Русский вопрос в России

К  каталогу  материалов

 

Сергей Михеев РЕВОЛЮЦИЯ ОТ ФМС – КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ХАОС?
 

 
Федеральная миграционная служба недавно анонсировала скорую революцию – полную и окончательную отмену постоянной регистрации. Других забот, кроме организации революций, у этой службы, видимо, больше нет. Так или иначе, но планируемые изменения грозят, как минимум, обрушить систему социального обеспечения в России.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России в следующем году намерена внести в Госдуму законопроект, упрощающий правила перемещения россиян по стране. Чтобы встать на миграционный учет, россиянам будет достаточно отправить извещение по почте, сообщил руководитель пресс-службы ФМС Константин Полторанин. Таким образом, россияне вскоре смогут ездить по стране и менять место жительства, не спрашивая разрешения у чиновников. «Надеемся, в скором времени постоянная регистрация уйдет в прошлое», - пояснил Полторанин. «Возможно, это революция. Мы сделали изменения и хотим эти изменения внести в отношении тех граждан, которые временно перемещаются на территории РФ, чтобы они могли достаточно просто в уведомительном порядке через почту сообщать о своем переезде из региона в регион. То же самое предложили сделать для постоянно проживающих граждан РФ», - уточнил руководитель пресс-службы ФМС. Как и чем «временно перемещающиеся граждане», отличаются от просто граждан, Полторанин не пояснил.

Восторженные очередной либерализацией сторонники приводят целый ряд аргументов в пользу такого решения. К примеру, по их мнению, сейчас гражданин вынужден унижаться при проверках документов на улицах и в транспорте. Ему труднее устроиться на работу, оформить медстраховку, пристроить детей в детсад и школу, поучаствовать в региональных программах по обеспечению доступных жильём, получить местную льготу и так далее. Наконец, россиянину с временной регистрацией сложно получить на новом месте кредит и заграничный паспорт. Чтобы купить автомашину, ему приходится ехать на родину или оформлять доверенность на местного жителя.

В аналитической записке аппарата Уполномоченного по правам человека также говорится о недопустимости различного подхода властей к предоставлению социальных гарантий. Например, в Москве пенсионеры, не имеющие московской регистрации, не могут получить скидки при покупке ими лекарств и других товаров, тогда как пенсионерам, имеющим московскую регистрацию, эти социальные гарантии предоставлены.

И самое главное – «принятие продуманного закона об уведомительной регистрации собственных граждан приблизит Россию к цивилизованным странам» (цитата из статьи в газете «Ведомости» по этому поводу). Так и хочется воскликнуть - Halliluya!!! – как это принято в «цивилизованных странах».

Правда, есть серьёзное подозрение, что на самом деле этот шаг будет очередным в принципиальном демонтаже государством своей системы социальных обязательств. Судя по всему, в период кризиса стремление государства разрешить гражданам всё, лишь бы они не приставали со своими претензиями, особенно усилилось. Проще говоря, неспособность государства решить проблемы регионов будет компенсироваться предоставлением гражданам новой степени свободы передвижения. Покидайте ваши неудобные регионы и езжайте искать счастья куда хотите. Как хотите там устраивайтесь, только нас (государство) не тревожьте. Так, глядишь, решатся и проблемы разных моногородов, дотационных регионов, исчезающих сёл и так далее. Собственно этот способ решения проблем экономической неэффективности государственной политики применяется уже давно. Но отмена любой регистрации (а речь, по сути, идёт именно об этом) логическое завершение данного процесса. Пусть рабочая сила свободно перемещается, а дальше – «всё решит невидимая рука рынка».

Другая крамольная мысль – отмена регистрации позволит мотивировать сокращение штата МВД и ФМС. Работы ведь по факту станет меньше. Милиции проверять документы на улицах уже будет не надо. К тому же, это, как выясняется «унизительно для граждан» (и ещё больше для неграждан). Терроризмом пусть занимаются специально обученные люди, а уличная преступность после миграционной революции, глядишь, сама рассосётся. Да и миграционной службе меньше забот. Значит, штаты можно сокращать, а бюджеты урезать. В кризис очень актуально.

Всё бы хорошо, если бы не один вопрос – кто будет платить за этот праздник жизни? Во-первых, такой шаг на деле только закрепляет диспропорции в региональном развитии России. Фактически власть, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие регионов, предлагает людям перебираться в крупные города, где легче найти работу. В итоге ещё более усугубляется уже давно доминирующая тенденция, когда в одних местах у нас всё более пусто, а в других – всё невыносимее густо. Фактически в России давно уже выделилось с десяток наиболее притягательных мегаполисов, которые, как пылесосом вытягивают рабочую силу со всей территории страны.

Впрочем, самим этим мегаполисам с каждым годом становится всё труднее выдерживать растущую в геометрической прогрессии нагрузку на социальную сферу и городскую инфраструктуру. Нагрузка эта как раз и связана со всё увеличивающимся миграционным притоком (как внутренним, так и внешним). Федеральная власть решать эти проблемы не торопиться, а местные власти вынуждены идти по пути бесконечного уплотнения, что чревато как социальными взрывами, так и инфраструктурным коллапсом.

Во-вторых, не ясно, кто и как (из каких средств) будет компенсировать устранение тех самых проблем, о которых говорят сторонники отмены регистрации. Например, очереди в детские сады и проблемы устройства детей в школы итак в крупных городах сводят людей с ума. В том числе, потому, что по нынешним законам на место в детском саду и школе имеют право даже дети мигрантов, приехавших из-за границы. Кто, как и на какие деньги конкретно обеспечит появление новых мест в садиках и школах в расчёте на приток переселенцев? Уже сейчас для большинства городских администраций российских городов, имеющих положительный миграционный приток, это практически нерешаемая проблема. То же самое и с медицинским обеспечением. Человек приезжает на новое место жительство, уведомляет по почте ФМС и претендует на медицинское обслуживание. Но какое конкретно лечебное заведение должно его обслуживать? Муниципальные поликлиники и больницы? Но их практически перестали строить даже в весьма небедных регионах. Приток новых человеческих масс вызовет только резкое обострение данной проблемы. Надежды властей на то, что и медицинские, и образовательные вопросы будут решены через систему платных, частных школ и клиник представляются безосновательными. Реально всё кончится лишь ростом нагрузки на уже существующую систему.

С доступным жильём ещё хуже. Эти программы будут просто парализованы. Сейчас сторонники революции от ФМС, к примеру, сетуют на то, что региональные жилищные программы часто вводят ценз оседлости для потенциальных участников, что делает невозможным участие в них для вновь приезжих. Но ведь все хорошо знают, что даже с этими цензами власти оказываются не способными выполнять обязательства по данным программам. К примеру, в Москве сейчас получают жильё люди, вставшие на очередь в 1991-92 годах – 20 лет назад! При советской власти, кстати, получали побыстрее. И это при том, что в столице действует норма – вступление в программу только после 10 лет зарегистрированного проживания в городе.

А что будет, если право на присоединение к таким программам получит любой? Очереди увеличатся многократно. Гуманная видимость доступности для всех будет создана. Но перспективы реального решения жилищных проблем фактически исчезнут, так как удовлетворить всех не будет никаких физических возможностей. Проще говоря, людей будут принимать в эти программы, но это окончательно превратится в фикцию. Ведь не ФМС же будет выделять деньги на строительство нового жилья.

Та же проблема и с другими региональными программами, типа упомянутых надбавок и льгот пенсионерам. Кто конкретно даст деньги на то, чтобы подобные льготы распространялись на всех? Уполномоченный по правам человека? Сомневаюсь, что он будет марать руки о такие низменные проблемы. Так ведь и времени на то, чтобы подумать о правах человека не останется. Или помечтать о «цивилизованных странах» и морях-океанах.

На деле же будет вот что – региональные программы льгот и надбавок, скорее, будут урезаны и ликвидированы, чем распространены на каждого, кто приехал в то или иное место на пару неделек подработать. Ни себе, ни людям, так как местные бюджеты просто не выдержат нагрузки. Другой побочный эффект такого подхода – «туризм» за льготами. Реально живу в одном месте, а за льготами езжу в другое, где я уведомительно зарегистрировался.

Это только набросок возможных проблем. Самое интересное, что и хитрая федеральная власть, которая, возможно, надеется таким образом «порешать» ряд вопросов, может в итоге получить хаос в социальной системе ряда регионов. Это вызовет, с одной стороны, сопротивление местных элит. А, с другой стороны, рост социального напряжения в густонаселённых регионах и недовольство местного населения, которое объективно столкнётся с дополнительным обострением борьбы за выживание. В итоге негативный эффект может заметно перевесить предполагаемые дивиденды от такой «революции». В кризис это особенно актуально.

Сергей Михеев – вице-президент Центра политических технологий

16.02.2010


 

ПЕРВОИСТОЧНИК: http://www.politcom.ru/print.php?id=9619

 


ЧИСЛО     ПОСЕЩЕНИЙ