С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. «Остров» — три записи в «Живом Журнале» |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
«Остров» — три
записи в «Живом
Журнале»,поданые вместе
1.
Некоторые суждения Д. Кралечкина(
«Богоспасаемые в зале»,
http://www.russ.ru/culture/teksty/bogospasaemye_v_zale),
мягко говоря, неточны. Но для споров,
скажем, о месте юродства в православии
или о "духовности как
экзистенциальной элитарности" лучше,
наверное, воспользоваться каким-нибудь
другим поводом, а не текстом этой
рецензии.
Претензии к работе П. Лунгина у Д. Кралечкина, как показалось, сводятся в основном к тому, что духовное становление героя картины не выглядит художественно убедительным, и потому трудно ожидать какого-то особого воздействия на зрителя . И я могу согласиться — да, неубедительно. Но эта претензия не имеет отношения к данной кинокартине, потому что она совершенно о другом.
П. Лунгин и не пытается призывать кого-то к покаянию, убеждать в необходимости и благодатности его. Своим неприхотливым фильмом, он лишь предъявил некоторое всегда существовавшее, но несколько померкшее что ли качество русской души - неизбывную тягу к покаянию, к совестливой самооценке . И только! Это качество из нашей основы, из русского архетипа, из нашего коллективного бессознательного. Оно существовало всегда, возможно, у него дохристианское происхождение( христианство в России лишь срезанировало на данной особенности и — укрепилось в России в форме православия). В этом свойстве заключены многие русские тайны, именно оно, возможно, и является источником страшной и, в конце – концов, благодатной инерционности России.
Рассказанная в "Острове" история сыграла, по существу, роль лакмусовой бумажки: напомнила, что Россия была и будет особой средой межчеловеческих отношений - средой аномально критической самооценки.
Классические русские искусство и литература, собственно , ничем другим никогда и не занимались. .
2. Для меня лично в этой рецензии( В.Голышев Остров невезения) разрешилась, наконец, "тайна Голышева" — загадка его весьма специфических вариаций на политологические темы . Ни одна из версий, взятая в отдельности (работает по заказу, простоват, но хочется выделиться, принципиально неадекватен, политологический чикочило ) не давала ответа на вопрос, почему этот молодой человек с таким упорством и самоотдачей на протяжении достаточно долгого времени гоняется за российским президентом с истошным криком: " Нахапать денег и сбежать в 2008 году в Баден Баден я тебе все равно не дам!..." . Сейчас , В. Голышев вроде бы оставил президента - взялся за вице-премьера . Но с той же страстью... И так же самозабвенно ...
Размышления В. Голышева над "Островом " - из области далекой от политики. Но именно в них с особой четкостью проявляется одна особенность его миро-восприятия, которая в принципе может быть главным источником и его политологического занудства. Суть этой особенности - двухмерность, или почти двухмерность . Не самого В. Голышева, естественно, а его восприятия мира. Отсутствие в этом восприятии вертикальной составляющей, ее неразвитость, ее деформированность ... Обнуление всей и всяческой идеальности - полное опрокидывание восприятия в плоскость .
Естественно, что из этого интересного положения ( из плоскости) невозможно разглядеть попытку Павла Лунгина передать уникальное качество русской души - ее неизбывную тягу к покаянию, к совестливой самооценке. Точно так же, как существу с черно- белым зрением никогда не передать оттенков цвета. Но рассказать о цветном на черно-белом языке очень хочется... А в ситуации , когда целостное(цветное ) восприятие невозможно, как правило, делается попытка смоделировать цвет в качестве комбинации черно -белых оттенков ( разложить цвет в ряд по черно-белым функциям ). И здесь цветной объект разрушается до основания. Как это делается - смотрите в рецензии В. Голышева. И компетенцию его нельзя не заметить . И стилистически он местами не то что не тривиален -- изощрен. Но нет тех самых "колбочек", ответственных за цвет, и самый искусный анализ оказывается не просто бессильным , а разрушительным..
Что В. Голышев и демонстрирует в заключении своей рецензии, когда пытается вымереть "Остров" блевотиной вроде "Дикарей"
3.
В. Голышев ответил на мою реплику
,заметив ,что « по-моему, все ровно
наоборот—тезис "Остров" - духовный фильм,
потому что он о духовном и про попов -
это апофеоз примитива (т.е. вашей
"двумерности", которую вы мне
приписываете)»
С чем я, конечно же, никак не
мог согласиться:
Нет, не так,
милостивый государь.
Во-первых.
«Остров» не о духовности и не про попов…
Он о другом
Допустим, Вы совершаете какой-то поступок
и даете оценку ему: хорошо —плохо . Это
рефлексия. Рефлексия первого рода. Вы
можете теперь попытаться дать оценку
своей оценке — рефлексия второго рода.
Допустим, что оценки второго рода у Вас
всегда отрицательные, то есть
отрицательная оценка своего поступка
кажется Вам не достаточно строгой, а
положительная — избыточно благодушной.
Такая ситуация называется « вечно
кающийся грешник» .Пример — мытарь из
евангельской притчи о мытаре и
фарисее. Он — существо, одаренное
способностью к рефлексии второго
рода( фарисей же застревает на первом
уровне самооценки ).
Христианство вообще ,
можно сказать, единственная из религий
, которая жестко ставит в центр эту
самую рефлексию второго рода .Об
этом по существу вся Нагорная
проповедь. Об этом, если разобраться, и
такая экстремистская христианская
максима, как «подставь вторую щеку» …
Очевидно и то, что по нынешним
временам лишь православие по-режнему
последовательно держит в центре
жесткую двойную самооценку, а
протестантизм, скажем, давно отодвинул
ее на дальний план...
Ситуация евангельского
мытаря в чистом виде достаточно редкая.
Нормальный человек , как правило, в
основном, ограничивается рефлексией
первого рода. Некоторые(тоже большая
редкость) застывают на первой рефлексии
принципиально: например, я сделал
пакость, покаялся и достаточно -
отстаньте от меня. Классический пример -
Ставрогин. Тихон(глава «у Тихона» ) как
раз и предлагает ему оценить собственные
оценки….
Состояние « вечно кающийся грешник» по-
другому можно назвать «склонность к
совестливой самооценке» . Совестливость
она вообще выстроена на рефлексии второго
рода.
Так вот, «Остров» — фильм об этой
склонности как об архетипическом и
архитипическом качестве русского
человека. И именно это либо принимается
сразу, целостно, без всякого анализа (
так ,как его воспринимает большинство
русских людей - отсюда и популярность
фильма ), либо не принимается. Второй
случай и есть Ваш ( и многомудрого
господина Кралечкина) — случай урезанной,
ущербной, неразвитой вертикали. Вы
определенно недооцениваете (или делаете
вид, что недооцениваете) роль идеального
в поступках человека (потому и за
президентом гоняетесь с набитой
компроматом и поднятой над головой
тумбочкой— расшибу !).
Если бы Вам удалось воспринять подобным
образом этот фильм ( не бежали бы от
такого восприятия как черт от ладана ),
то Вы получили бы исключительные
возможности для реализации своих
претензий в качестве аналитика. Но это
был бы совершенно иной анализ —
исследование того , что сработало на
основную идею , а что( и многое !) - нет
. Я , например, мог бы написать вполне
разгромную рецензию — продемонстрировав
это «многое». Но делать этого не буду,
поскольку само обращение П. Лунгина к
этой теме на порядок важнее всех его
просчетов.
Во- вторых .
Двумерность — это не примитивизм , это
всего лишь де-идеализированное ,
меркантилизированное воспрятие ,
восприятие подпольного человека( вспомним
опять Достоевского). Такой подпольщик
вполне может обладать мозгами
исключительной мощи. Но вероятность
совершения им какого –то открытия (
научного , художественного ) крайне мала.
Потому что и на интеллектуальную энергию,
кажется. распространяется второе начало
термодинамики. Чтобы тепловая машина
работала необходим холодильник, то есть
переход части энергии в несвободное(
энтропное) состояние.. Интеллект для
полноты раскрытия своих возможностей
также нуждается в неинтеллектуальных —
эмоциональных — потерях. .А
де-идеализация восприятия как раз и
находится в сильной корреляционной связи
с эмоциональной ущербностью — является
синонимом ее ….
Добавление от 28
января
То обстоятельство, что «Остров» получил главного «Орла» и оказался первым еще по четырем номинациям является, на мой взгляд самой значительной вестью за все время, начиная с конца 1991 года . Этот фильм, получается, оказался лакмусовой бумажкой и для нашей элиты, причем реакция ее совпала с реакцией народа. По значимости эту весть можно сравнить разве что с победами далекого декабря 1941 года под Москвой. Впереди еще и «Сталинград» и «Курская дуга» . Но теперь мы их точно погоним…. Будет и «44-год»— граница своеобразной российской цивилизации будет восстановлена ….
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |