ИНТЕРЕСНЫЕ  ТЕКСТЫ   2008  ноябрь

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ в КАТАЛОГ  ИНТЕРЕСНЫХ  ТЕКСТОВ(политика)  2008-2011    

    

 


       

  

Н. Сергеева Кто виноват в обрушении фондового рынка России?

http://www.newsland.ru/News/Detail/id/305481/cat/44

Если посмотреть на динамику падения индексов российского фондового рынка с мая, то оно выглядит реальной катастрофой – с 2400 до 800 пунктов, то есть втрое. Это выглядит по меньшей мере странно. Ну не могут акции «Газпрома», который как добывал и продавал углеводороды, так и будет это делать впредь, уменьшиться втрое (не только на российских торговых площадках, но и на мировых), причем накануне зимы. С точки зрения логики и здравого смысла это абсурд.

А ведь еще в начале 2008 года глава Минфина Алексей Кудрин назвал Россию «островком стабильности» на фоне глобального финансового мирового кризиса. Что же такое должно было случиться, чтобы этот «островок» буквально накрыло цунами кризиса?  

В теории фондового анализа принято считать, что единственный фактор, определяющий динамику рынка акций, – это спрос и предложение денег. Предложение денег зависит от политики Центробанка государства, состояния внешнеторгового баланса и ряда других составляющих, который включает в себя наличные деньги и банковские депозиты с учетом оборота денег, а спрос на деньги зависит от разных форм инвестиционных ожиданий. Если происходит нарушение баланса между спросом и предложением (например, резко возрастает спрос), то инвесторы начинают пытаться «зафиксировать прибыль», продавая номинально поднявшиеся в цене акции. Возникает так называемое лавинообразное падение - когда последняя сделка становится дешевле предыдущей, стоимость кредитов, выданных под залог акций, уменьшается и банки вынуждены сами распродавать акции, переданные им в залог, так как заемщики оказываются не в состоянии погасить кредит, на который они купили акции, когда те стоили гораздо дороже. Это, так сказать, объективная причина обвала бирж.  

Но есть и субъективная. В частности теория рефлективности управления рынками Сороса, которая гласит, что рынок также зависит от ожиданий инвесторов и их доверия к банковской системе. Это чисто психологические факторы. Соответственно, на них можно воздействовать извне. А именно с помощью информационных провокаций и войн. Известный российский политолог Игорь Панарин считает, что Россия сегодня является главной жертвой американского финансового кризиса благодаря неверной информационно-финансовой политике ряда российских чиновников. «Паника на российском фондовом рынке создана умелыми информационными операциями, которым российские руководители финансово-экономического блока не противостоят», - утверждает Игорь Панарин.  

А в качестве доказательства своей версии Панарин приводит тот факт, что около 70% инвесторов на российском фондовом рынке были иностранцы. И их бегство с «островка стабильности» началось аккурат после яростной речи Кондолизы Райс, которая призвала наказать Россию за признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Вот оно и последовало. Россию невозможно было уязвить иначе, чем обрушив фондовые рынки. Остальные способы наказания – отлучение от мировых политических клубов вроде «Большой восьмерки» или торговые санкции – на нас никакого воздействия не оказали бы. Об этом КМ.RU и эксперты писали неоднократно и развернуто.  

На самом деле, «теория заговора» против России – не такой уж и фантастический вариант. Достаточно вспомнить историю становления «рынка» в России.  

В 1990 году «Большой семеркой» на совещании в Хьюстоне была утверждена программа по реформированию экономики СССР.  

В 1992 году Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ). Правительство Ельцина-Гайдара подписало с фондом «Письмо о намерениях», взяв обязательства внедрять программы «переходного периода», законы и кодексы, разработанные только экспертами фонда. То есть формирование институтов рыночной экономики перешло к МВФ, представляющему интересы США и ЕС. В Конституцию РФ 1993 года было включено положение: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Иными словами, в России фактически ввели внешнее управление.   Летом 1991 года «Совместная рабочая группа» (сопредседатель с российской стороны - Григорий Явлинский) представила сенатскому Комитету по иностранным отношениям США план реформ «Окно возможностей. Преобразование Советского Союза в демократию с рыночной экономикой».  

На его реализацию запрашивалась помощь от $60 млрд до $250 млрд. Конгресс принял решение о «помощи» в разработке и внедрении программ «переходного периода», но только в виде коммерческих кредитов. Для обеспечения этих кредитов правительство Черномырдина передало США и ЕС золотовалютные резервы (ЗВР) России.  

О том, что получили США в результате «переходного периода», прекрасно сказал в 1995 году тогдашний президент Клинтон: «Последние 10 лет политика в отношении СССР... убедительно доказала правильность взятого курса на устранение одной из сильнейших держав мира… Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием: мы получили сырьевой придаток… Нынешнее руководство страны нас устраивает во всех отношениях… Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, но …уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью».  

Что же, можно констатировать, что к 2008 году США достигли удивительной, фантастической «самоокупаемости» и практически полной реализации хьюстонской программы. Российские нефтяные и иные компании продавали сырье на Запад и как будто бы должны были богатеть. Однако деньги, уплаченные за сырье, снова возвращались в западные банки. Это прямой результат политики Кудрина, таким образом, он «стерилизовал» денежную массу. В итоге деньги работали не на нас, а на «чужого дядю».

Что же делать сегодня? Как должно вести себя правительство?  

На вопросы обозревателя КМ.RU ответил политолог Игорь Панарин:  

- Я напомню, что наш вице-премьер и министр финансов Кудрин даже не посетил заседание Госдумы, на котором предполагалось публичное обсуждение финансово-экономических проблем. Почему? Потому что сама логика этого процесса - глобальная информационная операция, она предполагала наличие четких информационно-пропагандистских ответов от стратегии действий. Но в Минфине отсутствует антикризисный информационный центр, который бы в режиме онлайн отрабатывал какие-то информационно-пропагандистские меры по восстановлению доверия.  

Это наше поражение, потому что неразъяснение наших действий усиливает кризис недоверия к действиям, которые будут предприниматься. Именно задача - восстановить доверие, на это и нацелены глобальные информационные операции противника, и в этом аспекте России, с моей точки зрения, необходимо как можно быстрее создать систему информационной войны в финансовой сфере.  

Первая проблема: 70% иностранных инвесторов. Минфин заявил о том, что они хлынули с российского рынка, а нужно найти того, кто первым начал выводить капитал, и предать публичности этот факт. А вдруг выяснится, что этот товарищ являлся троянским конем, внедренным в российскою финансовую систему, и его вытащили как несущую опору из российского фондового рынка? Но этот факт нужно предать публичности.  

Вторая проблема: финансовый «Титаник» США, я называю его «Титаником», потому что он неизбежно идет к краху.  Но нам нужно как можно быстрее спасать свои деньги с этого финансового «Титаника». И в этом смысле ключевой момент - начало быстрейшей продажи наших нефтегазовых ресурсов за рубли. Первый шаг в этом направлении сделан, премьер Путин объявил в Минске о том, что мы переходим на расчеты с Белоруссией в рублях. Я очень рад, что начало положено. Но с Украиной - почему мы сейчас этого не требуем от Тимошенко, от Ющенко? Как только мы перейдем на взаиморасчеты с Украиной за рубли, мы автоматически блокируем процесс вступления Украины в НАТО, я в этом абсолютно убежден, потому что тогда Украина будет просить у России рубли, а не американские доллары, тем самым оттягивая глубину американского кризиса.  

Повторюсь, нам необходимо выводить из финансового американского «Титаника» свои средства, закупать золото и создавать мощные российские банки. Ну не может Сбербанк - крупнейший банк - терять 20% акций за один день, ведь это банк, который обслуживает наше население. До нового года, до прихода к власти в США новой администрации, с моей точки зрения, нам необходимо принять эти решения, иначе Россия окажется главной жертвой мирового финансового кризиса. И все это надо делать в условиях широчайшей гласности. 

 


Галина Платова  Началось в России пилят резервы

http://www.newsland.ru/News/Detail/id/304909/

 

8 октября 2008 13:10

Кажется, под шумок и кризис (который официально кризисом не признается) наши правители решили немного попилить золотовалютные резервы страны. Любопытный текст об этом - ниже:

Цитата: «Рейтинговым организациям» (значит, «своим», близким к влиятельным кругам) будут предоставляться беззалоговые кредиты по «минимальным процентным ставкам». На таких льготных условиях не получает кредиты в РФ ни одно предприятие, ни один предприниматель, ни один гражданин. Но ради «рейтинговых организаций» Банк России наделяется «правом» компенсировать «таким организациями части убытков (расходов)».
Просто, без лишних слов, без письменного мнения правительства и Министерства финансов, без финансово-экономического обоснования, как требуется по регламентным нормам и действующим законам, в Госдуме внезапно, как ежи из тумана, появились эти законопроекты и молниеносно оказались в порядке работы палаты.

50 млрд долларов из золотовалютных резервов страны (это 3% ВВП) «единороссы» с жириновцами отправили в Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) для погашения (неким – авт.) организациям кредитов и займов, полученных (некими. – Авт.) организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций… Эти депутаты, обязанные Кремлю и правительству своим пребыванием в Госдуме, безоглядно проголосовали («за» – 347) за законопроекты «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» и «О Центральном банке РФ (Банке России)», которые невозможно даже с большой натяжкой отнести к правовым документам, т.е. имеющим право быть. Категорически против них голосовали коммунисты.

Законопроекты ценой в 50 млрд долларов походили скорее на шпаргалки, написанные впопыхах нерадивыми учениками. Текст главного из них уместился на полутора страничках, второго, сопутствующего, – на полстраничке. В них констатируется, что «Банк России размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму 50 млрд долларов США сроком на один год (до 31 декабря 2009 г.) по ставке, превышающей 1-процентную ставку ЛИБОР на дату размещения депозита, с возможностью дальнейшей его пролонгации». Из этих средств будут выдаваться кредиты на срок до 6-ти месяцев кредитным организациям, «имеющим рейтинг рейтингового агентства», т.е. не только банкам.

Несколько расшифровок сей абракадабры. ЛИБОР – шкала процентных ставок, в данном случае имеется в виду, что кредиты даются под «плавающие» проценты. «Рейтинговым организациям» (значит, «своим», близким к влиятельным кругам) будут предоставляться беззалоговые кредиты по «минимальным процентным ставкам». На таких льготных условиях не получает кредиты в РФ ни одно предприятие, ни один предприниматель, ни один гражданин. Но ради «рейтинговых организаций» Банк России наделяется «правом» компенсировать «таким организациями части убытков (расходов)».

Просто, без лишних слов, без письменного мнения правительства и Министерства финансов, без финансово-экономического обоснования, как требуется по регламентным нормам и действующим законам, в Госдуме внезапно, как ежи из тумана, появились эти законопроекты и молниеносно оказались в порядке работы палаты. Половина думцев увидела их за час до рассмотрения. Все указывало на то, что за законопроектами скрываются очень мощные силы, которые не нуждаются в мнении депутатского корпуса, а хотят получить всего лишь формальное утверждение документов. Под ними в качестве авторов подписались трое депутатов из «Единой России» (Владислав Резник, председатель комитета по финансовым рынкам, его зам. Лиана Пепеляева, член этого комитета Юрий Исаев) и член Совета Федерации Д.Ананьев. Декоративность их причастности к данному законотворчеству была очевидной. В «единороссовской» Госдуме процветает испытанная тактика. Грызловцы выделяют из своих рядов «энтузиастов», которые подписываются под спущенными сверху проектами и обеспечивают ему ускоренное внерегламентное принятие. В правительстве такие варианты не проходят, там требуется соблюсти все ступени согласований, на что уходит не один день. Правительство не идет на нарушения, а толкает на них холуев из «Единой России». Те – всю Госдуму превращают в группу «Чего изволите?». Правительство заняло выжидательную позицию и не «опустилось» даже до написания полагающегося отзыва. Специалист по микроорганизмам, тесно связанный родственными узами с банковским бизнесом Резник выступил бесстрашным поборником распила золотовалютных резервов РФ. Недоумевающим депутатам он отвечал «железно»: срочно надо стабилизировать финансовую систему.

«Но министр финансов Кудрин на все мои обращения и тревоги утверждал, что нашим экономике и финансам ничего не угрожает, – возразил «единороссу» Николай Коломейцев (КПРФ). – И вдруг из государственных запасов изымается чудовищно обременительная «стабилизация» для страны, где пенсии ниже прожиточного минимума, а две трети населения едва сводят концы с концами! Кто же нас вводит в заблуждение: Кудрин, заверяя, что все хорошо, или авторы законопроекта, знающие больше министра о кризисе финансовой системы?»
Никаких сомнений и вопросов не возникло у «Единой России». Фракция выполняла «боевое» задание по продавливанию законов, которые могут потребоваться заинтересованным лицам в качестве индульгенции.
Коммунисты требовали проанализировать законопроекты, проверить их на коррупционность, указывали на необоснованное, в нарушение статьи 105 Конституции РФ, изъятие огромной суммы из российских запасов. По законопроектам, отъем немыслимо огромных средств (ни одна отрасль в бюджете страны так не финансируется) не обеспечивался ни контролем за их использованием, ни ответственностью. Деньги направляются в безвозмездное пользование «рейтинговым организациям». Какая польза стране, народу от того, что 50 млрд долларов перекочуют на депозит во Внешэкономбанк – инициаторы законопроектов не разъяснили. Законопроекты вообще не касаются общегосударственных интересов.

Тогда чьих? Н.Коломейцев считает, что за счет госрезервов резники—игнатьевы заторопились погасить «чужую некомпетентность». Сергей Решульский (первый зам. руководителя фракции КПРФ) напомнил о проблеме, неоднократно в течение ряда лет поднимавшейся в Госдуме, – о суммарном долге в 400 млрд. долларов со стороны корпораций с государственным участием. Долги совершались частными лицами, но теперь их решили отнести на счет государства, навалив на страну 400 млрд долларов корпоративного долга? Но еще недавно кудрины—игнатьевы успокаивали думцев, что это не государственный долг. И вдруг за сутки все переменилось. Не потому ли, испугавшись вопросов в лоб, Кудрин с Игнатьевым сбежали 1 октября с правительственного часа в Госдуме? Логинов сказал, что Кудрин где-то в правительстве нужен, но Интернет оповестил, что Кудрин был в «Ведомостях», общался с журналистами, рассказывал им, что России финансовый кризис не грозит, если не считать распила золотовалютных резервов.

«Почему остановились на 50 млрд долларах?» – не унимался Н.Коломейцев. Это только начало», дал понять Резник, для первоначального погашения долга перед иностранными кредиторами, а потом – еще 120 млрд долларов потребуется гасить. Тогда Резник даст «добро» на растрату следующего куска золотовалютных резервов.
Существует «мягкая» официальная трактовка «стабилизации финансов». Ее дает премьер В. Путин: любой российский банк или компания (во имя спасения своей платежеспособности) должны получить возможность кредитования во Внешэкономбанке для погашения задолженности перед иностранными кредиторами. Но потом выясняется, что среди равных есть равнее. Объяснимо, когда преимущественное право на кредиты дается Сбербанку – он государственный. Но почему такое же преимущество получает частный Газпромбанк?
Стоит чуть-чуть углубиться в детали подковерной финансовой возни, как возникают вопросы и нехорошие предположения. Например, в думских кулуарах упорно циркулируют слухи, что «питерские ребята гребут под себя». Компетентные лица загибают пальцы: министр финансов – питерец Кудрин; ЦБ – председатель питерец Игнатьев; Внешэкономбанк – глава Дмитриев, назначенный лично Путиным в июле 2007 г., а сам Путин, став премьером, возглавил наблюдательный совет этого банка; Сбербанк – в руках питерца и верного путинца Грефа; Газпромбанк – всем понятно, в чьих руках газовая отрасль давно стала вотчиной питерских. И не стоит тратить лишние эмоции, допытываясь, почему этот банк обладает преимуществом среди остальных.

«Меня и моих коллег чрезвычайно удручает и возмущает то, как вы относитесь к своей стране, своим избирателям! – продолжал негодовать Н.Коломейцев, обращаясь к Резнику лично. – Вы цинично берете у государства деньги и раздаете их своим друзьям – безвозвратные, беззалоговые кредиты… И ни одной копейки не доходит до реального производителя...»

Правда, премьер на всю страну изрекает благородные пожелания о том, что право на кредиты существует для всех, только «условия кредита должны быть рыночными». Но какие уж тут рыночные, если в ход идут государственные резервы, а рыночные – значит без государственного участия. Это первая нестыковка слов с делами.

Вторая нестыковка открывается в регионах. Местные банки испытывают уже острый финансовый дефицит, что не сегодня-завтра обернется невыплатами зарплат на производстве, в различных организациях. На КАМАЗе, по словам коммуниста Валентина Романова, «руководство уже волосы на себе рвет, потому что начался ступор в банковской системе России». Это не случайно. Из выделяемых денег банкам второго и третьего эшелона, которые обслуживают производственный сектор, ничего не достается. По признанию одного начальника департамента ЦБ, «процесс передвижки денег идет крайне трудно, «киты» осторожничают…».

Иначе и не будет, возмущается Алексей Багаряков (КПРФ). В законах не прописывается механизм кредитования банков низшего звена. Мало кому от «китов» что-то достанется. С одной стороны – кризис, который еще только захватывает Россию, с другой – удобный момент «стричь бобло». А потом все можно списать на «нестабильность».
Вернувшись из Кировской области, Валентин Купцов делиться своими невеселыми впечатлениями: прекращено практически кредитование предпринимателей средней руки. Уже в ближайшее время до 20% работников, занятых в предпринимательском секторе, останутся без сентябрьской зарплаты.

Для В.Романова «совершенно ясно, что провальная ситуация в области финансов маскируется бравурными речами». Но «кризисные удары уже жестко влияют». Впереди – полоса худшей непредсказуемости. «Страна может вернуться к бартеру».

Борис Кашин (КПРФ) призвал Госдуму, особенно «единороссов», признать провальность рыночной анархии, гибельность проводимого социально-экономического курса, который премьер Путин называет «встраиванием в глобальную систему миропорядка», «интеграцией в международные финансовые и энергетические структуры и рынки». Наверное, для олигархов это выгодно. Но для страны – вредно и опасно. Сейчас «интегрированные» менеджеры в высоких кабинетах, пользуясь своей бесконтрольностью и властностью, спасают собственные счета и капиталы, запуская мохнатые лапы в государственный карман. Но это не их средства! Это деньги, недовыплаченные людям, изъятые у каждого простого человека через налоги, через усеченные пенсии, зарплаты, через высокие цены на продукты, через ограбление деревни, через изъятие советских сбережений у 70 миллионов граждан!, через распродажу советских предприятий, советской науки, наших природных ресурсов. И если сейчас грянет финансовый кризис, то больнее всего он ударит по самым бедным. Простых граждан лишат заработков, лишь бы «рынок был». Но… «соберутся Резник, Греф и еще кто-то и снова разделят между своими госрезервы», отмечает Н.Коломейцев. Для того и удерживают в заказнике ЦБ золотовалютные запасы. В других странах их пускают в экономику. В РФ на резерв иной взгляд: чтоб было для «своих», если гром грянет.
В ближайшие дни законопроекты будут приниматься во втором и третьем чтении. Но это, как говаривает Резник, чисто ритуальные акции. 50 млрд. долларов из золотовалютных резервов потекли в заданном направлении.

 

 

 


 В. Третьяков

ПОЧЕМУ ПРИХОДИТСЯ ЧАСТО ПОМИНАТЬ НЕКОТОРЫХ МЕЛКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЭПОХИ ПУТИНА И БУША

 

http://v-tretyakov.livejournal.com/172688.html

Согласен с некоторыми критикессами, что слишком часто упоминаю Ющенко. Предпочел бы, конечно, Лесю Украинку, но ничего не поделаешь – обстоятельства заставляют. Это все-таки «Политический дневник». И приходится, выбирая важнейшие политические события и самые опасные тенденции, поминать тех, кто эти тенденции олицетворяет.
Объясню на примере. На русско-немецкой конференции, о которой недавно рассказывал, оратор, с которым я спорил, несколько раз пытался иронизировать. И, при очередной попытке, сказал: люди, любящие в Европе Россию, тоже, конечно, беспокоятся, что «большая Эстония завоюет маленькую Россию», но, дескать, есть и более актуальные заботы.
Мне пришлось объяснить иронисту следующее. Опасность от «маленькой Эстонии», «маленькой Грузии» или не очень маленькой Украины при их нынешних властях не в том, что они вместе или поодиночке завоюют большую Россию. Опасность совсем в другом: власти этих стран постоянно, регулярно и все по нарастающей играют роль мелких провокаторов, которые могут вовлечь в большой конфликт или даже в большую войну великие державы и большие страны. Причем предполагать, что играют они эту роль провокаторов по неопытности (история государственности – куцая, как заячий хвост; дипломатические службы неопытные, сформированы из профанов и неофитов; политические лидеры – из бывших музыкантов-биологов-кардиологов и пр.) не приходится. Видно и доказуемо, что провокаторство есть краеугольный камень и суть их политической линии, проводящейся сознательно и вдохновенно, со знанием дела, виртуозно и изобретательно.
Великие, сильные, грозные державы, державы с Большой политикой, пусть и весьма эгоистической, все-таки действуют как ответственные игроки, прогнозирующие свои действия и контролирующие последствия этих действий. Провокатор есть существо безответственное в принципе. Безответственность – второе основное качество провокатора после его страсти-умения поджигать даже зеленый лес во время проливного дождя. А уж в сухостой и под жарким солнцем провокатора со спичками и канистрой бензина в руках тянет патологически, непреодолимо, безрассудно. Он даже и не осознает, что первым после того, как поджог удастся, сгорит он сам. Все равно идет, все равно поджигает, все равно радуется первым языкам пламени и довольный собой опьянено танцует посреди занимающегося уже полномасштабным военным конфликтом леса.
Вот почему Саакашвили, Ющенки и Качиньские страшнее и опаснее Бушей, вот почему и поминать их в определенные исторические моменты приходится чаще, чем даже самых жестких и хитрых лидеров самых мощных государств, являющихся реальными потенциальными противниками.
В частности, и из соображений чисто практических, из соображений экономности политики: легче придавить одного или даже десяток провокаторов, чем потушить потом подожженный ими дом.
Кстати, на той конференции я сказал еще одно: есть западные бредни, которые совсем смешно слушать. Например, то, что Россия хочет завоевать и оккупировать Польшу. В России, в том числе и среди политиков, достаточно людей, хорошо знающих эту страну и ее историю. Только сумасшедший или не русский может хотеть этого, ибо мы прекрасно знаем, что если иметь такого союзника, как Польша, то и врагов иметь не нужно. Худшего союзника, чем Польша, нет и быть не может. Мы просто счастливы, что Польша, наконец-то, является вашим, а не нашим союзником. Вот и несите теперь этот крест, сколько сил хватит.
По рядам немецких участников конференции прошло тихое, но отчетливое шевеление, а некоторые руки чуть не сблизились для аплодисментов. И как только я объявил перерыв, ко мне подошли (но каждый раз поодиночке) несколько немцев и поблагодарили за мое выступление. Не могу назвать их имена, так как не хочу создавать проблемы этим людям. Ведь то, что я, свободный гражданин свободной страны, могу говорить открыто, им, даже если они думают так же, произносить не позволяет, скажем так – максимально мягко, политкорректность.

 


Отмена в армии мичманов и прапорщиков - погром в посудной лавке

Опубликовано  в пн, 27/10/2008 - 14:51.

Я считаю, что объявленное сокращение, как и большая часть нынешней военной реформы, является абсолютно непродуманным и скороспелым. То, что реформа назрела – с этим никто не спорит. То, что нужно сокращать армию – с этим тоже никто не спорит. Но то, что делается сейчас, это больше напоминает погром в посудной лавке. Сокращения ведутся абсолютно непродуманно, в том числе и история с сокращением прапорщиков и мичманов. Сердюкову объяснили, что прапорщики – это исключительно хапуги и ворюги, которые сидят на складах. На самом же деле прапорщики и мичманы – это в основном технические специалисты, сократить которых до 1 декабря 2009 года просто одним указом невозможно.

Во-первых, многие мичманы и прапорщики просто не согласятся переходить на сержантские должности и понижаться в своем социальном статусе даже с сохранением тех зарплат, которые есть. Во-вторых, ликвидированием этих институтов армия лишает себя мобилизационного потенциала. В принципе, прапорщики и мичманы – это младшие офицеры, которые в любой момент, особенно те, кто уже отслужили год-два-три, могли быть воспроизведены в лейтенанты, получить командование взводами и в случае конфликта быть младшими офицерами. Собственно говоря, изначально они таковыми и являлись, а потом уже были выделены в отдельный контингент. Поэтому если мы ликвидируем это звено, то мы автоматически лишаемся возможности быстрого пополнения офицерских кадров армии в экстремальной ситуации. Ни один контрактник, как бы хорошо он не был подготовлен, каким бы опытным он не был, ни один сержант или старшина не сможет в таком случаем полноценно заменить собою офицеров. Потому что его для этого сначала нужно будет переучивать и обучать. Прапорщики же изначально заканчивали школы, в которых предполагалось обучение и как младших офицеров.

Непродуманность решения заключается также в том, за очень короткий период мы безвозвратно потеряем большую часть из 140 тысяч прапорщиков и мичманов, которые сейчас служат и в большинстве своем являются профессиональными специалистами.

Согласно реформе Сердюкова, прапорщиков и мичманов предполагается заменять высоко подготовленными профессиональными солдатами-контрактниками. Но проблема в том, что этих солдат сейчас просто не существует в природе. Т.е. мы с одной стороны хотим до 1 декабря 2009 года избавиться от прапорщиков и мичманов, а с другой - заменить их нам просто некем, потому что никаких профессионалов пока не существует. Нынешняя контрактная служба находится в удручающем состоянии. Большая часть контрактников это всего лишь срочно завербованные срочники, которые подписали ускоренно контракты для того, чтобы спокойно отслужить вторую часть службы.

Именно поэтому я думаю, что грядущие изменения будут, скорее всего, кадровым погромом, который для нас закончится очень печально. Еще раз могу сказать, что сейчас прапорщики являются основным технических звеном нашей армии, потому что многие из них находятся на должностях механиков: в авиации – это механики и техники самолетов, мичманы на флоте – это основные технические специалисты на кораблях и подводных лодках. Взять и перевести их одним махом в контрактники или в сержанты-контрактники просто не получится. Надо понимать, что многие из них разбегутся хотя бы потому, что прапорщики, как правило, остаются в милиции, ФСБ и других силовых структурах. Какой им смысл оставаться в вооруженных силах на своих нищенских зарплатах, да еще и в пониженном социальном статусе, если можно спокойно перейти в милицию или ФСБ на большую зарплату. То, что задумал Сердюков и в том виде, в каком он это задумал, просто погром.

 


Иван Коновалов Беспощадная реформа в поисках смысла

2008-10-30

http://www.apn.ru/publications/article20929.htm

В своих реформаторских деяниях министр обороны России Анатолий Сердюков дошел до кульминационной точки. С момента вступления в должность, он менял руководство Министерства обороны, «воевал» с начальником Генерального штаба Юрием Балуевским и «победил», отправив последнего в отставку, выставлял на аукцион недвижимость Минобороны, усиленно выявлял неконтролируемые финансовые потоки внутри военного ведомства. В списке его явных ошибок пока «переселение» Генерального штаба в здание бывшего штаба Организации Варшавского Договора прямо накануне войны в Южной Осетии. Зато в список условных побед можно записать создание холдинга «Оборонсервис», который призван сделать более прозрачным контроль за всеми непрофильными активами Минобороны – ремонтными заводами, гостиницами, сельхозпредприятиями, издательствами и так далее.

И без конца Сердюков оглушал армию, да и всех тех, кому армейская тема не безразлична, заявлениями о намерениях. Одним другого сенсационней и «революционней». Как, например, о переводе на «гражданку» военных журналистов, юристов, медиков, финансистов и других «непрофильных» офицеров. Или о сокращении численного состава Генерального штаба на 50%.

Но «момент истины» насупил 14 октября этого года по завершении совершенно рядовой коллегии Министерства обороны. Министр Сердюков объявил о начале самой радикальной реформы российской военной машины за весь постсоветский период. Ее основные постулаты:

· мощное сокращение генеральского и офицерского составов, как непосредственно в войсках, так и в органах центрального управления;

· кардинальная перестройка системы управления войсками;

· решительный секвестр всей системы подготовки офицерских кадров.

Последний пункт тотально прост. С образованием в любой сфере расправляются, прежде всего. По словам министра, число образовательных учреждений военного профиля решено сократить с 65 до десяти. Таким образом, у Минобороны останется шесть академий, один военный университет и три военно-научных центра – эти структуры ранее не существовали, но видимо, станут прообразом для бузующей подготовки войск.

Дальше декларировать больше нечего, разве что распустить армию совсем. Теперь наступает пора воплощать все вышеназванное в жизнь. Но как это будет сделано, если известно, то только самому министру обороны.

Сокращение офицерского корпуса

Итак, численность Вооруженных сил будет урезана с 1,13 млн. до 1 млн. военнослужащих к 2012 году. И сокращение коснется почти исключительно офицерского корпуса. Из 355 тысяч офицерских должностей вычтут 150 тысяч. При этом численность старших лейтенантов и лейтенантов резко вырастет с 50 до 60 тысяч человек. А все должности от полковника и вниз до капитана будут секвестрированы более чем на 60%. Из 1107 генералов и адмиралов в строю оставят 886. . Численность центрального аппарата Минобороны и органов военного управления (всего 21 813 человек) к 2012 году уменьшится в 2,5 раза и достигнет 8,5 тысяч. То, что в нашей армии в штабах полковники ходят ротами, а в строевых частях взводами командовать некому, секрет Полишинеля.

Поэтому эта часть реформы для невоенной среды кажется совершенно необходимой и оправданной. Несомненно, у офицеров и генералов на этот счет свой взгляд. Самое главное, чего они справедливо бояться – это то, каким образом будет осуществляться сама процедура массированной отправки в отставку, не выгонят ли «людей в погонах» на улицу по старой доброй традиции, взятой на вооружение еще во времена Никиты Хрущева, не вычистят ли под сурдинку наиболее толковых, и соответственно неудобных для вышестоящего начальства, офицеров.

Другой вопрос – сержантский корпус. Собственно говоря, многочисленные штаты младших офицеров еще в советские времена покрывали отсутствие корпуса профессиональных сержантов. В постсоветские времена фактически младших офицеров не стало, а унтер-офицеров в достаточном количестве не появилось. Где-то в этом промежутке находятся 140 тысяч прапорщиков и мичманов. Но, во-первых, согласно реформаторской программе этот институт прапорщиков и мичманов подлежит почти полному уничтожению, а, во-вторых, они, в основном, занимают технические и хозяйственные должности и подготовке войск не участвуют.

Если команда Сердюкова, увеличив количество старших лейтенантов и лейтенантов, планирует опять покрыть «недостачу» советским способом, то ни о какой реальной реформе не стоит и говорить. Армия – это солдат, а индивидуальная подготовка солдата – это прерогатива сержанта, никак не офицера. В заявленных радикальных реформах министра обороны есть удивительнейший пассаж. Потратив почти 85 миллиардов рублей, в течение 2009-2011 годов сформировать профессиональный сержантский корпус. То, что это полная утопия, очевидно. На подготовку необходимого числа сержантов-профи потребуется самое меньшее пятнадцать лет.

Реформа управления войсками

Самая примечательная часть реформаторской программы, безусловно, создание новой вертикали управления войсками. Прежнюю вертикаль "военный округ - армия - дивизия - полк" предполагается заменить новой - "военный округ - оперативное командование - бригада". Конструкция довольно запутанная.

Юрий Балуевский положил жизнь на то, чтобы сформировать на стратегических направлениях территориальные командования по типу американских – «Север», «Запад» и «Юг», которые заменили бы отчасти военные округа, а отчасти - столь же многочисленные московские командования. В советские времена нечто подобное пытался создать маршал Николай Огарков. У обоих по разным причинам ничего не получилось.

Анатолий Сердюков пошел дальше. Военный округ и оперативное командование – формации равного уровня – оказались в одной вертикальной системе. В традиционных военных терминах все это несовместимо. Но видимо под «оперативным командованием» подразумевается что-то вроде корпуса. А вся новая вертикаль – продукт чрезвычайно ускоренного осмысления итогов «пятидневной войны» на Кавказе. Мобильные компактные подразделения успешно и, главное, быстро громят противника на любом стратегическом направлении. Полковые тактические группы (что-то вроде бригад) в Южной Осетии произвели магнетическое впечатление и на Кремль, и на Минобороны и на телезрителей. Победа определяет выбор пути. В 1945-м Берлин предопределил нам огромную армию, в 2008-м Цхинвал – относительно российских размеров маленькую.

Теперь все сводится к формированию бригад и отказу от дивизионно-полковой системы. Дивизия крупна и неповоротлива, полк недостаточно силен. Бригада в самый раз. Однако даже американское командование (опыт которого рассматривается в Арбатском военном округе в первую очередь) отказалось от идеи полного перехода на «бригадный подряд». Дивизионное звено сохраняется Пентагоном в качестве объединяющей инстанции для бригад, формирование которых носит все-таки ситуативный характер. В армиях Великобритании и ФРГ также отказались от полного перехода на бригадную систему. К тому же надо учитывать характер театра военных действий. Например, для Дальнего Востока предпочтительнее дивизии. Учитывая потенциальный конфликт с Китаем, тут нужно будет сопротивление крупных войсковых соединений, а не действия мобильных бригад.

Но бригадная идея полностью захватила Минобороны. И чтобы показать глухо и бесперспективно сопротивляющемуся генералитету необратимость реформ, в качестве первых объектов радикальной трансформации были выбраны не безвестные части, а элитные «преторианские» дивизии - 106-я Тульская воздушно-десантная и 2-я Таманская мотострелковая. На очереди 4-я Кантемировская танковая и 98-я Свирская (Ивановская) воздушно-десантная. Из них из всех создадут бригады. Затем переформируют в бригады все остальные дивизии, и элитные и обычные в независимости от вида или рода войск. В отсутствие большой войны, безусловно, данная практика не имеет очевидных контраргументов.

Министр Сердюков без устали «оптимизирует» армейские структуры, но делает он это «вопреки», а не «в согласии» с военными. Договориться им довольно трудно. Но на стороне министра и финансовый и административный ресурсы.

 

 


ЧИСЛО     ПОСЕЩЕНИЙ