С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И" ).

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                                     О рассказах Георгия Давыдова.   

 

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


       

       О  рассказах  Георгия   Давыдова.

 

    Пожалуй,   я  начну      потихоньку  свертывать  свои  поиски (http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=russkaz.htm)   качественных   современных  рассказов  - безусловный  лидер  для  меня определился  и, кажется, надолго.   Это   -  Георгий  Давыдов.    Судя  по  публикациям  2008  года  (  две  подборки  в «Новом  мире»,  декабрьская  публикация 2007 года  в  «Знамени»)   наши    литературные   мэтры   положили  все-таки  глаз  на  этого выдающегося   рассказчика. Пока,  правда,  его    не  балует критика. Очень  даже  не  балует.    Но и  ей,  ведь,   тоже  непросто вот так,  вдруг   и  резко,    перенастроить   свои  симпатии  и среди длящего, и в  общем-то  господствующего  пока,   любования  всяческим  неустройством, грязью и  грязнотцой,   бесцеремонностью и  бестолочностью  заговорить   о    чем-то  высоком -   на  нем   снова, как  встарь,  начать  удерживать интерес  читающей  публики.  Непросто,  наверное,  даже  тогда,  когда  является   автор  такого  уровня как Г.  Давыдов.

    Возможно, что    отдел  прозы «Нового  мира»,  уделивший  в  этом   году столь   много  внимания  Г.  Давыдову,    и     имел  такое  намерение -  настроить   критику. Как  никак   две  публикации  -  это  вполне   реальная     возможность  оказаться   в  числе  претендентов     на   премию  имени  Казакова.  Но  увы, увы, длинный  список   претендентов   на  премию  опубликован,  но  среди   шести  десятков   имен    места  Г.  Давыдову   не  нашлось.

 Что  это?  Издержки   процедуры  предварительного  отбора -  для  рассказов  этого  мастера  просто  не  нашлось  номинирующего.  Или  у   членов  жюри,  у  их  консультантов  и  благодетелей существует  настолько  сильная идиосинкразия  ко  всему разумному, доброму,  вечному,  что   через     сии могучие фильтры,   настроенные   и  установлены еще  в конце  прошлого  века, не  просочиться   сегодня  и  самому Казакову.

   Я обратил  внимание   на   Г.  Давыдова,   прочитав      его  рассказ «Ubi patria..», опубликованный   в   «Москве»,  еще в  феврале 2002.  Но  там  сильнейшее    впечатление  вполне   можно  было  связать  с  совершенно сумасшедшей  фабулой.  Хотя, если  разобраться,    далеко  не  очевидно,  что проще  для    беллетриста сделать банальный   сюжет  шедевром  или  удержать в  высокохудожественных  рамках,  не изуродовать  назиданиями  и восторженностью  сюжет  исключительный.  Вторая  задача  мне  представляется  более   сложной.  Но  Г.Давыдов  с  ней  в  том  давнем  рассказе  блестяще  справился.

 

Об этом  рассказе   подробнее  вот в этой  рецензии   

 (http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2008/l20080306.htm )  Там  же  и  впечатления  об  его  рассказах  из   январского  «Нового  мира»  за 2008.  Не  удержусь  и  приведу фрагмент  из нее,  поскольку     все  это   в  полной  мере   приложимо  и  к  двум его сентябрьским  рассказам  (  «Вечное  перо»,  «Крокодиловы  слезы»,   http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/9/da2.html):

  «Тогда  я  оставил  без  внимания  то  обстоятельство,  что  герой   рассказа  -  русский  аристократ.   Г. Давыдов  сие особенно  не  подчеркивал  -   почти    полностью   переводил   эту  информацию  в  контекст.    И она отчетливо  проявилась   для  меня  лишь   благодаря двум новомировским  рассказам   Г.Давыдова  -   ностальгической песне русскому  аристократизму..  Эту   чистую  и  возвышенную  мелодию  просто  приятно  слушать- забыв  про  смыслы, сюжетные ходы, облик  и слова действующих  лиц.

         Особенно  в  наше  сучье  и  плебейское  время…Россию  давно  и  упорно        пинают   за    пренебрежительное   отношение   к  индивидуальному:    все-то   у  вас, господа, на  уме «мы»,  «коллективизм»  да  «соборность» -  присмотритесь-ка  лучше   к    просвещенному  и  великому    Западу…Но  этот  очаг   просвещения  и свободы  обрушил  на нас (     своей культурой, , мировоззpением, стилем  жизни )      такую    волну беспардонного, огульного  выравнивания     всех  и  вся  под   единый  хамский    стандарт,  что  порой (в  минуты  просветления)даже   у  самой  преданной  западничеству публики  возникает непроизвольный  вопрос:  уж  не  ломанулась  ли    рассудком  эта     хваленая   европейская     цивилизация,   и   резкая  безоглядная  индивидуализация, увы,    завершается   тем, чем  только  она  и  может  завершиться  -   своей  крайностью,  тотальным  усреднением?.. Когда  единственным признаком   «необщего   выражения   лица»    становится…  уровень  доходов.

             На  Западе   эту    гуманитарную катастрофу  пока   удается скрывать   - с  помощью  искусного грима    и  других  достижений косметики.  В  более  простецкой   и  открытой России  ее  просто нельзя  не  заметить...

           Поэтому  и    приобретают   сегодня особое  значение     любые    формы  противостояния       расчеловечиванию,  де-индивидуализации.  В   том  числе     и такие  экзотические,   как типизация  русского  аристократизма. Два   новомировских  рассказа Георгия  Давыдова -  блестящий  образчик  такой  типизации. Реставрации  и типизации.»

  Добавить,  или  еще  раз  подчеркнуть, хочу  одно:  эти   давыдовские   рассказы  отнюдь  не  сводятся  к  ностальгии  слезливой   -  вот  какие  были, мол,  времена. Г. Давыдову   удается  замечательным  образом(  и  в  этом  я  вижу  главное  свидетельство  его  художественного  мастерства)  развернуть  свои  сюжеты  к  сегодняшнему  дню.  И  не  в качестве  укора  или  назидания,  а в  качестве  средства  душевной   - духовной -  настройки.     p;

  Причем,   средство именно    для  современного  человека.  Средство  практически  с  таким  же  сильным эффектом,  как   и его чудный,  поразительной  чистоты рассказ «Возьми   меня  в  Египет» из  декабрьского  «Знамени»  2007(http://magazines.russ.ru/znamia/2007/12/da6.html

  )  -  совершенно  сегодняшний,  но  также  напитанный  все  той  же  настраивающей  ностальгией.  p;

     Г.  Давыдов очень  живописен, что  в общем-то  не  является  такой  уж  большой  редкостью  у  современных беллетристов, также  и  весьма  и     часто  демонстрирующих   удивительный  вкус  к  детали,  точному,   выверенному мазку.  Редкостью здесь  является  другое  -  характерная  для  Г.  Давыдова  мощнейшая  по  интенсивности прорисовка.  Причем,    как  мне   представляется, это – дар,  качество  натуры,  характера.  Будь он,  например,  живописцем  и занимайся  исключительно  пейзажами  или   натюрмортами   -  и  в них  бы  он  несомненно  закладывал  какую-нибудь  нетривиальную  мысль.  И  она  была  бы  видна, ощутима.

 

     Поддержать  его,  то есть  усилить ту   нечастную  нагрузку, что  несет в  себе(  несет  пока  скрытно,  неявно)  его   проза,   сейчас, кажется,  крайне  важно.  Причем  не  столько  для  него  персонально  -  его  несомненно  рано  или поздно  и  очень  внимательно  прочитают  и  по  достоинству  оценят. В   такой  поддержке  важней  была бы   ориентация  на   определенный тип, класс  прозы.  Не для  всех, конечно,   а    для податливых,  предрасположенных.  Ведь,  наверняка, а в  России  точно, в  таком ключе,   начинают  писать   сегодня многие..  И  останавливаются,  прекращают   выделку  своих  текстов.  Или   сворачивают  их  к  тому,   что   может   приять (  продать) сегодняшний  издатель.

 

 

  Странно, конечно,  очень  странно,   что  Георгий  Андреевич  Давыдов  не  попал  в  2008  году  в    длинный  список    премии  им.  Казакова.    

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков