С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И" ).

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                       Рассказы  Майи   Кучерской   и  Алексея  Алехина.   

 

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


                                                

Рассказы  Майи   Кучерской   и  Алексея  Алехина.                                       

  

 Майя Кучерская. Кукуша    ( http://magazines.russ.ru/znamia/2008/10/ku4.html)

 

   Муж,  двое   совсем  маленьких  детей…  Ее  семья   и …  некто,  судя  по  всему, предмет ее  влюбленности  далеких  школьных  лет  - опустившийся субъект,  наркоман,  почти  мразь.   Что-то  светлое,   однако,      в   душе  ее еще   сохранилось  и  оно,  это что-то,  эта неизжитая,  неутоленная    влюбленность,  похоже,  и есть главный    источник ее    сегодняшних    душевных  мук, которые настолько  сильны,  что  она  готова умолять этого субъекта,  собирающегося   со  своей очередной  подружкой  в    очередной  отрыв  в  подполье,   подальше   от  суеты  сует  -  «возьми  меня  с  собой»…

   Такую  вот   коллизию рискнула   положить  в  основу   своего   рассказа  Майя  Кучерская.  Именно  рискнула.  Потому  что

  вероятность  написать  что-нибудь  путное  здесь  крайне  мала.  Хотя бы  потому, что   слишком уж  незначительно  то душевное  движение, которое  предстоит  исследовать.  Не  по  сути  своей,  конечно,  незначительно,  а  по  реальной   силе  -  по способности влиять  на поступки.   Тут  очень  сложно  выбрать  нужную  тональность. Тут  и  у  закаленного(как  жизнью,  так  и   игрой  собственного  воображения)  мастера  вероятность    сфальшивить,  дать  петуха, слепить  что-нибудь  в  высшей  степени неестественное,    и  есть  максимально  возможная   вероятность.    Но  даже  если  слух  тонок,  почти  совершенен,  если  природное  чувство  естественности убережет  от  явной    фальши,  то   и  тогда  нелегче  -   это  чувство  непременно  будет сталкивать  автора  к  одной   из  неизбежных  для  таких  коллизий  крайностей  -  либо  в  дидактику,   в нравоучения, либо  в  плоскость -  в  какую-нибудь чернуху.  То есть  придется  либо занудно  показывать,  что  подобные душевные  движения  отнюдь  не  старомодны, а  по-прежнему  значительны,  либо плюнуть,  в  конце-концов,     и   эту безнадежную  старомодность  самым  современным  образом  зафиксировать. 

  Поразительно,  но  М.  Кучерская   нашла   нужный  тон.  Она  пропела  свою  мелодию  без  единой  фальшивой  нотки.  Она  даже   с достоинством,  прямо  глядя  в  глаза  читателю,  сумела  выйти  из  этой  истории  -  нашла  как это  сделать.

 И  произошло это   исключительно потому,  я  считаю,    что  она  создала  замечательную  оправу  для    того  душевного  движения,  которое    вознамерилась   описывать.  Эта влюбленность   ее  героини,  этот ее  неестественный  побег    в юность  взяты  не  сами  по  себе,  а как реакция. Реакция  на одно  из   очень    неприятных  состояний,  подстерегающих современную,   напичканную  представлениями  о  своем полном  равноправии  женщину.   Усталость от  свалившейся  на  тебя   обузы - жить  не  для  себя…   Именно  эта главная  усталость  семейной  жизни  пробуждает  и   подогревает  ностальгию  героини  рассказа.

 Кризис    молодой  семьи …Он  и  описан -  тончайшим  образом  прописан  в  этом рассказе…И  кажется,  эта  семья выберется  из  своего  кризиса.  Почти  наверняка  выберется…

 

 

 

        Алексей Алёхин. Репетиция       http://magazines.russ.ru/zz/2008/15/aa5.html

 

      Двое  приезжают  заграницу  на  отдых.  Куда  - непонятно. Може быть,  даже  на  Балканы.  Они  еще не  успевают,  как  следует  разместиться,    как  приносят телеграмму  - у  него  умерла  тетка.  Он   летит на  похороны  и  через  пару  дней  возвращается.  И  все.  Но  рассказ  получился  страшный,  почти  жуткий.  При  полном отсутствии   в  тексте  каких-либо     признаков      устрашить,  запугать.   В  чем источник этого превращения  банального  и  обыденности  в  жуть   - понять  не  возможно.  Его  внешне  проявленного, легко   обнаруживаемого  и   называемого, попросту  нет.  Его нет,  а  чувство  какой-то  запредельной,  трансцендентальной   опасности  есть.  Значит,    ее  удалось  извлечь  из  обычных,  ходовых  смыслов слов и так  разместить  эти  слова, что  в         ассоциациях, сближениях  в  наведенных связях,  возникает   какая-то  особая(  до- смысловая,  до-понятийная) атмосфера   тревоги,  беспокойства.  Эффект, в  определенном смысле   напоминающий  тот,  что имел  место   в одной  ранней  песне  В.  Высоцкого( « Парус»), где  сближались  отдельные  несвязанные  предложения,  которые  вместе   создавали    такой  же   эффект -  тревоги, беспокойства.

 Но     в  рассказе   Алексея  Алехина    мы  сталкиваемся   с чем-то  значительно  более утонченным.  Ясный,  подчеркнуто  ясный  рассказ.  Hо  то  же,  что  у  Высоцкого,  послевкусие

Наверное,  можно   проанализировать  лексику,  и    какая-нибудь  объясняющая  статистика  обнаружится   непременно.  Но  лучше  этого  не  делать. Во-первых,  слишком  уж    чрезмерный  анализ     художественному   произведению   обычно  не на  пользу.  Во-вторых, очень  уж  будет  удивлен,  по-моему,  автор  -  для  него  такая,  ориентирующая  смысл  статистика  окажется  сюрпризом.  Потому  что наверняка  никакой  статистики он  не  выстраивал.  Он  просто  мастер.  Уж  в  этом-то  рассказе -  вне  всякого  сомнения.

  


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков