С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                        Да,  сумерки  -   только  не  всеобуча

    

 

ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


                           

                    

        

Да,  сумерки  -   только  не  всеобуча

 

Алексей Любжин  обубликовал  недавно  двухчастную  статью  под  названием « Сумерки всеобуча» (http://www.russ.ru/teksty/sumerki_vseobucha_stat_ya_pervaya

http://www.russ.ru/teksty/sumerki_vseobucha_stat_ya_vtoraya)

  Тема  ее  насущна -  преподавание  литературы  в  средней   школе.  И   настроен  автор    крайне  агрессивно: « для расцвета культуры и науки вовсе не нужно, чтобы все население проходило через одну и ту же школу, где оно усваивало бы то, что школьному начальству конкретной эпохи благоугодно будет признать "классической литературой"»;… « школа во всей совокупности своего быта и уклада, безусловно, является одним из инструментов поддержания единства; но именно во всей совокупности - и вовсе не обязательно единая школа. То, что видится нашим "отцам отечества", называется иначе. Это не национальное единство - это культурная однородность."

 И  русских  гренадеров  вспоминает.  Которые   стояли  насмерть   и  без  единой   прочитанной  книжки… 

Что  касается     русских  гренадеров,  то  да,  они  были  безграмотны.  Но  их не обрабатывали  рекламой,  их  не  дрессировали  убогими    сериалами,  они  даже  не подозревали  о  существовании  ток-шоу под  названием  "Без  комплексов" .  Но  зато     они  с  детства     хотя бы  раз     в неделю   присутствовали  на литургии, регулярно   исповедовались  и  причащались .  То  есть   и  по  воспитанию   и  по  жизни  своей ,  при всей тяжести  последней,    пребывали  в  устойчивом  поле  идеального. Это  и  определяло  их  поведение.  По нынешнем  же  временам  классические  литература  и  искусство,  то  есть   те  их  достижения ,  в  которых  эстетическое,  этическое  и  познавательное    гармонично  сочетаются ,  остаются  для  большинства     молодых  людей   и  единственным  островом идеального, и     его школой.   Другого  просто  нет.  Основы  православной  культуры     в   школу  не допустили,  теперь  остается  додушить   классическую  литературу...  И  тихо   посапывать ... в    блевотине культурной неоднородности...  

  Но  все  эти  стенания А. Любжина  по  поводу  решающей   роли  культурной  неоднородности  в  национальном  развитии  в  контексте  основной  темы  статьи     -  крайне  наиграны.  Поскольку   ставится им  один  вопрос,   а  решения   ищутся  в  области ответов  на   совсем  другой.   Заводится  речь об  особенностях  приобщения   детей и  юношества  к   культуре  ( вопросы  образования  и  воспитания ),  а  рассуждения  ведутся  о  культуре,   как   социальном    явлении ( вопросы  культурологии ).

   Правда  же   здесь  заключается   в  следующем.     Без  предельно однородного   питания     не  выживет  ни  один  грудной  ребенок ...     И нет  более  эффективного  способа  физически  изуродовать  растущего  ребенка,   подростка, юношу, чем   пища, насыщенная  пережаренным,  сальным,  острым  и      прочими   пищевыми  крайностями.      Точно  также,  если  государство  озабочено  состоянием  душ  и  умов   подрастающего  поколения,   оно  должно      с  исключительным  упорством придерживаться  принципа  оптимальной  культурной   однородности   национального образования,  последовательно  и  жестко    ограждая   его, особенно  на начальных     стадиях, от слишком  уж  острых  приправ.   Речь  идет  о  взращивании, о  становление  неокрепшего  существа,  и  нет  иного средства  для  сохранения  его   нравственного здоровья,  кроме  диетического,  выверенного  на образцах  национальной  классики    "питания". 

 Предельные  ограничения  на   культурную  множественность  в образовании  детей  и  юношества.     Вырастут,    души  окрепнут  -     тогда   и  возьмут  свое,  если  пожелают....

  Сергей  Степашин,  которого   А. Любжин  столь  азартно пинает  и  заталкивает  в  культурные  нигилисты,   как  раз    и  говорит    прежде  всего  об  ответственном  взращивании  молодежи... 

 

  Что  же   касается   собственно  однородности-неоднордности,  то    в  суждениях  А.  Любжина   нельзя, конечно,  не  заметить   вполне  позитивную  мысль  о   стабилизирующем  воздействии  на  общество  культурной  неоднородности .  И  я  не  собираюсь  ставить   эту  мысль  под  сомнение.  Я лишь  настаиваю  на  том,  что  она  не  должна  абсолютизироваться.  Она  несомненно  справедлива,  но  лишь  в  определенных   пределах,  пока   речь  идет  о   влиянии  культуры  на  стабильность  общества.  И  она    определенно   превращается  в  свою  противоположность -  в  ложь -   за    этими  пределами,  в  частности,  тогда,  когда  обсуждается  проблемы   школьного  образования.   Не  следует  ее  абсолютизировать  и  еще  в  одном  отношении.

 Совсем  недавно   в  одном  достаточно  экзотическом  издании  (Physical Review Letters)  промелькнуло сообщение о  любопытнейших  расчетах, группы  испанских  физиков.  Они  показали,  в частности,  что у   «множества чувствительных элементов, связанных друг с другом в максимальную сеть»  резко  возрастает  коллективный (резонансный) отклик  на слабые   внешние  воздействия. Но только  в  том  случае, когда  параметры элементов   отличаются (имеют  ненулевую  дисперсию). То есть  сеть,  состоящая из  одинаковых  элементов(  нулевая  дисперсия ) столь же  индифферентна, как их  механическая   смесь(  или   отдельно взятый  элемент). Нет существенных изменений    и  у  сети  с большим  разнообразием (значительные дисперсии ).  Но в  некоторой оптимальной   области  разнообразия чувствительность  системы,  а  значит    и ее  способность  к  адаптации,     возрастает  в десятки  раз…  

В   оптимальной   области,  господин  Любжин,  а   вовсе  не  при  абсолютных  значениях!

  И  это   для системы  в  целом.  Для  становящихся,  формирующихся    ее  элементов   оптимальная  область  несомненно   будет  сужаться. 

      Однако,  это  только  по  первой  части  публикации А. Любжшина  может  сложиться   впечатление,  что  он  не  совсем  в  теме  и  использует приемы  близкие  к  демагогическим (  подмен  темы  -    ходовое  средство    такого рода методик ),  чтобы     убедить   читающую публику    в   бесполезности   литературы   в  школе.   Вторая   часть  его  работы  свидетельствует    о том,  что   узловое   звено  проблемы   он   все-таки    временами видит  прекрасно,  и     та  волна  неприязни,  которую  он  столь  страстно  гонит  на  отечественную   классику  в  школе, имеет  своим  истоком     другие  причины  -  связанные    исключительно  с толкованием    функциональных особенностей   этого  звена.

  "Строго говоря, перед таким предметом, как отечественная литература, можно ставить три цели. Первая - риторическая; на образцовых произведениях ученики осваивают искусство правильно и хорошо писать на родном языке. Вторая - воспитательная; литература оценивается как школа нравственности. Третья - научная; литература рассматривается как важный элемент культуры, и знание ее истории - в тех масштабах, в которых это доступно в школе, - считается необходимым элементом тех знаний, которыми должен обладать образованный член общества.  "

  Это   - очень  важное  положение:  в  нем как  раз  и схвачено   основное  звено  проблемы.  Литература,  (искусство)  содержит в  себе три    компонента-  эстетический,  этический  и  познавательный.  Это  признается. Что    в  принципе  открывает  возможность  и  к  пониманию  проблемы,  и  к  ее  решению.    Но, к  сожалению,  для А.  Любжина  эти  три  компонента  не  являются   компонентами     единого  эстетико- этико-познавательного   пространства (подробности на  эту  тему смотри   здесь -http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=Tenzor.htm.).  И потому,    даже  держа  в  руках  главное  звено    цепи,   он   не  выходит   к  оптимальным  решениям.   Три  эти  компонента    у  него   достаточно  автономны,   и  только   поэтому  в  советской  школе он  видит тотальную  подмену  эстетического  этическим,  тогда  как там  имело место  лишь   резкое,  насильственное  смещение  равновесия   в  сторону  этического,  соответствующим образом (  с  классовых  позиций, естественно)  определенного .  Именно   представление об  автономности  -  несвязанности -  этих  трех  компонентов,  если  разобраться,     лишает А.  Любжина  и  возможности объективной оценки     школьного   сочинения.  Ведь  идеологическая  перегруженность  этого  жанра,  так  раздражающая  А. Любжина,    отнюдь  не  свойство  самого   жанра, а   следствие  все  того же  нарушения  пропорций между  тремя  взаимосвязанными  компонентами. Пропорций,  которые    легко   и  просто оптимизируются   - хорошим  учебником,  умной программой.

  А.  Любжин ,  с одной  стороны,   похоже,  полностью  отрицает воспитательное  начало  в  литературе. С  другой  же -   вынужден  признать,   "что воспитание с помощью литературы может быть двояким: либо красотой слова, либо жизненным содержанием. В той глубине, где кроется цельная и неделимая человеческая личность, они соединяются; но как же трудно добраться до нее нашими грубыми педагогическими средствами".   Но  при  этом   категорически  не  желает  замечать,  что, признав  соединение  этического  и  эстетического  в  глубинах  человеческой   личности ,  он  признал по  существу  и  их  взаимодействие   в     самой  литературе.  И,  следовательно,  теперь  можно ...   сжечь  все  написанное и от   этой    уже точки  начать   статью   заново. 

Но,  увы, увы.    Лучшая   мысль  статьи   оставлена без  внимания   - генетически  связанные    компоненты  вновь   разделены:

 "Воспитание красотой, тонкое и аристократичное, всегда будет затрагивать лишь незначительное меньшинство; но рассматривать "Евгения Онегина" как, прости Господи, энциклопедию русской жизни и рассуждать, правильно ли поступил тот или иной герой романа, - боюсь, это может спугнуть хрупкое очарование пушкинского текста. "

Но  а  если  "  Евгений Онегин"  и в  самом  деле энциклопедия,  и  это  всезнание  о  русской  жизни легко  и  естественно уживается   с  хрупким  очарованием....   И  почему    учителю   не  построить  свои  уроки  на  демонстрации   этой  уникальной гармонии   и  через нее  попытаться пробудить,  закрепить  в  подростке      вкус  именно  к русской,  а  не,  скажем, голландской  жизни...

Нет    у  меня   сомнения  и в  том  ,  что    мрачные  итоговые  выводы  А.  Любжина   - следствие  все   той же автономизации.  И   последствие  сталкивания   трех  основных  компонентов.

 

 У  А. Любжина  -  устойчивая  и  сильная  неприязнь   к  советской,  этико-ориентированной  системе  преподавания  литературы.  Он   практически   полностью исключает возможность  сосуществования  -    синергии    -  этики,  эстетики  и  знания   при  преподавании  изящной  словесности  в   средней  школе.   Дидактика   и  сегодня  забьет  все  -  в  этом  он  уверен.

  Но  его  диагноз  все-таки   излишне  поспешен   -   он  совершенно  напрасно  издержки  перенасыщенной  этикой  системы преподавания    отечественной литературы переносит  на    саму литературу. 

Конечно, без  помощи  государства,  без  мощного  госзаказа ( кино  и   телевидению)  на  высококлассные  экранизации  классики (мощного  настолько, чтобы естественным  образом оттеснить    на  задворки     индустрию  сериалов)    литературе  будет  сложно восстановить  свои  позиции  в  образовании.  И  прежде  всего  потому,  что  в  сегодняшней  России  резко  уменьшился  спрос  на   идеальное.  Он  уменьшился  на  все  отечественное -  не    убереглась  от  экспортной   экспансии   и область  норм  и нравов.  И  либеральное   хамство    незаметно   стало  универсальной    формой  существования.  

Так  что  задача  восстановления  позиций литературы  в  школьном  образовании   должна решаться государством  одновременно  с задачей восстановления  спроса  на   идеальное.  Но  последнюю  высшая  власть  наша  пока  не  только  не  ставит -  она  ее  даже  не  видит..

  А в  школе      последствия   либерального  разбоя  в  России,  увы, чувствуются с особой  остротой  . У  Ирины  Васильковой   есть    жуткий  рассказ   под названием "Бедная Лиза" (http://organon.cih.ru/proza/vasilkovap01.htm).  Это даже  не  рассказ, а публицистический репортаж  о школе, в которой    состоялось   удушение     идеального.  И  к  этому  рассказу  в общем-то  нечего  добавить.        Притаенный  диагноз  И.  Васильковой ( полная  утрата   идеального  в  сфере,  где    ему   должен  принадлежать  контрольный  пакет,  иначе катастрофа  неизбежна)  -  и точнее,  и, главное,  полезнее   всех   явно  предъявленных премудростей   господина  Любжина. Во  всяком  случае, с   самой  литературы   все  обвинения   здесь сняты.  И  отчетливо  чувствуется,  что  избавление от напасти  должно  придти  оттуда ,  откуда  она     появилась.    Извне!

 Школу   нужно  решительно   выдергивать  из-под  либерального  ига.  С  этой  напастью  и  взрослая  жизнь  мало  совместима  -  что  уж  говорить  о  детской. 

А    великая  наша Литература   свое  слово  непременно  скажет.   Даже при  всех    протуберанцах,  что  существуют  ныне на   ее  фронтальной   поверхности,  она  по  -прежнему остается   уникальной  сущностью,  гармонично   соединяющей    в  себе   этику,  эстетику  и  знание. 

Главное,  чтобы  это  почувствовали  педагоги... 

Главное,  чтобы  им  помогли  это  почувствовать... 

Главное,  чтобы  этому  всему  не  мешали  извне…

  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков