С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Традиция, модернизм, постмодернизм и новоесредневековье… Часть первая, предварительная. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Традиция, модернизм, постмодернизм и новое средневековье… Часть первая, предварительная.
С этим, наверное, согласиться каждый: за последнюю четверть столетия почти скачком возросла интенсивность информационных потоков… За ними потянулись и другие - финансовые, людские и прочие…. Все вместе это воспринимается как мощный социальный процесс. Появляется и понятие, в полной мере передающее эту мощь - глобализация… Она воспринимается как гигантская волна, призванная смыть все накопленные наивной цивилизацией за тысячелетия условности (государственные, национальные, культурные), выстричь человечество под машинку, и уравнять, наконец, всех и вся. Выделив при этом , естественно, из общей массы некоторую группу равных по-особому - их можно назвать золотым миллионом, сообществом эффективных чубайсов, амбициозной корпорацией или еще как-то. Но именно на них будет возложена благодатная миссия: пасти остальных - этих стриженных под нуль….
Самих стриженных, конечно же, надо хорошо подготовить к их новому статусу: взвинтить и укрепить в них естественный денежно- потребительский рефлекс, перепахать их сознание соответствующей репертуарной кино-_ТВ политикой, отполировать это сознание какой-нибудь системой дрессировки типа ЕГЭ … Это наивные молодчики Адольфа Шикльгрубера все изобретали какие-то спецгазы, чтобы химически подавить в человеке творческие начала и развить в нем так важную для статуса стриженных голую функциональность. Ныне появились куда более эффективные и, главное, вполне лояльные к закону средства - от ТВ-сериалов до ЕГЭ.
Ну, хорошо, согласимся: то, что называют глобализацией - мощный и очень серьезный социальный процесс. Но почему он абсолютизируется - почему считается, что он единственный ?.. Почему то, что допустимо рассматривать в качестве возможного, ожидаемого результата глобализации - тотальное выравнивание, - рассматривается в качестве уже существующего состояния?.. Почему считается, что цивилизация непременно и безропотно примет глобальную стрижку?.. Почему скидывается со счета инерционность цивилизации?... Разве мало напастей на нее сваливалось за ее историю, и, тем не менее, она выстояла - выблевала все или почти все, что осталось от предыдущих попыток превратить ее в однородную, легко управляемую массу?.. Почему цивилизация застыла перед этой глобализацией, как кролик перед удавом, и не желает сопротивляться?.. Почему это сопротивление не возглавит такая мощная и несомненно еще самодостаточная страна, как Россия?..
В те дни, когда президентом Путиным была произнесена мюнхенская речь, когда в самой России началась глобальная PR-кампания под названием «Даешь суверенную демократию!», казалось, что так оно и будет: приходящая в себя после горбо-ельцинского дурмана Россия через последовательность шагов тихо и уверенно выйдет на политику ограниченной, разумной, цивилизованной автаркии, начнет методично, через сито стратегичских национальных интересов оценивать все , что прет как с запада, так и с Востока- Юга, и станет, таким образом, реальным заслоном на пути безумной - абсолютной - глобализации.
Но этого не произошло - «слабость в коленках» продемонстрировали и сама концепция суверенной демократии ( она была слишком проста, слишком оторвана от российской традиции, чтобы занять ведущее место в российской идеологии - подробнее здесь: http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2006/20061207.htm ), и президент Путин. Президент же Медведев эту идею - глобальное сопротивление глобализации, - зарубил на корню и, похоже, еще в стенах юрфака ленинградского университета. В частности, его речи на прошедшей недели об этом , увы, свидетельствуют недвусмысленно. И его слова о морковке - если иметь в виду диспозицию «удав-кролик» - далеко не случайная оговорка.
Бегом, задрав штаны - в Европу и за Европой. Это, похоже становится магистральным российским курсом. «Стригите меня, я готовая…», - говорит Россия устами нашего тандема.
Это страстное, на уровне горбуши, идущий на нерест, стремление любым способом просочится в ВТО( ведь не пускают так долго, значит, не только настаивают на согласованиях, но и ждут- понуждают - к принципиальным уступкам)…
Эта спешка, эти закушенные удила, эта какая-то подростковая суета вокруг западных виз…
Слишком уж много сиюминутного, чисто потребительского в этой азартной, ярой ставке президента Медведев на запад, на братание с Евросоюзом… Болезненный какой-то отказ от анализа, от элементарной рефлексии последствий горбачевского братания, завершившегося позорным развалом великой державы… Демонстративное нежелание считаться с тем, что открытие вольного перемещения в западном направлении запустит процесс еще более интенсивного перемалывание российской идентичности в среднеевропейскую.
Все эти перлы современной российской внутренне- внешней политики, если попытаться отбросить мотивы чисто шкурные, а они , вполне вероятны ( путинское «милицейский срез» в полной мере должен быть распространен и на высшую власть) и попытаться извлечь из под них что-то мировоззренческое, свидетельствуют об одном: современная российская власть воспринимает глобальное выравнивание как процесс неизбежный, абсолютный и сугубо положительный. То есть приблизительно так же , как воспринимали идею мировой революции. их совсем недавние предшественники в высшей российской власти…
А это значит, что идея сопротивления - притормаживания глобализационной центрифуги –дробилки не удерживается в мозгах современной российской власти, похоже, и на мгновенье. Отбрасывается с порога.
Было бы не так, то тормозили бы не только на Западе, но и на Юге.. Конечно не просто( и организационно, и политически ) ввести на южном направлении визовый режим и поставить строгость его в зависимость от возможности контролировать границу России по границам бывшего СССР собственно российским пограничными и таможенными службами (на базе договоров, похожих на те, что заключены с Абхазией и Южной Осетией ) . Но ведь поток наркотиков с юга нарастает катастрофическими темпам, и теперь уже НЕ ОСТАЕТСЯ иных способов остановить этот поток, безжалостно выкашивающий русскую молодежь. Теперь, после категорического отказа НАТО подавить афганский наркобизнес. Дружеского, свободно порхающего над Россией НАТО… А как только перед ним ни прогибались - даже на Красную площадь пустили в день нашей Победы.
Поймите это, наконец, - не остается!!!
И любая, даже самая безупречная стратегия государственной антинаркотической политики без этой меры останется неэффективной.
Никто из двух столпов правящего в России дуумвирата- тандема, естественно, не высказывается о курсе на утилизацию России в западных отстойниках, как об идеологической парадигме. Они отдают предпочтение тактике конкретных шагов под прикрытием гипнотизирующих речей о росте благосостояния, о культурном обмене и прочее. Идеологические парадигмы выстраиваются на более низком уровне и чуть в стороне от власти.
До кризиса в гостиных интеллектуального полусвета был, например, очень популярен А. Неклесса со своими амбициозными корпорациями и подмигиваниями в адрес гностицизма. Ведь это именно он фактически вдохнул вторую жизнь в тему « новое средневековье», хотя и не использовал такой терминологии….
И вот уж в совсем близкие времена - сначала в меру туманные, но вязкие изыскания г-на Юргенса, а затем и фронтальная атака г- на Митрофанова (http://www.russ.ru/pole/Sekretnyj-evratlantizm ). Последний решительно отбрасывает всяческие церемонии и расшаркивания и прет напрямки: « Не хочу учиться на собственном – российском - опыте, а хочу жениться - под венец с Западом и немедленно, чего бы это не стоило »...
И если разобраться, то в принципе и дуумвират наш настроен приблизительно на ту же волну, что и трио выше названных носителей идеологем, модных в современных респектабельных российских гостиных.
Нет слов, Артем Акопян (http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Fronda-perehodit-v-kontrataku ) мастерски и , главное, по существу отодрал г-на Митрофанова за уши. Но, как мне кажется, глянуть на эту идеологическую тему следует и с несколько иной стороны. С какой ? - направление очень удачно указала последняя передача из цикла В. Третьякова «Что делать?» - о новом средневековье. Об этом и поговорим чуть позже - во второй части заметок.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |