С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Из рассказов 2009 года: И.Зорин, Г. Нипан, Н. Заякина,А.Образцов, Л.Никитинский, И. Полянская, О.Ермаков. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Из рассказов 2009 года: И.Зорин, Г. Нипан, Н. Заякина, А.Образцов, Л.Никитинский, И. Полянская, О.Ермаков.
Я давно, с зимы не представлял новых рассказов на своем сайте, хотя все это время что-то из арсеналов « Журнального зала» непременно прочитывал. Правда , ничего особо поразившего за это время мне не попалось, но вещи, достойные и даже очень достойные внимания, конечно же появлялись. Вот о них (предельно коротко) речь и пойдет.
Иван Зорин «Долг» http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/11/zo7.html. Это любопытнейший рассказ Ивана Зорина, наконец-то, появился в относительно толстом журнале. Хотя мне, например, он известен уже лет пять.
Казалось бы—очередная вариация на тему русской рулетки. Но мало можно поставить рядом с этой гордой и бесконечно русской, зарисовкой из времен гражданской войны…Два офицера бегущей из Крыма армии, потерявшие, похоже, все. И не ясно, кто из них более убедителен — для кого честь и в самом деле единственная ценность, последняя опора. Тот, первый, что щелкает курком легко, не размышляя, или второй, который так долго откладывает свой выстрел …
Георгий Нипан Три рассказа
http://magazines.russ.ru/volga/2009/3/ni8.html
Из этих трех я обращаю внимание на второй - «Алая раковина сердца». И вот почему. Он дает исчерпывающе убедительный положительный ответ на вопрос возможен ли чисто живописный или музыкальный художественный эффект в словесности. Когда явно вынесенный за скобки реальный смысл возвращается в текст по существу за счет только исключительной живописности ( музыкальности) фраз и последовательностей слов - через настроение, которые они создают. И самое интересное, что в первом и третьем рассказе подобный эффект отсутствует. Напрочь. Хотя техника письма вроде бы та же….
По-моему, «Алая раковина» должна очень понравиться Александру Иличевскому.
Наталия Заякина .Рубикон
http://magazines.russ.ru/zz/2009/17/za8.html.
Баналнейшая житейская ситуация, но поданная одновременно и изысканно и совершенно естественно. Автору определенно удалось без насилия, то есть в высшей степени естественно, удержать в своем бытовом тексте известнейшее историческое лицо, исторические события. В 999 из 1000 подобных современных попыток такое лицо из текста вываливается…
Александр Образцов. Папа, мама, я http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/3/ob6.html
Мне определенно нравится этот рассказ, хотя никак не могу понять почему. Демонстративно не связанные друг с другом три эпизода одной жизни. Причем первый продублирован в конце , образуя чт0-то вроде скобок или оправы двух оставшихся и более подробно прописанных. Болезнь и смерть матери ( воспоминание детства) и болезнь собственная с почти безумной попыткой переломить эту болезнь Ясно, что два эти эпизода друг от друга не оторвать. И не только характер болезни их связывает, но некая субстанция - запечатленный в обоих эпизодах один и тот же психологический тип. И третий эпизод - скобки, оправа - пристегнут намертво и совершенно непонятным образом работает на общее впечатление от текста.
Леонид Никитинский . Альтернативное счастье
http://magazines.russ.ru/znamia/2009/4/ni6.html
Очень частная, на первый взгляд, история. И автор, совершенно не настроенный вроде бы на какие-то обобщения - хроникер, корреспондент со вспышкой, монотонно фиксирующий эпизоды, вырванные из чей-то жизни. Так откуда же тогда это ощущение, что текстом схвачен и предъявлен солиднейший кусок пространства - времени. Характеры? Отнюдь - это, скорей, заготовки, очень и очень предварительные наброски. Ну, ни великолепнейший же и почти бессмертный кот держит сюжет и преобразует плоский репортаж в объемное художественное исследование… Пожалуй, и он здесь не при чем..
Далеко не сразу понимаешь, что феноменальный эффект этого повествования связан исключительно с его основным героем , коим оказывается …время. И не столько то, привычное и характерное для художественного произведения время , которое воспроизводится набором тщательно подобранных деталей. А то, которое и впрямь становится главным персонажем. Активным, деятельным, своенравным - созидающим и разрушающим.
Редчайшие моменты крутых исторических сломов - моменты, когда творческая активность собственно времени в разы превышает активность характеров, случайных сближений и прочих стандартных объектов художественного исследования… Когда все вокруг меняется с фантастической скоростью и без видимых причин … Когда инвариантен лишь какой-нибудь крутолобый и склонный к медитации кот…
Эти вольные импровизации времени и стали, похоже, смысловым центром рассказа Л. Никитинского .
Два рассказа Ирины Полянской
В майском номере «Знамени» публикуются три рассказа Ирины Николаевны Полянской( http://magazines.russ.ru/znamia/2009/5/po9.html)
Мне приблизительно понятно, почему она не стала публиковать « Желтые бананы» и «Крылов». «Бананы» - это , конечно, лишь заготовка, эскиз, набросок. Рассказ « Крылов», как мне представляется, ей просто не нравился - не должен был нравиться. Хотя бы потому, что ей пока не удалось в этом тексте. ( он, наверняка, был отложен для доработки ), скажем так, гармонизировать сильно заявленное мистическое начало.
Но, вот, что Ирину Николаевну останавливало в рассказе «Боль» мне совершенно непонятно. Правда, она могла считать, что финал рассказа слишком уж открыт –настолько, что остается ощущение незавершенности (автор так и не нашел, как убедительно расстаться со своими героями).Но, по- моему, именно предельно открытый финал этого текста и делает из него классный рассказ. Самое незначительное дожевывание, самая ничтожная попытка намекнуть на счастливый конец этой истории были бы для текста - разрушительными. Удивительно вовремя поставлена точка. С ювелирной точностью.
И два слова об известном рассказе И. Полянской «Куда ушел трамвай» ( на него меня вывела Е.Черняева, участвовавшая в подготовке публикации И.Полянской в «Знамени» http://lib.ru/NEWPROZA/POLYANSKAYA_I/r_kuda_ushel_tramvaj.txt). Рассказ прекрасен. В нем также, как и в « Крылове» , мистики предостаточно . Но она гармонизирована. И не только, как может показаться, болезнью девочки- подростка, от имени которого ведется рассказ, а прежде всего виртуозной , чудесной , чудной и до неправдоподобия точной прорисовкой детской психологии. Тут схвачено что-то настолько глубокое, сущностное, что этот небольшой рассказ воспринимается как фундаментальное открытие - как откровение.
Олег Ермаков Сон Рахматуллы
http://magazines.russ.ru/neva/2009/5/erm8.html
Есть тема «кавказскии пленник». Есть два примера удачного решения ее: классический вариант у Льва Толстого и ,не уступающий ему, современный вариант Владимира Маканина.. Олег Ермаков рискнул представить на этом фоне, казалось бы совершенно безнадежном для всякой попытки, свой - третий – вариант ( речь у него об афганской войне, но это совершенно неважно - реалии те же.) И его рассказ не только удерживается в этой оправе. Он там совершенно уместен и паритетен.
И как тонко сделан финал… Как замечательно он зациклен на начало, на название рассказа … Как этот совершенно неожиданный финал убедительно подготовлен…н…н…
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков