С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                     В ожидании эстетического бунта - г. Туминас и русская классика.

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


                           

  В  ожидании  эстетического   бунта  - г. Туминас   и  русская классика.  

 

 До  города   Задонска  господин   Туминас  со  своими   экспериментами   над  русской   классикой   пока  не добрался.  Но  судя   по  слухам   в  Ельце(  60  км  от  Задонска)   уже  побывал.   Немец   в  42   не  пробился  -  уже   тогда  хорошо  сработал   командующий  Брянским  фронтом  и  еще     не   маршал К.  Рокоссовский,  а   вот Туминас     был.    Во  всяком    случае,  на  воскресном  базаре  в  Задонске  я  слышал   такой диалог  с  участием  знакомого  мне       ельчанина, приторговывающего у  нас  комплектующими  к   отечественной  сантехнике:

-   А  как же    был,  был…

-  К  родне  что ли  приезжал?

-   Да  нет  у него  родни.  Привозил  что-то…

-   Свое  или  чужое ?

 -  Свое,  не  свое   -  не  знаю,  но   был.   Видели  его  у   нас,  видели.    Из   сауны    не  вылазил.  Рыжий   такой,  прихрамывает.

  Я   не  уверен,  что  говорили они  именно  о Туминасе,  но  что-то  заставляет   не  торопиться  отбрасывать эту  догадку…

  К  Задонску  ,значит,  он  пока еще не  прорвался  и  потому   мне  сложно    в  полной –то   мере представить  его  замыслы  в  отношении    русской классики.  Есть, правда,  в  сети  небольшой   ролик  о  поставленном  им  к    чеховскому  юбилею  «Дяде  Ване»,  но  уж   больно     мал  ролик…

    Но   составить    какое-то впечатление  можно  и   без очных  встреч. Благо  есть  люди,  побывавшие  на   постановках  и  оставившие  не  только  свои   ремарки ,  но  и  описания   некоторых  мизансцен.

  Впервые  к  этому  очарованному    российской   классикой  литовскому  страннику  по  русским  подмосткам   мое    внимание   еще  в  2007-м   привлек  неутомый   театрал   В. Т.  Третьяков(   http://v-tretyakov.livejournal.com/75348.html - « Как   греют  задницы  в  театре»), который  в подробностях   рассказал  о  том   изощренном надругательстве  над  грибоедовской  пьесой,  которая    было совершена   труппой театра «Современник»  под  водительством  господина  по  фамилии  Туминас... 

  Вот   фрагменты  из  впечатлений  В.  Тетьякова:

«Что такое современная режиссура? Это перемонтаж и купирование текста. Это похабщина в любых любовных сценах (героиню обязательно хватают за грудь или между ног). Форсирование голоса, движений и мимики (здесь это Фамусов и Софья). Гипертрофирование какой-нибудь бытовой детали и представление её в виде символа «всего» - в данном случае это печь в доме Фамусова – гигантских размеров и в форме колокольни Ивана Великого (на печи периодически сидит Чацкий, но всегда – вороны, а все герои гряют у печи свои задницы (употребляю это слово, ибо режиссёр именно так всё и демонстрирует). Печь с воронами, понятное дело, символ Московского государства, к этому добавляется груда берёзовых дров. Фамусов в тулупе (московский вельможа) рубит топором книги. Молчалин «трахает» на сцене сначала Лизу, а затем Софью (сразу, одну за другой). Чацкий орёт и плачет. Он, видимо, только что вернулся из Евросоюза (над сценой летает самолёт), а потому нервный и честный. Все остальные в Евросоюзе не были, а потому глупы, невежественны, орут и хватают друг друга за груди или задницы.»

В.Третьяков  возмущен  этим   безобразием  и    резких  слов  не  жалеет.

  Но  сей  господин   с  Прибалтики   тогда,    на Чистых  прудах, кажется,  только  разминался,  Основным  же  объектом   его   безумно-злобных  деконструкций  предполагался    и  тогда, надо  полагать,    Вахтанговский,  куда он,   и  видимо   не без  очень  серьезной  поддержки,  просочился в  качестве главного  режиссера. То есть   в   кресло великого    Ульянова. 

    А  вот  уже   совсем       современный   -   молодой   -  интеллектуал  (Борис Минаев. Болезни доктора Астрова  -http://magazines.russ.ru/october/2010/5/mi21.html) рассказывает  о  своих  впечатлениях  от  «Дяди  Вани»,  от  главной,  как  он  считает,  постановки  чеховского  сезона.


« Вместо того чтобы изящно пить водку из изящного графинчика, тут достают десятилитровую бутыль с мутным самогоном и подсасывают его из резинового шланга, чтобы налить в граненый стакан. Вот диван, поставленный к зрительному залу тыльной частью, – с той, не видимой нам стороны он красив и удобен, он кожаный и старинный, а с этой – рваный, со свисающими лохмотьями ваты. А объяснение Ирины и Астрова: вместо грациозной грусти и сладостного томления – натуральный преждевременный оргазм с подрагиваниями и всхлипами. Дядя Ваня не просто пылко влюблен, он грязно пристает к ней. Причем напившись.»

  В   отличие  от  неисправимо  классичного  В.  Третьякова      современный     интеллектуал  не  настроен      категорически  -  он    тужится   понять,  проникнуть  в  глубины   духа     интерпретатора   от   Прибалтики, который, похоже,    всего  лишь сводит  счеты    с Россией  -  на  сцене  одного  их главных  ее    театров.  Вы,  мол,     в сороковом  танковым  Карфагеном   прошлись от   Литвы  до   Эстонии …  Так  получите  ответный   скандал:  мы теперь   силами   ваших  же   лучших  актеров,  да еще     в  самом   центре   Москвы   своим  Карфагеном  пройдемся  по  вашей     собачей   классике…

    Молодой   интеллектуал,  нет  слов,    очень  изобретателен,  когда  вылущивает       туминас-глубину   из     чеховского   текста.

 Таким,  вот, например, образом:

«Надо, мол, торфом обогреваться. И хочется возразить Астрову: и торфом, и мазутом теперь топят, и нефть выкачивают, и электричество гонят, а толку-то что? Принесла ли нам счастье вся эта технологически продвинутая, правильно устроенная цивилизация, все то, о чем мечтал Чехов: железные дороги, транспорт, сообщение, связь, медицина, образование?» 

  Или    вот   таким:

«А ужасный Войницкий горячо произносит монолог о том, что надо продать имение, положить деньги под проценты в банк и жить всем станет легче, станет веселей – потому что появятся деньги! У всех! Не будет этой бедности, этой унизительной зависимости.

И хочется сказать: ну да, а что такого? Ведь эта самая зависимость от денег и есть то, что заставляет их так мучительно жить вместе, страдать, убиваться… Что уж тут такого он предлагает, чтоб из револьвера в него палить? Да ничего! Отличный бизнес-план.»

  Вот  она   молодая    интеллектуальная   мощь  России,  движущейся   вперед.  И  исключительно   ногами  вперед,  как подметили  нелавно  в  одном  Интернет-рессурсе.       Уж  не президент  ли  Медведев  вставил  эту   последнюю   фразу…  Перед  отъездом  на   петроградский    форум…

  И, наконец,    даже таким:

«… Замечательный монолог дяди Вани о том, что когда-нибудь, через сто лет, люди научатся находить способ быть счастливыми – сам в это время он часто-часто сжимает кулак, а доктор что-то вводит ему в вену. Ну да, способ быть счастливыми, в общем-то, найден… Простой и довольно легкий.»

   Не   грусть,  а  депрессия   -  таков  приговор   современного  интеллектуала великой  пьесе. В  этом  ее  смысл.  Это почувствовал  еще  сто  лет назад  Чехов  (  от  ощущения    беспросветной   депрессии, а  вовсе  не  от   чахотки  и  умер  -  высказывается  и  такое  предположение ).  Почувствовал  и  зашифровал.    Да так  искусно, что  век  все  эти  смысловые  очаровашки  томились  под  спудом.  Но проговорки  фрейдисткие  по  всему    тексту  все-таки   оставил.  И  только  звериное    чутье   господина  Туминуса,   его  гений   нечистой   простоты, счастливое   соединение  в  нем   вольного  стрелка    и     матерого    врача-психиатора  позволили  их  обнаружить,  извлечь  на  свет и соединить   в  целостную  картину.

  Наш интеллектуал   не  просто  принимает   все    откровения   Туминаса -   они  возвращают  его  к  жизни,   он  балдеет от  них .  Как ? -   эти  апокалипсические   видения   я  цитировать  не  буду …

 

      В   2007   публика наша, как  свидетельствует В.Третьяков,   реагировала   вполне традиционно  -  она  безмолвствовала.    Как  принимают  сегодня  -  не  знаю.  Наверное   уже аплодируют.  Но  будем  надеяться,  что  пока.  Поскольку  пора и  за топоры  браться.

     Кто  усомнится  в допустимости  и    необходимости  режиссерских  интерпретаций  классических  текстов?  Никто. Но  текст потому   и  становится классическим, что обнаруживает свое третье  измерение, определенную  глубину -  временнУю  инвариантность  смыслов. И  серьезная  интерпретация    поэтому может  преследовать  только  одну  цель  - настроить  публику на   погружение  в  эту  глубину. К  сожалению,  уже  давно(  с  легкой  ноги  В.  Мейерхольда)   получила распространение  и противоположная  практика   работы  с  классической  глубиной  -  бесцеремонное вытягивание  ее   на  поверхность, подстраивание ее под  современные  вкусы    и  текущие  ценности...

     Подобная утилизация  классики  приобрела  уже  масштабы  эпидемии, а  это создало, в  свою  очередь, исключительно  благоприятные условия   и  для развеселых пройдох, и  для  злобных,  упертых  проходимцев.  И  даже для  одержимых, подсевших на  какую-нибудь  разрушительную  идейку. Соседи по побережью какой-то там памятник недавно завалили,  осквернили  захоронение  времен какой-то там  войны…  Мельчим, братцы, мельчим…  А  вот  если  по  их   культуре,  по  художественным  их  ценностям     и святыням,     по  их  второй, считай,    религии  гвоздануть…  Да    еще  с оттягом  -  силами  их  же  элитных коллективов,  трупп, авторов… Заставить  их  похабно  ржать  над  тем,  чему  их отцы-деды   трепетно   поклонялись. Тут   и   сам  господин Бжезинский   слюной  изойдет   - от  зависти  и  умиления...  

   Грань  между эстетическими  поисками(  с  целью  постижения  классической  глубины) и трактовкой, нацеленной  на  пахабное  глумление,  конечно  же,   очень  зыбка,  условна, индивидуальна.  И  даже  самая квалифицированная,  беспристрастная  экспертиза    не  поможет  зафиксировать эту грань применительно  к   массовому   восприятию.  

    Но  делать  что-то  тем  не  менее  все-таки надо.  И  делать,   опираясь на вещи простые, отставив  эстетические изыски  сотне-другой
 квалифицированных профессионалов ,   в  компетенции которых  эти  изыски,  если  разобраться,  только  и  находятся.
     Есть  представления  о  национальных  художественных ценностях,   о  памятниках  национальной  культуры.  И никому    в  голову  не  придет  интерпретировать (перестраивать,  скажем,  в    татлинском стиле ) Покровский  собор  на  Красной  площади  или  храм  на Нерли. Да  и  народ,  скорей  всего,  при  подобной  попытке  безмолвствовать  и  хихикать   не  будет – если  не  к  топорам, то  к  кольям  непременно  потянется.... 

 Таким   же  должен   быть  и  статус  классических  художественных  произведений .  Охраняется  государством   и  точка.  Их  постановка,  экранизация  должна   вестись        только по  лицензиям,  выдаваемым  авторитетной  общественной   организацией.  Для   разработки  же эстетических    новаций  вообще лучше (методически  грамотнее)  использовать новые, только  что сбацанные  тексты .  Ведь   у классических  есть своя  и  достаточно  устойчивая,  обкатанная  временем   эстетика,  и  новатору    основные  усилия    всегда приходится   тратить  вовсе  не на    эксперимент,  не  на  созидание,   а   на  разрушение  сопротивляющейся  классической  эстетики.  Вот и  начинают   вытворять    то, что   вытворяет  господин  от   Прибалтии   на  Чистых   прудах  и   на  Арбате…  Это,  если   допустить ,  что    мотивы  его  деяний  чисто  эстетические  и  ежедневно  на  ночь Бжезинского   он не  читает…

     Конечно,  можно  не  торопиться  с  этими  административными,  культуртрегерскими     мероприятиями  и,  безмолвствуя,  хихикая,  позволять   нерастворимому  даже  в царской  водке     господину Швыдкому,  его  единомышленникам   и дальше потихоньку    высасывать   кровь из  русской культуры  и  заменять  ее  постмодернистским  самогонным     варевом  -  на  выставках, экранах, подмостках,  галереях   и  пр.  И  надеяться   на  то,  что       актеры  (хотя  бы  такие,  как  Сергей   Маковецкий) все-таки прозреют, взметнутся     и  начнут   еще  на  репетициях   бить   морды    особо  ретивым  постановщикам…. Или,  в  крайнем  случае, публика начнет  кидаться  на  сцены  и  гонять по  кулисам  и артистическим уборным   актеров…

Но  лучше  не доводить  до  этого  эстетического   бунта  -  он   тоже  будет  и  бессмысленным,  и  беспощадным…

  

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков