С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА О рассказе Елены Долгопят Небольшая жизнь |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О рассказе Елены Долгопят Небольшая жизнь
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/4/do4.html
Оценивая художественные произведения, исполненные в слове, можно говорить о двух крайностях. С одной стороны, о совершенно ординарном, без каких либо изысков повествовании, обретающем вдруг исключительную силу воздействие: обычные вроде бы слова, обычные обстоятельства, но в целом сильнейший и неожиданный эффект. Это- целостный эффект текста, текста с предельно ясным смыслом и с тривиальной, как правило, организацией. Слово, фраза, фрагмент здесь как правило отступают на второй план( в таком тексте нет мазка ) - они не являются определяющими элементами текста. И обретают они свою силу лишь во взаимодействии , в целостном со-единении, которое обеспечивается всегда только одним - сильным авторским чувством. Эта крайность вполне реальна, хотя и, можно сказать, очень несовременна. Эта крайность чисто литературной прозы.
Другая крайность из числа гипотетических. Если начать постепенно увеличивать эмоциональную нагрузку сначала фрагмента, затем фразы и, наконец, слова. Если смириться с тем, что благодаря этой процедуре начнут постепенно утрачивать свою ясность смыслы и усиливаться впечатления, а классический цемент чисто литературной прозы - авторское чувство все в более полной мере начнет вытесняться авторским рациональным расчетом, то в пределе мы и получим вторую крайность, где явный смысл отсутствует, где основная эмоциональная нагрузка перенесена на отдельное слово, где четко просматривается некоторая формальная конструкция, удерживающая слова в единстве. Пока это - чисто гипотетическая крайность - крайность, выразимся так, музыкальной или субмузыкальной прозы. Возможно это проза будущего.
Сегодня, судя по всему, мы имеем дело с некоторым промежуточным состоянием, причем весьма и весьма многообразным по формам. Разные комбинации авторского чувства и авторского расчета, разные уровни покушения на ясные смыслы в пользу впечатлений , очень широкий набор используемых «мазков» - от фрагментов разных размеров до фразы. Проза сегодняшняя это живописная проза и число направлений-течений-школ в ней не поддается определению.
Мне очень по душе тот уровень живописности, на котором остановилась в своем рассказе Елена Олеговна Долгопят. Я не нахожу в этом рассказе четко прописанных смыслов - но как многообразна та гамма впечатлений, которые этот текст неслышно, осторожно и неизвестно из чего то тут , то там генерирует… Я не вижу в этом рассказе искусно сконструированной, демонстративно изысканной фразы - «мазок» здесь крупный, доходящий порой до размера главки. Но положен он столь искусно( взаимная подсветка фрагментов исключительная), с такой легкостью и одновременно решительностью, что этот замечательный целостный эффект, свойственный чисто литературной прозе, обнаруживает себя с впечатляющей силой. И остается только одно разделить с автором его любование обычной человеческой жизнью, неустроенной, неопределенной, но все равно прекрасной.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков