С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Еще раз о цивилизационной задаче России |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Еще раз о цивилизационной задаче России
Говоря об итогах первого года президентства Д. Медведева, В.Третьяков в своем первомайском обращении (http://v-tretyakov.livejournal.com/231967.html)
к посетителям личного ЖЖ-блога , отмечает, в частности, что за этот год В России наблюдалось обострение идеологической борьбы:
Я охотно соглашаюсь с В. Третьяковым в том, что это ( обострение идеологической борьбы ) - очень полезный и плодотворный процесс. И надеюсь на его интенсификацию уже в пределах текущего года. Именно поэтому предлагаю мысленно вернуться к одной из самых энергичных идеологических дискуссий последнего времени - той, что имела место в 2007 году и носила почти общероссийский характер. В моей статье «Идеология для по-гор-ельц-ев -- о новейших философических изысканиях Владислава Суркова» (http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2007/20070725.htm) эта дискуссия проанализирована достаточно подробно. Ниже я привожу фрагмент из статьи. В порядке расширенного комментария к первомайскому посланию Виталия Третьякова. И с надеждой, что за два года эти мои соображения все-таки перекочевали из разряда «какая чушь» в разряд « в этом что-то есть»
Нельзя не
заметить, что три качественные
особенности российского миросозерцания,
выделенные В. Сурковым,(
централизация, персонификация и
идеализация) даже в его изложении
оказываются весьма сомнительными
ценностями. Это можно почувствовать уже в
его рассуждениях о персонификации - это
становится очевидным, когда он пытается
разобраться "как нам, таким особенным, с
этим всем жить", когда начинает потрошить
русский идеализм.
" Что до нашего идеализма, то без
прагматического заземления, в
неохлажденном виде он в повседневном
применении ненадежен, а иногда и опасен."
Но о каком идеализме здесь идет речь? Как мировоззренческая, ценностная установка, как эталон намерений, он полностью исключает какое-либо заземление и только в таком качестве может быть или не быть характеристикой национального миросозерцания. А как установка практической деятельности он, естественно, обретает способность неограниченно смешиваться с прагматизмом и образовывать весьма зловещие мутации.
Но эти
нюансики В. Суркова, судя по всему, мало
интересуют, более того, завершая свои
разборки с идеализмом, он грубо
противопоставляя его рационализму.
Идеализм общипан им и сброшен на
уровень практической политики. Ценностная
его установка дезавуируется полностью. И
как результат - Великая Русская
революция в рассуждениях В. Суркова
оказывается на одном уровне с
перестроечной эквилибристикой
М.Горбачева...
Локальный характер принятых В.
Сурковым постулатов ( его триада) по
существу и лишает его возможности
обсуждать глобальные цели России.
.Не
целостность ради целостности ( или ради
охранения уникальных природных ресурсов
), а - ради некоторой
общецивилизационной задачи. Такая
постановка у В.Суркова просто невозможна.
И ограничиваясь лишь пределами
России, разобраться с этой проблемой невозможн.
Понять что-то можно только при попытки
осмыслить, какую ценность представляет
громадная и единая Россия для мировой
цивилизации в целом... На этом
направлении, видимо, следует и искать
заветную черту российского
миросозерцания, и определять специфику
нашей государственной стратегии.
В.Сурков, кажется, достаточно хорошо
понимает, что в связке « реальная история
государства - традиции государства(
особенности национального духа») нельзя в
чистом виде отделить причину от
следствия, определить, что первично , а
что вторично Но в отдельные исторические
периоды эти соотношения могут все-таки
проясняться. Кажется очевидным, что вширь
и преимущественно на Восток,
Северо-Восток Россию гнал поначалу
исключительно инстинкт самосохранения: до
предела - до океана - подчинить
территории, с которых пришло когда-то
разрушительное нашествие, и тем самым
обезопасить себя. Те особенности
национального духа, которые В. Сурков
прописал в своей триаде, формировались, и
преимущественно неосознанно, в ощущениях
этой российской просторности, по тем
временам - бесконечности. Со временем эти
ощущения оформились в особенности
национального духа и сами по себе стали
влиять на обстоятельства существования.
Просторы наши стали сосудом национального
духа, и уже сохранение последнего
требовало охраны просторов.
Целостность, персонификация, идеализм
России рождались прежде всего из
потребности ее самосохранения и
постепенно стали средствами ее
выживания, а затем и сверхидеей ее
существования.
Одним словом, существует некоторый предел
размера, просторности, ниже которого
России нельзя опускаться - за этим
пределом она начнет стремительно
терять свою идентичность. Именно
поэтому Россия, чтобы сохранить себя
должна, быть целостной, централизованной,
идеалистичной. В этом оправдание
идеологии, которую презентовал В. Сурков
...
И тем не менее соглашаться с ним
нельзя. Категорически . Горизонт
, который он отрисовывает для России
действительно заужен. И прежде всего
начальной установкой - попыткой выстроить
ее будущее на основе локальной,
осуществленной исключительно из России
экстраполяции. Но определенные черты
национального духа России уже давно
перестали быть чисто российским
достоянием и превратились в
общецивилизационные ценности, сделав
Россию своеобразным заповедником, а ее
цивилизацию чем-то вроде Красной Книги ,
в которой собственно европейская
цивилизация, ассоциирующаяся в наших
представлениях с Западной Европой и США,
хранит остатки былого - христианского,
евангельского - идеализма..
Однако, собственно европейский
вариант можно рассматривать и в качестве
пробного - рабочего - варианта
европейской цивилизации. Кто с
уверенностью может утверждать , что
нынешний Запад - это и есть единственно
возможный вариант европейской
цивилизации?.. А если допустить , что
Запад сорвался с истинно европейского
пути, что нынешний Запад - уже давным
давно не Европа, и самостоятельное
возвращение его на путь евангельских
идеалов уже невозможно...
России же в этой ситуации просто фатально
повезло - она в силу своего
систематического отставания не успела
полностью европезироваться по
западным шаблонам. И именно в этом
сегодня заключено ее главное
стратегическое преимущество перед Западом.
Преимущество, которое в силу российской
территориальной, ресурсной и культурной
самодостаточности является не мифическим
, а реальным преимуществом даже в
условиях современно плотности
информационных потоков. Россия сегодня,
видимо, осталась единственной страной ,
которая сохранила возможность
переформировать европейскую цивилизацию,
и сбережение России, ее
идентичности, таким образом , является
общецивилизационной задачей. Именно
этот горизонт должен быть освоен при
разработке и геостратегии России и ее
национальной идеологии.
Вред приносимый В. Сурковым в его попытке
представить свою суверенную демократию в
качестве стратегической российской
парадигмы в том и заключается, что свою
сугубо частную модель он пытается выдать
за генеральное обобщение, в то время, как
реально значимая для России модель
поглотит сурковскую, как частную,
превратив ее (в лучшем случае) в
программу-минимум, если угодно.
Что же касается тех российских
особенностей, которые позволяют вести
речь о заповеднике, о Красной Книге, об
общецивилизационных ценностях, то речь
прежде всего здесь нужно вести об
удивительной российской презумпции -
презумпции нравственных( внутренних)
ограничений перед ограничениями внешними,
юридическими. Эта особенность
несомненно восходит к началу первого
века, к Нагорной проповеди Иисуса из
Назарета, в которой впервые и была
сформулирована идея самоограничения, идея
защиты единичным всех от себя - от
своего собственного произвола . Именно
через снижение влияния внешнего запрета
(закона, заповедей) в пользу
индивидуального ограничения рождающее
христианство и выламывалось из древнего
иудаизма - противопоставляло себя ему
и открывало в этом противопоставлении эру
особой европейской цивилизации ,эру
человека не только разумного, но и
нравственного , где внутреннее
индивидуальное стеснение приобретало
большую ценность и значимость, чем
стеснение внешнее. Все классическое
искусство, вся классическая литература
если и говорит о чем-то общем, то
исключительно об этой презумпции.
В России эта склонность к самоограничению
в неявной форме пришла вместе с
византийской культурой - в обрядах и
особенностях православного богослужения.
А просторы России в сочетании с ее
суровым климатом стали со временем
идеальной теплицей для возрастания и
укрепления этой склонности. Она и есть
источник всего того, что В. Сурков собрал
в свою триаду.
За 20-й век эта склонность к
самоограничению была в Европе полностью(
или практически полностью) иссечена....
Фрейдизм... Фашизм....Банда
философических рвачей и выжиг...
Российский социализм, выстроенный по
грузинским лекалам, наконец...
Закат Европы все-таки состоялся. Европа
уже не Европа, и нет никакой нужды России
догонять ее.
У нее иная задача - начать строительство
европейской цивилизации заново. И
увести в этом направлении Запад.
Успеть увести. Раньше , чем его
оприходуют (уволокут в своих повозках и
кибитках) харизматики с южных морей и
нагорий .
КОММЕНТАРИИ
Zvezdochet, 08-05-2009
11:16
Тема: Re: Еще раз о
цивилизационной задаче России
"Именно через снижение влияния внешнего
запрета (закона, заповедей) в пользу
индивидуального ограничения рождающее
христианство и выламывалось из древнего
иудаизма - противопоставляло себя ему и
открывало в этом противопоставлении эру
особой европейской цивилизации ,эру
человека не только разумного, но и
нравственного , где внутреннее
индивидуальное стеснение приобретало
большую ценность и значимость, чем
стеснение внешнее. "
Полное совпадение с моим представлением о
ЦИВИЛИЗОВАННОМ обществе.
Наши козлы в лице Попугая и его
наперсника Филипопа - депутаты Госдумы -
тусуются на гламурных посиделках и
наглядно доказывают антинародную сущность
нынешней власти. Хотелось бы надеяться на
плодотворность усилий ДАМа и ВВП в
направлении приближения этой власти к
народу.
Евгения Коржунова, 08-05-2009
14:24
И ещё самопожертвование - "пострадать" за
правое дело, и этим спасти душу - это
тоже элемент русской ментальности))
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |