С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                                                   О рассказе   Максима Осипова

                                                   « Москва - Петрозаводск»

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


      

                 

                         О  рассказе   Максима  Осипова   « Москва  -  Петрозаводск»

  

  Первое   впечатление   -  типичная    чернуха в  стиле Романа Сенчина, который, нельзя этого не  признать,  активно   осваивает   литературное  мастерство,  потому   стилистически    постоянно    прогрессирует  и  становится   все более  и  более  популярным .      Это  по  впечатлениям  от     двух  его  последних  рассказов,  включая  новомировский. Но у    Романа Сенчина  зависимость  от  материала,  от  фактуры,  которую он  созерцает,  фактически  все   еще    наркотическая.  Едва  он   делает  какой-нибудь    даже  легкий    шажок   в  сторону относительно   рационального дневного  оформления   своих   чисто визионерских ( ночных)    переживаний,  как  у  него,  видимо,   случается    что-то  вроде   ломки,  и  он       снова    обречен  на жизнь  без   рациональных   посредников -   снова  подключает   свою  «клаву»  напрямую   к  подсознанию,  а  то   и   к  железам  внутренней   секреции…

     Однако  у    рассказа (http://magazines.russ.ru/znamia/2010/5/os8.html)

  М.  Осипова  была  рекомендация   Александра   Иличевского,  что   и     явилось  основанием, достаточным      чтобы    не   бросить  рассказ  на  полдороги. И   я  об  этом  не  жалею  -   спасибо, Александр  Викторович. 

 У  меня  сложилось   впечатление ,  что   дистанция   между  Осиповым   и  Сенчиным  огромна -    у   первого   я  вижу   явную   склонность  (  и способность!)  к  контролю  своих  визионерских   переживаний.   Поэтому  у   него  есть  принципиальная   возможность и  в  условиях    явно   недневного,  и к  тому  же  модного  -  господствующего -   миросозерцания  выходить   ,  если  не  на оптимистические  и     жизнеутверждающие   модели  реальности, то  хотя  бы    на  те,  что  оставляют  надежду  ....

 Это   далеко  не  каждому  удается.  Большинство  критически  настроенных  беллетристов  вязнут  в  своем    визионерском  -     превращаются  в  бесправных  денщиков     при  своем   бессознательном.  Тому  же ,  кому   удается   взять  под  контроль  свое визионерское,  -  те   раздвигают  горизонты.  Классический  пример  -  Достоевский .

   Достаточно  часто,  особенно  в  такие     сумеречные  времена,  как  последние   20  российских   лет , случается  и  более   страшное:    опрокидывание  в  свое  бессознательное  , в свои   визионерские  переживания   и   вполне        дневных  ,  со  значительным     созидательным   потенциалом   художников.    Никита  Михалков  -    хрестоматийный,  можно  сказать,  пример  художника,  затянутого   в  визионерскую   трясину…   Противостоял,  противостоял,  да  так  и  не  устоял…

   Визионерское   переживание  -  это      из  арсеналов  К. Юнга.  И   чтобы  прояснить  смысл  этого  переживания    (  без     погружения  в  собственно   юнговские построения),  сошлюсь  на  собственное   приложение (  ему   лет 15  )    представления    о   визионерских  переживаниях   к    творениям  Владимира   Сорокина.

«У В.Сорокина как художника мы наблюдаем то, о чем рассуждает К.Юнг: оформление жизненных впечатлений в визионерское переживание. Зов подсознательного здесь очевиден, мощен, выпукл. Исключительность же в том, что  призма сознания, призванная переоформить это переживание, истончена у  В.  Сорокина настолько, что эффект преобразования(  осветления) визионерского переживания почти отсутствует — текст превращается в стенограмму урчаний и нашептываний подсознания. Это чистый, незамутненный сознанием (упорядочиванием) хаос, напрямую из подсознания стекающий  в текст — в предварительно подготовленные для него резервуары...

 Собственно, все садистское   у  Сорокина это и есть материализованное в словах подсознательное. Может даже сложиться впечатление, что созерцание ужасов доставляет В.Сорокину неизъяснимое наслаждение, что это — его страсть... Возможно, что с о р о к и н с к а я , прямая, без посредников, связь подсознание — текст является своего рода дефектом (нарушено равновесие сознание— бессознательное).   Но , возможно, это результат   очень упорной тренировки, позволяющей рационально отключать сознание. Но так или иначе, это — один из вариантов защиты….  

    В принципе (уровень литературного дарования это позволяет) такой характер визионерского переживания  открывает для В.Сорокина  исключительные  перспективы: из-под его пера могла бы появиться какая-нибудь впечатляющая вариация на тему: смотрите, кто е щ е  пришел. Но для написания  текста-предостережения о садистском в человеке, кроме интереса к теме, кроме такого типа визионерского переживания, необходима         о г р а н и ч е н н о с т ь   этого интереса (или сознательное оформление этого переживания). А вот этой отстраненности у В.Сорокина и не чувствуется. Его визионерские переживания, действительно, становятся для него страстью. Он не владеет ими — он избавляется от них — сцеживает напрямую в свои тексты. Пытается от них защититься, спастись, но, по существу, не избавляется, а лишь тренирует свой интерес...»

 

   Р. Сенчин   идет,  по-моему  этим  же  путем. Во  всяком  случае , пока.  И  опасность   здесь   не сам  путь,  а  то,  что   литературное  мастерство    Р.Сенчина  растет, и   он  вполне  может  попасть   под  соблазн  иллюзии:  потому  и  растет,  что   иду  эти   путем…

   Если  судить  только  по  первой   части  рассказа  М.  Осипова  о  путешествии  из   Москвы  в  Петрозаводск,  то  вполне  оправданным  мог быть   и  такой   вывод:  вот       еще  один   талантливый   беллетрист,  причем   с рукой     значительно       более  крепкой,  чем  у  Р.  Сенчина,    идет,  кажется, тем  же   путем…   Но это  -   только  кажется. Потому   что   финал  рассказа    одаривает      поразительным  эффектом:  перед  нами      другой   главный   герой  -  совершенно  не тот,  что     собирается   ехать  и   едет  в  Петрозаводск.  Понимаете  - психологически   не  тот.  Автору   удалось  всю     чернуху  происходящего  в    поезде    и  позже  каким-то  непостижимым  образом  - штрихами, пассами  - перевести  в … качественные    изменения  героя.

 Блестящая,   виртуозная  работа  с  собственными   визионерскими  переживаниями…

  


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков