С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Высоцкий, национальная культура, интеллигенция… |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Высоцкий, национальная культура, интеллигенция…
Я достаточно много, начиная еще с 1981 года, писал о Высоцком. Не буду ни повторяться, ни ссылаться - все при желании можно найти на моем сайте. Но меня очень заинтересовала одна короткая заметка, выскочившая к 25 января из-под пера Андрея Ашкерова: «О Высоцком на расстоянии 3-х десятилетий» -http://ashkerov.livejournal.com/294112.html
Диспозиция, выбранная А. Ашкеровым для своего анализа не относится к числу часто используемых - это треугольник « Высоцкий – отечественная интеллигенция - народная культура». Но уже в ней есть один изъян, который, на мой взгляд, деформирует или, по крайней мере, уводит в сторону те выводы, к которым приходит А. Ашкеров.
Речь, конечно же, следовало вести не о народной, а о национальной культуре. Разница , на первый взгляд, чисто формальная, но - существенная и весьма. Народное в культуре тянет к архетипу, к чему-то почти инстинктивному и именно потому так доступному и понятному всем… Национальное же - к сверхтипическому: к архитипу - к высшему и постоянно совершенствующемуся в архетипе, к его идеалу. И здесь совсем уже другой тип вседоступности: не через простоту, а через сложность, которая заложена в этой простоте - через некий национальный идеал.
Вот эта сложность, глубина, обнаруживающаяся в простоте, и раздражает в Высоцком. Ему, между прочим, не требовалось впадать в простоту, как в ересь... Она, эта экзотическая форма глубокой и сложной простоты, в нем была изначально - от природы , как уникальный дар…
Но эта экзотика может, повторяю, раздражать. Особенно тех, кто сам претендует на то, чтобы формировать и олицетворять национальный архитип…..
И тут случаются впечатляющие сближения. Можно вспомнить, например, как оказались в одной связке К. Крылов и А. Дугин в дни семидесятилетия Высоцкого… Как сочувственно лет десять тому назад пожимали друг другу руки Д. Бавильский и С. Костырко …
Понижая в своих рассуждениях национальное в культуре до народного, а точнее не повышая второе до первого, А. Ашкеров невольно смыкается с фракцией изобличателей Высоцкого… Есть, есть в этой его , в целом конструктивной, заметке некий снобистский обертон….
Конечно, его заметка не столько о Высоцком, сколько о его нынешних интерпретаторах . Андрей Ашкеров готов, похоже, согласиться, что уничижительные высказывания о Высоцком - это прежде всего самооценка судящих о нем. Но раз он готов признать , что отражение в зеркале это не только свойство отражаемого , но и самого зеркала, то должен признавать и то, что роль качества зеркала тем существеннее, чем сложнее отображаемый в нем объект…
Поэтому дело,
скорей всего, не в интеллектуальном высокомерии автора этой
заметки, а в том, что написана она с единственной целью: двумя-
тремя короткими, резкими штрихами дать характеристику нашей
современной интеллектуальной элиты.
«То, что сегодня Высоцкого начали считать "чистейшей пошлости чистейшим
образцом" означает полнейший крах позднесоветской культуры с её рудиментами
демократизма и устремлением к производству "народности….
Любая претензия, отсылающая к "пошлости", выдаёт псевдоаристократический комплекс интеллигенции…», - пишет А. Ашкеров.
Однако, точнее, и справедливее, было бы говорить сегодня не о псевдоаристократическом, а о плебейском комплексе интеллигенции. Псевдоаристократическим он, может быть, и был - лет десять назад. Но сегодня стал именно плебейским…
Эта эволюция отразилась в том числе и в такой частности, как оценки Высоцкого - в них акцент последовательно сдвигался с идей противостояния, индивидуального сопротивления, с того, что в творчестве Высоцкого можно было отнести к архитипическому ( « Охота на волков», «Горизонт», «Уходим под воду»), - к его гимнастикам и жирафам…
Я здесь не даю оценок, я говорю лишь о многообразии Высоцкого. И о положении центра тяжести этого многообразия: о том положении, которое им самим было заложено - всем его творчеством заложено. Очевидно, что замалчивая что-то одно и, наоборот, непомерно усиливая что-то другое, этот центр тяжести( в оценках отдельных представителей социума, отдельных слоев и слойков последнего) можно гонять в очень больших пределах. И в гоп-культуру загнать. А то и куда подальше...
В этом отношении очень показательна появившаяся в связи с 25 января микрозаметка Д. Соколова-Митрича (http://smitrich.livejournal.com/1235977.html ) . Она интересна набором комментариев, в полной, по-моему, мере характеризующих сегодняшние блуждания индивидуальных оценок Высоцкого . Чего там только нет…
И надеяться, в общем-то остается на одно - на исключительно глубокую связь творчества Высоцкого с национальной культурой. Стихия частных оценок еще и не так покружит и потаскает его по своим волнам…
Но с места в русской культуре, которое он в стремительном броске занял, все равно не сдвинет…
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |