ИНТЕРЕСНЫЕ  ТЕКСТЫ   2009 февраль

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ в КАТАЛОГ  ИНТЕРЕСНЫХ  ТЕКСТОВ(политика)  2008-2011    

    

 


 Александр Шубин Патриарх и Церковь: минута и вечность
 
http://www.apn.ru/publications/article21272.htm

 

 
 
2009-01-29

Когда определилась перспектива избрания митрополита Кирилла на Патриарший престол, ко мне стали обращаться с вопросом, не случится ли от этого каких-то катастроф.

Я оказался в непривычной для себя роли успокаивающего. Не волнуйтесь, братья и сестры, потрясения и так будут, и смена Патриарха тут не при чем. А в смысле духовном, метафизическом в наш Филадельфийский период вообще мало что зависит от личности Патриарха. Слишком велика инерция событий, груз застоявшихся болезней.

А вот, Кирилл сказал… А вот ведь почивший Алексий другое говорил… Но так ли важны эти слова? Мой опыт общения как с Алексием, так и с Кириллом не велик, но достаточен, чтобы понимать различие между словом и делом.

Не стоит по словам Алексия, высказанным публично, судить о его мыслях. Что касается «красного словца» митрополита Кирилла, то здесь слишком велика роль риторической логики, чтобы оставлять место истинным намерениям.

Судьбы Церкви, перспектива смены вех, зависит не от воли Патриарха, а от воли Божией, которая в наше время проявляется в двух вещах: в мировой ситуации и в теле Христовом — в мировоззрении и духе самих верующих.

И если мировая ситуация выглядит как бич Божий (что может восприниматься и с оптимизмом как ветер, выметающий гниль), то состояние духа отягощено ветхозаветностью и суеверием.

Беда не в том, что захожан больше, чем прихожан. Беда в образе мыслей и тех, и других. Истовые прихожанки, злобно толкающие друг друга за место поближе к алтарю — беда большая, чем редкие посещения храма рабом Божьим, который умотался на работе, чтобы как-то свести концы с концами.

Митрополит Кирилл в дне от избрания на Патриарший престол признает, что качественный рост Церкви не поспевает за количественным. Иначе и быть не может, когда пребывание в клире — выгодная карьера, а религиозная жизнь стала обыденностью и даже развлечением. Что лучше отражает эту реальность, чем Поместный Собор, на котором представлены, как говорится теперь, «все слои общества» (точнее — все его «высшие» слои), включая жену губернатора (я уж не говорю, чья она вдова) и табачного магната-депутата.

Тут самое место пуститься в рассуждение о том, что «рыба гниет с головы». Но не в этом дело, и потому не надо бояться смены человека на Патриаршем престоле. Прагматизм наверху оборачивается фанатизмом внизу, и одно другого стоит. У этих двух сторон действительности общая причина: ветхозаветность преобладает над духом и словом Нового завета. Церковь царелюбива (хотя государь может называться и не кесарем, а президентом), националистична, гордится своим иосифлянством. Вокруг творится Содом и Гоморра, но церковные структуры, назначая на собор своих спонсоров, продолжают бои за собственность со студентами и музейными работниками. Может быть, хватит уже иосифлянства, может быть и у Нила Сорского чему-то поучиться? Связь с государством и богатством может обернуться новыми гонениями, на которые народ может смотреть с равнодушием, а то и поддержкой. «Отдайте перстни, иначе вам отрубят пальцы».

Но есть, есть средство спасти нажитое непосильным трудом! Еще один ресурс, унаследованный из Ветхого завета — ксенофобия. Если социальное напряжение достигнет опасного уровня, найдется ему канал и выхлоп. И сплотятся русские против нерусских, осеняя себя крестом. И начнут крушить, аки ветхозаветные евреи амалкитян. И возрадуется Сатана…

У нас истовый православный должен любить царя, ненавидеть инородцев и социализм, народить побольше детей (как воспитывать — это уж другое дело). Только остается ли этот истовый христианином? Православный христианин гонит ненависть из сердца своего, ему чужда ненависть к другим людям. Он пытается их понять, даже если они — самаритяне.

Он знает: «Богу Богово, кесарю — кесарево». Кесарь не лучше и не хуже других. А у нас Кесарь, виновный в расстрелах шествия своих подданных, и потом убитый ими, провозглашается святым прежде всего потому, что он — последний православный Кесарь. А раз Кесарь сказал, то так тому и быть.

Христианин помнит, что легче верблюду пройти в игольные уши, чем богатому в Царствие небесное. В своей социальной программе христианин — не враг социалиста. Просто социалист-атеист видит мир не в объеме, а в плоскости. Но и этого взгляда достаточно, чтобы понять — без социальных перемен Князь мира сего не уступит инициативы на земле.

Не ждите «последних дней» от избрания нового Патриарха, и чудес не ждите. Ждите и того, и другого от себя самих. Выдавливайте из себя Ветхий завет Новым, ибо везде, где между ними есть разночтения, Новый завет отменяет Ветхий.

 

Новое иосифлянство

http://www.rus-obr.ru/ru-club/1569

 

Православная церковь должна занимать первенствующее положение среди всех религиозных учреждений нашей страны, а православие - первенствующее положение среди всех конфессий. И то, и другое уместно закрепить специальными законодательными актами. Притом особое положение и особые права иных традиционных конфессий - ислама, буддизма, иудаизма - так же могут быть закреплены законодательно на «второй ступени». Но именно на второй.

После того, как ушел из жизни святейший патриарх Алексий II, в информационном пространстве как будто рванула бомба. Быстро, очень быстро, неприлично быстро началось лихорадочное обсуждение кандидатуры «преемника». Открылся перебор вариантов, посыпались взаимные обвинения, пасквили, брань и политтехнологические аттракционы, пакостные по сути своей, от корешочков до маковок. Допустим, здесь еще осталась возможность какой-то политики, абсолютно ушедшей из механизмов ротации госуправленческого аппарата. И «специалисты», изголодавшиеся по настоящей драке, бросились, оскалив зубы, роняя пену, издавая утробный рык, в начинающуюся потасовку. Какое паскудство. Если нельзя было удержаться от обсуждения таких вещей, то хотя бы взаимное уважение и бесстрастие были бы уместны при открытом гробе...

Худо не только то, КАК началась «предвыборная баталия», но то, О ЧЕМ говорят и пишут ее участники. В сущности, информационное пространство породило явный аналог электоральной компании в ГосДуму или на президентский пост. И то, и другое последние годы приобрело строго постановочный характер. Ну да не в этом дело. Профи помнят прежние времена, когда имела смысл «борьба компроматов», бешеные атаки на претендентов, поиск лозунгов и антилозунгов и т.п. Вот это всё и поперло из каждой щели...

Мало кто понимает: «общественное мнение» при определении персоны, достойной Московской патриаршей кафедры, почти ничего не стоит. Более того, слишком активная агитации за или против кого-то при современных настроениях церковной иерархии, скорее всего, будет играть против самих агитаторов. На Поместном соборе всё решат сто с лишним архиереев МП. На их мнение, очевидно, можно влиять, но в очень незначительных пределах. А у светских СМИ, вплоть до самых раскрученных, в данных обстоятельствах совсем уж малый вес. Так что 99% споров и столкновений, происходящих на медийном пространстве по вопросу о «преемнике», просто уходит в гудок. Исторгается чистым паром равнодушным небесам.

Имеет смысл говорить о другом. О том, что с «предвыборной кампанией» связано постольку-поскольку.

Гораздо важнее сформулировать идеал образа действий нашей Церкви, желанный для церковного большинства. Притом такой идеал, который может быть принят иерархией и новым святейшим патриархом лично. Делать это стоит лишь в очень почтительной форме: Церковь самая иерархичная структура в русском социуме. Дисциплина в ней почти армейская. Обсуждать можно что угодно, однако к чему бы ни пришло это обсуждение, а воля иерархии непререкаема. И ей следует подчиняться. Хотя бы из-за того, что в православном Символе веры для каждого члена нашей общины определено веровать «...во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Иными словами, ее воля есть предмет веры, и рациональный подход тут не всегда уместен.

Итак, вот идеал, который близок мне, как простому прихожанину Свято-Пименовского прихода столицы таков:

Прежде всего, я никогда не хотел и не хочу, чтобы Церковь становилась в жесткую оппозицию к государству. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» допускается возможность гражданского неповиновения. Однако этот вариант допустим лишь при крайних условиях. Вот он, знаменитый абзац оттуда: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Итак, речь идет о прямом понуждении со стороны правительства к вероотступничеству и тяжким нарушениям Заповедей.

Если этого нет, то любой призыв к Церкви «подняться против безбожного государства» (варианты: «правительства угнетателей», «преступной компрадорской клики», «убийц собственного народа», «криминальной власти» и т.п. нужное подчеркнуть) представляет собой либо образец горделивой дурости, либо попытку использовать церковную карту в политической игре.

Те же «Основы...» утверждают в русской церковной жизни следующие нормы: «Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом... Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4). Исходя из вышесказанного, анархия - отсутствие надлежащего устроения государства и общества, - а равно призывы к ней и попытка ее установления противоречат христианскому миропониманию (Рим. 13. 2). Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2). Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания». А идеалом церковно-государственных отношений была и остается симфония, т.е. соработничество. Именно соработничество, а не попытки сделать из попа пропагандиста в пользу очередной революции, очередных баррикад, очередного бунтарства.

Меня эта позиция полностью устраивает. И, полагаю, она устраивает подавляющее большинство воцерковленных людей. Пусть бы она и сохранилась в правление нового патриарха. Ну а что хорошо для Христа, то хорошо и для русского народа...

Вместе с тем, хотелось бы видеть больше требовательности со стороны Священноначалия в отношении светской власти. В стране накопилось множество проблем, прямо затрагивающих Церковь. Притом таких, которые государство решить может, но все тянет, не делает решительных шагов.

Тут и вопрос об «Основах православной культуры» -- как бы их иначе не называли. А в сущности, шире, о духовном просвещении, которому поставлены искусственные преграды в школе и вузе. Тут и вопрос о «полковых священниках», т.е. утверждении особого положения нашей Церкви в вооруженных силах. Тут и вопрос о духовной цензуре. Тут, наконец, и вопрос о многочисленных проблемах с землями, на которых стоят храмы, с церковными зданиями, восстановлением храмов в условиях, когда местные власти этому противятся. Нередко чиновник вспоминает о том, что он христианин, лишь отправляясь в храм «постоять со свечкой» перед камерой. А ведь он «числится» при определенном приходе определенной епархии, и с него можно (и должно) взыскивать как с сына Церкви, если он идет против своей Матери. А когда ему непонятно, то... стоит взыскивать перед теми же камерами.

Но всё это, в сущности, дела хоть и важные, но не составляющие полноценной повестки «политического православия». Чтобы понять ее суть, надо осознать необходимость глубокой трансформации государственного уклада России.

Православная церковь должна занимать первенствующее положение среди всех религиозных учреждений нашей страны, а православие - первенствующее положение среди всех конфессий. И то, и другое уместно закрепить специальными законодательными актами. Притом особое положение и особые права иных традиционных конфессий - ислама, буддизма, иудаизма - так же могут быть закреплены законодательно на «второй ступени». Но именно на второй. Значит ли это, что Россия должна превратиться в иерократию? Упаси Господь. Но Церкви должно быть даровано право прямого совета высшим лицам государства и «печалования» о делах и людях, терпящих ущерб от немилосердного отношения властей. Более того, было бы правильно регулярно выделять из федерального бюджета значительные ассигнования на нужды Церкви.

Меня спросят: как же так? отчего такая несправедливость по отношению к мусульманам, буддистам, евреям, и еще худшая - в отношении разного рода язычников, эзотериков и т.п.? Почему не быть им в равном положении с православием и Православной Церковью? Что ж, отвечу. Я принадлежу русской православной общине и думаю о ее интересах, отстаиваю ее стремления, добиваюсь осуществления ее мечтаний. А о других общинах позаботятся их представители. Решительно не нахожу ни малейших причин для равенства.

Конечно, подобная метаморфоза политического строя России - процесс очень долгий и сложный. Но церковная Полнота мыслит десятилетиями и столетиями. Она никуда не торопится. Важно задать изначальный вектор движения, важно осветить его идеалом воцерковления государства.

Перед русской Православной Церковью стоит миссия рехристианизации России, а в перспективе и соседних территорий. Это огромная задача. Десять лет назад о таком и мечтать-то было невозможно. Однако и в наши дни Церкви катастрофически не хватает ресурсов - людей, денег, помещений...

О многом, об очень многом приходится просить у чиновника, которому недосуг заниматься церковными проблемами или у «православного олигарха», который сегодня настроен благодушно, а завтра закрывает свои двери на десять замков. Да сколько стоять моей Церкви с протянутой рукой?

Я считаю идеальным состояние экономической независимости Церкви от государства и коммерческих структур. Иначе говоря, возврат ко временам Ивана Великого и Михаила Федоровича. Тогда Церковь располагала значительной собственностью и фактически развивала особую, автономную экономику. Монастыри оказывались центрами передового хозяйствования, инженерных нововведений, даже обзаводились флотом. Служилые корпорации дворян обеспечивали безопасность архиерейских домов и больших обителей - в наше время опять надо решать ту же проблему. Не зря же начали появляться православные «дружины»...

Хотелось бы напомнить, что российское государство многое множество раз «прижимало» Церковь по вопросам собственности, во второй половине XVIII века провело секуляризацию церковных земель, а в XX веке прямо ее ограбило. В наши дни нет смысла требовать реституции по мелочам, скрупулезно высчитывая, что и когда забрали большевики. Гораздо перспективнее добиваться значительных налоговых льгот, юридической фиксации особых церковно-предпринимательских сообществ, передачи нашей иерархии крупных комплексов госсобственности на федеральном и региональном уровнях. То, что у государства «лежит впусте» или едва дохает, у Церкви оживёт. Речь идет, повторяю, не только о землях и зданиях, но и о целых промышленных объектах, приведенных в состояние агонии, а то и просто умерших. Это было бы исторически справедливым воздаянием за те колоссальные ценности, которые были поэтапно отобраны у Церкви.

Мне скажут: да что вы все о корыстном? Церкви бы побольше о душе думать... Так вот, «о душе» Церковь и без того «думает» изо дня в день. А тот факт, что она чем дальше, тем больше становится духовным лидером нации, «вожатым» рехристианизации, ставит перед ней задачи такого масштаба, которые одним энтузиазмом не возьмешь. Моя Церковь должна быть богатой. Это богатство следует тратить на нужды веры -- оно всего лишь инструмент, а не цель. Следовательно, потребностью ближайших лет становится «новое иосифлянство». Стяжательство, очищенное от скверны духовным дерзанием, ибо существует лишь ради него.

Другим подобным инструментом должно стать информационное довооружение Церкви.

Сколько есть у нас церковных газет, сайтов, издательств! Одних русскоязычных православных страничек в Интернете, по разным подсчетам, от 400 до 500! И что? Велико ли влияние всей оной громады на социум? Нет и нет, увы мне, грешному! Несколько «китов», а все прочее оставляет впечатление «черешни в розницу». Огромное количество непрофессионально, некачественно ведущихся информационных ресурсов. Кое-что просто находится в полудохлом состоянии: необновляемые сайты, газеты, выходящие с интервалом в три месяца или даже полгода... О ведении согласованных информационных кампаний говорится вот уже много лет, а воз и ныне там. Управлять крупной информационной операцией люди, специально поставленные для этого иерархией, в большинстве случаев не умеют. А светские специалисты не могут возглавить такое дело без благословения... каковое не могут получить.

Вообще, связь между активом православной общественности  и архиерейскими домами, да хотя бы крупными монастырями, оставляет желать лучшего. Люди рвутся помогать Церкви, но где те церковные органы, где те должностные лица, которые могут направлять всю эту деятельность, пребывать с ведущими группами светских православных интеллектуалов в постоянном диалоге?! Так, имеется кое-что, кое-где... Если сверху поступает указание: провести конференцию, скажем, э-э-э... православных журналистов, то журналисты - да! - слетаются, общаются, знакомятся и... расходятся по своими работам, не планируя никаких совместных действий. То же и с православными писателями, православными учеными, православными педагогами. Очень хотелось бы видеть появление как-то «епархиальных собраний», работающих в этом направлении на постоянной основе. Очень хотелось бы видеть при каждом архиерейском доме викарного епископа, по преимуществу занимающегося подобными делами.

Мне не хотелось бы видеть Церковь олибераленным «сервисным центром», а еще того меньше - собранием замкнутых сект, где всякий иерей изобретает свою, канонически строгую ересь. Для того, чтобы пройти между Сциллой и Харибдой, Церкви сейчас нужно очень многое. Церковь нуждается в «амуниции»...  
Михаил Ремизов Патриарх Кирилл как культурное событие

http://www.apn.ru/publications/article21278.htm

В пандан авторам АПН, попробую взглянуть на избрание владыки Кирилла Патриархом не как на событие в нашей церковной жизни, а как на событие в нашей политической культуре.

О многом уже сказали коллеги по цеху:

- обществу продемонстрирована образцовая демократическая процедура, создана атмосфера настоящего выбора, основанного на презумпции уважения к тем, кто его совершает;

- сделана историческая заявка на властный тандем нового образца (не Медведев – Путин, а Медведев – Кирилл), многообещающий для будущего русской власти;

- создан уникальный для российской аппаратной практики прецедент восхождения интеллектуала на вершину социальной лестницы.

Со своей стороны, хочу к этому добавить вот что: впервые за долгое время власть в России стала функцией публичного лидерства. Обычно у нас бывает наоборот. Сначала власть приобретается – во внепубличном режиме «преемничества» или «аппаратной борьбы» – и лишь затем она осеняет своего обладателя ореолом исключительности (попробуем так перефразировать изношенное слово «харизма»).

Сначала рождается «начальник», затем к нему примысливается «проект».

Здесь же ореол исключительности, заявка на публичное лидерство и проективное видение будущего присутствовали изначально, а власть была «просто» порождена ими (разумеется, не без помощи широкого арсенала непубличных средств – но это неизбежно, как сама «материя»).

Почему мне это кажется важным?

Дело в том, что в нашей политической культуре существует застарелая болезнь – дефицит лидерства и глубокое недоверие к публичности, лежащее в его основе.

Это одно из наших национальных свойств, которое мешает нам в полной мере стать нацией. Не знаю, действительно ли новый Патриарх симпатизирует русскому национализму, но уверен, что самим фактом своего существования он способствует русскому нациегенезу.

Я уже имел случай писать о том, что в идее нации публичность мыслится не просто как место «отражения» общественных интересов, а как место их формирования. Нация как таковая порождается процессом публичности.

В нашем же общественном сознании – как верхов, так и низов, – публичное приравнивается к неподлинному. Применительно к сфере религии, публичность воспринимается как своего рода антипод «духовности», а сама духовность – как квинтэссенция чего-то невыразимо «внутреннего», в противовес «внешнему».

Кстати, не этот ли стереотип скрывался за тем странным подтекстом, который приобрело слово «молитвенник» в предвыборных околоцерковных дебатах? Когда говорили «нужен молитвенник», то имели в виду одно – «не-политик», поскольку администраторами, практиками были в той или иной степени все реальные претенденты на патриарший престол.

Образ косноязычного чиновника куда лучше соответствует «интравертному» стереотипу духовной жизни, чем образ наделенного публичной харизмой оратора.

Даже люди, сами не чуждые политики и религии одновременно, под влиянием этого стереотипа твердят: «политик» – значит «атеист».

Вдумайтесь в эту логику, увы, глубоко засевшую в русской культуре: постулируется некое сверхценное духовное содержание и при этом – накладывается табу на его объективацию, рационализацию, социализацию, наконец. Перед нами готовая формула цивилизационного поражения России.

Но это не только проявление пораженчества. Это проявление дурного философского вкуса.

Не знаю, что говорит по этому поводу богословская мысль, но среди известных мне классиков лучше всех высказался Гегель:

«Сила духа лишь так велика, как велико ее внешнее проявление, его глубина глубока лишь настолько, насколько он отваживается распространиться и потерять себя в своем раскрытии».

Политика – удел духа, который «отваживается распространиться». Сегодня нам очень не хватает этой отваги. И не стоит одергивать тех, в ком она живет.


Патриарх Кирилл напомнил Президенту о симфонии властей
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=730102

 

В Кремле состоялся приём в честь архиереев - участников Поместного Собора Русской Православной Церкви…

 

 Сегодня, 2 февраля, по случаю интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Большом Кремлёвском дворце состоялся приём от имени Президента России Дмитрия Медведева в честь архиереев – участников Поместного Собора Русской Православной Церкви, сообщает официальный сайт Президента России. В мероприятии приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент России Дмитрий Медведев.

Глава Российского государства, выступая с вступительной речью, напомнил, что несколько дней назад завершил работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший Предстоятеля Русской Православной Церкви. "Я рад видеть сегодня в Кремле участников Поместного Собора и рад ещё раз поздравить Вас, Ваше Святейшество", – сказал Президент России, обращаясь к Патриарху Кириллу.

"Со времени предыдущего Поместного Собора в жизни нашей страны произошли перемены исторического масштаба. В обновлённой России отношения государства и Церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций и в то же время на основе признания государством огромного вклада Церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и в утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе. Мы высоко ценим осуществляемое Церковью социальное, просветительское, миротворческое служение и её усилия по укреплению межрелигиозного диалога, межнационального диалога, мира и согласия в нашей стране", – заявил Дмитрий Медведев.

 "Принципиально важно, что в Поместном Соборе приняли участие представители всех стран, где Церковь несёт свою высокую духовную миссию. Мы поддерживаем её усилия по укреплению братских связей между Россией и народами ближнего зарубежья. Нас разделяют государственные границы, но у нас общее прошлое и общая историческая судьба. К выборам Патриарха Церковь подошла сильной, восстановившей свою целостность и каноническое единство. Огромная заслуга в этом принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и митрополиту Лавру и, конечно, всем вам, всему православному духовенству. Подписание в мае 2007 года в Москве Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за границей положило конец трагическому разделению русского народа и придало одновременно решающий импульс консолидации русского мира, ещё крепче связало наших соотечественников по всей земле", – отметил Президент России.

"В основе всех наших достижений и побед, представлений об уверенном развитии государства в будущем лежит нравственная сила российской нации, вера в идеалы добра, любви и справедливости. Источником этой силы на протяжении многих веков является Русская Православная Церковь. Без всякого сомнения, так будет и впредь", – выразил уверенность российский лидер.

Со своей стороны, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: "Ваше превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, Президент Российской Федерации! Позвольте от лица епископата, клира и мирян, Русской Православной Церкви, от лица членов Поместного собора сердечно поблагодарить Вас за внимание, которое государственная власть России проявила к этому большому событию, за ту помощь, которая была оказана".

"Благодарю Вас сердечно за слова, которые Вы сейчас произнесли, – продолжил Святейший, обращаясь к Президенту. – Как в капле воды отражается солнце, так в этих словах отражён весь наш опыт церковно-государственных отношений. Это сложный опыт, его истоки – в Византии, когда лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием церковно-государственной модели отношений. Тогда они использовали для описания этой модели замечательное слово "симфония", которое по-русски мы употребляем с другим ударением. Так вот, симфония предполагает гармоническое сочетание интересов, распределение ответственности. И очертания этой симфонии запечатлены в каноническом придании Православной Церкви. Наверное, в идеале эти отношения никогда не были реализованы по многим обстоятельствам, но они всегда были примером".

"Русская Православная Церковь прошла тяжелейшим путём многих исторических событий, перипетий, трудностей, и ни о какой симфонии не могло быть речи тогда, когда волей государственной власти было ликвидировано патриаршество. Не могло быть речи тогда, когда власть стала гонителем Церкви. В новых условиях мы сознаём невозможность осуществления этого идеала, который родился в I тысячелетии, но с другой стороны, мы, как Церковь, сознаём необходимость, чтобы дух симфонии направлял наши мысли и дела в построении модели церковно-государственных отношений", – отмечает Предстоятель Русской Церкви.

"Мы живём в современном демократическом государстве, и те братья наши и сёстры, которые живут в иных государствах, а их много среди нас, также существуют в той системе права, которая сегодня является общепризнанной. Общепризнанными являются и те принципы, которые заложены в нашу государственную Конституцию. Поэтому дух симфонии, но не буква, должны реализовывать себя в рамках того законодательного поля и на основе тех конституционных положений, которые существуют. Это открывает замечательную перспективу развития церковно-государственных отношений таким образом, чтобы ни государство, ни Церковь, не вмешиваясь в дела друг друга, уважали взаимно позицию друг друга по этим внутренним делам и одновременно выстраивали широкую систему взаимодействия, диалога и сотрудничества. Это и происходит сегодня в России и во многих других государствах, где осуществляет своё служение Русская Православная Церковь", – считает Патриарх Кирилл.

По его словам, "взаимодействие Церкви и государства в тех областях, которые имеют, в том числе, и отношение к внутренней, духовной жизни человека, к его нравственности, к его мироощущению, к его пониманию жизни, являются очень важными". "Потому что послание Церкви – это нравственное послание, это призыв к чистоте, праведности, к святости, это призыв к добру, к снисхождению, это призыв к тому, чтобы сердца наши были открыты друг другу. Если эти возвышенные нравственные идеи будут осуществляться в рамках конкретного взаимодействия, в том числе Церкви и государства, то мы совместными усилиями будем помогать современному человеку справляться с теми огромными вызовами, с теми многочисленными стрессами, с теми большими проблемами, которые перед ним возникают", – выразил уверенность Первоиерарх Русской Церкви.

"Государство заботится о земном, Церковь заботится о небесном. Невозможно представить небо без земли и землю без неба. И земля, и небо образуют гармонию божественного бытия, божественного творения. Дай Бог, чтобы сочетание небесного и земного, усилия церковные и усилия государственные были направлены на духовное и материальное процветание людей", – пожелал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Русская линия

 НАКАЗЫ НОВОМУ ПАТРИАРХУ

http://v-tretyakov.livejournal.com/207421.html

 


ЧИСЛО     ПОСЕЩЕНИЙ