С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

                           Еще раз о цивилизационной задаче России

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


  

                          

       Еще  раз  о  цивилизационной  задаче  России

 

 

Говоря об   итогах  первого  года  президентства   Д. Медведева, В.Третьяков  в своем  первомайском  обращении (http://v-tretyakov.livejournal.com/231967.html)

 к  посетителям личного  ЖЖ-блога  , отмечает, в  частности, что  за  этот  год    В  России   наблюдалось  обострение  идеологической  борьбы:

 «Кажется, подходит к концу эпоха либерально-монетаристского большевизма, павшая на Россию всего двумя десятилетиями, но учинившая воистину эпохальный экономический разгром. С некоторыми, бесспорно, позитивными составляющими — но в основном потребительского свойства.
В новой идеологии России, вызревающей сейчас в ходе уже упомянутой мною идеологической борьбы, именно потребительство … будет подвергнуто самому жесткому остракизму. И в этом смысле скоро, возможно, модно будет появляться не в начале, а в самом конце «списка Форбса».
»

  Я   охотно  соглашаюсь   с  В.  Третьяковым  в  том,  что это (  обострение  идеологической   борьбы  )  -   очень  полезный  и  плодотворный  процесс.  И  надеюсь  на  его      интенсификацию    уже  в  пределах  текущего  года.      Именно   поэтому   предлагаю   мысленно  вернуться    к  одной    из  самых  энергичных идеологических  дискуссий   последнего  времени -  той,  что  имела  место    в  2007  году и  носила  почти  общероссийский   характер.   В   моей   статье  «Идеология  для   по-гор-ельц-ев   -- о новейших  философических изысканиях     Владислава     Суркова» (http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2007/20070725.htm)  эта   дискуссия  проанализирована  достаточно  подробно. Ниже    я  привожу  фрагмент  из статьи.  В  порядке  расширенного  комментария  к  первомайскому  посланию  Виталия   Третьякова.  И  с  надеждой,  что  за   два  года  эти  мои соображения  все-таки  перекочевали  из  разряда «какая   чушь»  в  разряд    « в этом  что-то  есть»

 

 

Нельзя не заметить, что  три качественные особенности российского миросозерцания, выделенные В. Сурковым,( централизация, персонификация и идеализация) даже в его изложении оказываются весьма сомнительными ценностями. Это можно почувствовать уже в его рассуждениях о персонификации - это становится очевидным, когда он пытается разобраться "как нам, таким особенным, с этим всем жить", когда начинает потрошить русский идеализм.
" Что до нашего идеализма, то без прагматического заземления, в неохлажденном виде он в повседневном применении ненадежен, а иногда и опасен."

 Но о каком идеализме здесь идет речь? Как мировоззренческая, ценностная установка, как эталон намерений, он полностью исключает какое-либо заземление и только  в таком качестве может быть или не быть характеристикой национального миросозерцания.   А  как установка практической деятельности он, естественно, обретает способность неограниченно смешиваться с прагматизмом и образовывать весьма зловещие мутации.

Но эти нюансики В. Суркова, судя по всему, мало интересуют, более того, завершая свои разборки с идеализмом, он грубо противопоставляя его рационализму. Идеализм общипан   им  и сброшен на уровень практической политики. Ценностная его установка дезавуируется полностью. И как результат   - Великая Русская революция в рассуждениях В. Суркова оказывается на одном уровне с перестроечной эквилибристикой М.Горбачева...

Локальный характер принятых В. Сурковым постулатов ( его триада) по существу и лишает его возможности обсуждать глобальные цели России.

   .Не  целостность ради целостности ( или ради охранения уникальных природных ресурсов ), а   -   ради некоторой общецивилизационной задачи. Такая постановка у В.Суркова просто невозможна.
   И ограничиваясь  лишь  пределами России, разобраться с этой  проблемой  невозможн. Понять что-то можно только при попытки осмыслить, какую ценность представляет громадная и единая Россия для мировой цивилизации в целом... На этом направлении, видимо, следует и искать заветную черту российского миросозерцания, и определять специфику нашей государственной стратегии.

  В.Сурков,  кажется, достаточно хорошо понимает, что в связке « реальная история государства - традиции государства( особенности национального духа») нельзя в чистом виде отделить причину от следствия, определить, что первично , а что вторично Но в отдельные исторические периоды эти соотношения могут все-таки проясняться. Кажется очевидным, что вширь и преимущественно на Восток, Северо-Восток Россию гнал поначалу исключительно инстинкт самосохранения: до предела - до океана - подчинить территории, с которых пришло когда-то разрушительное нашествие, и тем самым обезопасить себя. Те особенности национального духа, которые В. Сурков прописал в своей триаде, формировались, и преимущественно неосознанно, в ощущениях этой российской просторности, по тем временам - бесконечности. Со временем эти ощущения оформились в особенности национального духа и сами по себе стали влиять на обстоятельства существования. Просторы наши стали сосудом национального духа, и уже сохранение последнего требовало охраны просторов. Целостность, персонификация, идеализм России рождались прежде всего из потребности ее самосохранения и постепенно стали средствами ее выживания, а затем и сверхидеей ее существования.
Одним словом, существует некоторый предел размера, просторности, ниже которого России нельзя опускаться - за этим пределом она начнет стремительно терять свою идентичность. Именно поэтому Россия, чтобы сохранить себя должна, быть целостной, централизованной, идеалистичной.   В  этом оправдание идеологии, которую презентовал В. Сурков ...
И тем не менее соглашаться с   ним   нельзя. Категорически . Горизонт , который он отрисовывает для России действительно заужен. И прежде всего начальной установкой - попыткой выстроить ее будущее на основе локальной, осуществленной исключительно из России экстраполяции. Но определенные черты национального духа России уже давно перестали быть чисто российским достоянием и превратились в общецивилизационные ценности, сделав Россию своеобразным заповедником, а ее цивилизацию чем-то вроде Красной Книги , в которой собственно европейская цивилизация, ассоциирующаяся в наших представлениях с Западной Европой и США, хранит остатки былого - христианского, евангельского - идеализма..
Однако, собственно европейский вариант можно рассматривать и в качестве пробного - рабочего - варианта европейской цивилизации. Кто с уверенностью может утверждать , что нынешний Запад - это и есть единственно возможный вариант европейской цивилизации?.. А если допустить , что Запад сорвался с истинно европейского пути, что нынешний Запад - уже давным давно не Европа, и самостоятельное возвращение его на путь евангельских идеалов уже невозможно...
России же в этой ситуации просто фатально повезло - она в силу своего систематического отставания не успела полностью европезироваться по западным шаблонам. И именно в этом сегодня заключено ее главное стратегическое преимущество перед Западом. Преимущество, которое в силу российской территориальной, ресурсной и культурной самодостаточности является не мифическим , а реальным преимуществом даже в условиях современно плотности информационных потоков. Россия сегодня, видимо, осталась единственной страной , которая сохранила возможность переформировать европейскую цивилизацию, и сбережение России, ее идентичности, таким образом , является общецивилизационной задачей. Именно этот горизонт должен быть освоен при разработке и геостратегии России и ее национальной идеологии.
Вред приносимый В. Сурковым в его попытке представить свою суверенную демократию в качестве стратегической российской парадигмы в том и заключается, что свою сугубо частную модель он пытается выдать за генеральное обобщение, в то время, как реально значимая для России модель поглотит сурковскую, как частную, превратив ее (в лучшем случае) в программу-минимум, если угодно.
Что же касается тех российских особенностей, которые позволяют вести речь о заповеднике, о Красной Книге, об общецивилизационных ценностях, то речь прежде всего здесь нужно вести об удивительной российской презумпции - презумпции нравственных( внутренних) ограничений перед ограничениями внешними, юридическими. Эта особенность несомненно восходит к началу первого века, к Нагорной проповеди Иисуса из Назарета, в которой впервые и была сформулирована идея самоограничения, идея защиты единичным всех от себя - от своего собственного произвола . Именно через снижение влияния внешнего запрета (закона, заповедей) в пользу индивидуального ограничения рождающее христианство и выламывалось из древнего иудаизма - противопоставляло себя ему и открывало в этом противопоставлении эру особой европейской цивилизации ,эру  человека  не  только  разумного,  но  и нравственного , где внутреннее индивидуальное стеснение приобретало большую ценность и значимость, чем стеснение внешнее. Все классическое искусство, вся классическая литература если и говорит о чем-то общем, то исключительно об этой презумпции.
В России эта склонность к самоограничению в неявной форме пришла вместе с византийской культурой - в обрядах и особенностях православного богослужения. А просторы России в сочетании с ее суровым климатом стали со временем идеальной теплицей для возрастания и укрепления этой склонности. Она и есть источник всего того, что В. Сурков собрал в свою триаду.
За 20-й век эта склонность к самоограничению была в Европе полностью( или практически полностью) иссечена....
Фрейдизм... Фашизм....Банда философических рвачей и выжиг... Российский социализм, выстроенный по грузинским лекалам, наконец...
Закат Европы все-таки состоялся. Европа уже не Европа, и нет никакой нужды России догонять ее.
У нее иная задача - начать строительство европейской цивилизации заново. И увести в этом направлении Запад.
Успеть увести. Раньше , чем его оприходуют (уволокут в своих повозках и кибитках) харизматики с южных морей и нагорий .

                         


 

                                                                              КОММЕНТАРИИ

      Zvezdochet, 08-05-2009 11:16
Тема:  Re: Еще раз о цивилизационной задаче России

"Именно через снижение влияния внешнего запрета (закона, заповедей) в пользу индивидуального ограничения рождающее христианство и выламывалось из древнего иудаизма - противопоставляло себя ему и открывало в этом противопоставлении эру особой европейской цивилизации ,эру человека не только разумного, но и нравственного , где внутреннее индивидуальное стеснение приобретало большую ценность и значимость, чем стеснение внешнее. "
Полное совпадение с моим представлением о ЦИВИЛИЗОВАННОМ обществе.

Наши козлы в лице Попугая и его наперсника Филипопа - депутаты Госдумы - тусуются на гламурных посиделках и наглядно доказывают антинародную сущность нынешней власти. Хотелось бы надеяться на плодотворность усилий ДАМа и ВВП в направлении приближения этой власти к народу.

Евгения Коржунова, 08-05-2009 14:24

И ещё самопожертвование - "пострадать" за правое дело, и этим спасти душу - это тоже элемент русской ментальности))
 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков