С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. О миссии Патриарха Кирилла |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
О миссии Патриарха Кирилла
Страна отпраздновала 55-летие А.Чубайса. И если реакция президента Медведева на это событие (награждение А. Чубайса орденом « За заслуги перед отечеством» пусть 4-ой, но все еще ощутимой степени свежести) вполне естественна и предсказуема, то поздравление Патриарха Кирилла( пусть краткое и, может быть, даже подчеркнуто формальное) вызвало определенное недоумение ( сужу по своей ЖЖ-ленте ).
Положение, в котором находится сегодня Святейший Патриарх Кирилл, судя по всему, к простым не относится. И два его выступления в первый день лета на Куликовом поле передают эту непростоту достаточно полно. .
1. Два патриарших слова на Куликовом поле
И то и другое выступление представлено на официальном сайте Патриархии видеороликами, но отсутствуют тексты, которые, как правило, сопровождают видеофайлы на этом ресурсе. Не исключено, что таким образом кем-то намеренно сужается аудитория Патриарха.
В первосвятительском слове после литургии в освобожденном, наконец, из музейных пут храме преподобного Сергия Радонежского, Патриарх говорит о том, что Русь в свое время попала под иго не потому, что была слаба, а потому что была разъединена; о том что современные условия жизни, увы, провоцируют разделение народа; о том, что нужно сохранить способность отрешаться от всякой политической борьбы, когда речь идет о защите отечества и фундаментальных базовых ценностей народа, ибо именно тогда рознь и оборачивается поражением.
Он говорит о том, что Церковь сознает свою ответственность перед Богом за мир и согласие в обществе. А отвечая на риторический вопрос, почему она не высказывается по конкретным политическим вопросам, и голос ее порой звучит так тихо, Патриарх свидетельствует: Церковь не просто свои интересы должна защищать, а защищать так, чтобы снижался уровень противостояния в обществе. Самыми же резким в его проповеди были слова о храмах. Храмы строились для молитвы, и если в храме не совершается молитва, то это означает одно: что-то не правильно. Или в наших мозгах или в нашей стране.
Очевидно, что это не рядовая проповедь. Это - своего рода концепция: современная концепция сосуществования Православной Церкви и Российского государства. И суть ее может быть сведена приблизительно к следующему: Церковь готова к сотрудничеству с государством, она даже готова ради этого принести в жертву какие-то собственные интересы. И ее единственное сегодняшнее требование к власти - верните Церкви все ее храмы и все ее святыни. (Не могу ручаться за ее достоверность, но по сети гуляет такая информация: даже главный храм Русской Православной Церкви - Храм Христа Спасителя - ей не принадлежит, она арендует его.))))))
В эту концепцию, между прочим, элементарно, совершенно не нарушая ее, вписывается и такая маленькая частность, как поздравления г-ну Чубайсу. Я уж не говорю о том, что на поздравление Патриарха могло подвинуть и обыкновенное чувство благодарности. Мне не известно, оказывало ли чубайсовское РАО помощь в восстановлении храмов в России, но то, что оно помогало возрождающимся храмам и монастырям в расчетах за электричество, мне известно.
Во втором своем выступлении, уже на самом празднике, посвященном 630-летию Куликовской битвы, звучали уже значительно более жесткие слова.
Вспоминая участников битвы, Патриарх особо выделяет военноначальников - бояр, национальную элиту того времени, половина которых полегла в той битве. « Одно ли желание освободиться от ига, от экономической дани, и через это жить более благополучно, вдохновляло этих людей?» - спрашивает Патриарх… И отвечает, что никто из них от князя Дмитрия Донского, что бился в самой гуще войска, до последнего неизвестного воина - никто из них не боролся за улучшение экономического положения, за материально более благополучную жизнь. Бились за Родину. И за Веру. И подчеркивает, что жертвенная любовь во имя отечества была в то время высшей ценностью в народе нашем. Но именно эта ценность вытесняется сегодня из сознания народа. И вытесняется тем, за что никто бы из русичей, положивших жизнь свою на Куликовом поле, не сделал бы и шага.
В этом выступлении совершенно очевидна резко заявленная позиция Церкви - осуждение и отрицание ею того идеологического курса, который фактически осуществляет высшая российская власть. По существу, Патриарх уже 1 июня, на Куликовом поле дал оценку этому курсу, достаточно осторожно, уже в течение двух лет, выстраиваемому правящим тандемом и получившему более или менее завершенный вид в президентских вариациях на петроградском форуме и в заокеанских прогулках…. Патриарх считает возможным используя такой повод, как промежуточный юбилей Куликовской битвы, высказаться прямо и определенно: идеология, насаждаемая сегодняшней властью в стране, курс ее к победам уровня Куликовской не приведет…
С этой жесткостью и определенностью, по-моему, и связано, отсутствие куликовских текстов Патриарха. Слушать - слушайте, но не читайте. И главное - не вчитывайтесь….
Откуда могла придти подобная установка приблизительно ясно. И мигом услужливо суетнулись мальчики из команды г-на Эрнста: в передаче «Слово Пастыря», посвященной празднованиям на Куликовом, фрагмент второго выступления, где речь идет о боярах - элите, оставшейся лежать на поле, удален.
2. Патриарх и выставка «Двоесловие/ Диалог».
О сложностях ситуации, в которой пребывает сегодня Святейший Патриарх, несомненно свидетельствуют и коллизии вокруг выставки «Двоесловие/ Диалог».
В самой идее этой выставки присутствует некая, мягко говоря, странность. Та странность, которая чувствуется во всем, что делается не по внутреннему убеждению ( человека, сообщества, некоторой общественной структуры), а по импульсу извне, который не обязательно является чей-то рекомендаций, а может быть, скажем, настроением, незримо существующем в обществе, неким веянием...
Ну, говорится, скажем человеку (пусть, никто не говорит на самом деле - слова просто висят в атмосфере) - сделай вот это, сходи туда, подпишись здесь … « А зачнем мне это ?» - пытается возражать человек. « Да ты что, мужик», - ему отвечают, - приди в себя, вспомни в какое время живем. Кругом толерантность, суесловие, диалог, двоеженство, двоесловие, двоемыслие - тандем и дуумвират кругом …А ты, бюрюк-бюрюком, все о каких-то мифических общечеловеческих ценностях талдычишь». И мужик ломается, идет, поддерживает, подписывает. На блевотину его, грешного, при этом тянет, но идет…
Эта выставка - несомненно из явлений подобного ряда. Куда ни повернешь голову - всюду речи о миссии, о миссионерстве. Вот уже и ночные мотоциклисты встали в строй.. Хотя и сажают на задние сиденья своих харлеев неизвестно кого, но сколько людей откликнулось. И повелось… Так почему же к этой мисси не привлечь и энтузиастов с «Винзавода»,эту все еще надежду прогрессивного человечества, этих отважных перформаторов и иконорубов - тех, по крайней мере, из них, что были биты как в несудебном, так и в судебном порядке и, может быть, даже покаялись… Находится иерей, который готов разместить некоторые картины, тщательно, вполне ответственными людьми отобранные. Нет не в храме своем разместить, и даже не в притворе храма, а всего лишь в находящемся рядом с храмом актовом зале.
Докладывают о замысле патриарху( рапорт с фотографиями ). И судя по всему энергично агитируют - идея этой выставки получила очень высокую поддержку в церковных кругах. Не только дьякон Кураев - очень крупные церковные функционеры высказались «за» : митрополит Илларион, председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.
Вот некоторые из аргументов.
Протодиакон Андрей Кураев:
«Осквернится ли храм, пострадает ли Православие от того, что в притворе прозвучит слово нецерковного человека, его убеждение, чувство, сомнение? Очевидно, что нет. Если сомнение не высказано - то оно и не уврачевано. В поиске эти люди подошли к церковному притвору (порогу). Если их оттуда выгнать за то, что они еще не православные - их поиск в церковь уже не заведет.»
Митрополит Илларион:
«Выставка «Осторожно, религия» «была откровенно богохульной, откровенно антицерковной». «Это был какой-то рецидив воинствующего безбожия! … А если художники просто работают и в том числе, допустим, пишут на христианские сюжеты, не следуя при этом иконописному канону, то никто никогда им этого не запретит».
Протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что дискуссия между Церковью и современными художниками должна быть продолжена. «Важно, чтобы она была ответственной и серьезной, чтобы в ней все православные христиане одновременно проявляли верность истине Божией и христианскому долгу любви, даже если эта любовь к кающемуся грешнику»
Владимир Легойда:
«В строгом смысле слова, эта выставка демонстрирует диалог не Церкви и художников, а диалог людей, которые ищут путь ко Христу и не могут игнорировать Церковь и Евангелие…Искусство, представленное на выставке, не является церковным искусством. Поэтому мне непонятны претензии, предъявляемые этим произведениям за то, что они не соответствуют церковному канону… В произведениях искусства мы видим человеческий поиск, зафиксированный художником. С художником совсем не обязательно соглашаться. Искусство - это не догматика, которая не предполагает выбора …, искусство всегда содержит некоторый искус. Именно поэтому в искусстве можно и нужно выбирать».
Очевидно, что идея расширения миссионерского поля Церкви и на пределы современного искусства весит в воздухе - весь, считай, миссионерский актив Церкви твердо указывает на нее, как на вполне лояльное к Церкви и в то же время весьма значимое ( захват плацдарма на территории современного искусства) для нее мероприятие…
Окончательное решение, понятно, за Патриархом. И он дает письменное согласие: (http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2010/iyun/23/zaklyuchitelnyj_akkord/):
«Не возражаю против проведения выставки ”Двоесловие/Диалог” и круглого стола с участием представителей Церкви и искусства»….
В принципе жонглировать словами и смыслами можно на любую тему и с кем угодно - это нормальная практика межчеловеческих отношений. Проблемы начинаются с вопроса, где и когда все это делать - здесь проходит граница.
Так вот. Есть масса заведений - пивные бары, кухни, ночные клубы, стадионы, очереди в ночные клубы и на стадионы, дома культуры, дворцы съездов... Никто там и слова не скажет против, если только дискуссия до драки не дойдет...
В притворе же православного храма… Даже если это не притвор … Вокруг храма, будь то сам притвор, какой-нибудь актовый зал или иная прилегающая территория, должна все-таки существовать определенная санитарная зона, в которой ты можешь молиться, можешь молча присутствовать, но не имеешь права качать свои права - в любой форме, будь то речи, будь то заявления, будь то картины… Хочешь искать себя на этой территории - ищи в тех модификациях форм, которые находятся в абсолютном соответствии с Церковью.
Жесткость этого требования определяется единственным обстоятельством: Церковь - была и должна быть территорией святого, возвышенного, идеального… И уж если есть смысл задействовать притвор храма для каких-либо сугубо мирских дел, то это должно быть что-то исключительное. Например, подписание ( по результатам процедуры обмена мнениями ) акта об безоговорочной капитуляции оппонента… Хотя лучше, конечно, делать это в логове - где-нибудь на территории «Винзавода».
3. О тонкостях соотношения традиционного и миссионерского
Похоже, что как для главнейших функционеров Православной Церкви, равно как и для авторитетных представителей среднего звена ее, вопрос «где?» не является насущным, и дискуссия как таковая является для них приоритетом. Или в более общей постановке: миссионерство как таковое приоритетно для них безусловно.
Они, что - в полной мере не чувствуют той опасности, которую таит в себе расширительное толкование пространства церкви - околоцерковного пространства, на котором дискуссия еще возможна?... Они слишком современным что ли и спешат избавиться от тяжкихт пут традиционного?.. Они, что - не задумываются о том, что любое нашествие начинается с мелких уступок?.. Но тогда - как же они похожи на выдающиеся изобретение вечно молодой Старой площади - на наш сверхэксклюзивный тандем с дуумвиратом, также напрочь лишенный чувства границы, чувства опасности, чувства защиты.
Пустим Гельмана в притвор русского храма… Пустим Запад с дешевкой его миллиардов в притвор русской идентичности… Один стиль. И одна трагическое недооценка пограничной проблемы…
Можно, конечно, исходить из того, что все это - чья-то и исключительно внешняя, по отношению к Церкви интрига - кто-то искушает( или испытывает) Русскую Православную Церковь. И делает это вполне искусно.. Но это предположение вряд ли можно признать исчерпывающим суть проблемы. Поскольку проблема все-таки в основном внутрицерковная, а еще точнее - внутрицерковная форма вечной - банальнейшей - проблемы обновления традиционного.
Демонстративное противопоставление себя миру, жесткое отстранение от него, консервация традиционного - сохранение его в этих тепличных условиях при возрастающем риске потери им своего влияния на мир.
Или развернутость к миру, активное миссионерство в нем с неизбежным подстраиванием к миру и возрастающим риском все той же потери влияния на мир, но уже за счет недопустимой модификации традиционного православия - превращения его в какую-нибудь сбрызнутую протестантизмом, приправленную западным либерализмом версию.
Риск - ; в избыточном смещении как в ту, так и в другую сторону. Царский путь - искусное маневрирование, осторожное покачивание из стороны в сторону. При тщательнейшей охране, сбережении, усилении всего, что воплощает традицию. И прежде всего таких укрепрайонов православия, как русские монастыри. При осторожном, вдумчивом исследовании всего нового и прежде всего возможности этого нового быть благодатной прививкой для традиционного…
Но у любой такой прививки существует лишь одна возможность оказаться благодатной - экспертиза монастырей. Так же как и у традиционного нет иной возможности сохранить себя в деятельном, влиятельном состоянии, кроме как непрекращающееся, умно поставленное миссионерство.
Радикалы, как из числа особо угрюмых традиционалистов, так и из числа пылких до самозабвения религиозных авангардистов настаивали и будут настаивать: или - или. На то они и радикалы. И диомидовские маневры, и две последние либеральные атаки на русские монастыри ( осенняя на Боголюбово и весенняя на Оптину) об этих опаснейших и для Православия и для страны радикальных импровизациях как раз и свидетельствуют.
Но и Православию и России необходимо не прожженное политиканское «или-или», а царское «и» - умное и тонкое маневрирование, осторожное балансирование.е.
То, что реальная жизнь будет постоянно сталкивать в ту или иную сторону от равновесия - от «и» к «или», - коллизии вокруг выставки наглядно продемонстрировали. Понятно, что каждая подобная акция, взятая отдельно, не показательна - она, естественно, будет указывать на смещение либо в одну, либо в противоположную сторону. О балансировании же и маневре можно говорить лишь по совокупности акций. Ошибочен каждый шаг, но путь в целом может быть истинным - такова диалектика любого движения. В этом смысле было бы поспешным говорить, скажем, о наличие каких-то, не вписывающихся в церковные, мировоззренческих предпочтений у главных, ведущих функционеров Церкви. Скорей всего, здесь имеет место те естественные флуктуации, которые просто неизбежны в толкованиях греха и греховности, терпения и терпимости….
Совсем недавно Патриарх Кирилл, общаясь с главным европейским цербером по части прав и свобод и рассуждая о сексуальных импровизациях в современном мире, блестяще и в полном соответствии с христианскими канонами провел границу в первой из этих пар: мы смиряемся с греховностью отдельного человека, но осуждаем грех как таковой. Или, если приложить эту мысль ко второй паре понятий: мы готовы проявлять исключительное терпение в контактах с нашими мировоззренческими противниками. Но мы никогда не снизойдем до терпимости к их заблуждениям.
Но ведь именно терпимость фиксируют митрополит Илларион, протоирей Чаплин, господин Легойда, протодьякон Кураев...
Патриарх Кирилла, а судя по тем проповедям и выступлениям, которые имели место за время его патриаршества, он и является сегодня реальным лидером нации, то есть политическим деятелем наиболее полно выражающем национальные интересы страны, вне всякого сомнения, допускает, что все эти реверансы и расшаркивания его ближайших сподвижников и авторитетных функционеров среднего звена перед винзаводскими пакостями отнюдь не идеология их, не уступки перед некому внешниму влиянию, а вполне естественные пробные, рабочие шаги. И он не мешает их сделать - благословляет миссионеров на этот локальный шаг. В несомненной надежде… на резкую реакцию традиционалистов.
Последняя и была настолько резкой, что выставку до срока и закрыли…
4. Что же все таки случилось на тверских землях…
Странности, имевшие место на тверских землях в связи с традиционным Волжским крестным ходом не имели такой прессы и такого отклика на просторах Интернета, что выпали на долю выставки у иерея Козлова. Вот ссылка на материал, в котором событие достаточно подробно описано и глобально, с лихим замахом на генеральное обобщение прокомментировано -http://rys-arhipelag.ucoz.ru/news/satanizm_v_rpc_mp_osvjati_ruku_tvoju_udarom/2010-06-22-3678. В основу материала наряду с фотографиями положено обращение православных граждан г. Твери, адресованное всем православным и призывающее «рассудить и дать соборную оценку» тому, что имело место во время этого крестного хода. Из обращения следует, что главной святыней этого крестного хода была благословляющая десница - ковчег с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца. Но «пальцы на деснице…, были явно сложены в виде известного сатанинского символа - «козла»». Это не иллюзия, не проделки фотографов, а реальный факт - расположение пальцев на деснице, действительно, не имеет ничего общего со знаком христианского благословления.
Совершалось все это вроде бы по благословлению правящего архиерея Тверской епархии. С участием его самого и высших властных чиновников Тверской губернии.
Комментировать этот материал сложно: он - единственный и слишком нервный, местами граничащий с истерикой. К тому же, буквально на днях Русская народная линия воспроизвела http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/28/rokdesnica_nad_gryaduwej_rossiej/
сообщение информационного агентства «Хорошие вести» от 22 июня, где речь идет о той же деснице, причем оказывается, что Волжский крестный ход всего лишь часть «ежегодного молодежного мероприятия «Рок-десница». Сообщается также, что «символом фестиваля на протяжении 11 лет является десница св. Георгия, сложенная в рокерскую «козу»»… Архиепископ же Тверской и Кашинский Виктор дал исчерпывающее объяснение происходящему: «Не стоит думать, что Православная церковь навсегда увязла в средневековых стереотипах. Церковь это тело Христово, церковь это мы с вами. Общество развивается и с ним развивается и церковь. Мы видим, что молодое поколение сейчас любит активный отдых, и мы готовы и хотим им помочь. Мы помогаем молодым людям прийти через это к Богу, у всех свой путь. Религия основывается на традициях, но иногда приходит время сбросить старое тряпье и переродиться в новом, лучшем образе»
Во всей этой информации для серьезного комментирования ее слишком много неопределенностей. Но если эта акция, либеральная до очумелости, действительно имела место, да еще под покровом архиерея, да при активной поддержке властей, да при наличие весьма и весьма сомнительного символа святости, к которому участники крестного хода прикладывались как к святыне, то это уже не пробные шажки, это - уже политика, это - мировоззренческий демарш. А такие игры требуют самого серьезного расследования...
1- 2 июля Патриарх Кирилл нанес визит в Тверскую епархию. Главным поводом этого визита были, несомненно, торжества в связи с 900-летием Свято- Успенского Старицкого монастыря. Поздравления, высокие слова, большие награды благотворителям, участвовавшим в возрождении обители , из числа крупных чиновников (губернатору области- орден преподобного Серафима Саровского II степени). Торжествам, правда предшествовало, видимо , очень закрытая встреча Патриарха с духовенством епархии. Вот все, что о ней на сегодняшний день известно ( http://www.patriarchia.ru/db/text/1192367.html):
«В президиуме собрания, которое состоялось в Тверской областной филармонии, присутствовали архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и губернатор Тверской области Д.В. Зеленин.
Во встрече приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, настоятели и настоятельницы монастырей, духовенство Тверской епархии.
Собрание открыл архиепископ Тверской и Кашинский Виктор.
Затем к присутствующим с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви затронул в своем выступлении вопросы богослужебной практики, социального служения и приходской жизни.
В заключение Святейший Владыка ответил на вопросы духовенства»
Возможно, там и шла речь странностях Волжского крестного хода…
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |