ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕКСТЫ 2010 АВГУСТ |
ВОЗВРАЩЕНИЕ в КАТАЛОГ ИНТЕРЕСНЫХ ТЕКСТОВ(политика) 2008-2011
http://www.politcom.ru/print.php?id=10609
Не успели утихнуть дискуссии по поводу очередной инициативы Рамзана Кадырова о необходимости отказа от слова «президент» в именовании глав национально-территориальных образований в составе РФ, как из Чечни пришла другая новость. 22 августа 2010 года в Гудермесе Иса Ямадаев встретился с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Между тем, в отличие от предыдущей кадыровской инициативы, несущей на себе известный налет пиара, встреча пока еще президента Чечни с Исой Ямадаевым имеет для российского Северного Кавказа (и не только для него одного) намного более серьезное значение.
Иса Ямадаев - представитель семьи, которая в течение определенного времени рассматривалась, как в республике, так и за ее пределами в качестве оппонентов региональной власти. Притом, что с федеральной властью представители семьи не конфликтовали, начиная с ноября 1999 года (когда они перешли на сторону российской власти в ее противоборстве с чеченскими сепаратистами). Напротив, начиная с 1999 года, Ямадаевы были в почете у Москвы. Именно они и их сторонники составили костяк батальона «Восток» (подразделение в составе 291-го мотострелкового полка 42-й гвардейской дивизии Минобороны РФ). До мая 2008 года брат Исы Ямадаева Сулим командовал им, а в ходе «пятидневной войны» с Грузией это подразделение неплохо зарекомендовало себя в Южной Осетии. Другой представитель семьи Руслан Ямадаев был депутатом от «партии власти» в Госдуме четвертого созыва (2003-2007). Однако в апреле 2008 года после того, как в центре Гудермеса произошло «политическое ДТП», копившиеся противоречия между президентом Чечни и братьями Ямадаевыми вышли на публичный уровень. Между тем, во время тогдашнего «дорожного конфликта» (когда два кортежа вступили в дискуссию о праве первого проезда) Рамзан Кадыров четко продемонстрировал «городу и миру», кто в доме хозяин. Напомню, что тогда силам, подконтрольным президенту Чечни удалось блокировать базу батальона «Восток» (то есть подразделения федеральной структуры) и фактически принудить своих оппонентов к сдаче позиций. После этого Кадыров обвинил Ямадаевых в причастности к целому ряду криминальных деяний (против некоторых представителей семьи были заведены уголовные дела). Затем история Ямадаевых и вовсе приобретает отчетливый детективный оттенок. В результате огнестрельного ранения в центре Москвы 24 сентября 2008 года погиб Руслан Ямадаев, а 28 марта 2009 года покушение было совершено на Сулима Ямадаева, оказавшегося к тому времени в Объединенных Арабских Эмиратах. Впоследствии в СМИ появилось немало версий относительно возможных мотивов, заказчиков и исполнителей убийств. Сам герой последних дней Иса Ямадаев становился объектом для покушений 28 июня 2009 и 1 ноября 2009 года. В ноябре прошлого года он даже обратился с открытым письмом к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой защитить его жизнь. Похоже, что вопрос о гарантиях личной безопасности Исы Ямадаева решен другим президентом. Тем, который желает поскорее избавиться от этого звания.
До 23 августа 2010 года Иса Ямадаев поддерживал версию о том, что его брат Сулим жив. И лишь после встречи с президентом Чечни он озвучил информацию о смерти брата после продолжительного коматозного состояния и отключения его от аппарата жизнеобеспечения по решению близких родственников. В любом случае, кто бы ни вершил судьбы семьи Ямадаевых, можно согласиться с мнением известного эксперта по вопросам безопасности и терроризма Андрея Солдатова, написавшего, что российские власти не слишком эффективны в защите людей, которых когда-то открыто и с выгодой для себя использовали. В самом деле, вся история с Сулимом Ямадаевым приобретала дополнительную остроту из-за того, что российский офицер, герой боев в Южной Осетии оказался вынужденным отправиться на чужбину в далекие Эмираты. Вместо повышения по службе в своей стране. Но как бы то ни было, а старые страницы истории семьи Ямадаевых закрыты. Каковы же новые? И в чем их явный и скрытый смысл?
Иса Ямадаев (высказавший в свое время немало острых слов в адрес Рамзана Кадырова, включая и прямые обвинения) заявил, что не видит особых причин для продолжения противостояния с президентом Чечни. По его словам, долгое время некие «злые силы» искусственно вбивали клин между ним и Рамзаном Кадыровым. Теперь же наступило время для обретения долгожданного согласия и единения. Как это часто бывает на постсоветском Кавказе встрече и примирению попытались внешне придать традиционалистский налет. «Я благодарен Кадырову также за то, что он ранее навестил мою маму и с уважением отнесся к ее просьбам», - к месту вспомнил Иса Ямадаев. В итоге прозвучало следующее резюме: «Мы не позволим впредь никому манипулировать собой. Мы обо всем поговорили, поняли друг друга и простили. И я заявляю, что мы отныне являемся соратниками президента Чеченской Республики». Не обладая всей полнотой информации о закулисной стороне данной политической сделки, мы можем зафиксировать вывод, что называется, лежащий на поверхности. Еще один оппонент Рамзана Кадырова пошел с ним на «мировую». В понимании же президента (пока еще) Чечни «мировая» означает подчинение его власти (и формальной, и неформальной). Более того, сделана еще одна заявка на роль не президента Чечни (как субъекта РФ), а президента «всех чеченцев», что превращает Кадырова в фигуру совсем иного масштаба.
В своем блестящем биографическом исследовании «Рамзан Кадыров - российский политик кавказской национальности» известный российский востоковед Алексей Малашенко справедливо замечает, что лидера Чечни трудно отнести к какому-то определенному разряду или классу политических деятелей. Однако его важнейшей чертой является то, что Кадыров - есть «ярко выраженный этнонациональный лидер, его цель - сохранение и возвеличивание своего этноса любыми возможными средствами». Если мы примем этот тезис, то многие шаги Кадырова и его команды становятся более понятными и логичными. Это и борьба за отмену КТО (хотя таковая и не была тщательным образом подготовлена и реализована, свидетельством чему рост числа терактов в республике). И амнистия по своим собственным сценариям и правилам. И борьба с федеральными структурами власти и крупными российскими корпорациями. И все игры и заявления вокруг «лондонского сидельца» Ахмеда Закаева. Некоторые люди в Чечне в шутку начинают строить прогнозы относительно того, что в скором времени некоторые «умаровцы» начнут присягать Рамзану Кадырову. И в этом ничего удивительного нет. История Кавказа (как и любого фронтирного региона) знает немало примеров относительно легкой смены лояльностей. Разве отец нынешнего президента Чечни или некогда его оппоненты Ямадаевы не совершали такие политические развороты? И разве не сделал его Ахмед Закаев, публично признавший нынешние власти в Грозном сторонниками чеченского национального дела. Вчерашняя лояльность (и принципиальность вообще) не важна. Главное – лояльность сегодняшнего дня и готовность признавать право силы и сильного. Коль завтра такая сила утратит свое значение, можно будет совершить новый разворот. Это - всего лишь мудрое стратегическое предвидение. В любом случае, все прошлые и настоящие оппоненты Кадырова признают одну простую истину: если у тебя нет ресурсов и сил для противостояния президенту Чечни, с ним лучше помириться, признав его «царем горы». В этом случае можно принять участие в национальном проекте и получить свой небольшой «участок работы». Для этого не нужны какие-то особые заслуги перед Россией, достаточно внешней лояльности первому лицу в Чечне (официальные названия этого лица не имеют принципиального значения). Но проблема в том, что вся эта работа называется «национальное строительство» Чеченской Республики и осуществляется оно лишь под формальным контролем Кремля и федеральных структур. Точнее сказать эти последние вполне довольствуются изъявлениями признаков внешней покорности и почтения.
Тем временем в Грозном идет подготовка к Всемирному конгрессу чеченского народа (он намечен на октябрь нынешнего года). На этом форуме Рамзан Кадыров получит новую легитимацию, как лидер чеченцев всего мира. И примирение с представителем некогда оппозиционной семьи станет хорошим фоном для этого. Скорее всего, не за горами и новые оригинальные инициативы, и политические сенсации.
Обращение к Президенту РФ в связи с введением в российских
школах комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» …
Обращение заместителя председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка д.ю.н. И.В. Понкина и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве от 22.08.2010 № 7 к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Сложившаяся ситуация с реализацией Минобрнауки России «эксперимента» по введению в российских школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»[1] в силу существенных искажений Вашей инициативы при ее практическом воплощении реально угрожает России всплеском межрелигиозных проблем, экстремистских настроений, как ответной реакции на грубейшие посягательства на свободу совести, допущенные при реализации «эксперимента».
Указанный комплексный учебный курс изначально был основан на Вашей инициативе от 21.07.2009, поддержанной Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий, и введен во исполнение Вашего поручения от 02.08.2009 № Пр-2009 и Плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах этого учебного курса (распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р). Апробация, также называемая её исполнителями «экспериментом», началась с апреля 2010 года в школах 19-ти российских регионов.
Однако чиновники Минобрнауки России, ряд привлеченных ими экспертов, а также руководство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и руководство издательства «Просвещение» настолько исказили существо Вашего поручения, что в итоге эксперимент по введению в школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» превратился в одну из самых грандиозных афер идеологического характера в сфере образования за последнее десятилетие в современной России, обладающую крайне высоким экстремистским потенциалом.
Один из авторов и идеологов искаженного «эксперимента» А.Я. Данилюк, известный своей ксенофобской брошюрой[2], унижающей человеческое достоинство православных граждан по признаку отношения к религии[3], реализовал в «эксперименте» свою концепцию т.н. «креолизации»[4] - граничащую с расизмом, отрицающую право народа на сохранение и защиту своей национально-культурной идентичности и предусматривающую насильственное размывание ценностей народов России.
Подготовка учителей для реализации указанного эксперимента проводилась Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) и включала к концу марта 2010 года два этапа. На первом этапе (январь - февраль 2010 года) была обучена одна тысяча преподавателей-«тренеров» («тьюторов») из регионов, участвующих в апробации. На втором этапе (февраль - март) «тренеры», прошедшие обучение в Академии, подготовили учителей в регионах. Таким образом, уже к началу IV четверти 2009/2010 уч. года прошли подготовку 15 тысяч учителей, участвующих в апробации[5].
При этом разработанное АПКиППРО и внедренное в процесс подготовки указанных «тренеров» и учителей пособие «Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации»[6] реализует грубую подмену содержания предмета «Основы православной культуры» на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, насыщенное сомнительными идеологическими установками, а также элементами других религий, прежде всего - иудаизма. Пособие составлено так, что в нём изучение основ православной культуры неразделимо соединено с глубоким изучением иудаизма, в результате чего будет осуществляться принуждение детей к изучению иудаизма. Авторы Пособия реализуют методически несостоятельную и содержательно явно провокационную исходную установку о том, что только с существенной религиозно-мировоззренческой примесью иудаизма (в первую очередь) и еще ряда других религий можно позволить детям изучать основы православной культуры, но главное - что учителя, допускаемые к преподаванию предмета «Основы православной культуры», обязаны пройти индоктринацию иудаизмом посредством изучения сведений об иудаизме, заложенных в данном Пособии, и через соответствующее содержание курсов повышения квалификации. Эта принудительно навязываемая, грубым образом попирающая свободу совести позиция, научно, педагогически, юридически и фактически необоснованное внедрение в учебное пособие по основам православной культуры сведений об иудаизме не может не вызывать крайнего раздражения православных родителей, избравших для изучения их детьми основ православной культуры, а равно учителей основ православной культуры и может с высокой вероятностью вызвать крайне нежелательные, негативные социальные последствия в виде всплеска неприязненного и враждебного отношения не только к преподающим такую смесь учителям, но и к верующим иудаистам. При этом еще более усугубляет ситуацию то, что Пособие ориентирует учителей на организацию в рамках предмета «Основы православной культуры» переживания детьми религиозного опыта, на «вживание» детей в роли верующих различных религий, включая иудаизм. Например, в Пособии сказано: «Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как можно большее количество коммуникативных ролей» (с. 7), дети должны будут «играть» в «симулирование» (с. 56), «вживаться» в заданные роли (с. 56), «проживать» связанные с религиозным опытом ситуации (с. 56). Помимо этого, в Пособии указывается на задействование таких механизмов, как: «переживание эмоционального состояния, в котором находится другой; активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения;... принятие роли» (с. 45). Таким образом, Пособие прямо предусматривает, что малолетний ребенок, невзирая на его желание, даже вопреки его воле, и невзирая на мнение родителей и религиозную принадлежность его семьи, будет насильственно вовлекаться учителем в «примерку на себя роли» верующего других религий - иудаиста, буддиста, мусульманина, понуждаться к «симулированию» их, проживанию их эмоциональных состояний, «реконструированию» с помощью воображения их чувств. Фактическое навязывание в соответствии с Пособием учителем ребенку невостребованных им и его семьей знаний и практического опыта «переживания эмоциональных состояний» представителей разных иных (помимо православия) религий будет способствовать обесцениванию, нивелированию у ребенка его собственной культурной идентичности, формированию у многих школьников критически-неуважительного отношения к религиозным культурам и религиям и долговременной глубинной установки на отторжение духовных ценностей православного христианства. Такие действия учителя очевидным образом являются запрещенным законодательством Российской Федерации насильственным погружением ребенка в религию, и не в одну, а в несколько религий!
Обоснованные претензии имеются и к пособию АПКиППРО «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации»[7], так же принуждающему детей вопреки их воле и воле их родителей глубоко погружаться одновременно в несколько религий, навязывающему малолетним детям изучение еще и зороастризма, индуизма и древнекитайских религий. Это пособие (как впрочем, и весь пакет пособий АПКиППРО в рамках «эксперимента), основываясь на принципах культурного и религиозного релятивизма, направлено на формирование критического отношения детей к духовно-нравственным, религиозным ценностям традиционных конфессий России, и, тем самым, способствует девальвации, абляции (принудительному «вытаиванию», вымыванию) и разрушению нравственно-духовных и культурных ценностей и традиций, традиционной национально-культурной идентичности народов России. Значительные негативные последствия использования указанного пособия в образовательном процессе (при подготовке и повышении квалификации учителей) обусловлены тем, что оно фактически направлено на насильственную идеологическую индоктринацию подрастающего поколения в России в духе космополитизма, культурного и религиозного релятивизма, на формирование поколений детей, оторванных от корней своих национальных традиций и культур, но при этом воспитанных на чуждой российским ценностям идеологии, что приведет к дальнейшему углублению духовно-нравственного кризиса в России, к размыванию ее цивилизационной, национально-культурной идентичности, разрушению национально-культурной идентичности народов России и станет серьезной угрозой безопасности страны.
Однако наиболее яркие и убедительные подтверждения вывода о высоком религиозно-конфликтогенном потенциале искаженного «эксперимента» обнаруживаются в пособии издательства «Просвещение» «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: Справочные материалы для общеобразовательных учреждений»[8], так же являющемся, согласно документам Минобрнауки России, материалом учебно-методического обеспечения указанного комплексного учебного курса. Использование данного пособия является грубым нарушением требований законодательства Российской Федерации о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и о гарантиях прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся и их родителей. Так, указанное пособие направлено на формирование у учителей и, как следствие, у обучающихся негативного, искаженного отношения к православному христианству. Для этого использованы известные ложные стереотипы и штампы из арсенала «воинствующего атеизма». «Книга для учителя» внушает воинствующе атеистические установки о противостоянии «церковных обскурантов» и «свободомыслия» (с. 17), о выступлениях церковных иерархов против «наследия... реформационных, антиклерикальных движений» (с. 22), о «конфликтах между церковью и писателями, поэтами, композиторами, протестовавшими против духовной цензуры» (с. 22), о том, что «все Евразийские и восточные деспотии имели во многом религиозную основу» (с. 24-25), об «освобождении науки от диктата церкви» (с. 17). Неслучайно учителя адресуют к широкому кругу «атеистической литературы, включающей сочинения отечественных авторов» (с. 16).
Имеются в «Книге для учителя» и откровенно оскорбительные, направленные на унижение человеческого достоинства верующих высказывания. Так, с совершенно неубедительной ссылкой на неадекватное мнение «убежденного христианина» (известный манипулятивный прием, направленный на снятие с себя ответственности за сказанное) вероучение Русской Православной Церкви оскорбительно названо «проявлением идолопоклонства» (с. 22). Русской Православной Церкви ложно приписан некий «православно-языческий синкретизм» (с. 14-15). Заявлено, что «современная церковь стремится придать своим обрядам большую помпезность» (с. 23). Богослужебное пение в Римско-католической церкви оскорбительно оценено как характеризующееся «приторно-слащавым стилем итальянской школы» (с. 23). Формируется ложное мнение о причастности Римской католической церкви к преступлениям гитлеровского нацизма: «занимавший в годы Второй мировой войны папский престол Пий XII, как минимум, тщательно закрывал глаза на зверства нацистов против евреев» (с. 156). Захваты униатами на Украине православных храмов повествовательно соединены с деятельностью протестантов, что формирует ложное мнение и о какой-то их причастности к этому (с. 14). Заявлено, что протестантская этика «оказалась ненужной» (с. 16). Пособие необъективно оценивает существующие в России направления иудаизма, всячески пропагандируя хасидов и формируя негативное отношение к «реформистскому иудаизму», про который особенно подчеркивается, что в нем признаются «однополые браки» (с. 148), что не может не повлиять на отношение к нему среди населения России, в большинстве негативно относящегося к идее однополых браков. Пособие формирует мнение, что религиозность среди мусульман смыкается с фанатизмом, экстремизмом и терроризмом (с. 15, 24 и др.). И это лишь некоторая часть выявленных такого рода фрагментов. Складывается впечатление, что авторы «Книги для учителя» сочли необходимым дискредитировать все крупнейшие конфессии России. Подобного рода лексика и показанное смысловое наполнение, направленность «Книги для учителя» рано или поздно могут «взорвать» российское общество, повлекут серьезные конфликты верующих родителей и учителей (которые будут отказываться преподавать весь этот бред) с администрацией школ, а также с представителями иудаизма, который, как было сказано выше, насильно навязывается всем детям в рамках практически всех предметов, входящих в обсуждаемый комплексный учебный курс.
Важно также отметить, что «Книга для учителя» формирует комплиментарное отношение к асоциальным религиозным сектам. Так, на с. 53 авторы пособия с сожалением сообщают, что «в последние годы население страны стало более негативно относиться к нетрадиционным для России религиозным направлениям», в частности - к кришнаитам, свидетелям Иеговы (напомним, ряд изданий этой секты признан в судебном порядке экстремистскими материалами), мунитам, мормонам. На с. 211-212 «Книга для учителя» откровенно пропагандирует, навязывает учителям экстремистски относящееся к христианству вероучение теософии как «религиозно-философское учение о «скрытых» способностях человека и об их развитии, открывающем путь достижения абсолютных знаний, вплоть до бессмертия,... синтез новейших научных достижений (главным образом в сфере психологии и космоса) и сакрального мистического опыта всех религий и философских систем». Учителям пропагандируются спиритизм, пантеизм и «гилозоизм» (с. 17).
Учитывая сказанное, более подробно обоснованное в целом ряде существующих заключений, речь идет не об отдельных малозначительных недостатках «эксперимента», а о существенном извращении Вашей инициативы, о полной подмене целей преподавания комплексного учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики» и, в частности, предмета «Основы православной культуры» на инструмент насильственной ценностно-идеологической индоктринации малолетних обучающихся и насильственного изменения их национально-культурной идентичности, о том, что «эксперимент» объективно характеризуется крайне высоким потенциалом провоцирования межрелигиозной розни и вражды. Используемые в рамках «эксперимента» пособия грубейшим образом посягают на конституционную свободу совести значительной части населения России, некоторые из таких пособий содержат унижающие человеческое достоинство верующих и порочащие традиционные конфессии России положения.
Прошу Вас вмешаться в описанную критическую ситуацию. Необходима безотлагательная и кардинальная ревизия состояния дел с возвращением проведения эксперимента в русло Вашего первоначального замысла.
С большим уважением,
Понкин Игорь Владиславович,
доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве
Далее – «Книга для учителя».
http://forum-msk.org/material/news/3951423.html
По данным Forbes, суммарный доход семьи Лужкова за прошлый год составил 30 миллиардов 943 миллиона рублей. Большая часть этих денег была заработана Еленой Батуриной, в то время как Лужков принес в семью лишь 8 миллионов рублей.
На втором месте оказался сенатор Сергей Пугачев, заработавший вместе с женой 3 миллиарда 12 миллионов рублей, на третьем - депутат Госдумы Владимир Груздев с супругой (1 миллиард 629 миллионов рублей).
Как отмечает Forbes, суммарный семейный доход всех участников рейтинга за 2009 год составил 56,5 миллиарда рублей, то есть 60% всех доходов чиновников-миллиардеров приходится на "чету Батуриных".
- Благосостояние семьи московского мэра, мне
кажется, становится проблемой имиджа всей российской власти, -
полагает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов.
- Это можно сравнить с вызывающими расходами Романа Абрамовича,
тратящими на футболистов и яхты больше, чем могут позволить себе
социальные фонды израсходовать на пенсионеров или инвалидов.
Лужков, правда, не покупает футбольных клубы, но кое какие вести
о расходах его семьи все же просачиваются в медийное
пространство. Да. собственно, не нужно расходов - доходов
достаточно. И, видимо, все это очень плохо закончится для
слишком уж вызывающе богатых чиновников.
Э. Лобах Осень государя
http://www.apn.ru/publications/print23079.htm
Как я перестал волноваться и простил Владимира Путина
Это спокойно-нейтральное его восприятие возникло после десяти лет «волновых переживаний и размышлений».
Тут читатель может спросить: что мне дела до того, что господин Лобах изменил своё отношение к премьер-министру Российской Федерации?
Думаю, однако, что эволюция моих взглядов на этого человека может быть интересна и поучительна не только для меня и дружеского круга. Но и, в какой-то мере, отражать или служить симптомом чего-то большего, чем мои личные вкусы и пристрастия.
Объяснюсь.
Сначала — в 1999-м, когда он только-только был назначен преемником — я лишь брезгливо фыркал, ибо сам факт назначения главой государства (тогда ещё только наследником, но с понятным итогом) такой серой фигуры с точки зрения его характера, воли и интеллекта, а значит и возможностей — мною воспринимается негативно. Тем более с учётом его собчаковско-ельцинско-абрамовического происхождения.
При этом — у меня складывалось не только неприятие, но и непонимание такого выбора со стороны тех, кто этот выбор сделал, собственно: от Березовского с Волошиным — до Абрамовича с Ходорковским и т.д. Я естественным образом не люблю этих «выборщиков», но совсем уж тупыми людьми я их никогда не считал, хоть и считал (да и сейчас считаю) врагами России.
Рассуждал абстрактно с точки зрения своего жизненного опыта: пусть, разумеется в меньших масштабах, но если мне где-либо приходится делать ставку на кого-то или выбор из нескольких людей — я всегда предпочту остановиться на человеке умном и способном, а не на бездарности. Опасность предательства выбранным того, кто выбрал — при этом приблизительно одинакова в обоих случаях (в случае выбора умного на мой взгляд опасность меньше, но чтобы по этому поводу не спорить — уровняем шансы), но при неблагодарности умного по крайней мере если и очень переживаешь, мучаешься — то во всяком случае не коришь себя за идиотизм и не испытываешь ощущение, что тебя опустили в помои по твоей же глупости, а просто пеняешь «на этот жестокий и злой мир». Что делает ситуацию трагичной, но всё-таки не пошло-фарсовой.
В конце концов в последнем случае можно рассуждать хотя бы и не вслух, хотя бы и в опале, в тюрьме или на плахе, что пусть ты и стал жертвой неблагодарности, но ты хоть способствовал счастью государства, получившего умного и способного правителя, а не так, что ты сделал ставку на дуру Анну Иоановну, желая управлять за её спиной на том основании, что она дура, предварительно заключив с ней договор об этом (т.н. «кондиции»), а она тут же после возведения на трон засунула эти кондиции «выборщикам» (тоже семь выборщиков, совпадение какое — не правда ли?) сами знаете куда, а после правила страной именно как дура те же самые (по ещё одному совпадению) десять лет.
Вы скажете, что вовсе не все «выборщики» имели судьбу Березовского и Ходорковского? Так. Даже более того — какой-нибудь Абрамович ещё больше разбогател и усилился. Но его в этом смысле везение произошло в большей степени из-за того, что он «вышел в кэш», продав государству свою «Сибнефть» за немыслимые с точки зрения разумности 13 млрд. долларов — и выведя эти капиталы за границу, даже успев там легализоваться. Это частный и почти единичный случай.
Но, во-первых, совсем не все назначатели Путина вышли в кэш, но имеют свои миллиарды в акциях. В акциях именно российских предприятий — стоимость которых в результате этих самых последних десяти лет теоретически за мгновение может превратиться в ничто. Просто потому, что центральное управление в стране реально почти исчезло, а когда ситуация становится совсем неуправляемой (пардон за тавтологию) — в хаосе может случиться всё что угодно.
Во-вторых, мы говорим не о деньгах и их возможном вывозе в виде наличности куда-либо — а именно об управлении, о власти. Т.е. если люди, назначавшие Путина, даже если их не расстреляли, не выслали и не посадили, — хотели именно не только продолжать воровать, а желали властвовать, не деньги копить, а воплощать в жизнь какое-то своё видение развития страны — у них вообще ничего не получилось, они лишь имели несколько лет свободы в эпоху безвременья и тучных нефтяных лет. Эти десять лет страной вообще никто не управлял, до государства, собственно — никому не было никакого дела — с его экономикой, инфраструктурой, демографической политикой и т.д. — всё это заменялось лишь телевизионной пропагандой, следовательно не управляли и «выборщики». Воровать — не править.
Россия стала похожа на старинный дом, постройки знаменитого архитектора, в котором живёт множество людей и в подвале которого закопано несколько кладов: ЖЭК (или ДЕЗ) управлял этим домом в том смысле, что раздавал подряды разным группам, которые будут копать и вывозить клады, иногда от этого что-то перепадало и жильцам дома — некоторых из которых нанимали то в чёрнорабочие, то в охранники, то ещё на какие места — иногда даже неплохо платили, но крышу у дома не чинили и она стала сильно протекать, участились замыкания проводки, прорывы канализации, двери и окна совсем износились, размножились крысы, мыши и тараканы, на чердаке поселились незаконным образом гастарбайтеры, разносящие туберкулёз и т.д.
Нельзя сказать, что управляющая домом компания совсем ничего не делала, наоборот — управление шло неплохо в некотором роде, но в общем и целом к самому дому эта их управленческая работа не имела никакого отношения, хотя вообще-то сам дом в силу его месторасположения, исторической и архитектурной значимости и т.д. имеет намного большую ценность (несоизмеримо) — чем несколько выкопанных сундуков с червонцами (о жильцах я уж молчу).
Прошу не забывать, что вовсе не для всех «выборщиков» Путина деньги являлись единственным приоритетом, кто-то хотел и управлять.
Но это я отвлёкся, даже забежал вперёд. Продолжу о своём изменении отношения к Путину.
В самом конце уже 1999-го и в первый год его правления — на волне общего энтузиазма, правильно рассчитанного кремлёвскими политтехнологами (ещё до президентских выборов) — я испытывал воодушевление и во что-то верил. Нам почти всем свойственна надежда и вера в чудо.
Первые его шаги на посту Президента я вообще воспринимал достаточно хорошо, и даже если какие-то отдельные из них и рассматривал критически, то относил это на начальный период правления, понятную неопытность и неумелость. Верил и надеялся почти весь первый год его президентства, что вот сейчас-сейчас он начнёт что-то делать. Начнётся та самая модернизация (в хорошем смысле этого слова) экономики, «сталинская кадровая политика», начнут прекращать развал армии, пусть деньги и оставят в частных руках — но заставят эти «частные руки» тратить их в России, будут вкладывать в науку, начнут бороться с громадной детской беспризорностью, с наркоманией и повальным алкоголизмом, с телевизионной дебилизацией народа, с коррупцией, наконец (хотя бы на каких-то уровнях)и т.д. и т.п.
Не надо говорить об этих моих мыслях и мечтах — как о тупой детской фантазии. Ничего в этом нет нереального в принципе, даже постфактум оценивая Путина и Ко.
Представьте себе, что у вас появилась каким-то образом верховная власть в стране, а помимо власти — стечением обстоятельств любовь и доверие народа, вдобавок на страну полился ещё и сумасшедший денежный дождь за нефть-газ-никель-аллюминий и т.д.
Большой кредит доверия, а также любовь народа, позволяет вам совершенно не бояться окружения и вообще боярского слоя — тем более в случае — если даже сами «бояре» при всём своём гоноре и наглости отлично понимают, что они подонки и ворьё, и даже внутренне не будут думать, что получат свою пулю, либо тюремный срок — незаслуженно.
Денег много, очень много — поэтому даже не обделяя многочисленнейших воров из своего боярско-дворянского-купеческого окружения, от челяди и родни до министров и губернаторов — вы можете много чего потратить и на народ, и на государство. Ну уж во всяком случае — как-то совсем дико при этом будет смотреться — если вы будете отнимать у народа и страны последнее — «монетизируя льготы», ликвидируя всякие «авиалесоохраны» и т.д.
Правда ведь? Ну ведь совсем абсурдно — завладев всей квартирой (например) полновластно, немедленно пытаться снять в ней сантехнику, дорогие двери, а также мебель и т.д. с целью продажи и заменой этого на что-то дешёвое и плохое. Так делают только люди, опасающиеся, что эту квартиру у них скоро отнимут. А вы вспомните народный (вполне реальный) энтузиазм в пользу Путина в те годы правления — могло ли при этом явиться в голову, что «квартиру скоро отнимут»? Или совсем дураки так делают. Посели обычного бомжа во дворец, например — дык он тоже не будет понимать «зачем все эти финтифлюшки». И как Нищий из «Принца и нищего» Марка Твена будет колоть Государственной печатью орехи.
И зачем это было делать? Ну разве олигархи, например — экономят на охране и прочих системах безопасности?! Конечно, нет. Это если вы просто ювелирный магазин ограбили, то потом вы «уходите на дно» — и вам не нужна никакая охрана для прокучивания этих денег. Но если вы получили миллиарды, то охранять их может лишь какое-то государство. А без этих самых всяких «авиалесоохран» и бесплатного проезда на общественном транспорте льготников — государство как охранитель ваших миллиардов может закончиться. Ведь менно оно является вашим охранником при такой постановке вопроса, а вовсе не собственно толпа охраны.
Кстати сказать — он, Путин, так и не думал никогда, что «квартиру отнимут». Наоборот, был уверен, что квартира его навсегда. Хотя, впрочем, на мой взгляд он вообще не думал никак: всё шло как шло.
Потом — прошёл год, два, три, наступил второй срок. И у меня к Путину появилась прямо-таки ненависть. Ну это невозможно просто, думал я — просидеть на троне в Кремле пять лет — и даже на грамм не почувствовать себя царём, настоящим правителем! Т.е. начать хоть что-нибудь делать. Именно в самостоятельном деланье заключается власть царя, даже если эти дела и плохие, либо не очень успешные.
А он ничего не делал; давать пресс-конференции и ездить по заграничным приёмам, изображая на словах «коварного византийца», а на деле оставаясь пустомелей, напоминая разодетую в шелка и бархат с парчой важную макаку. Это удел шутов, сидящих у трона, а не на нём.
Всё шло самотёком совершенно, ни одного из представителей ельцинского окружения и времён-Ельцина правящего слоя сменено не было: ни одного министра, губернатора, олигарха. Ну, кроме трёх из указанных выше выживших из ума «выборщиков» (не трёх, а двух с половиной, пожалуй — ибо Волошин по разным причинам не в счёт), да и то вовсе не потому, что «Анна Иоановна решила избавиться от семибоярщины», а просто потому, что внутри «семибоярщины» возникли внутренние тёрки — и они сами решили избавиться от всем обрыдшего Березовского и слишком наглого Ходорковского. Вот, пожалуй — ВООБЩЕ ЕДИНСТВЕННОЕ государственное действие Путина за все годы правления — на мой взгляд положительное, на взгляд многих — спорное.
Если кому нравится факт смены владельца на НТВ, кто считает (справедливо) бывшее НТВ не только высокопрофессиональным ТВ-каналом, но и вражеским по отношению к России и русскому народу СМИ — то этим товарищам я задам вопрос: а много ли поменялось с точки зрения этой самой «вражескости» на НТВ с тех пор? Поменялось, кстати — только в худшую сторону — теперь только что Кремль там не критикуют, но при Гусинском через этот канал не шло столько омерзительной чернухи, разлагающей мозги народа окончательно, нежели ныне — а это вообще-то поважнее вред.
Я уж молчу про различные и весьма чувствительные внешнеполитические сдачи — типа закрытия базы на Кубе, вывод войск из Косово, позволения открытия американских баз в Киргизии и т.п. Кстати сказать — как и обо всём остальном из Путинского периода — я не думаю, что это были шибко осмысленные вражеские по отношению к России действия Владимира Владимировича. Скорее это происходило по принципу: «Кемска волость?! Да забирайте, Господи, а я-то думал!..».
Ну, словом — на моих глазах проходил громадный по историческим меркам срок совсем без правителя в России — и это было крайне опасная ситуация (к чему она привела — теперь уже видят почти все), что у меня и вызывало почти ненависть к тому, кто является фальшпанелью, изображая царя, да ещё и патриота на словах, занимая не своё место. Тут бездействие, «упущенная выгода» — да при таких деньгах от нефти, да при такой сложности периода — это всё было куда большей бедой, нежели обычное предательство.
Повторяю ещё и ещё раз — я не думал и не думаю, что основой этой ситуации было то, что Путин предатель. Вовсе нет. Просто это маленький по характеру и интеллекту человек, чьим потолком счастья в период становления его как личности была загранкомандировка в синекурную соцстрану — где делать ничего не надо по сути, но можно накопить на «Волгу», а то и на кооператив. Ну не думал он никогда в жизни быть правителем России — какой с него спрос — если он был к этому категорически не готов?!
Это с одной стороны. С другой стороны царский трон в России — место слишком сакральное. Не только потому, что у русских «царь в голове» с рождения — и кто бы на этом месте ни оказался — ему хотя бы подсознательное подчинение будет абсолютное — даже если личность совсем неспособная: что бы человек ни сказал и что бы ни делал — он победит и поведёт за собой народ просто в силу занимаемого места. Исключения бывают лишь в тех случаях — когда занимающий это место человек сам по разным причинам всячески даёт понять, что «царь-то не настоящий!». Причин может быть много — от личной святости и не особому желанию управлять — как у Николая Второго, до совсем не царской вздорности Хрущёва и особенностей мозга (на мой взгляд — маленького совсем-совсем) у Горбачёва.
Так вот — дело не только в послушании трону в России у русских, а в том, что сам трон, кто бы на него ни сел — делает человека Царём — даже если он перед этим имел статус дворника. Вот хоть через задницу, если угодно — входит в человека энергия Трона — и человек становится уж хотя бы по самоощущениям царём, а не просто актёришкой, на троне сидящим.
Когда Путин подходил к концу своего второго срока, мои размышления об этом феномене приобрели уже почти истерический характер. Не из-за того даже, что в стране происходило, а просто из-за моего полного непонимания — как же это можно: почти восемь лет на троне в Кремле просидеть, а царём себя не ощутить реальным, а токмо как Бунша булгаковский (и гайдаевский) себя вести — с пирами, приёмами, да пресс-конференциями с заранее подготовленным и отрепетированным у зеркала дома сальным выражением под «рубаху-парня», «а-ля демократичного барина» или «примадонну, которая ничего из себя не строит». Ну быть такого в России не может!
И я, в общем — оказался прав. Мои мысли на эту тему отражены в статье «Государь» осени 2007-го года, может кто-то её читал (кстати, хочу вам напомнить — в какой атмосфере СМИ-истерии это писалось). Статья та была с сомнениями, но вообще говоря я в ней отразил некое своё чувствование того, что на мой взгляд в Путине всё-таки произошёл с каким-то совсем странным опозданием перелом — и он себя царём наконец почувствовал.
Я это как раз не из СМИ понял, и не из каких-то обрывков противоречивой информации из других источников — а как бы на уровне интуиции: я заметил у него ранее ему несвойственный вкус к самостоятельным решениям, полностью самостоятельным, пусть и мало-мальским, в выступлениях его стали проскальзывать сальности и вульгаризмы явно придуманные им самим — без пиар-технологов (правда это звучало пошло, но всё-таки самостоятельно). Да и, наконец — просто не представляю, чтоб со мной было — если бы я не угадал этой ситуации — пришлось бы мне тогда перечитывать и переосмыслять всю историю России заново.
Тогда, кстати — человек, чьё мнение для меня очень интересно — Станислав Белковский — спорил со мной в серии совместных статей — продолжении «Государя». Спорил, кстати — совершенно искренне. Вот те три статьи:
http://www.apn.ru/publications/article18435.htm
http://www.apn.ru/publications/article18448.htm
http://www.apn.ru/publications/article18621.htm
Станислав Александрович отстаивал ту позицию, что по своей психоприроде Путин не «политик», а «купец» — поэтому он предпочтёт покинуть любой государственный (значимый, о каких-либо смехотворных постах Председателя Государственной Думы речь не идёт — они могли бы на взгляд Белковского сохраниться за Путиным в виде «почётного звания») и тратить свои миллиарды где-либо на Сардинии. Это если давать сухой остаток его высказанного тогда мнения — а вариаций в деталях было много: и покупка места Президента МОК и т.д. — главное, чтоб сбежать от власти, но прикрыть свои миллиарды и спокойную развратную старость каким-нибудь международным титулом.
Я же говорил и настаивал на том, что Путин теперь уж не откажется от трона и вообще от власти, что его это затянуло — и он останется Президентом на третий срок (я говорил в тех трёх статьях о варианте — как юридически формально обойти запрет на третий срок подряд, и был уверен, что именно это Путин и выберет).
Вроде как мы оба оказались не правы, но опять же я считаю, что я оказался не прав лишь совсем формально. Всё-таки став премьером — Путин пошёл не на рабочую должность, а всячески себя позиционировал (и продолжает это делать) как «старшего царя».
И вот тут, после 2008-го, когда это стало понятно, когда отчётливо стало видно, что у В.Путина появился вкус к управлению и власти, а не только к пиару — у меня произошла ещё одна смена в отношении к нему, предпоследняя (о нынешнем отношении я сказал в самом начале статьи — и подробней об этом в конце). Я стал относиться к нему брезгливо-пренебрежительно.
Он ведь действительно стал работать «как раб на галерах» — много; но и с точки зрения эффективности рабского труда — тоже как раб (конечно, не берём в расчёт наши представления со школьной скамьи о размерах оплаты рабского труда).
Уже не только пресс-конференции пошли — он и правда работал много — бесконечные совещания, перелёты, вопли на губернаторов и министров, всевозможные раздачи обещаний (даже если они совсем не выполняются, либо просто частично — всё-равно это работа) и т.д.
Эффекта, как мы знаем — нет никакого, опять же — даже отрицательного, что хоть плюс. Вся эта его работа — была просто суетой. Кстати — ведь он-то честно так не думал и не думает, иначе бы прекратил хотя бы мельтешить. Он и устаёт на этой работе.
Брезгливость происходила из-за забывания мною банальной истины: из зерна ржи пшеница не произрастает — есть пределы даже чуду.
Ну не может человек с данными Путина наладить никакую схему управления, НЕ МОЖЕТ. Будь у него хоть триллион миллиардов — это не зависит от денег. В некотором роде это может зависеть не от личных способностей, а от царского трона, т.е. от местоположения. Но ведь и этого у Путина временно нет. Вот и приходится изображать «старшего царя» с помощью суеты (хоть это и глупо): ездить, кричать, обещать, угрожать, распекать — т.е. работать как раб-надсмотрщик.
И особенно ярко это проявилось на пожарах, с которых я начал статью.
Ну не было это просто путинским пиаром, нет у него в этом слишком большой «предвыборной» нужды. Самолюбование было, не спорю, но больше он действительно «пахал как Папа Карло» — и именно для выражение себя в качестве царя, то есть для самоудовлетворения. Это ж радость какая — оттаскать за волосы нижегородского губернатора (условно — с учётом отсутствия волос): и себе удовольствие, и Шанцеву о себе напомнить. Пожаров, разумеется — от этого меньше не стало ни на один, они так и продолжились (да и дальше продолжатся, правительство отдельно, а пожары отдельно — закончатся тогда, когда, Бог даст, дождь пойдёт)…
Короче — работы в смысле суеты, пусть и «под царя» — много, а эффекта нуль. Почему? Разве может быть так не эффективна царская работа — даже если царь никакой? Можно себе представить, что царь накричит на губернаторов и министров, понадаёт обещаний и т.п., а все на него наплюют — и он вынужден будет лично (!) следить за постройкой каждого обещанного дома, ни на секунду не доверяя своим подчинённым даже в таких мелочах?!
Беда, беда, друзья мои, случилась!
Ну — на мой взгляд — беда. В том-то всё и дело, что мы получили не царя — а именно что первого в нашей истории президента.
Кто такой президент в «западных демократиях»? В общем и целом — это так или иначе актёр, который временно (какой-то срок) изображает из себя «царя» («вождя нации», «отца нации» и т.п.) дабы заполнить пустоту в мировосприятии обычного европейца, который вообще-то совсем без царя пока не может. Но - просто изображает. Важность принятых президентом (или премьером) решений в Европе не слишком значительна — ибо те государства давно реально управляются сложившимися внутри системами, от экономических структур до масонских клубов и т.д.
Путин же (вот опять же!), как это ни парадоксально — в своей сути — самый демократически выраженный выбранный и принятый народом президент почти в абсолютной степени. Он настолько «среднестатистический русский» — если вы вдумаетесь, что если бы выборы (настоящие) проходили бы не по принципу «кто на выборах больше убедил», а по принципу «кто на нас усреднённо более всех похож», Путин бы попал в «десяточку».
А в чём же беда, спросите вы?
Ну, во-первых, там — где есть президенты, которые царствуют, но не правят на самом деле, там указанные управляющие структуры сложились такие (хоть масоны, хоть корпорации), которые может по сути своей и омерзительны, но не работают против своих стран, наоборот — полагают свои государства своим прикрытием и защитой. Что не скажешь о наших аналогиях.
Во-вторых, вышло, что Господь дал нам в столь сложный период по грехам нашим за гордыню нашу и лень не лучшего или одного из лучших, а усреднённого русского, современную русскую суть как её воплощение. Вот на мой взгляд — Россия к этому была не готова. В такой момент — и без царя! — и результат мы видим. Не шанс Господь дал, но воздаяние. Не случилось в этот раз — как по Гитлеру: «Россия — великая страна не потому, что у нее большие пространства и многочисленное народонаселение, а потому, что в сложные, в кризисные периоды — может выдвигать великих вождей» (Гитлер имел в виду Сталина).
Представьте себе среднего русского, о таких категориях, как царствование — знавшего лишь из сказок или анекдотов, к верховной власти никогда не готовившегося, с бухты-барахты оказавшегося на троне. С теми же «потолками роста», что у Путина — т.е. мечтами о поездке в ГДР в советские годы, о рыбалке, о преферансе, о «Волге», о «трёшке» (квартире) и т.п., но это и всё.
С тем же набором пороков (пусть и не с такими же именно, но с тем же количеством), с тем же уровнем культуры и знаний. Ну вообще такого же.
Я сравниваю Путина для своего личного примера с двумя знакомыми мне людьми: со своим сторожем на даче (тоже бывшим майором, кстати) и с главой управы в своём районе. В меру циничны, в меру хамоваты, в меру образованы.
Отстранили бы они олигархов, сядь они на трон? Нет. А зачем? Это ругать на кухне их можно, а вообще-то им так управлять было бы удобней. Вот и у главы моей районной управы есть свои местные «олигархи»— владельцы рынков и магазинов. Вор ли этот глава управы? Да нет. Ну, понятно, лишними деньгами он не брезгует, но не делает из них культа. Понятное дело, проведи он честный тендер при сдаче торговых площадей — было бы больше денег. Можно было бы построить ещё пару детских площадок, залатать ВСЕ ямы на асфальте во дворах и т.д. и т.п., но зачем ему это? Так ему удобней: всё идёт как идёт: пока что-либо «эдакое» не произойдёт (не дай Бог!) — типа попадёт «Скорая помощь» в дырку на асфальте колесом, отчего какая-нибудь трагедия случится (тьфу-тьфу-тьфу!) — никому эта дырка не интересна. Дома красить незачем — никто особо не жалуется… ну и т.д.
Почему я о нём и вспомнил? У меня какой-то странный Глава управы — аналогия тут подходит полностью: чуть не раз в месяц, а то и чаще — вижу объявление, что он собирается встречаться с жителями района. Зачем? Не знаю, совсем уж разумного объяснения этому не вижу. Однажды был на этой встрече: он там час говорил (я не шучу!), сколько у нас академиков в районе живёт, сколько Героев России и СССР и т.д. Это важно кому-то? Мне — нет. Да и никому не важно. Но без своеобразного пиара с выступлениями он не может. Но вот будучи там на собрании — раз уж пришёл — я решил высказать своё маленькое пожелание: установить около моего подъезда урну — ибо я курю на улице, а подходя к подъезду мне как-то неудобно бросать на асфальт окурки (а больше некуда). Глава кивнул, моё предложение записал. Прошло два года, урны нет.
Ну и хрен с ней, собственно — это я просто как ещё одну аналогию.
Или вот указанный сторож. Почём свет кроет американцев постоянно. Ну как всякий среднестатистический русский. В духе Михаила Задорнова, и с тем же эффектом в итоге — хи-хи, да ха-ха. А вот как-то у меня на даче гостил один мой знакомый из Америки — так для сторожа он стал чуть ли не объектом поклонения. И куда весь патриотизм девался? Знал бы он какую-нибудь гостайну, да интересовала бы она моего американского приятеля — непременно выдал бы, уверяю вас. Видите вы тут отличие от Путина?
Ну так вот, стал бы кто-нибудь из них Царём Российским — вёл бы он себя иначе, чем Путин?
Ручаюсь — даже в мельчайших деталях было бы то же самое. И у олигархов ничего бы не отнял с целью передать это народу (а зачем — если они за него управляют?!); и Лужкова бы с Шаймиевым не поменял бы (и пиетет у него перед «крепкими хозяйственниками — красными директорами», да и «лодку зачем раскачивать?», даже ради починки — плывёт же, вот и клёв пошёл, а то, что прохудилась и стала опасной — авось пронесёт!); и казино бы не запретил; и с пьянством бороться не стал бы (ну, во-первых, чего с продавцами палёной водки ссориться — может чего плохое получится от них, во-вторых, к таким порокам относится легко, а общестатистические показатели и медицинские из этого выводы и прогнозы — не его уровень мышления); и «пидара-Ходорковского» бы посадил за гонор, но вообще злобив бы не был, а америкосов бы ругал на кухне, но только до встречи с оными америкосами; армию зачем спасать — «у нас и так ракет дохренища»; на демографию и незаконную эмиграцию бы внимания не обращал — на его век «русскости» хватит, а подметать кто-то должен, а сосед Петька-то в дворники бы пошёл — но уж больно наглый по запросам; на образование (особо высшее) вообще бы положил — ибо «у нас в районе четыре академика» — хватат (да и зачем это надо всё ему лично?). Понятное дело — и на самолётах бы катался, и на подводных лодках, и хмурил бы брови, и матом бы крыл губернаторов (без толку, просто для куража)? Природную хамоватость выдавал бы за «грозность».
Не говоря уж о том, что слушал бы чорта-красноречивого Кудрина — который говорит терминами, что ему не понятны. Сухой остаток которых сводится к тому, что незачем деньги наши в стране держать: завернут ему что-нибудь эдакое «макро-микроэкономическое», и дабы дураком перед умным министром не показаться — кивнёт головой. И Чубайс для него тоже «эффективный менеджер», по той же причине в том числе.
Словом — Путин вёл и ведёт себя как среднестатистический русский, случайно оказавшийся на троне.
Ну вот где-то так мне видится, хоть я и утрирую в нюансах, разумеется.
И почему же, с чего я начал, я стал к Путину хорошо относиться, спросите вы?
Да вот потому, что просто к русским, к обычным русским — в каких бы обстоятельствах они ни оказались — я хорошо отношусь. Нельзя требовать от Путина того, чего он не может и не понимает. Ну не понимает он, что Россия — в ситуации ужасной оказалась, это не просто лодка прохудилась и не просто дыры на асфальте, да что лодка незаметно выплыла из озера в опасный океан 21-го века, где на лодках не плавают.
Не умников их личное мнение спрошу, а спрошу тех же умников — положа руку на сердце — понимают ли они, что так, как Путин, в общем и целом думает 90% народа?! Устал народ, слишком уж покорен стал обстоятельствам, образованность средняя упала, как в девятнадцатом веке живём.
Понятное дело — трон не для кухарок создан, управлять не только государством, но и заводом маленьким, либо самолётом, например — абы кто не должен. Не только царский трон, но и вообще любая структура сложная — она для тех, кто способности к тому имеет. Учиться нужно для того, думать, мучиться, сопереживать.
Но Путин же не виноват. Не он же себя сам царём поставил. Ну случилось так, знать судьба у нас на этот период была такая, ну подвели нас к катастрофе проклятые «выборщики» в т.ч. и поставив Путина на трон, но разве у подавляющего большинства не было всё это время пелены перед глазами?! Разве кто-то протестовал (не говорю про «сами голосовали» — ибо никаких выборов и не было)?! Только единицы, все ж в большинстве преимущественно и на авось полагались, и всё ждали чего-то, надеялись... Не такие уж это плохие качества — способность верить и надеяться. Правда — это не должно быть совсем уж слепо.
Впрочем, Господь милостив. Может и сжалиться, да дать нам царя не из сказки жалкого и смешного, которого мы своей ленью заслужили, а настоящего — которого мы заслужили своей любовью.
Впрочем, лично Путина, как мне почему-то кажется, эта потенциальная милость не коснётся, ибо правило, не имеющее исключений — гласит: кому много было дано, с того и много спросится. Не отказался ведь от назначения (хотя – уж не все бы отказались, окажись они при таком испытании) — хотя даже при его интеллекте должно было быть понятно то, что понятно хотя бы на уровне поговорки каждому крестьянину: не по Сеньке шапка. В Его случае (тут я про Бога, Он ведь спрашивает) — плата всегда адекватна, на то Он — и Он.
Скорее всего с Путиным в итоге получится как с Николаем Вторым. Когда окружение поняло его полную непопулярность в народе основанную на плохом (по разным причинам) управлении — быстренько устроили переворот (а революция уже потом случилась). Правда, тогда это было в виде трагедии, а в этот раз скорее обернётся фарсом (по маштабам личности), но посмотрим. А что уж будет потом — то второй вопрос, большой вопрос, не для этой статьи.
Но мы с вами — давайте пожалеем маленького смешного жалкого человека, ибо он не желал зла.
В конце концов, не величайшие ли русские умы своими рассуждениями о «маленьких людях» от Гоголя до Достоевского — «зажалели» их до такой степени, что силой своей мысли возвели одного из них на трон?!
Это, разумеется, был перебор, мягко говоря. Но ПРОСТО пожалеть его, по-человечески, повторяю — можно и нужно.
Да и не только наши великие умы, вот ещё и Сервантес, например. Только совсем уж нелюди могут смеяться над Санчо Панса, когда его «губернатором делали». Вы ведь, надеюсь, не смеётесь над Санчо, читая книгу или фильм смотря, друзья мои?!
Наконец, как сказал мой любимый фельдмаршал Миних (всё при той же Анне): «Российская империя управляется Господом Богом НАПРЯМУЮ. Если бы это было не так — я просто не мог бы понять — как она вообще до сих пор существует».
На это и уповаю.
P.S. Данную свою статью я рассматриваю в т.ч. (в некотором роде, частично) как полемику опять же со Станиславом Белковским.
Станислав Александрович в недавнем своём интервью СМИ-изданию «Соль», высказывая своё мнение и оценку пиар-полётам Путина на «самолёте-амбиции» над горящими лесами. Не вдаваясь сейчас в подробности, скажу, что С.Белковский в очередной раз предположил, что Путин это просто куражится перед уходом и что никакой это не пиар — ибо к чему пиар — если в России нет нужды кандидатам в президенты пиариться в общественном смысле. Ибо решение о том, кого изберёт народ всё-равно принимается кулуарно на дачах на Рублёвском шоссе, а не самим народом, и Путин не думает по мнению Белковского, что выберут на этот раз его.
Если с последним выводом я соглашусь частично — в том смысле, что я тоже не считаю это предвыборным пиаром (по тем же причинам не считаю, что и Белковский). Но это тоже пиар — ведь Путин любит пиар не как политик, а по привычке постаревшей поп-звезды. То есть просто ни для чего, а для вящего самолюбования, либо «как старая полковая лошадь, услышавшая зов трубы».
Но с главным выводом Станислава Белковского (что это кураж перед уходом) — категорически не соглашусь! Да нет же, нет, поймите — от этой зависимости не излечиваются!!! От власти сам он больше не откажется, будет брыкаться, кусаться, отстреливаться, что угодно, но вынесут его оттуда только вперёд ногами (что, впрочем, не сложно). Но сам он добровольно никуда не уйдёт.
Мне кажется в данном случае, что в своём нынешнем упорстве Станислав Александрович попал в ту ловушку, в попадание в которую обвинял ранее меня. Когда мы спорили в 2007-м о психотипе Путина — «купец» он или «политик» и о его поступках — Белковский утверждал, что я сужу о Путине, ставя себя на его место, поэтому приписываю ему не-купеческое, но политическое. Тогда я ещё сомневался, хоть внутренняя уверенность в моей правоте у меня была.
Теперь же всё наоборот. Станислав Белковский рассуждает о логике действий Путина так, будто у Путина есть хоть четвертинка мозга Белковского, и он поступит «логично по совести» после того, как показал свою полную профнепригодность, и что теперь-то он от власти точно устал.
Что за странный вывод? Да с каких это пор у нас профнепригодность с соответствующими выводами была поводом для самокритики у представителей высшей власти?! Что вы! Чем больше властитель убеждается (внутренне, подсознательно) в своём небольшом уме — тем только крепче в себя он верит, тем больше сублимирует во властолюбие, тем больше уверен в успехе, тем громаднее самомнение. Это же аксиома!
Так что, братцы, запасайтесь попкорном — мы ещё увидим трагифарс его борьбы.