Интервью архиепископа Волоколамского Илариона
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты».
http://www.patriarchia.ru/db/text/718178.html
Самоволка: со службы на службу
— Владыка, еще недавно Ваше богослужение проходило в одном из музыкальнейших городов мира — в Вене. Там жили и творили величайшие композиторы — Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Брамс. Наверное, это вас и подвигло к сочинению музыки?
— Моя композиторская судьба странная и неординарная. Однажды в своей жизни я музыку бросил. Причем сделал это сознательно и, как предполагал, навсегда. Просто оказался перед выбором: служить музыке или Церкви. И выбрал Церковь.
11 лет я учился по классу скрипки и композиции в музыкальной школе им. Гнесиных, потом в Московской консерватории. Предполагалось, что стану профессиональным музыкантом. Но параллельно я начал ходить в церковь. И с каждым днем храм притягивал меня все больше, а музыка — все меньше.
— То есть Церковь Вас оттеснила от музыки?
— Несколько лет я жил в состоянии не то что раздвоенности, но как бы постоянно спрашивал себя: чему все же я должен посвятить свою жизнь? В конце концов осознал, что больше всего хочу служить Церкви.
— Сколько Вам было лет?
— 15. Думаю, мой выбор стал результатом того внутреннего процесса, который непросто объяснить словами. Но поиск привел к безошибочному результату.
— Вы так уверены в этом?
— Человек, который ступил на путь служения Церкви и сделал это сознательно, никогда не пожалеет о своем выборе.
— И Вы бросили Московскую консерваторию?
— Из консерватории меня призвали в армию. Такие были условия: сначала требовалось отдать Родине «священный долг», а потом уж заниматься тем, к чему призывает душа. Конечно, если бы не служба в армии, я бы стал поступать в семинарию сразу. Однако я не хотел уклоняться от службы в армии, знал, что надо отслужить и после этого со спокойной совестью оставшуюся жизнь посвятить тому, к чему стремился — церковному служению.
— Где Вы служили, если это не военная тайна?
— В Образцовом оркестре Пограничных войск. Всем оркестром мы ездили по погранзаставам Дальнего Востока, играли концерты эстрадной музыки. Моим инструментом был электроорган. Мы проехали часть границы с Китаем — от Хабаровска до Благовещенска. От одной заставы к другой — сотни километров.
— У Вас, наверное, и награды имеются?
— Был нагрудный знак «Отличник погранвойск». Хотя, на мой взгляд, я не заслужил его. В самоволки ходил.
— Что толкало Вас на столь опрометчивые шаги?
— В храм ездил. Приходилось скрывать, что я верующий. Тогда нельзя было носить на шее нательный крестик, я зашивал его в ворот гимнастерки.
— А где хранили Евангелие — не в солдатской же тумбочке?
— Мне подарили миниатюрное Евангелие, которое помещалось в кармане. Но я понимал, что рано или поздно его обнаружат. Потому выучил наизусть Евангелие от Иоанна, а книгу спрятал.
— Что было после армии?
— Демобилизовался я в ноябре, но поступать в семинарию было поздно, учебный год уже начался. Чтобы не терять время, я решил поехать в монастырь Святого Духа в Вильнюсе. И к следующему сентябрю я уже был священником.
— А как же музыка?
— Порвал с ней, как казалось мне тогда, раз и навсегда. Отречение от мира для меня прежде всего означало отречение от музыки. Потому что меня с миром, кроме музыки, по большому счету, ничто не связывало. Музыку я больше не писал, на музыкальных инструментах не играл и даже не слушал музыку в записи.
В церкви не бывает скучно
— Есть немало молодых людей, которые считают себя верующими, но в церковь не ходят. Им там, говорят, скучно. Ясно, что церковь не дискотека, сюда приходят не развлекаться, но, тем не менее, можно ли изменить ситуацию?
— Не представляю себе, как можно скучать на богослужении. В школьные годы я иной раз бывал на дискотеках, школьных вечеринках, где собирались мои сверстники «себя показать и на других поглазеть». И умирал там от скуки. Велись пустые, никчемные разговоры. События, которые происходили в так называемой молодежной среде, мне всегда казались какими-то пресными, а веселость одноклассников — искусственной.
— В церкви иначе?
— В церкви все по-другому. Только здесь мне удалось ощутить реальность подлинной жизни.
— Служение Господу — доходное дело?
— Когда я начинал свой священнический путь и служил в Литве, то просто нищенствовал. Мои прихожане были беднейшими людьми, а зарплату я получал символическую. В 1991 году приехал в Москву, и тут у меня уже было три должности: служил клириком в храме, а также преподавал в Московской духовной семинарии и Свято-Тихоновском институте. Общий доход за месяц составлял 12 долларов. Один доллар я получал за службу в храме, 10 — в Духовной академии, и еще один — в Свято-Тихоновском институте. Считаю в долларах, потому что рубль тогда падал очень сильно. В общем, реально зарабатывал на два килограмма сыра в месяц.
— Как же Вы жили?
— Переводами подрабатывал — с английского на русский и наоборот.
Когда приходит музыка
— Как же Вы вернулись к музыке?
— Постепенно я начал вновь слушать музыку. Например, в машине — за рулем. Но на концерты или в оперные театры не ходил и до сих пор не хожу. За шесть лет жизни в Вене был в знаменитой Венской опере всего один раз. И только потому, что певец из нашего церковного хора исполнял там партию Командора в «Дон Жуане» — умолял, чтобы я послушал его.
— Крепкая же у Вас воля!
— Просто когда мне было 20 лет, я был настроен очень радикально. Отошел от музыки и думал навсегда. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В какой-то момент, видимо, период радикализма миновал, я начал позволять себе понемногу слушать классическую музыку. Хотя активно ей все равно не занимался. Но в 2006 году что-то во мне вдруг поменялось — и я стал писать музыку.
— Как это «вдруг» — ни с того ни с сего? Был же, наверно, какой-то толчок?
— Эту роль, по-видимому, сыграл один концерт в Москве на фестивале православной музыки. Хор храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее исполнил мое сочинение 20-летней давности — «Ныне силы небесные». Я послушал и...
— Захотелось что-то еще сочинить?
— Да. В моей голове вдруг стали возникать музыкальные идеи, темы, причем в таком изобилии, что казалось, будто они во мне копились, как в шкатулке, два десятилетия. Мелодии словно падали с неба. Не помню, чтобы подобное со мной было в годы учебы в консерватории. Тогда я с большим трудом сочинял музыку.
«Божественную Литургию» для смешанного хора я сочинил за 10 дней. Причем процесс сочинения совпал с командировками в разные страны, потому писал в основном в самолетах или залах ожидания.
— Писали на нотной бумаге?
— Вначале и этого под рукой не оказалось. Разлиновывал обычный лист вручную и тут же записывал ноты.
— Наивный, наверное, вопрос: как рождается музыка? Нужно, чтобы под рукой, помимо нотной бумаги, всегда был, допустим, еще и рояль?
— Музыка рождается в голове и сердце. Наличие рояля при этом совсем необязательно. Когда пишешь за инструментом, творческий процесс совершенно иной. На рояле можно подобрать музыку, сыграть одно, другое. И вдруг услышать нечто оригинальное. Тогда можно и записать. Но когда нет рояля, музыкальные темы рождаются внутри, мне же остается только перенести их на бумагу. Именно так я сначала написал «Божественную Литургию», затем «Всенощное бдение». Точно так же появились и «Страсти по Матфею».
— Вы так бесстрашно вторглись в сферу Иоганна Себастьяна Баха. Ведь известно, что вершиной его вокально-драматической музыки стала именно оратория «Страсти по Матфею». Насколько она созвучна с Вашим творением?
— Моя идея заключалась в том, чтобы старую форму «Страстей», которая, кстати, существовала еще до Баха, но нашла свое наивысшее выражение в его творчестве, наполнить православным содержанием. Получились «Страсти», основанные на православной духовной традиции. Там и тексты из православного богослужения, и сама музыка постоянно отсылает к церковной службе. Это попытка перенести на сцену атмосферу, возникающую в православном храме в Великую пятницу, когда совершается богослужение, посвященное страданиям Христа.
В то же время каждый композитор определяет для себя те художественные принципы, которым он будет следовать в своем творчестве. Иногда он поступает так рационально, а иногда это происходит как бы само собой, в процессе творчества. В данном произведении я опирался (вольно или невольно) на три разных стилистических пласта. Во-первых, баховская традиция — музыкальный стиль эпохи барокко. Во-вторых, стиль русской церковной музыки, той, которую мы слышим и сегодня в храмах, но которая в основном относится к XIX веку. И, в-третьих, стиль отдельных композиторов XX века, таких как Шостакович, Прокофьев.
— Как оценил ваше творчество Патриарх Алексий II, бывший большим знатоком классической музыки?
— Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II присутствовал на первом исполнении «Страстей по Матфею» в Большом зале Московской консерватории 27 марта 2007 года. После концерта он пригласил меня к себе и сказал: «Спасибо Вам за прекрасную музыку». Вместе с ним на концерте был и митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх.
— Затем «Страсти по Матфею» слушали в Риме. Какой была там реакция? Мнение католиков не разнилось с мнением православных?
— Прием со стороны публики был самый теплый. Когда пишешь музыку, не знаешь, найдет ли она отклик в душах людей. Одно дело, что ты сам вкладываешь свои переживания в произведение, а другое — удастся ли передать их другим, будут ли они восприняты слушателями. Контакт с публикой может получиться, а может и нет. В данном случае контакт был стопроцентный. Люди поняли то, что я хотел выразить этой музыкой.
Одевался за 40 секунд, обедал за шесть минут
— Цветы, аплодисменты... Вы почувствовали себя звездой?
— В первую очередь я — священнослужитель. И своим творчеством — будь то музыкальные произведения, переводы или книги, я стараюсь свидетельствовать о Христе, донести Слово Божие и Его красоту до человеческого сердца. А это — первоочередная задача пастыря.
— Что Вы испытываете, когда выходят ваши новые книги или переиздаются старые?
— Когда я получаю книгу из типографии, не испытываю никакой эйфории. Более того, первое, что обычно происходит со мной в таких случаях: я открываю какую-нибудь страницу и тут же обнаруживаю опечатку, которую не нашли при вычитке ни я, ни редактор, ни корректор.
— Возвращаясь к началу нашего разговора — о притягательности Церкви для молодежи. Как Вы считаете, способствуют ли этому священники, которые в недавнем прошлом были кумирами молодых?
—Каждый священнослужитель привносит в Церковь свой собственный опыт. Этот опыт может оказаться ценным и востребованным. Действительно, есть священнослужители, которые вышли из среды ученых, музыкантов, артистов или представителей других профессий. Часто такие священники способны наладить диалог с представителями своего прежнего круга гораздо лучше, чем священнослужители, не имеющие подобного опыта. Однако суть не в этом. Принято почему-то считать, что Церковь — это только священники. На самом же деле Церковь — это вся полнота верующих людей: и епископы, и священники, и диаконы, и монахи, и миряне. Каждый священнослужитель должен использовать досвященнический опыт и весь свой творческий потенциал во славу Бога и Церкви и для пользы людям. И это относится не только к священникам, но и ко всем членам Церкви. Будучи мирянином и занимаясь каким-либо светским делом, также можно принести пользу и Церкви, и другим людям, воспринимая свою мирскую профессию как форму служения Богу.
— Известные в России рок-музыканты относят себя к верующим. Зачастую свои концерты они совмещают с проповедью. Как Вы относитесь к идее «православного рока»?
— Я воспитывался в традициях классической музыки и рок-музыкой никогда не увлекался. Мне гораздо ближе музыка классическая. Современная молодежь, к сожалению, классику слушает мало. А ведь это огромный пласт мировой культуры.
— Как Вам кажется — почему молодежь отторгает классическую музыку?
— Чтобы принять музыку, надо ее понимать. Но если ты воспитан на каких-то иных образцах, сделать это непросто. Хотя я бы не сказал, что интерес к классической музыке падает. Концертные залы полны, компакт-диски раскупаются быстро, значит, классика тоже востребована. Более того, думаю, многие рок-музыканты, чьи имена гремят сегодня на всю Россию, со временем забудутся, а вот Бах, Бетховен, Шуберт, Брамс остаются в веках. Человечество будет вновь и вновь обращаться к этим колоссам классической музыки.
— По-вашему, рок-музыкант не может влиять на умы благотворно?
— Почему же. Если он верующий человек, то может. Слова о вере, о христианской нравственности из уст рок-музыканта на каких-то его почитателей, думаю, произведут впечатление или заставят задуматься. Это своего рода миссия. И потом, любой христианин, чем бы ни занимался, может всегда оставаться с Богом, все его дела, да и вся его жизнь может быть освещена Им.
— Для Вас сочинение музыки, книг — это хобби?
— Хобби предполагает наличие свободного времени. А его и раньше-то у меня практически не было, а теперь — после назначения Председателем ОВЦС — и вовсе нет.
— Так уж совсем — ни полчасика?
— Если постараться, то полчасика найти можно. За долгие уже годы служения Церкви я разработал целую систему для выкраивания свободной минутки.
— Секретом поделитесь?
— Надо вставать пораньше, а ложиться попозже.
— Для Вас это какое время?
— Все зависит от обстоятельств, но сон не должен превышать шести часов. Конечно, можно спать еще меньше, но это уже для таких подвижников, к каким я себя отнести не могу. Потом у меня с армии выработалась привычка быстро «принимать пищу». В армии на обед отводилось шесть минут. Сейчас я обычно обедаю минут за 10. Экономия времени по мелочам в конечном итоге может дать полчаса, может час, а то и два. К тому же немало времени мне приходится проводить в дороге. В самолетах, в аэропортах, в машине. Стараюсь распланировать и использовать даже эти часы. Ведь перелет может и полдня занять, и день, и даже сутки — в Австралию, например.
— Есть ли у Вас музыкальные планы?
— В августе прошлого года, когда находился неделю в Финляндии, я написал одно произведение, которое пока еще не исполнено. Это симфония для хора с оркестром на слова псалмов — «Песнь восхождения». Предположительно, это сочинение прозвучит 26 ноября в Большом зале консерватории.
Но никаких дальнейших музыкальных планов у меня сейчас нет. Святейший Патриарх Кирилл как-то сказал: «Владыка Иларион должен теперь писать только одну симфонию — внешних церковных связей». Этим я и занимаюсь денно и нощно.
«Российская газета» — Неделя №4969 (145) от 6 августа 2009
Патриарх Кирилл: общие ценности делают русских и украинцев единым народом
http://www.imperiya.by/rusworld.html?id=6105
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл полагает, что россияне и украинцы по-прежнему объединены общими ценностями, несмотря на все политические разделения.
"Я понял (после посещения Украины - "ИФ"), что с точки зрения базисных ценностей мы - один народ. Конечно, с этнической точки зрения, с точки зрения языка можно говорить (о различиях), и я не вхожу здесь в полемику с учеными, но в плане базисных ценностей мы - одно целое", - сказал патриарх в воскресенье на встрече с общественностью Архангельска в городском драмтеатре.
По его словам, "любой вдумчивый политик и в России, и в Украине не может игнорировать этот факт". Он отметил также, что "историческая общность, которая сформировалась за тысячелетие нашей общей истории", не может быть разрушена по воле отдельных политиков.
В то же время патриарх подчеркнул важность уважения принципа суверенитета как России, так и Украины в двусторонних отношениях этих стран. Однако, по его словам, любые попытки внести раскол между россиянами и украинцами "немедленно производят глубокие разделения внутри самой Украины".
***
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл убежден, что обеспечение обороноспособности России должно подкрепляться защитой православных ценностей в обществе.
"Не надо стыдиться ходить в храмы, учить православию своих детей. Тогда нам будет что защищать своими ракетоносцами", - сказал патриарх Кирилл на встрече с корабелами Северного машиностроительного предприятия (Севмаш) в Северодвинске.
"Я глубоко убежден, что свободные экономические отношения оптимально обеспечивают развитие производства, но как важно в этих условиях не потерять то, что заложено в нашей духовной и культурной традиции, не поддаться на соблазн рыночного прагматизма, который все меряет на деньги", - сказал патриарх Кирилл. По его словам, Россия сегодня действительно стала рыночным государством, "но как важно при этом не стать рыночниками в душе".
По словам патриарха, "философия жизни по голосу инстинкта, стремление все мерить на деньги может разрушить страну даже при условии самого надежного ядерного щита". Он отметил, что Советский Союз "был разрушен без единого выстрела". "И ни одна ракета из ваших ракетоносцев при этом выпущена не была", - сказал патриарх, обращаясь к военным морякам.
Он добавил также, что "в условиях интеграции России в мировую экономику мы должны особо крепить национальное самосознание и нашу систему ценностей".
20 августа 2009, Опубликовано на сайте .imperiya.by
Трудно не восхищаться Владимиром Путиным. При всех недостатках системы «жесткой демократии», построенной им в РФ, он не оставил скептикам ни капли сомнения в том, что российское государство – как механизм осуществления власти – сильно и жизнеспособно. И при желании поломает любого олигарха и любую коррупционную машину. Снос Черкизовского рынка, который начался несколько часов назад, яркое тому подтверждение…
В отличие от киевской Троещины или харьковской Барабашовки, где также торгуют нелегалы, причем, как правило, контрафактными товарами, Черкизовский рынок уже перешел из сферы экономической в плоскость политическую. И дело не только в колоссальном (не сравнимом ни с какой Троещиной) обороте: средняя ежедневная посещаемость «Черкизоны» составляла больше 1 млн. (!) человек. Просто гремучая смесь восточных амбиций хозяина «спрута» Тельмана Исмаилова, помноженных на вертикально-интегрированную коррупцию во всех эшелонах и уровнях власти, создала реальную угрозу для национальной безопасности России.
Пока этого не было – «Черкизону» никто не трогал. Несмотря на грязь, болезни, контрабанду, подпольные мастерские, где работали десятки тысяч нелегалов, завязанные на рынок наркотрафики и многочисленные скрытые от посторонних глаз преступления. Только убийств, как полагают осведомленные источники, в этой изолированной от внешнего мира клоаке за годы ее существования было не меньше 200. Семейные ссоры, межнациональная вражда, коммерческие конфликты, месть проституткам, шантаж в отношении представителей администрации рынка… Дела, как правило, не доходили не то, что до суда, – до следствия. А трупы никто и не искал, ибо заявлять о смерти очередного «мигранта-невидимки» было некому.
Неизвестно, была ли у рынка перспектива рано или поздно превратиться в цивилизованное торговое пространство? Скорее всего, нет. Ибо тут не только торговали, но и жили: женились, питались, рожали детей, умирали от старости, болезней и неизвестно чего. Очень многие обитатели «Черкизоны» никогда не выходили за пределы «резервации», не ориентировались в Москве, а товар им доставляли посредники, полностью подконтрольные людям Исмаилова, коррумпированным спецслужбам, таможенникам и контрольным органам всех мастей.
Именно в умении гениально коррумпировать слабую на «денежный передок» российскую власть была сила Исмаилова. Катализатором путинского гнева стала видеозапись с его дня рождения, где всесильный хозяин грязного товарного потока в золотых хоромах заставляет плясать перед собой лезгинку милицейских генералов, кушать торт со своей руки – высокопоставленных чиновников, а неких сотрудников ФСБ – совместно смеяться над похабными анекдотами про первых лиц страны.
Обычная совсем история: одуревший от громадья денег и безнаказанности, зажравшийся олигарх ошибочно почувствовал себя выше государства, мощнее его символов и вообще вообразил – сверхчеловеком. Добавить к этому склонность к самодурству – и получаем реальную угрозу (повторюсь) национальной безопасности.
Когда это стало очевидным, на самом высоком уровне было принято решение – его остановить. Заметим: решение выполнено. Сказано – сделано. Рынка больше не существует. Тельман Исмаилов, лихорадочно вкладывающий деньги в Турцию, думаю, рано или поздно все-таки будет арестован.
Конечно, лес рубят – щепки летят. Сотни тысяч несчастных нелегалов остались без денег, товаров, крыши над головой и с большими долгами сородичам в чужой враждебной стране. Вариантов выхода у них немного: бомжевание, депортация, самоубийство или уличный разбой. Уже в июле уличная преступность – кражи, грабежи, разбои – вокруг бывшего Черкизовского выросла сразу на 35%! Это всего за месяц!
Не поддается моментальному лечению и коррупция. Не секрет, что арестованный на рынке контрафактный товар из контейнеров забрать все же можно. Эта «услуга» почти в открытую предлагается загадочными личностями, которые крутятся около ворот бывшего рынка. Разумеется, предложение касается тех торговцев, у кого на руках еще остались хоть какие-то деньги.
Для «маленькой» партии (до 40-50 тыс. долларов) вынос товара за пределы арестованного рынка обойдется хозяину в треть стоимости. Если же контейнер забит товаром, то меньше чем за миллион рублей договориться не получится. Дальше за $ 5 тыс. частники на «Газелях» вывозят «шмотье» на другой рынок – некогда респектабельный «Москва».
Тамошние торговцы уже в шоке. Некогда дорогой, «бутиковый» рынок, куда за качественными европейскими вещами приезжали состоятельные люди, уже «загадили» тюками на колесиках, лотками с горячей лапшой и самопальными туалетами. Но миграция обитателей «Черкизоны» на «Москву» вполне объяснима.
Дело в том, что собственник «Москвы» – партнер Исмаилова Зарах Илиев, возглавляющий компанию «Фирма Илиев». Ему принадлежат также гостиница «Украина», мебельный центр «Гранд». В «Черкизоне» у него была почти треть акций. Остальными 70% владеет группа компаний «АСТ», возглавляемая Тельманом и тремя его сыновьями.
Крошечный процентик имел бывший ректор Университета физкультуры Олег Матыцин. 11 июня против него было возбуждено уголовное дело. Именно Матыцин на заре капитализма передал 72 гектара территории, арендатором которой являлся Российский государственный университет физкультуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), группе «АСТ». С этого собственно и начался рынок, разросшийся со временем до 234 га.
Неправда, что с «черкизовским спрутом» начали бороться только теперь, когда Путину доложили о беспрецедентной наглости Исмаилова. Еще в 2005 году было возбуждено уголовное дело, проводились обыски, были задержаны 29 вагонов контрабандных товаров из Китая, которые следовали на подмосковный склад одной из воинских частей ФСБ.
Через год тогда еще президент Владимир Путин публично заявил, что в России существует практика, когда «таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются в экономическом экстазе». А 12 мая своих постов лишились глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Александр Жерихов, два его заместителя, три генерала ФСБ, два прокурора, пять сотрудников МВД и четверо сенаторов.
Оперативное сопровождение расследования о контрабанде обеспечивал глава департамента ФСКН Александр Бульбов. Но уже в октябре 2007 года Бульбова арестовали якобы за незаконное прослушивание телефонов и получение взяток. Сам он напрямую связывает свое преследование с участием в расследовании «контрабандного дела».
По его словам, таможенное «окно» на российской границе организовали экс-сенатор Игорь Иванов, депутат Приморского заксобрания Геннадий Лысак и гендиректор ООО «Ростек-ДВ-Сервис» Денис Павлов. Всего же в преступное сообщество входили около 30-ти человек.
Контрабандный груз (ширпотреб, мебель и автомобили) шел на склады временного хранения на Дальнем Востоке (таможня «закрывала» на него глаза), откуда направлялся в адрес воинской части ФСБ, расквартированной в Подмосковье (что способствовало его беспрепятственному передвижению по России). Прямо на территории части возглавляемая Сергеем Ткаченко фирма «Прам-Трейд» арендовала склад, на котором и хранился товар. Затем он уходил на грузовые площадки «АСТ» и «Щебенка» торгового центра «Черкизовский». Дальше товар направляли на реализацию, преимущественно на Черкизовском рынке Москвы.
Весной 2007 года был задержан ряд коммерсантов, имевших отношение к контрабандному бизнесу, в том числе и Сергей Ткаченко. Но ответным ударом людей Исмаилова за решетку был отправлен и сам Бульбов. Кстати, он до сих пор сидит в СИЗО и будет сидеть, как минимум, до 15 ноября. Но есть все основания полагать, что в суде генерала все-таки оправдают.
Что же касается самого «виновника торжества», то Исмаилов нанял самого дорогого российского адвоката Павла Астахова, а сам срочно переместился в Турцию. Как известно, буквально в день начала наступления власти на Черкизовский рынок, он торжественно открыл в Анталии самый роскошный отель побережья – Mardan Palace. Строительство обошлось ему в $1,4 млрд. На его открытии гостей (за миллионные гонорары) развлекали голливудские звезды Ричард Гир, Шэрон Стоун, Моника Белуччи и Пэрис Хилтон, которым тут же щедро раздаривались бриллианты и "Порше"…
Как сообщили турецкие СМИ, после открытия Mardan Palace Тельман Исмаилов попросил турецкое гражданство. Правительство Турции еще медлит с ответом, понимая, что огромные инвестиции опального миллиардера не идут ни в какое сравнение с прибылью от российского туристического потока. И потому ссориться с Путиным и Медведевым из-за какого-то Исмаилова им не на руку. Испуганный Тельман, заметив колебание турок, объявил, что намерен построить в Турции еще более дорогой отель и щедро спонсирует футбольный клуб «Антальяспор». Спасет ли это его от участи Михаила Ходорковского – покажет время.
P.S. Кто-то, наверное, не разделяет мнения автора, что сильная власть, способная остановить зарвавшихся олигархов, даже если ради этого придется поломать десятилетиями создававшуюся машину бизнеса и коррупции, это не самая комфортная система жизни. Но с другой стороны, именно импотенция власти в Украине привела к появлению таких персонажей, как Лозинский, отстреливающих мирных граждан в своих охотничьих угодьях. А ссора двух олигархов вокруг одного ферросплавного завода дестабилизировала всю вертикаль госуправления с 2005 года и фактически до сих пор.
Демократия, конечно, хорошая штука. Но в самой демократической (официально) стране мира – Соединенных Штатах все миллиардеры знают свое место. А, кто не знает, безжалостно возвращается с небес на грешную землю.
Наша свобода – это, увы, страна вседозволенности мелких чиновников, полной разбалансированности управленческой вертикали и отсутствия единого центра, куда можно пожаловаться и получить помощь. С одной стороны, может, это и здорово, что за анекдоты о прыщах на лице гаранта пока никого не поставили вне закона. С другой – анекдоты ведь только видимая часть айсберга. Если копнуть глубже, появляются трупы в Голованевском лесу. И много других косвенных и прямых доказательств тезиса о том, что государство Украина – это лишь условное обозначение территории безвластия…