С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Три эссе дьякона Кураева |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Три эссе дьякона Кураева (подводные камни частных интерпретаций).
Виктор Милитарев очень энергично прокомментировал на днях (http://militarev.livejournal.com/1021352.html) несколько записей в ЖЖ- журнале дьякона Андрея Кураева: мол, у А.Кураева «лопнуло терпение, и он объявил крестовый поход» против , выразимся так, фундаменталистов…
Сам В. Милитарев не просто солидаризуется с А. Кураевым, но вдохновенно приветствует его решение: « Теперь никто уже не посмеет сказать, что наши разногласия являются разногласиями "карьеристов" с "диссидентами". Они уже лет тридцать носят партийно-идеологический характер. А в тогу "диссидентов" пытаются как раз рядиться наши "ревнители". Все эти десятилетия они играют в две игры. С одной стороны бесстыдно холуйствуют перед иерархией, а, с другой ее же шантажируют: "Ах, владыки, ни в коем случае не давайте права голоса нашим оппонентам. А то мы соблазнимся и уйдем в раскол"».
И настоятельно рекомендует к прочтению три кураевских эссе.
Виктор Милитарев все-таки явно увлекается, когда видит в этих эссе признаки начала крестового похода… Но о сути разногласий между фундаменталистами и реформаторами ( молитвенниками и миссионерами в другой номинации) из этих эссе определенное представление получить можно.
Первый сюжет «Византийское беззаконие и благочестие», ( http://diak-kuraev.livejournal.com/15580.html ) посвящен изданной в 2002 книге
«Архимандрит Харлампий Василопулос. Почему ты не в Церкви?»
А. Кураев разбирает лишь один эпизод из этой книги и, по-моему, крайне тенденциозен в своем анализе. Эталонно тенденциозен. То есть строго придерживается правила: хочешь быть пристрастным, выдели то, что в максимальной степени подходит к твоей заранее заданной оценке, поставь выделенное в центр и вынеси за скобки, как несущественное, все остальное.
А.Кураев цитирует эпизод, смысл которого совершенно очевиден: автор стремится показать, как выработанная или заложенная с детства привычка присутствовать в воскресение утром на литургии спасает человеку жизнь. Это главное в эпизоде, все остальное второстепенно, все остальное стаффаж - следы конкретной эпохи и ее нравов. Но именно это второстепенное перемещается Андреем Кураевым в центр. И делается довольно-таки жесткий вывод:
«Если это правда, то коль страшна была эта «православная» византийская цивилизация. Так просто, «по блату», можно казнить невинного человека. А «православному» палачу пофигу – кому отрубать голову. Ни суда, ни следствия… Вот и ответ на вопрос книги о. Харлампия – «Почему ты не в Церкви». В том числе и из-за нравственной глухоты таких авторов как архим. Харлампий.»
Приблизительно также( в такой же степени) пристрастен Андрей Кураев и следующем эссе - «Мытарства блаженной Феодоры» ( http://diak-kuraev.livejournal.com/15653.html).
Точнее так: в этом эссе становится более очевидным источник пристрастности А. Кураева - его избыточная, лишняя аналитичность > при оценке того, что восприниматься должно целостно( с принципиальным отказом от какого- либо анализа) .
Умница mashenka_sench безусловно права, когда обращает в своей реплике внимание дьякона на то, что
«С таким же успехом можно начать возмущаться житием любого блаженного.Это же метафорический текст». Вот именно - метафорический. А значит, совершенно, по определению, чуждый любым аналитическим изысканиям , тем более с метафизическим ( догматическим ) уклоном.
По существу об этом же говорит и wanessa_helena:
«Вы Андрей Вячеславович как- то мелко плаваете. Ну за чем обсуждать такие пустяки? Отправляйте тогда уж в топку прям введение во храм Пресвятой Богородицы – вот уж где апокриф то 100%. Служенние Андрея Первозваного на территории будущей Руси - туда ж. Первую икону Богородицы, написаную Апостолом Лукой. И тд.»
Мне кажется, что для текстов, прошедших такое мощное испытание временем, вполне уместен принцип чисто индивидуального восприятия .Принимаешь лично ты - принимай, не принимаешь - предоставь возможность сделать это свободно другому- не вправляй ему мозги.
ОБСУЖДЕНИЕ
Stalker
Ru, 01-04-2009
14:50
Тема: Re: Три эссе дьякона
Кураева
Схоластика...
И как следствие масса вариантов. Логика
хороша в математике. В делах духовных же,
излишние логические выкладки приводят к
смутам, раскольничеству, и в конечном
итоге к узурпированию церковной власти
отдельными лицами, (преуспевшими в
схоластических умозаключениях). Потому в
христианстве так много течений, крупных и
мелких.
Zvezdochet, 02-04-2009
00:20
Тема: Re: Три эссе дьякона
Кураева (подводные камни частных и
Лукавое мудрствование.
Cергей
швачко, 02-04-2009 12:49
Тема: Re[2]: Три эссе дьякона Кураева
Полностью согласен и совсем не понятна
тема: к чему бы это???
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков