С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                         4 ноября 2009  - послепраздничное, оптимистическое.

 

ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


 

     

4             ноября 2009  -  послепраздничное,  оптимистическое.

 

                                                   1.1.

   

  Мне   уже   приходилось комментировать (http://vsurikov.ru/novpol/p20091029nssilk.htm ) недавнее рассуждение  Александра Казакова о  возможном  возвращения  к  активной  внутриполитической   деятельности  Дмитрия  Рогозина.    Идея   эта,   похоже,  не  является  столь уж   умозрительной - полностью отвлеченной  от  российских  политических  реалий.

  В  пользу  этого  предположения  свидетельствует,  в  частности,   следующее. 15 октября в Институте динамического консерватизма   состоялся   весьма  интересный  круглый стол на тему   «Партия русского православного большинства».  Открывший  дискуссию Виталий Аверьянов  определил   «русское  православное   большинство»  как    общую   часть (область  наложения)двух   множеств - множества  церковных православных   людей  и множества  людей,   тяготеющих  к  русской  культуре.  Это   большинство,  по  мнению  В.  Аверьянова,   и   может  стать  основой   новой   политической   партии.   Идея,  как  видим,  -  оригинальна  и  изящна.  И  выстраивается   она на  двух  исконно  русских   опорах, активно  - вот   уже   тысячелетие -взаимодействующих  с  друг  другом. 

 Те,  кто    следит  за  публичными  выступлениями  ( проповедями  )  Патриарха  Кирилла  не  может  не  обратить   внимание  на  то,  с    какой    последовательностью  и   искусством   он  выстраивает (восстанавливает)   эту  общую  часть  -  стягивает  в  единую   опору      две     национальные силы,     всегда   определявшие в  России       практически   все.

  К   сожалению(  так,  по  крайней  мере, следует из   краткого  отчета     на «  Русской    линии»  (http://www.rusk.ru/fsvod.php?date=2009-10-16  ) ),     идея  В. Аверьянова не  встретила   понимания  и     адекватного  отклика   ни   среди    таких     зубров  нашего национализма,  как   Андрей  Савельев,  ни  среди  таких  столпов нашего политического  православия,  как   Егор  Холмогоров. 

    А  вот  Михаил   Ремизов  не  только    идею по  достоинству  оценил,  но  и  в  определенном  смысле   конкретизировал    ее,  заявив,  что  « это должна быть русская политическая партия на основе православного мировоззрения».

 Буквально через  несколько   дней  М.  Ремизов   вновь  вернулся   к  этой   идее,   используя  как  повод    встречу   президента  с  верхушкой  четырех   парламентских  партий  -(http://www.apn.ru/publications/article22093.htm).  Причем,  вернулся  он       как  к  идее    уже почти   практической.

  Складывается   впечатление,  что  в  этой  жесткой   статье  о   нищете  нашей    оппозиции  и   нашей   партии  власти,  М.Ремизов   деликатно,  но  настойчиво     подталкивает    высшую российскую   власть  к  некоторому      радикальному     шагу  в  области  партийно-парламентского  строительства.    И  когда  ведет  речь  о  том, что партии  власти пора  осознать: «дискредитация института выборов должна заботить ее гораздо больше, чем оппозицию».  И  когда  напоминает,  что именно  в  компетенции президента  «находится абсолютно все, что касается проблемы доверия общества к государству (в том числе, к выборам и судам)».   И когда   подчеркивает, что «укрепление флангов политического поля расширило бы свободу маневра президента».  И когда весьма  и    весьма   скромно  оценивает   политические возможности  трех  оппозиционных  партий,   представленных  ныне  в    парламенте  -  когда    говорит, имея  в  виду,    видимо, самую  перспективную  из  них -  «Справедливую  Россию»,  о  той роли,  которую  в  политической  судьбе   последней   может  сыграть  отсутствующая  у  ней   пока   опора  на «на сильную идеологическую субкультуру».

Здесь,   похоже,  и  находится главный смысловой    центр   рассуждений  М.  Ремизова.  И  именно   здесь    им   упоминается      рогозинская  «Родина»…

                                                        2.

 

   Успеет  ли  наша  высшая  власть  дозреть   до  практических  мер   в  области переопределения своей партийно-парламентской       парадигмы?..  А  если  успеет,  то   решиться  ли   на то,  чтобы    так  или  иначе     опереться  на    экзотическую  идею,  высказанную  на  круглом   столе?..    Очевидно,  что   в  нашем  тандеме -дуумвирате     слишком  уж  много   той   совершенно   безнадежной  определенности,  что   понуждает отбрасывать  подобные   вопросы   еще  на  дальних  подступах.  Но  в   то  же  время   осталось   в   нем  и   нечто,  не  до конца  определенное  и  внушающее    надежду …    Понятно, что  ни    сверхинтеллектуальные   круглые  столы,  ни   суперизысканные  аналитические  материалы  сами  по  себе   решающей роли   в  прозрении  российской   власти   не  сыграют:  воцарившийся      ныне  в  России   тандем- дуумвират   все-таки   из  прошлой  -  прошедшей -    эпохи  и  вразумить  его  потому  может   лишь       импульс  снизу.

     Что-то,      способное    вразумить   власть,   несомненно     в  обществе  постепенно накапливается.       И   русский  вопрос,  в   частности, сегодня  ставится  и  звучит   в  России   значительно четче  и  весомее,  чем   даже   год   тому  назад.   Это  наглядно  продемонстрировало   4   ноября 2009   года.

     По  крайней  мере,   три  события  этого  дня    есть  смысл  выделить  особо. 

                                                        3.

 

  Русский  Марш  в   Москве  -  легальный,   самый  за  всю  историю  маршей  массовый  и…  полностью  проигнорированный   центральным   ТВ.  Синергия   русских  националистов  и   органов  правопорядка  -  они    пока   не   братались,  но  вели  себя  по  отношению  друг  к  другу   с  подчеркнутым  пиететом.  Высокий   уровень организации,  точнее  самоорганизации   марша  -  многотысячное,  достаточно  разнородное    и    не отличающееся  особой   изысканностью   манер    скопление        молодых   людей  не  было   толпой.  Это  был  именно марш,  шествие,  демонстрация…  В   меру   свободное.   И  в  меру  само   себя   стесняющее -   еще  накануне   марша  его   организаторы  призвали  участников   к  сдержанности  и  благоразумию как  в  словах,  так  и  в   жестах.   И  призыв  этот  был   в  целом    услышан. 

  Несомненным  достижением  марша  следует  считать политическую декларацию, зачитанную  на  митинге Константином  Крыловым    (http://tor85.livejournal.com/1397103.html ).   Этот  документ    вряд  ли  станет   программным  -  как  программа   действий  он   слишком  категоричен, ортодоксален,  непримирим.  Но   он  вполне   может    сыграть  роль    документа  установочного,  способного  в  условиях  беспардонной  глобализации,  отпущенной   на  самотек   и   безжалостно  разъедающей  все  национальное,   сориентировать  и  русского   человека, и   русское   национальное  движение на   те   сверхцели,  на  которые им  следует  выгребать   -   чтобы   выйти  в   итоге   на  оптимальный  для  России   результат.

 

                                                                  4.

 

     Патриаршее   шествие  через Манежную  площадь.  Это   достаточно     многолюдное,  проведенное   в   подчеркнутом   демонстрационном  стиле    мероприятие   призвано   было  предъявить   граду  и  миру  российское   единение      наций  и  конфессий.   Верификация,  несомненно,  состоялась.    Но   также  несомненно  и  то,  что  подобное   шествие,  как  всякое   чисто    демонстрационное  мероприятие,  характеризуется   весьма коротким   периодом  эффективности  и  при  повторах, как правило,   быстро обесценивается.    Однако,  как  отправная  точка   некоторого  процесса,  это   шествие несомненно  значительно  и  значимо.    

   Патриарх  и   Президент   во  главе   шествия…     Синод  Русской    православной   Церкви,  правительство  России  в  полном  составе…  Московское   священство,  московская   власть… И  только   потом  другие  участники… В   России  с ее  государствообразующим  народом    должно  быть     только   так   -      к  такой    схеме    должны   эволюционировать  со  временем    подобные   шествия…

                                                         

                                                  5.5.

                                                   

  И  наконец  третье  мероприятие     этого   дня,   информационно практически  не  представленное  не  в  СМИ,    не  в  Интернете.  Я  имею  в  виду  крестный  ход  по  Бульварному   кольцу,   впервые  состоявшийся  в 2007,   затоптанный  ОМОНом   в 2008  и  каким-то  волшебным  ручейком  просочившийся    по      московским  бульварам   в  2009 (http://srn.rusidea.org/bmd/?c=432  ).    Марш  и  шествие, конечно  же, не  могли  не  обескровить   этот крестный ход   -  не  свести  его  к  некоторому  частному, городскому,    исключительно внутрицерковному   мероприятию.  Но,  расклад 2009   года:   официальный  центр  на   Манежной,   неофициальный   - в  Люблино  и   невнятная     периферия   где-то  на  бульварном   кольце  -    это,  будем  надеяться,    лишь  начальная     стадия    становления  той мощной    российской   традиции,  которая в  конце  концов   сформируется   на  основе тех составляющих,  что заявили   о   себе  в  2009   году    в  Люблино,  на  Манежной,  на  Бульварном  кольце.

  Эти   три  составляющие  не  могут  не  тянуться   друг  к  другу  -   не  воздействовать    друг   на  друга.   Неожиданными   могут  оказаться   лишь   конкретные    -   промежуточные -    формы   этого   взаимодействия,   но  не     окончательный   результат:   российский  крестный   ход   на  осеннюю Казанскую  с    Патриархом  и   президентом  во  главе,  с   Российским  правительством   и  Синодом  Русской  православной Церкви  в   первых  рядах.    И   далеко   не  очевидно,  что   местом  это   крестного  хода   станет Бульварное, а  не  Садовое   кольцо…  

Убеждение,  что  в  процесс   своего  развития   празднование   4-го  ноября   выльется      во  что-то   подобное,   причем   не  только  в  Москве,  но   в  каждом   городе,  населенном   русскими,         во многом   опирается     на  то,  что именно   в   массовом   всенародном  шествии    в  честь  особо   почитаемой   в  России  иконы   Казанской  Божией   Матери,    по-  особому    плотно  накладываются   друг  на  друга    те   два    российских    множества,    которые   так  проницательно  высмотрел и  зафиксировал   В.  Аверьянов.  Как  это  ни   парадоксально,    но   новая   политическая сила   в    таких крестных   ходах,  скорей  всего,  и    сформируется,   в  конце   концов… 

 

                                                      6. 

Оптимальное  и    окончательное  решение   русского вопроса  в  многонациональной   России,  как мне   представляется,   будет  связано   с  почти  полной  деполитизацией   этой   проблемы -  с  переводом  ее   на  самый  нижний,  по  преимуществу     бытовой –муниципальный    уровень(http://vsurikov.ru/novpol/p20090611rvros.htm).  Однако   идея,  сформулированная  В.  Аверьяновым,  заставляет       внести  определенные коррективы  в эту  позицию     -  признать,  что   политическая  редукция    в   данной  проблеме   возможна   только   как  результат.  Придти  же   к  этому   результату,  можно лишь  одним   путем  -  через   предельную    политизацию  этой   проблемы.  Как  в  такой  исключительно   деликатной    форме,  которую  выбрал Виталий   Аверьянов.    Так  и  в  той исключительно   непримиримой   форме,  которую предпочел   на  митинге    4   ноября    Константин      Крылов.  

 

                                                         7.

 

    И  в  заключение одно    чисто   практическое     соображение.   Очевидно,  что    в    нетривиальных   результатах,   достигнутых   за  последний  год  русским  национальным  движением,   решающую  роль   сыграли  победы   в  конкретных     делах.  Три  из  них  очевидны:  дело   Ани  Бешновой,  дело московской   учительницы Светланы  Гоголевской  и   дело черных  ястребов,  на  поверку  оказавшихся   вальдшнепами… 

   И, похоже,    намечается  еще    один  повод   для  конкретной   атаки,  значительно более  эффективной    по   последствиям и   с  не  плохими    шансами  на   успех.  Конечно,  нужна   экспертная   оценка   очень квалифицированного    юриста,  но    что-то  перспективное, кажется,   здесь  присутствует…    

 Мой    оптимизм  подпитывается   исключительно дельной,  опубликованной   еще  в  начале   лета,  но и  не  получившей до  сих  пор   должной  оценки  статьей Олега Неменского  «Право на конфликт»

( http://militarev.livejournal.com/1064108.html).  О.  Неменский   сумел изготовить   совершенно   изумительную  отбивную  котлету     из      этого   чудища  современной  российской   юриспруденции  под  названием   282-я   статья  УК. И   это   отнюдь   не  самый  главный     его  результат  -  в  статье   много  чего есть  не просто  интересного,  но  заслуживающего  самого  пристального  внимания.   Того,  что  в  обязательном  порядке  следовало  бы   зачитывать  перед  началом  каждого  рабочего   дня   всем  клеркам  и  столоначальникам    президентской   администрации. 

  Привожу   самые  важные,  на  мой  взгляд,  строки из  этой   статьи:

 

« Так современная российская власть через УК навязывает обществу (и в первую очередь русским) отказ от какой-либо субъектности. И если в случае с отстаиванием прав и привилегий национальных и религиозных меньшинств ей часто не дают хода, так как действует требование защиты меньшинств, стократ усиленное этническими и диаспоральными лобби, то в случае с русским вопросом она работает полностью.»

 

   Я   допускаю,  конечно,    существование  особой     логики   у   отчаянно    юридизированного  мышления.  Но  с  точки  зрения   моей   логики   - обычной,  ширпотребной -   получается   приблизительно  следующее:   раз  статья    УК  лишает  субъектности  один  из  народов России,  значит,  она  нарушает ее  конституцию.  

   Разве  это   не  повод  для  иска   в  Конституционный   Суд…

 

   Так,  может  быть,  соберемся   с  силами   и   через  Конституционный   Суд  завалим  в  2010-м       282-ю…

  И  тем  сделаем  шаг.  Как  к   возрождению   «Родины».  Так  и  к  всероссийскому   крестному   ходу   в  честь  Казанской  иконы Божией   Матери…

 


 
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков