С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Владимир Познер - рецидив кессонной болезни. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Владимир Познер - рецидив кессонной болезни.
Владимир Познер, всегда демонстрировавший неподдельный интерес к мировоззренческим сущностям, решился, кажется, рассказать и о тех глубинах, которые приоткрылись ему…. В которые он, гонимый этим интересом погружался…
Увы, но он не уберег себя - всплыл слишком уж торопливо. И потому кверху брюхом…
Расстрельный вердикт, выставленный г. Познером Православию ( с подробностями можно ознакомиться хотя бы здесь - http://www.rus-obr.ru/node/7350), в качестве собственно оценки Православия мало интересен. Ну что дельного может сказать частное лицо в частном своем мнении о мировоззренческих обобщениях уровня Православия, в которых, к тому же, это лицо даже не наблюдает обобщений , а видит в них лишь случайность, в лучшем случае - системную ошибку….
Но вот в качестве частного мнения частного лица все, чем пронесло господина Познера в те часы, когда он задумался о Православии, представляет немалый интерес. В двух отношениях.
Во-первых, в связи с влиянием иудейского (ветхозаветного) мировоззрения на христианство.
Во-вторых - в связи с влиянием Православия на иудейские ( ветхозаветные) тенденции в христианстве. ..
Иудея ждет Мессию-избавителя - Царя, который обеспечит ее народу долгожданное и полное благополучие на земле… Она, Иудея, и Иисуса из Назарета в вербное воскресение встречает именно как Мессию- победителя… Но Мессия, вошедший в столицу, ведет себя крайне странно. Отказывается брать лежащую у его ног власть - свидетельствуя тем самым, что все его проповеди, включая главную, Нагорную, были не пустыми словами, а вестью нового мира…
Мира, совершенно непонятного абсолютному большинству его сограждан… Мира, в котором Царство Небесное, и все Идеальное в царстве земном , связанное с сознательным, исключительно по совести , а не по закону, самоограничением, будет главной ценностью - ценностью, определяющей судьбы мира…
Эта весть открыла христианскую эру - дала человечеству шанс совершить переход от человека разумного к человеку нравственному…
Христианское мировоззрение формировалось в питательном растворе мировоззрения ветхозаветного - уже в «Деяниях Апостолов» можно найти свидетельства того, как сложно шла выкристаллизация христианства - вытеснение представления о Мессии иудейском идеей Мессии христианского…
Но гениальный Павел рискнул вынести христианскую идею за пределы Иудеи - привил, можно сказать, ее на язычество…
И уже через три века христианство стало государственной религией…
Понятно, что ветхозаветная колыбель не могла не оставить следа на набирающем силу христианстве…
Земное благополучие под покровом пусть строгого, но ясного внешнего закона… Но только без этих христианских посягательств на естество, без пыток самоограничением и самосовершенствованием - без идиотических попыток превратить внешний закон в закон внутренний…
Это мировоззрение , эта идеология Мессии иудейского, если угодно, - в высшей степени естественно( самопроизвольно, рефлекторно) и потому бессмертно. Оно, понятно, не растворилось в становящемся христианском взгляде на мир. Да оно, в общем-то, и не могло бесследно раствориться…
В историческом христианстве собственно христианское - евангельское - было обречено на сосуществование с ветхозаветным и сугубо иудейским. Чистое( евангельское) христианство это всего лишь предел - Небесный предел. И это верно как для отдельного человека, так и для всего человечества, для отдельной его части…
Что же касается христианства реального, земного , то здесь речь может идти лишь об равновесии собственно евангельской и ветхозаветной составляющих его.
Естественно все выше сказанное не распространяется на метафизическую основу христианства и на обрядовую интерпретацию этой метафизики. Поскольку в этих заметках христианская идея рассматривается исключительно как культурологическая(не в религиозной, а в узкой - культурологической - установке: как форма существования представления об Идеальном ).
Не исключено, что именно характер равновесие между двумя составляющими христианства и контролирует все коллизии в христианском мире В 11 –м века Христианская Церковь раскололась на части ( католическую и православную) с весьма специфическим соотношением евангельского и ветхозаветного начала. Восточная, православная (ортодоксальная) ветвь самоотверженно удерживала равновесие в пользу евангельского толкования христианства, в то время, как западное христианство явно отдавало предпочтение царству земному перед Царством Небесным. Это с блеском ( и на века ) продемонстрировал русский философ Достоевский в своем « Великом Инквизиторе.
Еще в большей степени развернулось западное христианство в сторону земного царства и лика Мессии иудейского в результате реформации - то, что капитализм въехал в Европу на протестантском коне, уже давно является общим местом …
Сейчас буйно прогрессирующая Европа, судя по всему, самоотверженно работает над идеей очередной - постпротестанской - реформации христианства. Где равновесие будет смещено уже в такие пределы, что станет вполне оправданным вопрос «А был ли мальчик ?..»
Какое отношение, однако, имеет Владимир Познер ко всей этой очень схематизированной схеме?.. Самое прямое. Нырнув в глубины современного мировоззрения, он( в интеллектуальных возможностях его сомневаться не приходится ) не мог не заметить , не почувствовать хотя бы, некоторой, пусть сильно ослабленной, но все еще существующей и, по-прежнему, мистической, связи между сегодняшними формами европейского мировоззрения , с одной стороны, и евангельскими , а также ветхозаветными идеями - с другой … Если бы он задержался на этих глубинах подольше , он , может быть , и признал бы естественность этих связей. И даже задумался о механизмах их ветшания…
Но он почему-то засуетился и торопливо всплыл . Неудобно, некрасиво и, главное, с какой-то занюханной дешевкой в качестве добычи...
Попытка ответить на вопрос, почему признанный метр политического комментария повел себя столь суетливо как раз и ведет ко второму из названных ранее вопросов - о
влиянии Православия на иудейские ( ветхозаветные) тенденции в христианстве.
Покойный Патриарх Алексий II, действуя в очень спокойной манере и не прибегая к широковещательным заявлениям, сумел и успел за время своего патриаршества отстроить в лице возрождающейся Русской Православной Церкви действенный социальный институт.
Уже сегодня ясно, что его преемник, Патриарх Кирилл, опираясь на этот институт и постепенно совершенствуя его, имеет намерения превратить его в активную социальную силу( достаточно познакомиться с его выступлением перед тверским духовенством, чтобы понять это ). Не вызывает никакого сомнения, что во всей этой своей деятельности( смотрите любую из его проповедей за последние два года ), последствия которой, несомненно, распространятся и на весь христианский мир, Патриарх Кирилл последовательно опирается на евангельские идеи, усиливая тем самым разворот сегодняшней православной церкви в сторону евангельских ценностей. Более того он удачнейшим образом совмещает этот разворот с , казалось бы, несовместимым - с социальной активностью Церкви.
Очевидно, что эта политическая линия Патриарха, а с учетом его харизматичности особенно, никоим образом не пересекается с той прозападной, увешенной гамбургерами и обставленной кока-колой колеей, в которую изо всех сил утягивает Россию современная российская власть с ее утробным призывом : «Потребляй, а иначе потребят тебя» …
Возможно, где-то на просторах от Манежной площади до Старой и родилась эта мысль: а не пора ли начинать ставить эту Церковь на место...
Тогда, возможно, и раздалась команда: «Володя, всплывай. И немедленно»…
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |