С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А "П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И" ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА Рассказы Юлии Раввиной и Дарьи Симоновой |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Рассказы Юлии Раввиной и Дарьи Симоновой
ЮЛИЯ РАВВИНА. Сезон
Звезда 2010 ,1
Теперь, когда мне будут говорить, что все, мой дорогой, те времена завершились окончательно: первое, почти полностью очищенное от дурацкого советского идеализма поколение не только сформировалось, но уже твердо стоит на ногах - живет своей, совершенно неведанной вам старым, скрюченным, заплесневелым совкам жизнью - по- своему дышит, по своему веселится и танцует, по- своему работает и по-своему любит… Я теперь буду им отвечать: «Нет милостивые государи и любезные государыни - нет… Почти ничего в мироощущениях даже этого первого и самого безнадежного, казалось бы , постсоветского поколения , пожалуй, не изменилось. Прочитайте внимательно рассказ Юлии Раввиной «Сезон» , и вы, почти наверняка, подумаете об этом же - да, пожалуй, не изменилось..
Какой безнадежно современный рассказ….Почти из каждого предложения какая –нибудь примета нынешнего времени обязательно, да выскочит… И стиль жизни, и литературный стиль , и ценностные ориентиры, - все из первого десятилетия нового века. ..
Но какой в то же время бесконечно традиционный рассказ...
Убери все внешнее, накопленное за двадцатый век - принесенное и нанесенное им, выдели одно лишь душевное состояние героини, мысленно выбросив за скобки все остальное , весь этот современный дизайн - и перед тобой барышня 19 века. Один к одному. И очень русская барышня, к тому же.
Вы скажете, что такую редукцию можно совершить над любым текстом. Соглашусь: конечно, можно. Но в большинстве случаев - в подавляющем большинстве - после выноса за скобки современной мишуры, останется, увы, лишь пустое место.
Этот рассказ о душевном состоянии молодой и очень не по-современному влюбленной барышни. И оно, это редкостное состояние, очень искусно, с большим чувством меры обряжено в современные одежды… А как же еще прикажете выпускать этакую-то драгоценность и диковину в современный расхристанный и 24 часа в сутки хихикающий мир…
Умница написала этот рассказ. К тому же с неординарными литературными данными. Удачи ей . И побольше нетривиальных сюжетов.
Дарья Симонова . Смех в соседнем купе
Урал 2010, 3
У меня сложилось впечатление, что этот рассказ Дарьи Симоновой довольно-таки активно перекликается с рассказом Юлии Раввиной. Во всяком случае, - по части изготовления изысканных современных нарядов, под которые упрятываются традиционные и вечные чувства. Даша не только не уступает Юле, но даже выглядит искуснее ее. Возможно потому, что задача у нее все-таки посложнее. Ведь речь у Д.Симоновой ведется не о какой-то там молодой влюбленности - чувстве нормальном, естественном, сильном-, а о традиционном значительно более высокого порядка, о котором и в возрасте под полтинник, а уж что говорить о молодой барышне, редко кто не то что задумается - вспомнит. О том традиционном, которое для средне-нормального современного молодого существа звучит, всего лишь, как едва заметный фон существования - как не совсем внятный смех в соседнем купе, если угодно.
Увы, но именно таким фоном и предстает пред молодыми жизнь предыдущих поколений. Ну, отец, мать, дед-бабка - к ним еще возможен некоторый скользящий - по касательной - интерес. Но а дальше - дальше как будто ничего и не было. В то время , как именно там, в этом «дальше», в этих корнях, возможно, и запрятан ключ ( один из них, естественно) к преодолению многих современных напастей, в том числе того же кризиса семьи.
Устойчивость семьи определяют, естественно, отношения жены и мужа, которые в абсолютном большинстве случаев не являются - не могут быть - самодостаточными, то есть полностью самоопределяться. Отсюда важнейшая роль внешнего поля (общего состояния культуры межличностных отношений.) Во всех его проявлениях - как созидательных, так и разрушительных. Среди же бесконечного многообразия форм этого поля есть и такие, по-особому значимые, как , к примеру, отношения в семье, в которой ты рос, отношения в тех семьях , где росли твои родители и дальше, дальше, дальше. Ты об этом « дальше» можешь не знать , например, ничего, кроме имен, дат жизни, мест проживания, и каких-то отдельных эпизодов… Но это все равно создает ощущение твоей принадлежности к роду - к чему-то давно и устойчиво существующему.
Очень ценное ощущение. Универсальное, между прочим, лекарство от депресняка. И надежнейшая основа для выстраивания своих семейных отношений.
Да, в основе семьи лежат очень тонкие и исключающие любое внешнее вмешательство отношения двух; но устойчивость этих отношений во многом определяется возможностью их выхода вовне. Каждый согласиться с этим парадоксом - общеизвестно , какую роль играют дети в укреплении семейных отношений ( а это типичный выход вовне - выход в будущее). Но не меньшую, а порой и большую роль , может сыграть и выход в прошлое рода…. Особенно в сегодняшней нашей жизни, где практически все остальные внешние поля, кроме разве что Церкви, почти полностью утратили свое созидательное начало.
Вот тема: семейный род, как опора устойчивого существования личности. Сегодня она медленно , но уверенно перетекает в разряд актуальных и острых. Сегодня ее уже можно представить, скажем, в публицистической статье или в проповеди священника. Но ее чрезвычайно трудно реализовать в качестве темы художественного исследования. Потому что очень легко сбиться на призывы, декларации, нравоучения и прочее из этого ряда. Жизнь так хороша и так наполнена ярчайшими впечатлениями и чувствами - зачем это мне пялится куда-то в прошлые времена. Такой настрой , сильный, реально существующий и всем понятный, убедительно преодолеть в художественном произведении не так просто. Здесь придется, возможно, большую часть текста бросить на вещи с виду второстепенные - на описание и даже исследование, скажем, категорического нежелания своей героини пялиться в прошлое. Здесь позволительно даже допустить : она так ничего и не поняла( или поняла на свой лад) из того , что же все-таки произошло - что сдвинулось в ее душе, когда ей случайно приоткрылась одна из страниц семейной истории. Здесь возможны и иные композиционные и сюжетные приемы, позволяющие, увести от нравоучения и убедительно изобразить тот тонкий сдвиг, что свершился в душе молодой женщины, невзначай прикоснувшейся к истории своего рода - сделать его практически незаметным, и в то же время очевидным…
Вот Дарье Симоновой все это и удалось.. Я не думаю, что по прочтении ее рассказа все бросятся составлять родословные - рванут в архивы и к бабушкиным сундукам. Тут важно другое - тема застолблена, обозначена. Глядишь, кто-нибудь двинется дальше. А кто-то ,глядишь, задумается…
Спасибо Дарье Симоновой. Спасибо редакции « Урала» за то, что не пропустила этот классный рассказ.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |