С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                              ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И" ).

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                                                                        2007   3 апреля

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


                      

                                                  

 Александр Солженицын. Размышления над Февральской революцией.

Эта работа , написанная  четверть  века назад  и подводящая   в  целом  черту  под многотомным  "Красным  колесом", пожалуй,  только  сегодня   и  обретает истинное звучание.  Эпопея,  главным героем которой являлась   революция, была принята российским читателем в общем-то   индифферентно -  кого, кроме  узкого круга   специалистов-историков,  казалось  тогда, могут  заинтересовать  многословные подробности вынашивания  Россией   своей   непутевой  революции,  да  и  сама  эта  революция.  Потрясение   России  в 1917  было  столь сокрушительным и кровавым,  что, казалось,  страна  обрела абсолютный   и  вечный иммунитет к любым революционным передрягам,  и потому всякие  изыскания в  этой  области (научные, художественные)   могут  представлять  исключительно  академический  интерес.  

Тогда  "Красное  колесо"  воспринималось как беллетризированная  хроника русской  революции  -  не  более  того,  и  тему  предостережения   в  эпопее  не было  дано разглядеть  даже  самым  проницательным. Но сегодня      "Люди   будьте  бдительны!"   в  солженицынских   размышлениях  о  Февральской  революцией  не  услышат  разве  что  косящие  под  глухих... 

Однако,    ценность этого   публицистического  резюме "Красного  Колеса"  не сводится  к  предостережениям как  таковым,  на  которые, даже в самом мощном   исполнении,   как   известно,  мало  кто обращает внимание.  Его истинная  ценность  заключена   в том, что   А.  Солженицыну  удалось убедительно  показать ... неравновесный  характер революционных ситуаций и  исключительную роль  в  них  мельчайших возмущений (флуктуаций). Поразительно, но еще   четверть века  назад, когда  и сам   Илья  Пригожин  не  рискнул  бы, наверное, экстраполировать  свои разработки в  области  физической  химии  на    социальные процессы,  А  .  Солженицын  чисто  интуитивно почувствовал  эту  неравновесность  и  без  единого   специального термина  прекрасно  продемонстрировал     лавинообразный характер    разрастания    мелких возмущений.    Все  это, конечно,  присутствует  и  в  самой  эпопее,  но   там  подробности     растягивают  время и  скрадывают эффект   лавины. В  резюме  же последний   виден отчетливо -  сегодня  уже  нельзя  не  заметить этой   коварной способности неравновесных  флуктуаций  провоцировать  лавинообразный  процесс...  

А.  Солженицын  пытается оформить  свои  интуиции в ходовых,  принятых   понятиях -   так у  него появляется либерально-радикальное  Поле,  скрытый источник всеобщего паралича  управления. Как  рабочую  версию такое  оформление  вполне можно  принять. Но  данная версия  не   должна  отвлекать    внимание   от   главного - от этой страшной  склонности  неравновесных  социальных  ситуаций  к катастрофическим  обострениям.  

Опубликовав  этот  текст А.  Солженицына, редакция  "Российской газеты",  несомненно, оказала  большую  услугу    государству.   Отрадно и  то ,  что кто-то  догадался организовать   издание   текста отдельной  брошюрой, ее  рассылку   государственным  и  местным  управленцам.     

Интенсивность  мировых  информационных  потоков    достигла   сегодня   такой интенсивности,  что  фактически  любая   социальна ситуация  становится  революционной    -- неравновесной  ,  метастабильной,  склонной к катастрофическому опрокидыванию  в хаос. В  этих  условиях  совершенно не  допустимы  как  бездействие власти,  так  и  ее  любые    резкие  движения . Только   ювелирно  точные  короткие  ходы, снимающие    локальные  напряжения  и дающие ,хотя  бы  на  время,   какие-то гарантии устойчивости.  Подобный стиль управления должен восторжествовать  на  всех  уровнях - межгосударственном, государственном, региональном. Размышления А. Солженицына о  Феврале  призывают  именно  к  этому. 

  М.Бударагин  Выход в никуда   

М.Бударагин полемизирует  с М.  Ремизовым -  стремится показать  ущербность 

 отстаиваемой последним  политики  "изоляционизма"( см. предыдущий выпуск -

 http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2007/20070327.htm ). И  выглядит,  надо сказать, 

 при  этом вполне убедительным. Но  он,  как  представляется,  упускает  из вида

 следующее. У  М.  Ремизова  речь идет  вовсе  не  о  самозабвенном  замыкании  в 

некотором пространстве,  то  есть  не  об  автаркии, а об изоляционизме,  скорей,

 идеологическом.  И  в его  понимании конкурентоспособности  также  чувствуется  

 идеологический  сдвиг(  совершенно  отсутствующий  ,  между  прочим  у  главного

 идеолога  страны  В. Суркова  -  там   конкурентоспособность  исключительно

 экономическая ). Наши  пространства  и  связанная  с  ними  способность к

 самообеспечению,  традиционная  наша сдержанность в  потреблении,  наконец, 

  позволяют нам осуществить  это сдвиг,  это  смещение  -- существовать  в

 глобализирующемся  мире ,нет,  отнюдь   не  замкнуто,  а  всего  лишь отстраненно. 

 Такой  возможности нет  ни у кого в Европе, ее лишена Америка,  ее, скорей  всего,

 лишиться и  Китай(  для  отстраненной   политики  он  слишком перенаселен  и, увы,... 

 слишком  жадно,  торопливо  развивается) . Такой,   возможности с  каждым  своим 

 шагом  все  больше  лишается одурманенная   западными  токсинами  Украина,

 возомнившая, что на майдане с  площади  Калинина ей  все-таки  удастся  найти

 альтернативу тому  стратегическому,  благодатному  для  нации  пути,  на  который   с  

 Софийского   майдана    указывает булава Хмельницкого. 

Конечно,  политика отстраненного существования  в  стремительно расширяющемся,

 западно- либеральном  стаде потребует колоссальной   мобилизации. Прежде  всего  ....

 интеллектуальной ,  нравственной . Она  потребует виртуозной , отчаянно  смелой  и 

 одновременно сверхосторожной  тактики.  Именно эти  жесткие  условия, а  вовсе не 

 идея отстраненности  сама  по  себе, являются   главной  проблемой. 

Из ЖЖ- дневника  А. Ашкерова (27 марта 2007 года )

 На редкость  точное   суждение о  Михаиле  Ульянове:

"Если понимать под актёрским мастерством умение быть органичным, то это именно про него. Актёр без актёрства. Актёр, искусство которого состояло в способности быть настоящим...

Про Ульянова говорили, что его амплуа - "социальный герой", "homo soveticus". Таких образов действительно было создано Ульяновым множество: начиная со знакового оттепельного фильма Кулиджанова-Сегеля "Дом, в котором я живу" через гениальную панфиловскую "Тему" (о поздней любви в декорациях позднего застоя), и вплоть до говорухинского "Ворошиловского стрелка" (с плакатной прорисовкой воскрешенного в новые времена принципа "Око за око...").
Однако герои ульяновские не времени принадлежат, а вечности. Это было ясно и до кончины актёра, - теперь, когда Ульянова больше нет с нами, это очевидно вдвойне.
"Советское" в его ролях может быть отброшено лишь при одном условии: если будет отброшено и само человеческое..."

 

Митрополит Кирилл в эфире радиостанции "Маяк"

Подробно об  идее  Собора,  о  решениях последнего  Собора(о  трех экономических  рекомендациях(предложениях) правительству,  в  частности ),  о  "письме"  чукотского  епископа. Очень удачный  материал.  Митрополит Кирилл,  вне  всякого  сомнения,   является  одной  из  влиятельнейших политических  фигур  в  современной   России.

 

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков