С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                                            Идеалы,  идеальность  и…  Византия

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


 

                             Идеалы,  идеальность  и…  Византия

                                                     

                                            1.

         

Наталии   Холмогоровой (http://www.apn.ru/column/article19071.htm ),  видимо,   давно  хотелось   высказаться  об    отношении        к    идеалам  как    к   таковым  и  разобраться  заодно   в   истоках  такого  примечательного   и   надо  полагать чисто  русского свойства,  как «истерическое, агрессивно-оборонительное  отношение к любым своим симпатиям»  (юбилей  Высоцкого   дал, конечно же.  отменный  повод).       Но   идеал  как  таковой,  идеальность   являются   все-таки главными  предметами  рассуждений  Н. Холмогоровой.  Потому,    видимо,  центральной  фигурой    и  становится   Дон-Кихот.

 

  Так   беспощадно  по   щекам  его,    скорей  всего,     не  хлестали   ни разу за   четыре  века..     Так   приземленно (   как  потребительский товар ),  так   до  безобразия  утилитарно   его   еще   не  оценивали.. Поразительно,  но  отвергаются   элементарно-очевидные  вещи  которые,  наверняка,  признаются   даже  в среде  ежей  и  крокодилов  :  если    возлюбленная   - так    значит   непременно  Идеал  Красоты…     Упрямо   не  замечается,   что   Дон-Кихот  ничего  не  высчитывает, не  выстраивает,  не  оценивает     -  он   так  чувствует.  И  потому  защищает-то.  ПОТОМУ!  А  не  в  силу  того,  что …

 «Светлый образ, положенный Дон Кихотом в основание собственного бытия — фикция. И как всякая ложь, он не выносит критики и постоянно нуждается в защите»

А    то,  что  не ложь,  критику   легко выдерживает и  в  защите   не нуждается  что  ли…?  Какая  же  все-таки  гадость,  извините,   вся эта  Ваша  логика…  И  здесь  и  далее,  когда  пытаетесь   записать  свои  максимы  об  идеале:

     « Если и сам ты не идеален, и то, что ты любишь, не идеально»,  «Если наш идеал — не идеал, то и мы — ничто»

  Странно   все  это,  в  высшей  степени  странно.   Ведь  идеал  никогда  не материализуется.   Он  -  лишь  цель,  ориентир,  эталон,   атрибут  саморефлексии.    Он  никогда  не    переносится  в  реальность.   Он трансцендентален,  если  угодно.  Вы же  его  рассматриваете  как  обложку    гламурного  журнала…

      И    радоваться  надо,  что  обитающие  на  российских   просторах еще  « процентов на 70-80 состоят из «Дон Кихотов», движимых невротической любовью или такой же невротической ненавистью «, что  нация  еще  горяча,     а  не   вытеплилась  паскудно,  на  манер   небезызвестного     гражданина  кантона  Ури, на  манер     трех  четвертей   нынешней Европы и  девяти  десятых   Америки.

  «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

         Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: 'я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.»

 И «исступленный советофил»  и «ярый антисоветчик» очень близки  именно  этим -  своей  нетеплотой.  В   отношении   к  России, прежде  всего.  И  рано  или  поздно  они  договорятся, если теплые  не начнут, конечно,  плодиться  как   мухи...

 Наталия  Холмогорова  -  сложилось  такое  впечатление -   кажется,  не  склонна  разделять(различать ),      идеал  и    идеальность.   Но   если  она   даже  и  разделяет  две  эти  сущности,  то  идеал  в ее  суждениях  несомненно   приоритетен.   Так  что  в  определенном  смысле  моя  аргументация   не  по  делу,  поскольку у  меня явный  приоритет   за  идеальностью, то  есть я   веду  речь  не столько об  идеалах,  сколько  об  отношении к  ним,   об  их   мировоззренческой   роли  и  ценности.  Другое   дело,  что  отпущенные  на  свободу,   то есть  рассматриваемые     вне  мировоззрения,  идеалы,  резко   теряют  свою  значимость,  утилизируются  и   быстренько   доводятся  до  уровня аксессуаров   моды.

  И   Н.Холмогорова  это  в общем –то  хорошо  демонстрирует. Идеалы  отеснили  идеальность,  тут  же,  утратив  свою  бытийность,  стали  предметом  быта  и  вот  уже  стаей   пикируют  на  незадачливого  обывателя…

 

                                           2.

 

   Но издержки   разрыва  связи   идеал -  идеальность становятся особенно заметны,    когда  объект укрупняется -  когда   не творчество какого-нибудь    поэта   оценивается в  качестве одного  из  источников национального,  а   такая   махина, как  тысячелетняя  православная  империя.

  Так  уж  получилось,  что  Н. Холмогорова   практически  одновременно  высказалась (http://www.apn.ru/opinions/article19105.htm )  и  по  поводу  художественно-публицистической   вариации  на  тему «Византия»,  предложенной   архимандритом  Тихоном. 

  У архимандрита Тихона,  как  известно,  диплом  ВГИК а,  и  нет  никакого сомнения,  что  он  прекрасно  усвоил  одно  из  основополагающих  правил  художественного  творчества: хочешь  добиться  максимального эффекта  от  какой-нибудь аллюзии,  метафоры,  сопоставления  -  максимально  замаскируй ее(его).  Художник  должен  лишь  стимулировать восприятие,   но  не  должен  давить  на  него. Я  убежден, что  архимандрит Тихон  прекрасно  это  понимает.  И  тем  не менее  -   давит!  Да  так  порой,  как  не  давили  и  в советские времена. Объяснение  тому  может быть  одно. Ему  необходимо  решить  совершенно  иную  и  специфическую  задачу  - разбудить  восприятие,  извлечь  его из  летаргического   сна.  Ведь  Византия   сегодня  в  России  существует  лишь   для   нескольких  сотен, в лучшем  случае тысяч,    узких  специалистов.  Для  подавляющего же  числа  граждан России,   для ее  элиты  и  тем более  «элиты»  это -    черная  дыра  безвременья, тысячелетнее   топтание на одном    месте, выброшенное  псу  под  хвост   историческое  время. У  такого  отношения  очень  глубокие   корни. И  дело  тут  не  только  в  особенностях  советских  учебников.    Все  это  закладывалось раньше, еще  при Петре  Великом - со  времен  резкого  поворота головы в  сторону  Запада...

 Тут,  понятно,  намеками    да обиняками   не  пробудить.  Тут  в  колокол лупить  надо.  Вот  архимандрит Тихон  и  лупит.   На пальцах,  как    в  детском  саду   объясняет…  Сближает  в  России  и  Византии   все  подряд.  Сближает чрезмерно,  активно, с  нажимом, вызывающим    ухмылку  и даже  раздражение…  Но  главную  задачу  свою  при этом  решает  - он  ОСТРАНЯЕТ(  делает  странной)  Византию  в  нашем  восприятии. И  значит,  пробуждает  от трехвекового  сна.  Глядишь,  и  кто-нибудь  из  двух  наших  консулов  на  сон  грядущий   полистает работу   Константина  Леонтьева «Византизм  и  Славянство  »,  а  то и  поручит  подготовить   по  ней развернутый   реферат  с  комментариями…

  Конечно,  колокол  архимандрита  Тихона  всей  задачи  не  решает. Но он запускает  очень  важный  процесс.  В  России  роль  западных  представлений  об  идеалах ( или   западных  форм  идеальности )    будет   непременно тускнеть по  мере  понимания  все  большей  частью  наших  сограждан, что  европейская  цивилизация в  западном  варианте  неудержимо    погружается   в  кризис.   И  значит  все  острее  будет осознаваться  необходимость  укрепления   и и обоснования  российских  форм  идеальности.  И  тщательная, бесстрастная,     жесткая   рефлексия  исторической  судьбы  российской  проматери  - Византии-    станет  насущной  задачей. И именно  рефлексия,      а  не  слепой  перенос  чего-то  куда-то.   России  еще    предстоит доскрестись     до  византийского  в  себе    и    понять,    что  и  оно играет  роль    значительно   большую,  чем  все  татарское,  немецкое,  иудейское.  Без  этого России  не  удастся  выстроить   эффективное   равновесие   между  традицией  и  модерном,   а  значит,  и  решить  свою цивилизационную   задачу.  Без  этого  не удастся    сдвинуться  с  мертвой  точки  и  в решении  задачи  русского  национализма  как  задачи  исключительно  многонациональной..

  Архимандрит   Тихон  предпринял, конечно,   рискованный  шаг, остранив таким  образом  проблему  Византии.  Потому  что   его  ожидало  не    только     драматическое  непонимание  в  духе  Наталии  Холмогоровой,  но  откровенное  хамство   в  стиле  господина Нерсесова (http://www.apn.ru/publications/article19114.htm).      Но   риск этот  и  эти  издержки   будут  вполне  оправданы,  если  хотя бы  несколько  человек  из  обширных  департаментов  на  Старой  площади  или хотя бы  два-три  особо продвинутых губернатора  запишутся в библиотеку  и    почитают  что-нибудь  из  Леонтьева  или из  наших  современных  византийцев.

 

 


    
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков