С А Й Т В А
Л Е Р И Я С У Р И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. З. Прилепин, Е. Холмогоров и другие. Часть вторая. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
З. Прилепин, Е. Холмогоров и другие. Часть вторая.
Друг мой по ЖЖ holmogor был настолько любезен , что прокомментировал мой текст «З. Прилепин, Е. Холмогоров и другие»:
«Человек вот тут пишет: http://politclub.livejournal.com/4799664.html
К сожалению, Е. Холмогоров (http://holmogor.livejournal.com/4453813.html?style=mine )
не обратил должного внимания на контекст статьи З. Прилепина и зачем-то свел
жесткую имперскую позицию последнего к пропаганде мультикультурализма.
Беда в том, что "жесткая имперская позиция" в современной РФ - и есть пропаганда
мультикультурализма.
Почти никто, кроме мультикульурного рванья, которое хотело бы не так, так иначе,
присвоить себе государство и материальные ценности, созданные русскими, к
дискурсу "империи" сегодня не прибегает.»
Нет слов, предпоследнее предложение этого комментария составлено очень грамотно: есть, есть в нем что-то чарующее - сверхчеловеческое. И ведь действительно, в современной России жесткая имперская позиция оборачивается( или умышленно сводится) к пропаганде мультикультурализма. Но и у З. Прилепина, и в моем комментарии к его заметке речь –то идет вовсе не о современной тупо-федеральной России, а о той, какой она должна стать, когда ее многонациональное содержание обретет , наконец, адекватную этому содержанию имперскую форму .
Позиция Е.Холмогорова по вопросу «национальное государство и империя» мне хорошо известна , и я даже очень подробно комментировал ( http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0513pprov1.htm
)
ее после его мартовской импровизации на эту тему в ИДК. И потому остановлюсь лучше здесь на последней работе А. Севастьянова (http://zema.su/blog/aleksandr-sevastyanov-raschleniteli-federativnoe-besnovanie-pod-maskoi-natsional-demokratii). А. Севастьянов от души оттоптался на национал-демократах и настолько эффективно, что господину Храмову того и гляди придется маскироваться - переносить, скажем, в своей фамилии ударение с первого слога на последний…
А. Севастьянов против и империи, и федерации - он за русское унитарное государство. Скорей всего, эти три понятия не стоит противопоставлять - возможно, их стоит воспринимать как три различные формы имперского по сути своей содержания.
Я исхожу из того, что определяющим ( необходимым и достаточным) признаком имперского является наличие государствообразующего народа. Суть империи в этом. Но один государствообразующий народ будет, скажем, упрямо держаться за некую форму своей миссии в качестве строителя государства и в конце концов свою империю сам и развалит. Другой же сумеет, если сумеет, обеспечить развитие формы… В России так оно и случилось: империя трансформировалась в союз, федерацию - государствообразующий народ отступил (был отодвинут) в тень, империя сохранилась в новой форме.
У А. Севастьянова в этой статье есть один примечательный фрагмент, где он говорит о государстве и нации, как о форме и содержании. ( Мне в полемике с К. Крыловым также приходилось использовать два эти понятия в связке, чтобы показать неуместность противопоставления двух лозунгов «Россия для русских» - акцент смещен в пользу содержания и «Русские для России - акцент в пользу формы). Вот, если бы к этим своим соображениям Александр Никитич добавил бы и идею развивающейся формы существования государствообразующей нации. От собственно империи - к союзу( федерации) и далее к унитарному государству.
Унитарное государство, как современная форма существования империи - империи, прошедшей через мучительную стадию отрицания ( умаления) государствообразующей нации.
Империя распалась бы, не став союзом( федерацией). Федерация распадется, не став империей в форме унитарного государства
Понятно, что этот переход федерация- унитарное государство никакой конституцией не обеспечить. Это - процесс и процесс, достаточно растянутый во времени, требующий от высшей российской власти большого искусства. Здесь нужна хорошо сбалансированная государственная программа( экономическая, культурная, информационная), подводящая при своей реализации (постепенной, осторожной) все нации, населяющие Россию, к мысли об исключительных преимуществах существования в сильном поле государствоообразующей - русской - нации.
Понятно, что этот переход будет процессом «русификации» - усыновлением, если угодно. Термин, использованный З. Прилепиным, в условиях современной России, где бюджетные вливания в нацреспублики порой почти на порядок превышают оные для исконно русских территорий, где реализуется безумный план Шуры Хлопонина , предусматривающий массовое механическое заселение русских территорий кавказцами, где юные джигиты карабкаются по русским памятникам и скачут в своих воинственных лезгинках где ни попадя - чуть ли не у Спасских ворот , - в таких условиях этот термин звучит, конечно же, диковато. Но если разобраться, то вся имперская политика России, по существу, в целом, по итогам, была именно политикой усыновления. Ведь это факт, что ни один из завоеванных Россией народов не был уничтожен - не исчез. Благодатным для них окажется и поле русской культуры( культуры государствообразуюшегоо народа ), которое собственно и должно стать главным инструментом в этом переходе к унитарному государству. И если внимательно приглядеться, то мотив выстраивания народов России в единое государство с помощью такого поля и есть главный мотив заметки З. Прилепина.
Конечно, пока такого рода идеи - лишь повод для снисходительной усмешки. Нашим рыболовам они попросту не по зубам и, скорей всего даже не по уму- не по типу ума. Увы, но Егор Станиславович в определенном смысле примыкает к ним, поскольку, отказываясь от понимания империи как формы существования нации, он невольно способствует тому, что они делают вольно, преднамеренно: консервируют это промежуточное, межеумочное состояние России - российская федерация.
И тем не мене я ему благодарен за эту злую с налетом пижонства реплику - именно она побудила меня связать в один процесс три понятия: империя- федерация- унитарное государство.
Я приношу также извинения А. Севастьянову за упоминание его последней работы на бегу - по касательной. Она заслуживает, конечно же, более обстоятельного анализа, особенно в связке с двумя последними работами К. Крылова. Ко всему этому я непременно вернусь.
ЧИСЛО
ПОСЕЩЕНИЙ
ПОИСК ПО
САЙТУ
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
©ВалерийСуриков