О положении дел в правящем дуэте в свете выборов-2012
http://www.6buro.ru/index.php?page_id=41&g_id_1=1040&c_id_1=6002
С середины сентября с.г. наблюдается очередной всплеск интереса политических, деловых и журналистских кругов к ситуации внутри правящего дуэта в свете выборов-2012 и краткосрочным перспективам развития России.
Стимулом к проявлению такого интереса, по практически единодушному мнению, явились встречи президента и премьера с членами клуба «Валдай», выступление Дм.Медведева на конференции «Современное государство и глобальная безопасность» в Ярославле, содержавшее ряд знаковых положений, и опубликованное им в интернет-издании Gazeta.ru обращение к нации «Вперед, Россия».
Однако указанные выше мероприятия не внесли ясности в вопрос о выборе преемника, о перспективах руководства страной и будущем «национальном лидере (лидерах)».
Ясно одно - В.Путин не намерен расставаться со своим влиянием и с присутствием внутри власти еще продолжительное время. В то же время он готов придерживаться определенных демократических процедур – проведение выборов, поддержка институтов парламентской демократии и т.д., что обуславливается ориентацией истеблишмента на сохранение отношений с Западом. Так что легитимность власти необходима ей самой. При этом премьер и в будущем будет опираться на доверенных лиц, что является основополагающим принципом «путинского типа управления».
В 2012 году предстоит избрать президента на 6 лет. Юридических препятствий для возвращения В.Путина на высший пост не существует. Но на этот же пост может баллотироваться и Дм.Медведев, который постепенно, но последовательно и настойчиво формирует собственную повестку дня, идентифицирующую его как самодостаточного политического деятеля.
Пока не просматриваются критерии принятия решений, равно как и ключевой игрок в тандеме, ответственный за такое окончательное решение. Однако в случае избрания В.Путина просматриваются, как минимум, две проблемы. Во-первых, его неизбежно обвинят в авторитаризме и реализации иезуитской комбинации с целью возвращения «короны». Во-вторых, Дм. Медведеву после президентского поста будет достаточно трудно подыскать адекватное место, учитывая, что предоставление ему премьерства по аналогии с В.Путиным выглядело бы, по меньшей мере, как отсутствие политической фантазии. К тому же президент не имеет в руках таких рычагов, как премьер в мае 2008 года: «Единая Россия», парламент, кадры, прямой контракт с обществом. И, главное: по крайней мере, на настоящий момент его связь с обществом остается преимущественно опосредованной, через механизм преемничества и поддержку В.Путина. В то же время переизбрание Дм.Медведева в 2012 году может означать начало движения к президентско-парламентской республике.
Дм.Медведев и В.Путин на вопрос о 2012 годе отвечают в унисон, что конкуренции между ними нет и быть не может, поскольку они «люди одной крови и одних политических взглядов».
Напрашивается вывод о том, что в будущих выборах любой из дуэта может принять участие при условии отказа одного в пользу другого. Решение, безусловно, еще не принято и будет зависеть от развития политической и социально-экономической обстановки в стране, степени доверия к правителям, уровня конфликтности внутри властных кланов и различных групп влияния.
При сохранении стабильности возможен вариант переизбрания Дм.Медведева, при обострении обстановки – возвращения В.Путина. При этом премьер дает понять, что решение будет приниматься совместно, однако разница в политических весовых категориях участников дуэта на настоящий момент остается значительной.
Вместе с тем важно отметить, что Дм.Медведев постепенно выкристаллизовывает свой собственный курс, который хотя и не затрагивает устои режима, в первую очередь политические, однако позволяет говорить о некоторых особенностях. Речь идет о судебной реформе, борьбе с бюрократией и коррупцией, модернизации экономики. Появилась «медведевская стилистика» в отношениях с обществом - использование современных технологий, интернета, прямой диалог власти с народом.
Новизна не в собственно идеях, выдвинутых президентом (об инновациях, например, неоднократно заявлял и премьер), а в попытке «отцепиться» от «путинского курса», приобрести собственные черты, не вступая в резкое противоречие. Дм.Медведев уверен, что нынешняя модель лишь воспроизводит, но не развивает Россию: «Не изменяют сложившийся уклад жизни. Сохраняют пагубные привычки… Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки. Мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции... Неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ. Это очень большие проблемы даже для такого государства, как Россия».
По сути, это критика власти изнутри самой власти, чего В.Путин практически никогда не делал. Для него все угрозы исходили из вне – Запад, внесистемная оппозиция, олигархи и т.д. По Дм.Медведеву, проблема не просто внутри, а в наличии источников угроз в самой системе. «Враги» для него - продажные чиновники и ничего не предпринимающие предприниматели.
Применительно к внешней политике президент считает, что она должна быть «умной, рациональной, по-государственному прагматичной»: необходимо «вытеснить из политической сферы опасные иллюзии национализма, с одной стороны, или архаичные предрассудки классовой борьбы, с другой. Утопические проекты глобального господства, как бы они ни назывались – «всемирный халифат» или «благожелательная гегемония», высокопарное оправдание военных авантюр, подавление прав и свобод людей, любые незаконные действия – все это, конечно, было бы желательно оставить в прошлом, хотя я понимаю, что это все проще произнести, чем сделать».
Президент достаточно критично относится к США, обвиняет Вашингтон в мировом финансовом кризисе, в проведении «неразумной» и «некомпетентной политики». Вместе с тем у него за короткое время выстроились достаточно прагматичные отношения с новым главой Белого дома. В интервью швейцарским СМИ Дм.Медведев отметил: «А с Бараком Обамой мы действительно встретились уже полноценно, и это был такой, если хотите, «момент истины», потому что к тому времени, при всем моем уважении к Джорджу Бушу-младшему, отношения между Америкой и Россией деградировали до предела, почти до уровня «холодной войны». Сейчас не буду разбирать причин. И то, что Барак Обама захотел эту ситуацию преодолеть, и такое же желание было у меня, здесь никакого секрета нет». Т.е. речь идет о том, что его опыт отношений с президентом-демократом может быть более успешным, чем аналогичный опыт предшественника.
Ключевым элементом «медведевского» курса является признание правомочности обоюдной критики государств не только внешней, но и внутренней политики: «Государства, с моей точки зрения, должны знать друг о друге как можно больше и вправе критически оценивать не только внешнюю, но и внутреннюю политику друг друга, может быть, и указывать на недостатки этой политики, если она может привести к проблемам международного масштаба или игнорирует общепринятые этические нормы, принципы гуманизма». В.Путин таких заявлений никогда не допускал, исходя из того, внутриполитические процессы в России - табу для оценок, а тем более критики со стороны Запада. Заявление Дм.Медведева – одно из самых принципиальных отступлений от прежних подходов и органично вписывается в общий контекст «потепления» российско-американских отношений.
***
Проявляющиеся контуры «курса Медведева» не означают намерения сторон конфликтовать. Не имеется открытых свидетельств о наличии между двумя политиками принципиальных разногласий.
Потенциальные трения могут проявиться в двух вопросах. Первый – судьба госкорпораций, глубоко затрагивающая интересы близких к В.Путину людей, прежде всего, С.Чемезова, с которым у Дм.Медведева отношения не заладились. (Хотя их недавняя встреча не исключает «потепления»).
Второй – ВТО. Президент фактически отменил решение премьера об отказе от прямых переговоров с Организацией, пусть и максимально мягко преподнеся это решение обществу: «Мы не отказались от идеи вступления в ВТО и будем вступать в нее, причем готовы к различным способам вступления: или путем вступления самого Таможенного союза, или, если это будет сложно технически, мы готовы вступать по отдельности. Но мы до этого согласуем позиции… между Россией, Казахстаном и Белоруссией и будем из них исходить, но вступать будем в разном скоростном режиме».
На настоящий момент присутствует значительная степень свободы Дм.Медведева и готовность В.Путина поддерживать преемника по принципиальным проблемам.
В то же время очевидна ограниченность свободы президента в принятии кадровых решений, влиянии на партии и парламент.
Одновременно тандем с возрастающим напором испытывается на прочность внешней средой. Попытки сформулировать свой курс рядом российских и особенно западных СМИ интерпретируются как начало выхода Дм.Медведева из тени предшественника и нарастающих разногласиях между двумя лидерами.
В реальности идет естественный процесс попеременного перехода инициативы от одного к другому в зависимости от ситуации.
Кризис и низкая производственная отдача чиновничества естественным образом увеличивают востребованность инициатив Дм.Медведева в обществе, что не может не делать более гибкими подходы В.Путина к сценариям политического и социально-экономического развития государства.