С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

              Корсунская (Торопецкая )   икона    Пресвятой  Богородицы  и  вокруг.

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


                                                                 

   Корсунская (Торопецкая )   икона    Пресвятой  Богородицы  и  вокруг.

  

 Начну   с  главного. Я  полностью   поддерживаю эту  идею: все  без  исключения  иконы    должны   находиться    не  в  музеях,  а  в  храмах.  Государство  просто  обязано   расплатиться  по  старым  счетам и  все,  что когда-то  изъяло  из  Церкви,  вернуть.  Понятно,  что возвращение - это  не    акция,  а  процесс. Хотя  бы  потому,  что в   храмах,  куда  иконам  предстоит   вернуться,   условия их  экспозиции  (  режим  температуры, влажности,  шума)  должны   быть  не     хуже,  а  лучше   музейных.  Причем,  на  порядок  лучше,  учитывая  то   обстоятельство,  что  состояние   икон     со  временем  вряд ли  будет  улучшаться,  и  потому потребуются  все   более  совершенные  формы     ухода  за ними.

    Понятно  и то,  что   даже  самые  посещаемые   храмы ,   при   самой  щедрой  благотворительной  поддержке  самостоятельно   обеспечить  все это  в  постоянном,  не  зависящем  от   случайностей   режиме не смогут.  Поэтому  собственно  передаче икон   должно  предшествовать  создание  специальной  государственной    службы ( с  отдельной  строкой  в   бюджете),  которая  должна  обеспечить   нормальную экспозицию   икон   в  храмах: заказать,  закупить    и  смонтировать соответствующие  климатические  установки, организовать  регулярный  анализ  состояния  икон  и    их   текущую   реставрацию -  одним  словом  все,  что   предусмотрено  в  приличном   музее.

   Очевидно    и  то,  что   возвращать   иконы  есть  смысл   исключительно     в   те   храмы ,  из  которых  они   были  в  свое  время изъяты. Если  храм  разрушен,  то государство, естественно  за  свой   счет,  обязано  прежде   восстановить его.

   С  учетом   вот  этих  предварительных   замечаний  и  попытаемся   оценить   события,  которые   имели  место  в  последнее  время   вокруг   Корсунской (Торопецкой )   иконы    Пресвятой  Богородицы.

   Состояние   самой   иконы крайне  тяжелое. Она  фактически   медленно  умирает.  Ее, и  в самом  деле,  не  только перемещать  -  к  ней  прикасаться  нельзя.

  Вот  подробнейшее,  выполненное  специалистами описание  ее  состояния - http://users.livejournal.com/_corso_/179852.html. В  этом  материале  можно  найти   и  копию   Письма  Патриарха  Кирилла  министру  культуры. 

   Трудно,  конечно,  судить  каким  образом(  через  кого!)   вышли на  Патриарха    с   идеей  перемещения  иконы  устроители  того нового  храма в  одном  из  поселков  Подмосковья, где эту икону  они собирались     разместить.

  Но  если  судить  по открытому   письму Президенту,  в  котором,  просьба  Патриарха   продублирована  и  которое   подписало   более  20000     человек (http://www.rusk.ru/news_rl/2009/11/30/molitvennoe_poklonenie_korsunskoj_ikone_pridast_sil_rossijskomu_narodu/),  старец, духовник Оптиной пустыни, схиигумен Илий (Ноздрев)  и  протоиерей Димитрий Смирнов, возглавившие  список  подписантов ,скорей  всего,  сыграли  здесь   решающую  роль.

     У меня  нет  ни  малейших  сомнений   в чистоте  помыслов Илия  и  Дмитрия  Николаевича,  не говоря  уже  о  Патриархе.  Но  я  не могу   избавиться  от   ощущения,  что в этом  их совместном, достаточно  деликатном, но  мощном   давлении  на  власть  присутствовало  нечто чисто  прагматическое:  воспользоваться  тем,  что  в    этом  новом  храме,  воздвигнутом  под сенью  элитного  подмосковного  поселка,  созданы исключительные  условия   для  хранения   иконы  и  создать прецедент -  вырвать  из  музейного   заточения   хотя  бы  одну    икону  и  тем  положить  начало  процессу   возвращения.   Я  охотно  допускаю,  что неоднократные  попытки договориться   с  властью  на  этот  счет были  и  прежде,  но  все  они   оказались  безуспешными.  И  тут   такой   случай…  Им  нельзя  было, наверное,    не  воспользоваться.   Настолько  нельзя,  что  сам  факт  передачи  иконы  из  одного (музейного)  затвора  в     затвор   элитного  поселка  отступал  на  второй   план…

      Судя  по  всему, вопрос  о   передаче  был предварительно  согласован   по  всем   инстанциям. Письмо  было подписано Патриархом   24  ноября .Уже  25   из  министерства  культуры   в  Русский   музей отправлена   соответствующая реляция,  а  30  реставрационным  советом   музея   принято   решение   о  возможности  временного  экспонирования   иконы  за  пределами  музея. Проблема  решена ,  таким  образом,  за  6  дней. Подобные  -  космические -   скорости дело-производства   в  современной  России  возможны  лишь  при непосредственном  и  сверхактивном  участии   Администрации  президента.  Во  всяком   случае, протестное  письмо  президенту от   группы    сотрудников  Русского  музея  (  написано  27  ноября )   осталось,  кажется,   без  ответа. И  3  декабря  икона  была  перевезена в церковь Александра Невского в Княжьем Озере.

    Но  дискуссия    на  этом  не  окончилась.

Священники  продолжают разоблачать  работников   музея( музейщиков,  слово  непременно  в  кавычках )  -

http://www.rusk.ru/news_rl/2009/12/15/protoierej_gennadij_belovolov_ikona_dolzhna_nahoditsya_v_cerkvi/.

Специалисты, поддерживающие  передачу,  отмечают,  что    плачевное состояние  иконы  вполне  может  быть  связано  с непродуманным  вмешательством  реставраторов -http://www.rusk.ru/analitika/2009/12/07/vozvrawenie_chudotvornoj_toropeckoj_ikony_bogorodicy/.

Пресса,  пребывающая  в  либеральной   стойке,  мертвой  хваткой   вцепилась  в  главного  инициатора и устроителя -    в воцерковленного  олигарха  средней  руки    Сергея Шмакова  -(http://www.novayagazeta.ru/data/2009/137/12.html  -  материал  сделан, конечно,  в хамоватом  стиле,  но в  части   описания быта  Княжьего  озера, скорей  всего,  адекватен).

Есть  и   попытки       в  спокойных,  уважительных   тонах  разобраться  в реституционных спорах между музеями и Русской православной церковью 

(Анна  Толстова , http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1285061)...

      Да,  стенограмма    совместного заседания  реставрационного  совета  и  министерской  комиссии(  http://corso.1gb.ru/Стенограмма30.11.2009.doc  -  председательствующий  на  заседании  господин   Карлов  предпринял,  можно  сказать,  титанические  усилия  для  того   чтобы  предельно   ограничить  обсуждение  и направить  его   в  нужное  для   министерства   русло )   свидетельствует,  и  это  признали  практически  все  участники    заседания,  что  условия  хранения  иконы  в Княжьем  озере  уникальны...

 Да,  икону   благополучно  перевезли (а  именно  с   перевозкой  были  связаны  основные  опасения)…

  Да,  господин  Шмаков,  несмотря   на  свою  суб-олигархическую  сущность   оставляет   вполне  приличное   впечатление…

       Но   неприятный  осадок от   всей  этой   истории(  ощущение  какой-то  неблагодатности    всего  случившегося )  все-таки  остается.   Наверное   потому,  что  здесь  очередной  раз    случилось  то,  что  стало  в  современной  России,  увы,  нормой.   На  левой   чаше  весов - связи  и  деньги,  на  правой -  мнения специалистов, объективная  экспертиза.  В  России  сегодня  левая  чаша  перевешивает  в  ста случаях  из  ста. И  в  этой почти  фатальной   предопределенности  -  главный,  наверное, источник  и  всех  наших  нестроений,  и,  если  разобраться,  всех  последних  трагедий…

   Мне  представляется ,  что лишь  одно  завершение  этой   истории  может поправить  впечатление  от  нее  -    еще одна,  и  теперь уж  последняя,     транспортировка  иконы.  Только  не  в Русский  музей,  а    в  восстановленный  Корсунско-Богородицкий   собор.  Перемещение  вместе  с  уникальным  княжеозерским климатическим  оборудованием   и княжеозерской  системой  охраны   -  пусть  насельники  коттеджей  Княжьего  озера довеку  возьмут  на  себя  расходы  и  по передислокации иконы  и  по  ее  охране.   

 

    Когда-то  к  югу  от   Москвы,  в  страшных  калужских  лесах  промышлял  разбойник  и душегуб  по  имени  Опта.  Пришло  время  - он   покаялся  и  наработанные  в  разбое  средства   вложил  в  обустройство  обители,  которая       подвижническими   и  молитвенными  усилиями  монахов   постепенно превратилась   в  духовную  жемчужину   России  -  в  Оптину   пустынь.

   Современным русским   воцерковленным  предпринимателям,  возжаждавшим   внести   свою  лепту  в благодатное  переустройство  России,  также,  наверное , следует действовать    по  этой   схеме .  Не  пытаться купить,  привнести   благодать  извне,  а  создавать   ее  заново,  на  пустом   месте  -  своими  личными усилиями.

  Россия   страна большая…   Пара   гектаров     тайги  где-нибудь,  например,   в   верховьях  Нижней   Тунгуски… Несколько изб…  Деревянная   церковка… И  лет  двести-триста подвижнического  служения…   Твоего   и  твоих  потомков…  Глядишь,   какая-нибудь  из   написанных    для  этой церковки  икона    и  станет  чудотворной….

 

 


 

                                                          
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков