С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                              Из рассказов 2009 года: И.Зорин, Г. Нипан, Н. Заякина,

                      А.Образцов, Л.Никитинский, И. Полянская, О.Ермаков.

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


Из  рассказов  2009  года: И.Зорин,  Г. Нипан, Н. Заякина, А.Образцов, Л.Никитинский,  И. Полянская, О.Ермаков.

 

  Я   давно, с  зимы    не  представлял  новых рассказов на  своем   сайте,  хотя  все  это  время  что-то   из  арсеналов  «  Журнального  зала» непременно прочитывал. Правда  ,  ничего  особо  поразившего  за  это  время   мне  не  попалось,  но  вещи,  достойные  и  даже  очень  достойные  внимания, конечно  же  появлялись.  Вот  о  них  (предельно  коротко) речь  и  пойдет.

 

Иван  Зорин    «Долг» http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/11/zo7.html.  Это любопытнейший  рассказ  Ивана  Зорина,  наконец-то,  появился   в   относительно   толстом  журнале.  Хотя   мне,  например,  он  известен   уже  лет  пять.

 Казалось  бы—очередная вариация  на  тему русской  рулетки.  Но  мало  можно  поставить  рядом    с  этой гордой и бесконечно  русской,  зарисовкой  из  времен  гражданской  войны…Два офицера   бегущей  из Крыма  армии, потерявшие,   похоже,  все. И   не ясно, кто из них  более  убедителен —      для  кого    честь  и в самом  деле  единственная   ценность, последняя опора. Тот, первый, что щелкает  курком  легко, не  размышляя,   или  второй, который  так долго откладывает свой  выстрел …

 

 

 Георгий Нипан  Три  рассказа

http://magazines.russ.ru/volga/2009/3/ni8.html

  Из  этих  трех  я  обращаю  внимание  на второй  - «Алая  раковина  сердца».  И вот  почему.   Он  дает   исчерпывающе   убедительный  положительный  ответ  на  вопрос   возможен  ли чисто живописный или  музыкальный   художественный эффект   в  словесности.  Когда  явно  вынесенный  за  скобки    реальный  смысл   возвращается    в   текст по существу   за  счет   только исключительной  живописности  (  музыкальности)   фраз  и  последовательностей  слов   -   через  настроение,  которые  они   создают.  И   самое  интересное,  что  в  первом  и  третьем  рассказе  подобный  эффект  отсутствует. Напрочь.  Хотя   техника  письма  вроде  бы   та же….

  По-моему,  «Алая  раковина» должна  очень  понравиться    Александру   Иличевскому.

 

   

Наталия Заякина .Рубикон 

http://magazines.russ.ru/zz/2009/17/za8.html.

 

Баналнейшая  житейская  ситуация,  но  поданная  одновременно  и  изысканно  и  совершенно  естественно.    Автору  определенно удалось   без  насилия,  то  есть  в  высшей  степени естественно,   удержать  в  своем бытовом  тексте известнейшее    историческое  лицо,  исторические  события.  В  999  из  1000   подобных современных   попыток такое  лицо из   текста  вываливается…

 

 

Александр Образцов. Папа, мама, я  http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/3/ob6.html

 

Мне  определенно  нравится  этот  рассказ,  хотя никак  не  могу понять  почему.  Демонстративно  не связанные  друг  с  другом  три  эпизода  одной  жизни. Причем  первый продублирован в  конце ,  образуя чт0-то  вроде  скобок   или  оправы  двух  оставшихся  и  более  подробно  прописанных.  Болезнь  и  смерть  матери ( воспоминание детства) и  болезнь собственная с  почти  безумной попыткой  переломить эту   болезнь  Ясно,  что  два  эти эпизода  друг  от  друга   не  оторвать. И  не только характер  болезни их связывает,  но  некая  субстанция -  запечатленный в  обоих  эпизодах  один    и  тот же  психологический  тип.   И  третий  эпизод -  скобки,  оправа -  пристегнут  намертво  и  совершенно  непонятным  образом  работает  на общее  впечатление  от  текста.

 

 

Леонид Никитинский . Альтернативное счастье 

http://magazines.russ.ru/znamia/2009/4/ni6.html

 

Очень  частная,  на  первый  взгляд,       история.  И   автор,  совершенно  не  настроенный  вроде  бы  на  какие-то  обобщения  -  хроникер, корреспондент со  вспышкой, монотонно фиксирующий    эпизоды, вырванные   из  чей-то   жизни. Так откуда  же  тогда это  ощущение,  что  текстом схвачен   и  предъявлен   солиднейший  кусок   пространства -  времени. Характеры?  Отнюдь  -  это,  скорей,  заготовки,    очень    и  очень  предварительные наброски.  Ну,  ни  великолепнейший же и  почти  бессмертный  кот  держит  сюжет  и   преобразует   плоский  репортаж  в  объемное  художественное  исследование… Пожалуй,  и  он  здесь  не при чем.. 

 Далеко  не  сразу  понимаешь,  что      феноменальный эффект этого  повествования  связан   исключительно  с  его   основным   героем ,  коим  оказывается   …время.  И  не  столько  то, привычное  и  характерное   для художественного  произведения время ,  которое   воспроизводится   набором  тщательно  подобранных  деталей.  А то,  которое  и  впрямь  становится    главным персонажем.  Активным,  деятельным,  своенравным  -  созидающим  и  разрушающим.

        Редчайшие  моменты крутых   исторических     сломов  -   моменты,  когда  творческая активность  собственно  времени   в  разы  превышает  активность  характеров,  случайных  сближений  и  прочих   стандартных  объектов  художественного  исследования…  Когда   все  вокруг  меняется с фантастической   скоростью и   без  видимых  причин …   Когда  инвариантен  лишь     какой-нибудь   крутолобый  и  склонный  к  медитации  кот…

  Эти     вольные импровизации  времени    и стали,  похоже,   смысловым   центром рассказа   Л. Никитинского  .  

 

     Два  рассказа  Ирины    Полянской

 

 

В   майском  номере  «Знамени»  публикуются  три  рассказа  Ирины Николаевны  Полянской( http://magazines.russ.ru/znamia/2009/5/po9.html)

 Мне  приблизительно  понятно,  почему  она  не  стала   публиковать «  Желтые бананы»  и    «Крылов».   «Бананы» -  это  ,  конечно,  лишь  заготовка,  эскиз,  набросок.  Рассказ   « Крылов»,  как  мне  представляется,  ей  просто не  нравился  -  не   должен   был  нравиться.  Хотя  бы  потому,  что ей    пока  не удалось в  этом  тексте. (  он, наверняка,    был отложен   для  доработки ),  скажем  так,   гармонизировать     сильно  заявленное мистическое  начало.

Но, вот,  что  Ирину  Николаевну   останавливало  в  рассказе  «Боль»   мне совершенно  непонятно.  Правда,  она  могла  считать,   что  финал    рассказа  слишком  уж  открыт –настолько, что остается  ощущение незавершенности (автор    так  и  не нашел,  как  убедительно  расстаться  со  своими  героями).Но,  по-  моему, именно  предельно  открытый   финал этого текста  и  делает   из  него   классный  рассказ.  Самое незначительное  дожевывание,  самая  ничтожная  попытка намекнуть  на  счастливый  конец  этой   истории   были  бы  для   текста  -  разрушительными.  Удивительно вовремя  поставлена   точка.  С  ювелирной  точностью.

  И  два  слова об  известном   рассказе  И.  Полянской  «Куда  ушел  трамвай» (  на  него меня  вывела  Е.Черняева,  участвовавшая  в  подготовке  публикации   И.Полянской  в  «Знамени»     http://lib.ru/NEWPROZA/POLYANSKAYA_I/r_kuda_ushel_tramvaj.txt).  Рассказ  прекрасен.  В  нем также, как  и  в  « Крылове» , мистики   предостаточно  . Но   она  гармонизирована.  И    не только,  как  может  показаться, болезнью    девочки- подростка,  от  имени которого  ведется  рассказ,  а прежде  всего    виртуозной ,  чудесной ,  чудной  и   до неправдоподобия   точной  прорисовкой  детской  психологии. Тут схвачено  что-то  настолько глубокое,  сущностное,  что    этот небольшой  рассказ   воспринимается как  фундаментальное   открытие  -  как откровение.

 

 

Олег Ермаков Сон Рахматуллы

    http://magazines.russ.ru/neva/2009/5/erm8.html

Есть   тема  «кавказскии  пленник».  Есть  два  примера    удачного решения  ее:  классический  вариант у  Льва  Толстого и   ,не  уступающий  ему,  современный вариант Владимира  Маканина..  Олег  Ермаков  рискнул  представить   на  этом  фоне,  казалось  бы   совершенно  безнадежном  для  всякой  попытки,   свой  -  третий – вариант  (  речь  у него об  афганской   войне,  но  это  совершенно  неважно  -  реалии   те же.)   И  его  рассказ  не   только  удерживается  в этой  оправе.  Он   там  совершенно  уместен и  паритетен.

  И  как  тонко сделан финал…  Как  замечательно  он  зациклен  на  начало,  на  название  рассказа … Как    этот  совершенно  неожиданный   финал  убедительно  подготовлен…н…н…

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков