Так что Ваша аналогия - “развернуть тензор так, что эстетическая, этическая и
познавательные компоненты расцепляются ” имеет мало общего с реальной
математической (или физической) операцией, которую Вы имеете в виду. Рассуждение
о “недиагонализуемости гениального произведения как несимметричного тензора ”
идет в ту же корзину.
В общем, все это крайне характерно для философского способа рассуждения - игра с
плохо определнными понятиями без особой привязки к реальности .
Ritase 25.09.2007 21:20
моя ответная реплика
По поводу тензоров и литературы. Конечно же, мне следовало бы наставить как можно больше кавычек и снизить излишне самоуверенный тон - чтобы не возникал соблазн буквализации метафоры, с помощью которой мне лишь хотелось подчеркнуть неразделимость трех начал в искусстве-литературе . Вы, конечно же, правы , что мною проигнорирована так сказать « смена базиса» при повороте - то обстоятельство, что тензор «превращается» в вектор в совсем иных координатах., каждая из которых превращается в линейную комбинацию прежних. Но эта неряшливость (неумышленная, поверьте) нисколько не ослабляет метафору- достаточно говорить о повороте осей, а не самого тензора (и все!), полагая, что за выбором пространственного положения трех осей все то же индивидуальное восприятие( причем оно может быть аномальным, требующим для своего моделирования не только поворота, но и нарушения ортогональности осей , что позволяет и несимметричный тензор свести к трем компонентам …. ). Одним словом, метафора все равно работает. Литературное произведение остается тензором второго ранга, индивидуальное восприятие - как поворот и даже деортогонализация осей.
Я в этой статье менять ничего , конечно же,не буду, но если Вы не возражаете , то на своем сайте (vsurikov.ru) подверстаю к тексту статьи Ваше замечание и мою ответную реплику.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков