С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Рассказы Рубановой, Касимова, Минакова, Зорина |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Наталья Рубанова. Человек с рюкзаком и собакой , Знамя 2007 4
http://magazines.russ.ru/znamia/2007/4/ru5.html
Этот рассказ выделяется из всего цикла под названием «Короткометражные чувства», написанного рукой, несомненно, умелой, приученной «ставить слово после слова»; но, увы, пересыщенного короткими впечатлениями сегодняшнего дня. Н. Рубанова временами просто захлебывается в них, она несвободна от них. В отмеченной же миниатюрке ей, кажется, удается глотнуть свободы… Чувства вроде бы так и остались короткометражными. Зловредная и едкая современность по-прежнему пропитывает все. Но сквозь нее явно проступает что-то инвариантное , вневременное - драма частного человеческого существования… И в толще высококлассной литературщины - появляется лик литературы….
Е. Касимов Парикмахер Яша. Знамя 2007,4 http://magazines.russ.ru/znamia/2007/4/ka14.html
В наше ироничное, почти полностью лишенное идеальности время, когда под товар выстраивается (вынужденно выстраиваться) не только все новое, но и общепризнанные художественные достижения(чего стоит одно из последних достижений этой стилистики- попытка евроремонта под товар широкого потребления «Войны и мира») , желание сколько- нибудь серьезно высказаться, скажем, о героизме, да еще советском героизме, кажется заведомо обреченным. Понимание это и заставляет, наверное, автора(любого) всячески маскировать свои намерения - погружать идею во что-то неприметное, расхожее, бытовое. Евгений Касимов в этом рассказе балансирует, по-моему, на грани. Но находит, все-таки для своего героя то положение, которое и самого отпетого, самого расхристанного из современных потребителей лит-товара, глядишь, не оставит равнодушным. Основательно потрепанный войной солдат перебирает свои фронтовые награды. Там - разведвзвод, из которого выжили лишь трое здесь - парикмахерская. Еврей.
Станислав Минаков. Нежный Плотов http://magazines.russ.ru/october/2007/4/mi6.html
Какой современный рассказ… Какой старомодный рассказ!
«“Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке…”- как искренне, как убедительно, как чисто выстроена автором эта тяжелейшая для беллетристики ситуация. Она и для классиков была таковой. Для нынешних же, вне всякого сомнения, стала безусловной проверкой на качество.
В этом тексте есть к чему придраться . Может быть, есть смысл отказаться от части поэтических вставок - в тексте достаточно собственной поэзии. Похоже, С. Минакову не всюду удалось замаскировать следы выстраивания… Но вполне возможно, что все нужно оставить, как есть. Для долгой жизни художественному произведению порой просто необходим определенный объем несовершенств.
Иван Зорин. Девушка со станции Себеж , http://magazines.russ.ru/sib/2007/3/zo3.html
Наконец-то в толстяках и субтолстяках обратили внимание на этого, возможно, самого одаренного из современных русских рассказчиков. В декабре прошлого года три рассказа в «Звезде»( http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/12/zo2.html ) и вот - три рассказа в «Сибирских огнях».
Я достаточно давно знаком с его рассказами - по «Прозе.ру» и «Самиздату». Писал о нем и в обзоре 2002 года(http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2005/rasskazi2002.htm) и в обзоре 2003 года (http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2005/Terpkijvkus.htm). А рассказ «Девушка со станции Себеж»,прочитанный еще в 2005году, считал ( и считаю) достойным претендентом на казаковскую премию того года(«Рассказчик со станции Проза ру»- http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2006/zorin.htm ).
Кроме великолепной "Девушки" в подборке "Сиб.огней" есть еще и "Эпистолярный романс".Меня пугает, правда, избыточная, изощренная(затаенная) аналитичность этого текста Но операция иссечения какого-то внутреннего недуга ( а может быть надежды избавиться от этого недуга), проведена здесь Иваном Васильевичем с такими мастерством и техникой, что остается только оправдывать эту аналитичнсть... Куда деться от нее герою рассказа, если возлюбленная его юна - на четверть века моложе его.
Я посмотрел также несколько последних (2007 год) рассказов И. Зорина ( из вывешенных им в "Самиздате"). Мне показалось, что он несколько сдал.И я могу даже догадываться, в чем одна из причин ( чисто литературного плана )кризиса - возможно, что в определенный момент он, действительно, начал чувствовать , что мысль постепенно покидает его изысканные изобразительные формы, а следом скукоживаются, утрачивают свежесть и сами формы...
В связи с его рассказом «История распятого по правую руку»( http://www.proza.ru:8004/texts/2002/02/25-75.html). мне приходилось когда-то писать:
"Иван Зорин несомненно владеет очень сильным изобразительным средством . Настолько сильным ,что от него требуется исключительная виртуозность .Иначе ,если великолепно сработанная форма окажется вдруг избыточной ( а она сплошь и рядом может оказываться таковой при описании сугубо единичного события), это средство может оказаться разрушительным и будет , еще в зародыше , уничтожать мысль . Порой охотно допускаешь ,что одной вот этой фразы, способной украсить коллекцию самого требовательного собирателя афоризмов, вполне хватило бы на целый рассказ . Иван же Зорин может сделать из одних подобных фраз текст почти целиком . Это очень опасная расточительность. Она незаметно от воли автора будет гнать повествование вширь – в краски ,а не в глубину.
Такая манера в отдельных случаях может ,конечно, и срабатывать – при описании каких-то предельно сущностных ситуаций. Онтологических. Как в этом рассказе . Как в совершенно бесподобной вариации Ивана Зорина на тему Рождества(«Золото ,ладан и смирна» (http://www.proza.ru:8004/texts/2002/08/19-96.html)) ,где он в прозе попытался воспроизвести дух великого пастернаковского стихотворения «Рождественская звезда». Собственно этот рассказ уже и не литература, а нечто за-литературное —философский трактат, разыгранный в художественных образах..."
Хочется надеяться , что Ивану Зорину все-таки удастся уравновесить в себе (и в своем творчестве ) два дара, отпущенных ему так щедро - аналитический и художественный.
Мне не нравится ни один из его трех ниже названных рассказов
"Коан для троих" , февраль 2007 http://zhurnal.lib.ru/z/zorin_i_w/koandljatroih.shtml ,
"По образу и подобию" май 2007 http://zhurnal.lib.ru/z/zorin_i_w/poobrazuipodobiju.shtml
"Неоконченный рассказ" июль 2007 http://zhurnal.lib.ru/z/zorin_i_w/poobrazuipodobiju.shtmlhttp://zhurnal.lib.ru/z/zorin_i_w/neokonchennyjrasskaz.shtml.
По разным причинам. Но есть и одна общая. Художник такого уровня дарования не должен ( права не имеет) сбрасывать публике неотрефлектированные до конца впечатления свои. Подобное позволительно, ну, скажем В. Сорjкину, ну, Вик.. Ерофееву...
Но мне кажется, что И. Зорин все-таки выдюжит. На оптимистический лад меня настраивает место написания двух последних рассказов - Оптина Пустынь.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков