С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Несколько слов в защиту Федора Гиренка. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Несколько
слов в
защиту Федора
Гиренка.
(Http://www.apn.ru/publications/article10020.htm)…
А. Ашкеров…
«Держаться за Гиренка»…
Ясно, что
автора этого странного,
диковатого текста вело
раздражение. Но что совершенно
непонятно, почему он
не счел
возможным перевести эту
вполне естественную
реакцию на чье-то
ярко выраженное инакомыслие в
форму конструктивную, направленную
на поиски
смыслов, а
не на выщелкивание блох... Почему
сам-то он
восприятию предпочитает
оценки...
Он несомненно
прав в своем
восприятии реальности:
"Общность массы перестала
строиться на восприятии, требующем
единодушия и громогласности. Она
оказалось воздвигнутой на оценке,
отсылающей нас к индивидуализму и
искушенности... Коллективное тело
заколыхалось, запульсировало, стало
ритмично подскакивать. Оно обнаруживает
истину в шоппинге, искренность - в
клаббинге, жизненные правила - в
менеджменте, творчество - в Живом Журнале,
красоту - в гламуре, гармонию - в фен-шуе,
духовность - в фитнесе;…. До России эта
мутация дошла с опозданием - зато и
проявила себя с невиданной силой: все-таки
не каждый день великая цивилизация
порождает варваров, которые относятся к ее
достоянию как непонятному анахронизму."
Но почему сам
так легко
и безоглядно
погружается в
это варево
из шопинга-клабинга - менеджемента-гламура
с фен-шу и фитнесом,
развертывя безупречный,
казалось бы,
начальный тезис
— хлестко, но
совершенно бессодержательно,
с каким-то
подчеркнутым презрением к смыслам
как таковым … В кондиционной
желчи у А. Ашкерова
прополоскано здесь,
пожалуй, все, что можно:
феноменология, конечные
и бесконечные
тупики современного
миросозерцания, Россия,
в которой, как всегда и
уже который
век подряд,
конечно же, "просто
нечего исследовать", которая,
несчастная, вновь оказалась
"без бытия"
и практически
во всем
демонстрирует свою
онтологическую несостоятельность,
бутофорщину,
изолганность, зазеркальность,
неистребимое пристрастье
к мелкотемью,
местничеству, ризомидальный симулякризм и
душераздирающую местечковость….
И главное, наконец. Что же вообще заставляет человека, претендующего, и видимо не без оснований, на статус мыслителя (или хотя бы на сигнатурку "мыслитель" ), так легкомысленно распоряжаться своей репутацией — использовать методологию бульварного журналюги. Было бы понятно, если бы А. Ашкеров, разобрав, скажем, несколько положений, развиваемых Ф. Гиренком и показав их вторичность, ординарность и безнадежную локальность заключенного в них смысла, не удержался бы и в качестве итога выплеснул все то, с чего начал — чтобы понятно было уже всем без исключения, даже мыслителю с самого заплеванного бульвара. Но ведь сделано-то все как раз наоборот: бранчливый, перенакаченный дурной эмоциональностью фон и на нем несколько выдернутых из контекста фраз, принадлежащих выбранной жертве... Прием даже не бандитский — так, мелкое хулиганство, проделка из арсеналов провинциальной шпаны, подножка исподтишка... Дешевка, одним словом — кондовая дешевка.
Будем
надеяться, что
Ф. Гиренку хватит
выдержки, чтобы
не заметить
этой публикации.
У меня,
например,
работа Ф.
Гиренка "Эйдос русской империи" (http://www.russ.ru/docs/100305138?user_session=272be6806eb133a0e1659b287f04f621),
которую столь старательно
«цитирует» А.
Ашкеров, не оставила
впечатление завершенной
работы — это,
скорей, эскиз, предварительный набросок. И
тем не менее
нельзя не заметить,
что именно
в той последовательности констатаций,
из которой А.
Акшеров надергал
цитаток, с поразительной
точностью и глубиной охарактеризована
уникальность русского — экстравертного
— индивидуализма. С
его Я, смещенным из
центра, с его
разомкнутостью на мир,
с его
идеей служения,
с его неизбывным предстоянием
перед идеальным.
У нас
индивидуализм традиционно
относится к порокам,
— всюду,
где только можно, подчеркивается наша
соборность, общинность
и прочее из этого
ряда. Но
тема особости
русского индивидуализма
рано или
поздно обретет свою
силу. Рано
или поздно и
эта тема
будет внимательно
освоена в главном
романе Л.
Толстого, а
сам Л. Толстой, именно как
величайший русский
индивидуалист, а
не только, как
художник, вынудит почтительно
преклонить колено всех
без исключения
именитых эгоцентриков Европы, даже таких, как
Ницше...
И
то, что
мысль современного
и еще достаточно
молодого русского философа
устремлена в
этом направлении
является делом
благодатным, требующим прежде
всего самого
деликатного внимания.
Такого
же внимания
заслуживает и работа Ф. Гиренка
"Европа: время ризом и симулякров» (http://www.russ.ru/comments/102820519?user_session=2f27a012431301f08f39d34d8292df49),
где ему
удалось, и
при этом
в очень
компактной форме,
передать саму
суть прошлогодних
беспорядков во
Франции:
"
Магриб пришел со своим уставом в чужой
монастырь и потребовал
признать право араба быть арабом в Европе, во Франции". В выделенных
мною словах
как раз и схвачена
суть явления. И
эта формула,
между прочим,
инвариантна относительно замены и
национальности, и
имени страны,
которую представители
этой национальности
пытаются колонизировать.
Процесс сей представляет
собой именно колонизацию—
вторичную колонизацию. Она
практически неизбежна,
когда отношения «слуга-господин»,
сложившиеся на
колонизированной территории и
предполагающие такие же отношения
двух культур,
воспроизводятся на колонизирующей
территории, но уже в условия
относительного равенства
«господина» и «слуги».
Это выравнивание
и высвобождает гигантскую силу
культуры, бывшей пока
подчиненной— сжатой до
уровня второстепенной, служебной. И
она начинает свое
ускоренное, агрессивное
формирование — формирование
молодой, подростковой культуры
по правилам и с привлечением
средств культуры взрослой, оформившейся.
Прививка
дичка на
культурное растение… Аналогия, конечно, очень
условная, но суть
проблемы она передает, призывая к
величайшей осторожности
в таких
тонких вещах как
взаимодействие культур.
Представители "продвинутых"
культур всегда
вели, и
продолжают вести,
себя поразительно
легкомысленно. Для них
эта продвинутость
всегда права
и практически никогда —
обязанность.
Они и
стимулируют расселение
в ареале своей
культуры представителей культур "отстающих"
исключительно для
реализации своего
права на
возрастающее и
ничем не
ограниченное потребление.
Это может
делаться вполне
намеренно или
практически бессознательно, но именно
это имело
место когда-то в
США, после войны
в Европе, это наблюдается в
последние годы в
России. Сами
"продвинутые" и
являются главными виновниками
всех подобных
осложнений, и
разрешение проблемы
возможно лишь на одном
пути — на
пути понимания
своей культурной продвинутости
как долга.
Пусть это
выразиться (хотя бы
в делах
элиты )
в стремлении к
самоограничению, к существованию
на принципах
самообслуживания.
Ведь именно стремясь реализовать свое право на "культурную " исключительность, мы и начинаем ту зловещую прививку, которая потом заканчивается с одной стороны —разбоем и пожогами, с другой — маршами и погромами.
Эта работа
Ф. Гиренка
определенно настраивает
на такого
рода рассуждения.
И не является здесь
помехой ни его
пристрастность в
оценках гуманизма( ведь дело
не в гуманизме как
таковом, а
в том, что тот
стремительно начинает терять
свою силу
и значимость
всякий раз,
когда концентрируется
исключительно лишь на правах
человека); ни то,
что Ф. Гиренок в этой
работе полностью
упускает из виду(
так, по
крайней мере,
кажется) ту
стабилизирующую роль, которую
играет самоограничение,
когда
цивилизация решает задачу
выживания в
межцивилизационном
конфликте.
Но спустя
некоторое время Ф. Гиренок
возвращается к
этой теме
( "Европейские
уроки", http://www.russ.ru/comments/103426705?user_session=a272f9c15c3bf44e6009d0c9ba767b08).
Он сосредотачивает теперь
внимание на
преимуществах России(
перед Европой) при
разрешении конфликта
с исламом и
в качестве основы
таких преимуществ
выделяет сверхэтничность
Русской культуры.
Здесь идея
национального самостеснения
оказывается практически
в самом
центре его рассуждений,
удачно перекликаясь
с некоторыми идеями А. Панарина.
Да и
с гуманизмом у автора взаимоотношения, кажется,
нормализуются.
Немаловажное
место среди
последних публикаций
Ф. Гиренка
занимает и его интервью
( http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/05/634/51.htm
) газете
"Завтра". Там ( в
начальной, в частности, части) речь несомненно
идет о неклассической
рациональности, хотя автор
не упоминает
ни Гуссерля,
ни Хайдеггера, ни
Мамардашвили. Рассуждая о русском
отвлеченном мышлении
и выделяя
четыре его
особенности, он и
характеризует его
фактически именно
как неклассический рационализм (
нерефлексивность,
неметафизичность,
литературность - за
этим свойствами неклассичность
и притаилась).
Даже реверансы
Ф. Гиренка
в адрес
французского философского
мышления и
те здесь можно
принять. В контексте
«классический-неклассический
рационализм» это
мышление есть, конечно же,
экстраполяционная
крайность. Да блестящее, не
столь тривиальное, как
американское, но
— крайность. И совершенно
очевиден вывод, вытекающий
из заключительной части(хотя
он и не сформулирован прямо ):
Европе по
большому счету
надеяться в
этом мире
не на кого —
кроме России.
Я могу
согласиться с чем-то в оценках
А. Ашкерова — с тем, что
там остается,
если отжать из них
раздражение, злобность,
нетерпимость. Избыточная публицистичность
работы Ф. Гиренка
и в
самом деле не
красит. Он,
конечно же,
злоупотребляет чисто
внешними эффектами —
чисто ораторскими
приемами в своей
манере изложения. Конечно же, значительно
проще строить
громкую сильно звучащую фразу.
Спокойная сильно
звучащая требует
значительно большего
напряжения, умения
и затрат
времени. Но это претензии
к стилю, а
не к существу.
Да, Ф. Гиренок
говорит подчас
слишком громко и слишком
уж интенсивно «жестикулирует». Но очевидно, что
его громкие
речи не
пусты, как нас
пытается убедить
А. Ашкеров. А это
делает бессмысленными все
претензии последнего.
Валерий
Суриков,
г. Задонск,
август 2006
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |