С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА ЧИТАЕМ ГУССЕРЛЯ ЗАПИСЬ ОТ 9.07.08 |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Запись от 9 июля 2008
«Выключив индивидуальные реальности в любом смысле, мы попробуем теперь выключить и все иные виды „трансцендентности". Это касается ряда „всеобщих" предметов, сущностей. И они тоже известным образом „трансцендентны" по отношению к чистому сознанию и не обретаются в нем реально. Однако мы не можем без конца и края выключать трансценденции, трансцендентальное очищение не означает выключения всех трансценденций, потому что в противном случае хотя и останется чистое сознание, но уже не будет возможности для существования науки о чистом сознании.»
На трансцендентальное очищение накладывается, таким образом, ограничение - трансценденции классифицируются, по крайней мере, появление двух их типов ожидать следует: хорошие и плохие - совместимые с феноменологической редукцией и нет. Мотив же ограничения вполне естественен. Для очищения сознания очень желательно избавиться от всех общих ( с их смрадным трасцендентальным духом ) понятий. Но как, с помощью чего судить тогда о такой очевидной трансцендентности, как чистое сознании…Что-то приходится и оставить…
«Напрашивается следующая цепочка мыслей. Всякой области бытия мы обязаны приписывать в научных целях известную эйдетическую сферу — не в качестве собственно области исследования, но в качестве места сущностных познаний, — должно быть так, чтобы исследователь соответствующей области мог в любую минуту обратиться к ней, как только это будет подсказано ему теоретическими мотивами, связанными с сущностной спецификой соответствующей области. Уж на формальную логику (или, соответственно, формальную онтологию) у всякого исследователя должно быть право свободно ссылаться. Ибо, что бы он ни исследовал, это всегда предметы, и что formaliter верно относительно предметов вообще по любым категориальным показателям (свойства, положения дел вообще и т. п.), то верно и для него и принадлежит ему. И всякий раз, когда он формулирует понятия и тезисы, делает выводы, его, как и равным образом любого специалиста в своей области, касается все, что в формальной всеобщности утверждает относительно таких значений и типов значений формальная логика. Тем самым это касается и феноменолога. Предельно широкому логическому смыслу предмета подчиняется и любое чистое переживание. Итак, мы не можем выключить формальную логику и онтологию — так представляется нам. И точно так же, очевидно по тем же самым причинам, мы не можем выключить и всеобщую ноэтику, высказывающую сущностные выводы относительно разумности и неразумности логического мышления вообще, содержание значений которого определяется при этом лишь формально-всеобще.»
Итак, при предварительном рассмотрении все, что связано с формальной логикой и онтологией и с таким хрупким, ускользающим от определенной фиксации образованием, как всеобщая ноэтика, признано лояльным по отношению к феноменологической редукции. Причем, граница лояльности обоснована совершенно не убедительно. Она проведена волевым усилием и с единственной , похоже, целью - чтобы не остаться в абсолютно пустом - беспонятийном - пространстве.
Волевой характер проведенной границы и заставляет, видимо, ее корректировать - в частности искать условия , при которых все-таки и формальная логика и все чисто формальные дисциплины математики могут быть пожертвованы при феноменологической редукции.
"Однако при ближайшем рассмотрении выясняется при соблюдении известных условий возможность „помещения в скобки" формальной логики, а вместе с нею и всех дисциплин формального матесиса (алгебры, теории чисел, теории множеств и т. д.). А именно, если предположить, что феноменологическое исследование чистого сознания не ставит и не должно ставить перед собой иных целей, кроме задач дескриптивного анализа, решаемых в пределах чистой интуиции, то теоретические формы математических дисциплин и все их опосредованные теоремы окажутся бесполезны для него. Если образование понятий и суждений совершается так, что при этом отсутствует конструирование, не строятся системы опосредованной дедукции, то учение о формах дедуктивных систем, содержащееся в математике, и не может функционировать как инструмент материального исследования."
Корректировка, нет слов, изысканная. Но по существу она становится еще более волевой, еще в большей степени зависящей от субъекта. Здесь с очевидностью проступает главная цель всех феноменологических маневров: отказаться от внешнего и враждебного субъету конструирования и заменить его вполне лояльным к субъекту конституированием. Отказаться от опосредованной (не субъективной) дедукции — только непосредственная , выстраиваемая здесь и сейчас на основании текущих переживаний. И нельзя не признать, что здесь, в этом редуцировании дедукции Гуссерль на редкость последователен. И феноменология. Действительно. Предстает благодаря этому у него, как
«чисто дескриптивная дисциплина, которая исследует поле трансцендентально чистого сознания, следуя исключительно интуиции.» Чисто субъективной - непосредственной интуиции.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |