С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Идеалы, идеальность и… Византия |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Идеалы, идеальность и… Византия
1.
Наталии Холмогоровой (http://www.apn.ru/column/article19071.htm ), видимо, давно хотелось высказаться об отношении к идеалам как к таковым и разобраться заодно в истоках такого примечательного и надо полагать чисто русского свойства, как «истерическое, агрессивно-оборонительное отношение к любым своим симпатиям» (юбилей Высоцкого дал, конечно же. отменный повод). Но идеал как таковой, идеальность являются все-таки главными предметами рассуждений Н. Холмогоровой. Потому, видимо, центральной фигурой и становится Дон-Кихот.
Так беспощадно по щекам его, скорей всего, не хлестали ни разу за четыре века.. Так приземленно ( как потребительский товар ), так до безобразия утилитарно его еще не оценивали.. Поразительно, но отвергаются элементарно-очевидные вещи которые, наверняка, признаются даже в среде ежей и крокодилов : если возлюбленная - так значит непременно Идеал Красоты… Упрямо не замечается, что Дон-Кихот ничего не высчитывает, не выстраивает, не оценивает - он так чувствует. И потому защищает-то. ПОТОМУ! А не в силу того, что …
«Светлый образ, положенный Дон Кихотом в основание собственного бытия — фикция. И как всякая ложь, он не выносит критики и постоянно нуждается в защите»
А то, что не ложь, критику легко выдерживает и в защите не нуждается что ли…? Какая же все-таки гадость, извините, вся эта Ваша логика… И здесь и далее, когда пытаетесь записать свои максимы об идеале:
« Если и сам ты не идеален, и то, что ты любишь, не идеально», «Если наш идеал — не идеал, то и мы — ничто»
Странно все это, в высшей степени странно. Ведь идеал никогда не материализуется. Он - лишь цель, ориентир, эталон, атрибут саморефлексии. Он никогда не переносится в реальность. Он трансцендентален, если угодно. Вы же его рассматриваете как обложку гламурного журнала…
И радоваться надо, что обитающие на российских просторах еще « процентов на 70-80 состоят из «Дон Кихотов», движимых невротической любовью или такой же невротической ненавистью «, что нация еще горяча, а не вытеплилась паскудно, на манер небезызвестного гражданина кантона Ури, на манер трех четвертей нынешней Европы и девяти десятых Америки.
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.»
И «исступленный советофил» и «ярый антисоветчик» очень близки именно этим - своей нетеплотой. В отношении к России, прежде всего. И рано или поздно они договорятся, если теплые не начнут, конечно, плодиться как мухи...
Наталия Холмогорова - сложилось такое впечатление - кажется, не склонна разделять(различать ), идеал и идеальность. Но если она даже и разделяет две эти сущности, то идеал в ее суждениях несомненно приоритетен. Так что в определенном смысле моя аргументация не по делу, поскольку у меня явный приоритет за идеальностью, то есть я веду речь не столько об идеалах, сколько об отношении к ним, об их мировоззренческой роли и ценности. Другое дело, что отпущенные на свободу, то есть рассматриваемые вне мировоззрения, идеалы, резко теряют свою значимость, утилизируются и быстренько доводятся до уровня аксессуаров моды.
И Н.Холмогорова это в общем –то хорошо демонстрирует. Идеалы отеснили идеальность, тут же, утратив свою бытийность, стали предметом быта и вот уже стаей пикируют на незадачливого обывателя…
2.
Но издержки разрыва связи идеал - идеальность становятся особенно заметны, когда объект укрупняется - когда не творчество какого-нибудь поэта оценивается в качестве одного из источников национального, а такая махина, как тысячелетняя православная империя.
Так уж получилось, что Н. Холмогорова практически одновременно высказалась (http://www.apn.ru/opinions/article19105.htm ) и по поводу художественно-публицистической вариации на тему «Византия», предложенной архимандритом Тихоном.
У архимандрита Тихона, как известно, диплом ВГИК а, и нет никакого сомнения, что он прекрасно усвоил одно из основополагающих правил художественного творчества: хочешь добиться максимального эффекта от какой-нибудь аллюзии, метафоры, сопоставления - максимально замаскируй ее(его). Художник должен лишь стимулировать восприятие, но не должен давить на него. Я убежден, что архимандрит Тихон прекрасно это понимает. И тем не менее - давит! Да так порой, как не давили и в советские времена. Объяснение тому может быть одно. Ему необходимо решить совершенно иную и специфическую задачу - разбудить восприятие, извлечь его из летаргического сна. Ведь Византия сегодня в России существует лишь для нескольких сотен, в лучшем случае тысяч, узких специалистов. Для подавляющего же числа граждан России, для ее элиты и тем более «элиты» это - черная дыра безвременья, тысячелетнее топтание на одном месте, выброшенное псу под хвост историческое время. У такого отношения очень глубокие корни. И дело тут не только в особенностях советских учебников. Все это закладывалось раньше, еще при Петре Великом - со времен резкого поворота головы в сторону Запада...
Тут, понятно, намеками да обиняками не пробудить. Тут в колокол лупить надо. Вот архимандрит Тихон и лупит. На пальцах, как в детском саду объясняет… Сближает в России и Византии все подряд. Сближает чрезмерно, активно, с нажимом, вызывающим ухмылку и даже раздражение… Но главную задачу свою при этом решает - он ОСТРАНЯЕТ( делает странной) Византию в нашем восприятии. И значит, пробуждает от трехвекового сна. Глядишь, и кто-нибудь из двух наших консулов на сон грядущий полистает работу Константина Леонтьева «Византизм и Славянство », а то и поручит подготовить по ней развернутый реферат с комментариями…
Конечно, колокол архимандрита Тихона всей задачи не решает. Но он запускает очень важный процесс. В России роль западных представлений об идеалах ( или западных форм идеальности ) будет непременно тускнеть по мере понимания все большей частью наших сограждан, что европейская цивилизация в западном варианте неудержимо погружается в кризис. И значит все острее будет осознаваться необходимость укрепления и и обоснования российских форм идеальности. И тщательная, бесстрастная, жесткая рефлексия исторической судьбы российской проматери - Византии- станет насущной задачей. И именно рефлексия, а не слепой перенос чего-то куда-то. России еще предстоит доскрестись до византийского в себе и понять, что и оно играет роль значительно большую, чем все татарское, немецкое, иудейское. Без этого России не удастся выстроить эффективное равновесие между традицией и модерном, а значит, и решить свою цивилизационную задачу. Без этого не удастся сдвинуться с мертвой точки и в решении задачи русского национализма как задачи исключительно многонациональной..
Архимандрит Тихон предпринял, конечно, рискованный шаг, остранив таким образом проблему Византии. Потому что его ожидало не только драматическое непонимание в духе Наталии Холмогоровой, но откровенное хамство в стиле господина Нерсесова (http://www.apn.ru/publications/article19114.htm). Но риск этот и эти издержки будут вполне оправданы, если хотя бы несколько человек из обширных департаментов на Старой площади или хотя бы два-три особо продвинутых губернатора запишутся в библиотеку и почитают что-нибудь из Леонтьева или из наших современных византийцев.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков