С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                             ЧИТАЕМ  ГУССЕРЛЯ    ЗАПИСЬ  ОТ 25.06.08

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


   

                                                                  Запись  от  25  июня  2008

             

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕДУКЦИИ.

  

Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и науки о духе.

 

         Выключая полагание мира, природы, мы воспользовались этим методическим средством для того, чтобы вообще стал возможным поворот взгляда к трансцендентально чистому сознаннию. Теперь же, когда такое сознание стоит перед нашим созерцающим взором, все еще полезно поразмыслить, напротив, о том, что же вообще должно быть выключено для того, чтобы могло исследоваться чистое сознание, и относится ли необходимость выключения к одной только сфере природы. Если же смотреть на эти вопросы со стороны феноменологической науки, которую предстоит основать, то они означают также: в каких науках она может черпать материал, не нарушая чистоты своего смысла, какими она вправе воспользоваться как заведомо данными и какими нет, какие, -следовательно, нуждаются в том, чтобы их заключили в "скобки". ...

          С самого начала само собою разумеется, что вместе с выключением природного мира со всеми его вещами, живыми существами, людьми из нашего поля суждений выключаются также и все индивидуальные предметности, конституирующиеся благодаря оценивающим и практическим функциям сознания, — всевозможные культурные образования, произведения технических и изящных художеств, наук (в той мере, в какой они входят в рассмотрение не как единства значимости, а именно как культурные факты), эстетические и практические ценности любого вида, равным образом, разумеется, и реалии такого рода, как государство, нравственность, право, религия. Тем самым подлежат выключению из сферы наших суждений все науки о природе и о духе вместе со всем составом своих познаний — они  подлежат выключению именно как науки, нуждающиеся в естественной установке.

 

     Вопрос о выключении чистого "я".

           Трудности возникают в одной пограничной точке. Человек как  естественное  существо и как лицо в союзе лиц, в "обществе", выключен; равным образом выключено и всякое животное существо. А как же обстоит дело с чистым "я"! Не стало ли вследствие феноменологической редукции трансцендентальным ничто также и заведомо обретаемое нами феноменологическое "я"? Совершим редукцию к потоку чистого сознания. В рефлексии всякая осуществленная cogitatio  принимает эксплицитную форму cogito.Утратит ли она такую форму, если мы осуществим транцсндентальную редукцию?

           Наперед ясно одно: произведя подобную редукцию, мы в потоке многообразных переживаний — в этом трансцендентальном

остатке — нигде не повстречаемся с чистым "я" как переживанием среди переживаний, не повстречаемся с ним также и как с фрагментом переживания, который возникал бы и вновь исчезал вместе с самим переживанием, часть которого он составлял бы. Представляется, что "я" постоянно и даже необходимо должно  присутствовать здесь, и это постоянство, очевидно, не постоянство некоего тупо застрявшего на месте переживания, "фикс-идеи". Напротив, "я" принадлежит к любому переживанию, которое появляется и затем уплывает вместе с потоком, его "взор" пронизает любое актуальное  cogito  направляясь к предметному. Луч взора сменяется с каждым   cogito, он заново возникает с  каждым новым cogito и исчезает вместе с ним. А "я" — тождественно. По меньшей мере, если рассуждать принципиально, любая cogitatio  может сменяться, она может прибывать и убывать, хотя можно и усомниться в том, каждая ли необходимо преходяща, а не просто, как мы это заведомо обнаруживаем, фактически преходяща. В отличие от этого, чистое "я" представляется, однако, чем-то принципиально необходимым, чем-то абсолютно тождественным при любой действительной и возможной смене переживаний, а потому ни в каком смысле не может  считаться реальной частью или моментом самих переживаний.

Этот    фрагмент  представляет  крайний  интерес   -   он  очень  четко  демонстрирует методологию  Гуссерля,  его  приемы     маскировки принимаемых   им  постулатов. Внешне    здесь  все вроде  бы    в порядке  -  чисто  логически показано,  что  чистое  Я  действительно  не  может  не быть  инвариантным при  смене  переживаний . Но именно  тождественность  здесь  и  постулируется.  Ситуация  -  один  к  одному  со  знаменитым   постулатом  Эвклида.  .Через  точку  мы  можем  провести  прямую параллельную данной    разными  способами.  Но  как  доказать,  что это  будет одна  и    та же   прямая -  это   и  утверждает    4-ый  постулат.

Гуссерль  не  скрывает  здесь  хотя  бы   существования  трудностей.  Он  их  даже провоцирует,  проводя  экстраполяцию   своей  методики (феноменологической  редукции)  в  критическую   точку. Точно  также    в  физике  какое-нибудь  полученное  выражение   обычно  проверяют  на  вшивость,  экстраполируя  его  в  нуль  или  в   бесконечность  -  не  приведет ли оно  к  какой-нибудь   неопределенности ,  типа  нуль,  деленный  на  нуль.   Феноменологическая  редукция   такой  проверки  не  выдерживает   -  неопределенность    возникает  и  аккуратненько  уничтожает  всю  конструкцию.

               ...Если после произведенного нами феноменологического выключения мира и принадлежащей к нему эмпирической субъективности у нас получается остаток — чистое "я" (если сделать здесь необходимые оговорки), причем для всякого потока переживаний отличное, то тогда, вместе с этим чистым "я", предлагается своеобразная трансцснденция, — в известном смысле не конституированная, — трансценденция в пределах имманентности. Притом, что эта трансценденция играет непосредственно существенную роль во всякой cogitatio , мы не вправе подвергать ее выключению, хотя для весьма многих изысканий вопрос» чистого "я" могут оставаться во взвешенном состоянии. Однако мы намерены считаться с чистым "я" как феноменологической датой лишь настолько, насколько простирается его установимая с непосредственной очевидностью сущностная специфичность и данность вместе с чистым сознанием, в то время как любые другие учения относительно чистого "я", которые выходят за рамки сказанного, должны быть подвергнуты исключению.

   Это углубление  логики(анализ  ситуации ,  когда  от разных  переживаний  остаются  разные  чистые  я)  положение не  улучшает,  а просто  переносит зону  включения   постулата    вглубь   - с чистого  я  на  какую-то   совсем  неведомую   трансценденцию(  уже ее   мы  не  можем  исключать  при  редукции).  Лишая   чистое  я  при  этом  абсолютности.

 

 

Выключение трансцендентности бога

       Покинув природный мир, мы наталкиваемся еще и на иную трансцендентность, данную не так, как чистое "я", непосредствснно вместе с подвергшимся редукции сознанием, но осознаваемую совершенно иначе,она как бы прямо полярно противостоит трансцендентности мира. Мы имеем в виду трансцендентность бога. Благодаря сведению природного мира к абсолютному сознанию выявляются фактические взаимосвязи известных типов переживаний сознания с особо отмеченными законопорядками, в которых, в качестве интенционального коррелята, конституируется морфологически упорядочиваемый в сфере эмпирического созерцания мир, то есть такой мир, в отношении которого могут существовать классифицирующие и описательные науки. Этот же самый мир, — что касается его нижней материальной  ступени, — одновременно допускает, чтобы теоретическое мышление математического естествознания определяло его как "явление" физической природы, подчиненной строгим законам природы. Во всем этому — поскольку рациональность, какую осуществляет факт, расходится с той, какой требует сущность, —заключена чудесная телеология.

       Далее: систематическое исследование любых телеологий, обретаемых в эмпирическом мире, — таково, для примера, фактическое развитие ряда организмов вплоть до человека, в развитии человечества — возрастание культуры с ее сокровищами духа и т.д., — отнюдь не завершается вместе с естественнонаучным объяснением всех подобных построений на основе данных фактических обстоятельств и согласно законам природы. Напротив, переход в чистое сознание посредством метода трансцендентальной редукции необходимо подводит к вопросу об основании той, что выясняется теперь, фактичности соответствующего конституирующего сознания. Не факт сам по себе, но факт как источник восходящих в бесконечность ценностных возможностей и действитсльностей — вот что вынуждает нас ставить вопрос об "основании"; естественно, что это основание не в смысле вещнопричинной зависимости. Мы обойдем сейчас все то, что способно подводить к тому же самому принципу со стороны религиозного сознания как разумно обосновывающее его мотив. Нас в этом религиозном сознании касается сейчас лишь одно, а именно то, что, (, оно было бы трансцендентно не только по отношению к миру, но, очевидно, и по отношению к "абсолютному" сознанию. Итак, божественное бытие было бы "абсолютным" в совершенно ином смысле, нежели абсолютность сознания, и в то же время оно было бы трансцендентным в совершенно ином смысле, нежели трансцендентность в смысле мира.

       Естественно, что мы распространяем нашу феноменологическую редукцию и на такую "абсолютность" и на такую "трансцендентность".  Они должны быть выключены из нового поля изысканий, какое предстоит нам создать, — выключены постольку, поскольку оно должно быть полем чистого сознания.

   Приходится,  как видим, Гуссерлю  направить  свой  взор  в  сторону   еще  одной  критической  точки,  то есть  определить     в своей системе место    и  для божественного.  Появление  этой  сверх-трансцендентности ( Бог  трансцендентен  у  Гуссерля  не  только    по  отношению  к  миру  ,  но  даже  к самому  абсолютному  сознанию)  у  Гуссерля  абсолютно  не  мотивировано(" как подсказывают различные группы подобных разумных доводов в пользу существования некоторого находящегося за пределами мира "божественного" бытия"   -    эти слова -  не  довод, они  -   ссылка  в  никуда) .  Оно  -  очередной (  и  совершенно  не  скрываемый )  постулат  по  умолчанию.

 

     


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков