С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О рассказе О.Славниковой "Басилевс" |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О рассказе О.Славниковой "Басилевс"
В этом некоротком рассказе хорошо просматривается(ощущается) некоторая внутренняя граница, на которой резко меняется впечатление от него. Где –то за треть до финала начинается эта смена своеобразия — ординарностью, естественного— сконструированным, простоты — усложненностью и, наконец целостного — составленным из частей. Ольга Славникова взялась за сложнейшую ( а по нынешним временам просто безумную ) задачу. Проблематика, скажем так, платонической любви и быта (тем более современного) … Несовместимость, казалось бы, абсолютная, обреченность на неудачу — безусловная.. И тем не менее она берется за эту задачу и две трети пути проходит, можно сказать, безупречно. Чувствуется, как она смиряет себя— намеренно опрощает манеру письма , старательно сторонится метафор, в технике работы с которыми ей вряд ли кто из отечественных прозаиков сегодня может составить конкуренцию. И главное , она находит совершенно блестящую модель , в которой ей, в не всякого сомнения, удается сблизить те самые две несовместимые сущности — стояние пред « какой-то бесформенной, ничем не наполняемой пустотой» …
О. Славникова, не сомневаюсь , хорошо знает ,что самый реальный финал этого сближения — смех Богов. Даже если ей не знаком изумительный рассказ Д. Лондона на подобную тему «Когда Боги смеются». Последняя треть рассказа - как раз о смехе Богов. И прекрасно выстроенная в первых двух третях диспозиция именно в финальной части зависает в какой-то странной пустоте , отретушированной под что-то метафизическое . Первые тревожные симптомы появляются чуть раньше — в cценах буйства господина К . Но он выписан с таким внутренним любованием, настолько великолепно, настолько славненько, что эти симптомы охотно воспринимаешь как стилистический сбой. Колорит господина К спасает и сцену ресторанной встречи трех немолодых мужчин, обреченных на стояние пред бездной пустоты. .
Где-то здесь и нужно было стремительно завершать эту историю. Именно стремительно.
Увы, Ольга Славникова предлагает растянутый и очень конкретный финал. И разрушает все то, что ей создано … Боги у нее, конечно, смеются. Можно даже сказать, гогочут. Но как-то уж слишком по-земному…. Как на концерте у Петросяна.
Оценка по 10-бальной шкале — 8
Восторженно отозвался об этом рассказе А. Немзер ( http://www.vremya.ru/2007/8/10/169698.html). И почти со всем у него можно согласиться, если сосредоточить внимание исключительно на форме. Но вопроса " О чем все это? " блистательное немзеровское описание не выдерживает. Собственно, именно этот вопрос и генерирует ту смену впечатления, о которой написано выше. Мысль о романе у меня также появлялась, но несколько в ином ключе. Была заготовка романа, его начало - попытка автора писать в совершенно ином стиле. По каким-то причинам дело не пошло, и О. Славникова форсировано свела роман к большому рассказу -- в привычном для себя стиле. А шов остался...
Приношу свои извинения высокочтимой мною Ольге Славниковой, а также всем посещавшим эту страницу в августе- октябре 2009 года. В этом месте , скорей всего по моему недосмотру , находилась непотребная ссылка .
Валерий Суриков. 14 октября 2009 года
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |