С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Оптимальный приговор организаторам и вдохновителювыставки «Запретное искусство»… |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Выставка «Запретное искусство» … Вот несколько мнений на этот счет, с которыми нельзя не считаться. Потому что в каждом из них, несомненно, присутствует отсверк истины - элемент объективного, значимого для всех…
«Нельзя судить творца…
Достаточно сложно в области искусства точно законодательно определить, что на самом деле можно расценивать как оскорбление чувств верующих, а что – как проявление свободы самовыражения художника»
(http://nataly-hill.livejournal.com/1129309.html):
«Эта статья { 282, по ней судят Ерофеева с Самодуровым},
антиправовая по форме и безумная по содержанию, предназначена для того, чтобы
иметь возможность в любой момент осудить кого угодно и за что угодно. То, что
иногда по ней показательно, в порядке разводки наивных граждан, судят и даже
сажают людей, чем-либо неприятных широкой публике (или части публики) - никак не
оправдывает ее существования.»
«…Такие проблемы должно решать само общество. Методов множество, они
хорошо известны: от гневных статей в прессе до демонстраций протеста, от вала
писем руководству музея (и всему вышестоящему начальству) от возмущенной
общественности - до тухлых помидоров, летящих в творца. Творец ведь сам
стремился "взломать границы дозволенного", ошеломить, шокировать и даже
оскорбить обывателя - так что бурная реакция ошеломленных обывателей не должна
быть для него неожиданностью. У него перформанс - и у публики тоже»
«Единственная внятная и грамотная позиция для правозащитника в этом
вопросе… - это указание на невалидность 282-й статьи и требование отменить эту
статью. Что, естественно, предполагает амнистию для всех, уже по ней осужденных,
и прекращение дел против всех, кого судят или собираются судить сейчас.»
Егор Холмогоров –
общественный деятель(http://www.rus-obr.ru/print/ru-club/7163
):
«Православные, хотя бы косвенно, хотя бы в
форме утверждения истинности Православного Христианства, «оскорбляющие» другие
религии будут караться, а те, кто и прямо и косвенно православие оскорбляют
будут раз за разом прятаться за широкую спину прегрессивно-антиклерикальной
общественности и квазихристиан- ского всепрощения. Русские деятели, защищающие
достоинство своей национальности с минимальной степенью горячности и
определенности будут стройными рядами маршировать под суд по той самой статье,
любое же, сколь угодно лживое, гадкое и издевательское мнение о русских, в какой
бы гнусной форме оно не было растиражировано…» «
Не надо обманывать себя, речь шла не об арт-акции, вообще не о чем-то имеющем
отношение к искусству. Искусство - это создание рукотворных объектов, в которых
концентрируется мастерство художника, эстетические идеалы той культуры, в рамках
которой он творит. Именно на этом свойстве создаваемого в художником артефакта и
основана
транспарентность искусства.
Взаимная художественная проницаемость мировых культур, несмотря на
исключительное несходство их культурных кодов, связана именно с этой
транспарентностью, присущей подлинному художественному произведению…
Искусство может быть совершенно чуждым, но именно признание его искусством
ставит его выше даже самого благочестивого и обоснованного фанатизма. Ставит не
в том смысле, что выдает индульгенцию художнику, а в том, что даже борьбу делает
определенной формой признания.»
«Обращенная к сакральному акция
никогда не может быть
нейтральна. Это либо поклонение, либо надругательство - третьего не дано»
«
Никакой надценностности, надграничности там нет, нет ни концентрации авторского
гения, ни концентрации культурных кодов, позволяющих относиться к ним как к
произведениям искусства. Это и не произведения, это
акции».
«
Наряду с имеющими определенную, как ни крути, художественную ценность работами
барочного направления в современном католическом храме можно абсолютно наравне и
наряду с ними увидеть и «примитивы», и какие-то еще эксперименты в том стиле,
которому вполне нашлось бы место на самодуровской выставке. Так что опасность
эволюции «арт-объектов» и «арт-жестов» от антирелигиозной выставки до
представленных в храме «икон» действительно существует.»
«Признание невиновности, неподсудности, или хотя бы безнаказанности означает
признание одностороннего (подчеркиваю - именно одностороннего) права так
называемой богемы, самоназванного «арт-сообщества», на любые непристойные жесты
в адрес православных и русских. Еще раз:
любому самозванцу, заявившему, что он «художник», будет дозволено совершенно
безнаказанно и как угодно оскорблять православных и русских. И
любая попытка ответа с их стороны будет выглядеть жалко и бессильно.»
«Почему изображения хотя бы наиболее кощунственных из поделок ерофеевских
подопечных не пополнили списка экстремистских материалов, в котором уже что
только не нашло своего места, включая статью про «Чеченскую республику» и
пресловутый «флаг с крестом»? Почему любое издание в России может помещать у
себя эти объекты сделанные на стые помойки, порнографии и христианофобии, не
испытвая никаких проблем а с законом? По сути это безразличие уже является
серьезным поражением всей нашей «антиэкстремистской» правовой практики.»
«… Если «акции» Самодурова, Ерофеева и их подельников будут признаны законными,
то сопротивление им и противодействие кощунникам окажется как бы и незаконным.
Чтобы возвысить руку на кощунников потребуется мужество не меньшее, чем на
мученичество. А готово ли к этому наше православное сообщество, измученное
диалогом, совершенно непонятно.»
«Агрессивная наглость, тем более с обещанием и впредь устраивать такое же,
должна быть остановлена. Одна из главных задач для них - «сделать пролом»,
создать прецедент. Гельману и его прихвостням надо, чтобы все увидели, что это
не страшно - по крайней мере, не очень страшно. И начали тиражировать кощунства
по всей стране. Не будем повторять постоянно и справедливо высказываемые
предложения: «Попробовали бы они с мусульманами или иудеями такое устроить».»
«Единственное, что хотелось бы мне сделать накануне вынесения приговора, -
напомнить о святом Феофане Затворнике, отличавшимся подлинно христианской,
несравненной добротой. Это ему принадлежат слова: «Чем больше я живу, тем больше
убеждаюсь, что все люди хорошие, и плохое в них как бы случайно». Но это
случайное может быть очень значительным, и все происходящее сегодня становится
вполне закономерным. Так вот, святитель Феофан призывал ввести наказание
смертной казнью за публичную пропаганду атеизма. Какой ужас! Я помню, как на
одной весьма солидной конференции, когда я процитировал это высказывание,
сидящие в президиуме буквально схватились за головы». Разумеется, при
сегодняшнем состоянии мира, иной реакции и не могло быть. Но мы должны понять,
что привело мир к этому состоянию. Дело в том, что святитель Феофан предвидел,
что
за нарастающей пропагандой безбожия последует, какие реки крови прольются. А что
будет дальше! Что будет при беспрепятственной пропаганде сатанизма! Святителю
Феофану принадлежит уже не раз приводимое мной предупреждение по поводу одного
публичного кощунства: «Где-то в печати появилась хула на Господа и Божию Матерь.
Бог поругаем не бывает. Жди, Россия, великих бед, и реки крови прольются». Все
это исполнилось, и продолжает исполняться. И по этой причине мы имеем сегодня
то, что имеем, - в том числе подобные кощунства…. …Как
международные террористы, захватившие ядерное или химическое оружие, угрожали бы
существованию всей планеты, так эти преступники представляли, по крайней мере,
не меньшую опасность. Потому что все в истории человечества решается, прежде
всего, на духовном уровне. Наказание за «преступление против человечества» может
ли быть условным? Пусть никто
не строит на этот счет никаких иллюзий. Ни в России, ни в Европе, ни за океаном.
Мы призываем всех православных, католиков, протестантов, а также мусульман и
буддистов, всех верующих и неверующих во всем мире против этой опасности
объединиться. Есть такая опасность, о которой незадолго до революции говорил
преподобный Амвросий Оптинский: «На одном конце деревни будут вешать, на другом
будут говорить: до нас очередь не скоро дойдет»... Экстремизм и сатанизм - наш
общий враг. Это угроза человечеству и вызов всей цивилизации. Существуют некие
непоколебимые основания жизни, с разрушением которых все разваливается. Свобода
от всех умственных и нравственных запретов открывает бездну зла и выходящего из
нее «человекоубийцу от начала». Ужасы Второй мировой войны и сотни миллионов
жертв тоталитарных режимов, в том числе холокост, покажутся цветочками по
сравнению с тем, что грядет, если мы не будем вместе противостоять этому злу.»
КАК СОЕДИНИТЬ ЭТИ
ОЦЕНКИ В ОДНО МНЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ - НЕПОНЯТНО... НЕТ ЗДЕСЬ ОБЩЕГО
ЗНАМЕНАТЕЛЯ… РАЗВЕ ЧТО ВЫСЕЧЬ
ЕРОФЕЕВА, САМОДУРОВА( ДА и ГЕЛЬМАН ЗАОДНО)… ПЛЕТЬМИ, НА ЛОБНОМ
МЕСТЕ, ПРИ ОГРОМНОМ СКОПЛЕНИИ НАРОДА… И ОТПУСТИТЬ С БОГОМ…
Александр Шаргунов - протоиерей ,
(http://www.ruskline.ru/author/sh/shargunov_aleksandr/):
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков