С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Об идеологических поисках и о неопределенности,возведенной в принцип. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Об идеологических поисках и о неопределенности, возведенной в принцип.
Среди очевидных дикостей Основного закон, принятого в 1993 году, первенствует , вне всякого сомнения, статья, провозглашающая приоритет международных законов перед российскими. Однако, и статья тринадцатая , блокирующая появление государственной идеологии в России, по нелепости своей, из того же ряда...
Цивилизация под названием Россия не может устойчиво существовать без государственной идеологии. И хотя формальные лидеры страны( действующий президент и окопавшийся в правительстве президент вчерашний) в своих идеологических поисках по-прежнему мечутся, в основном, в неком "бермудском" треугольнике " ВТО-ЮЮ-приватизация", государственная идеология России все-таки постепенно выкристаллизовывается... Пока пусть в отдельных, не претендующих на законченность и цельность, выступлениях, статьях, комментариях....
1. Александр Дугин
Эффективным вкладом в разработку государственной идеологии можно считать приводимое далее выступление А. Дугина.
Православие - ось нашей идентичности…
Россия концентрировалась вокруг православия и прежде всего вокруг православной культуры. ..
Сформированная в поле православия культурная матрица проступила и сквозь русский коммунизм...
Эти мысли А. Дугина, четко ориентирующие Россию на ее тысячелетнюю традицию и, что очень важно, не исключающие советский период из этой традиции, являются очень серьезной заявкой - они вполне могут стать идеологической основой консолидации национально-патриотических сил страны..
2. Сергей Кургинян
Именно разработкой национальной русской идеологии занимается, по существу, в своих последних работы и С. Кургинян. Он, кажется, сумел критически оценить свою мировоззренческую позицию - во всяком случае, в его речах появились смыслы, которые раньше, до лета текущего года, он старательно обходил...
Это почувствовалось уже в спецвыпуске, "Смысл игры", посвященном ЮЮ-голосованию в Думе. И хотя обновленной в нем была, в основном, была манера подачи материала, внутренняя работа чувствовалась, и прежние смыслы звучали значительно сильней и убедительней. Оценка затянувшегося ценностного флирта России с Европой дана была сокрушительная, убийственная: если Европа подняла флаг аморализма, блуда, пакости, то зачем нам туда стремиться...
Заключительные же сорок минут восьмого выпуска "Школы сути" определенно свидетельствуют о том, что в мировоззрении С. Кургиняна наметился отчетливый сдвиг в область традиционных ценностей России
При этом он не ограничивается одним лишь перечислением этих ценностей, а пытается разобраться в метафизической основе их.
И здесь важнейшую роль играет приведенное им определение коммунизма: коммунизм - это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке его высших творческих способностей.
Именно исходя из этого определения, а конкретно из того противоречия, которое заложено в комбинации раскрепощение - пробуждение, он и подводит к главной причине крушения советского проекта, решительно подчеркивая , что коммунистические мечты об раскрепощении и пробуждении очень близки христианской идее обожения человека( стремление человека к богоподобию через нравственное совершенствование).
Основная ошибка коммунистов, по С. Кургиняну, была заключена в иллюзорных надеждах, что достаточно человека раскрепостить, и все высшее в нем пробудится. Он напоминает, о том, что иллюзия эта носила массовый характер. И только единицы в среде коммунистов, такие , как А. Богданов (основоположник эмпириомонизма , в клочья растерзанного В.Лениным, и тектологии- блестящего прообраза системного подхода), который уже тогда понимал, что одного раскрепощения недостаточно, а пробуждение требует колоссальных и хорошо продуманных усилий общества ( его идея всеобщей организационной науки и предполагала такие усилия). Человека надо собирать. Если не собирать, то человеческое в нем не пробудится. Пробуждение есть собирание. В таких словах передает С. Кургинян главную идею А. Богданова.
Немало внимания уделено С. Кургиняном и той контр-идеологии, которая, потеснив христианство евангельского извода, восторжествовала в Западной Европе в Новое время и получила название модерн. Суть этой идеолгии С. Кургиняном охарактеризована приблизительно так: никаких раскрепощений-пробуждений - человека, через систему по преимуществу внешних ограничений, надо заставить нормализовать свое поведение - перевести его в некоторое средне-нормальное состояние. На К. Леонтьева С. Кургинян не ссылается, но леонтьевский средний европеец здесь несомненно присутствует - во всей своей тошнотворной нормальности.
Оценивая устойчивость западноевропейского (классического!) нормального состояния, то есть состояния с неразвитым, а то и дезавуированным, умышленно подавленным, изничтоженным идеальным, С Кургинян допускает, во-первых, возможность самопроизвольного пробуждения низкого в норме. В условиях чрезмерно усилившегося коммерческого поля, оставленного к тому же без внимания со стороны государства и общества, эта возможность очень легко реализуется в виде системы мировоззрения. Подкрепленной при этом соответствующими законами, то есть ставшей новой нормой.
Низкое, неидеальное может культивироваться и сознательно . С целью , скажем, подавления избыточного идеального - ссылки на М.Бахтина у С. Кургиняна, видимо, именно об этом. Целенаправленное взращивание неидеального может стать и государственной политикой - как, например, в постсоветской России. В.Путин, по мнению С. Кургиняна, подобную практику, увы, не попытался приостановить. Он лишь стабилизировал ее, превратил подавление идеального в России из инфекционного заболевания в хроническую болезнь.
Наряду с самопроизвольной нормализацией низкого ( Западная Европа) и организованным насаждением низкого( государственная практика постсоветской России ) С. Кургинян говорит и о третьей возможности - о внезапном, лавинообразном перерождении нормы: "вы будете с помощью системы запретов наращивать нормальность, а она ворвется безумием". Рациональная, машиноподобная, очищенная от влияния идеального норма " создает взрывчатку в душе человека" И следовательно, внешне устойчивая, выверенная западноевропейская норма столь же иллюзорна, как и наспех из европейских ошметков скроенная квазинорма современной России. Может быть даже в большей степени иллюзорна, поскольку чревата внезапным взрывом. В России же этой "норме" еще предстоит себя утвердить - одолеть веками формировавшееся у русских благоговение пред идеальным.
Все эти свои суждения С. Кургинян завершает четким ответом на вопрос, что делать.... Уберечь Россию от судьбы Запада может только мобилизационная задача - высшая духовная мобилизация, способная блокировать усилия западноевропейской нормы в разрушении русского идеального.
В следующем, девятом, выпуске "Школы сути"
С. Кургинян раскрывает свои представления о духовной мобилизации и, делая это, обращается, по существу, ... к основополагающим принципам Православия.
Можно, конечно, не соглашаться с той схемой, которую С. Кургинян рисует: мелкие области в сознании, сформированные под влиянием современного безблагодатного (деидеализированного) бытия, и способная вытеснить этих "тараканов" область нового сознания, сформированного новым бытием. .. Поскольку более адекватной кажется модель иная: напитанное традицией, по преимуществу благодатное сознание, но спящее, заторможенное безблагодатным бытием и постепенно захватываемое "тараканами" - сознание , которое всего лишь надо пробудить. Различие между этими двумя моделями существенное - очевидно, что во второй модели роль традиции, роль уже состоявшегося русского бытия является определяющей, тогда как у С. Кургиняна традиция пока всего лишь ассистент. Но это различие не является принципиальным, поскольку и в варианте С. Кургиняна главная роль в борьбе с нашествием "тараканов" принадлежит бытию на принципах православной традиции. "Инобытие в бытие, трансцендентное в имманентном", - так С. Кургинян определяет формулу русского православия. В переводе на незамысловатый житейский язык это звучит совсем просто - идеальное в реальном...
С. Кургинян нигде не ссылается на Нагорную проповедь, но основная идея этой главной проповеди Иисуса из Назарета -самостеснение есть высшая форма личного самоутверждения-незримо присутствует в рассуждениях С. Кургиняна. Эта идея заключена и в его метафоре " альпинизм духа".
В отдельных эпизодах своей лекции ( "отрекись от себя для себя"; "спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи" - ссылка на Серафима Саровского; призыв, с сылкой на книгу архимандрита Тихона," социально осмыслить религиозный опыт" и т.д.)
С. Кургинян просто неотличим от православного проповедника, а смыслы, которые он продвигает, временами прекрасно коммутируют с тем, о чем постоянно говорит Патриарх . Взять хотя бы Слово Патриарха , произнесенное в годовщину Бородинского сражения на батарее Раевского - его рассуждения о роли идеального в том великом противостоянии русской и западноевропейской цивилизации ( пол Европы собралось тогда, чтобы сокрушить Русь - устои нашей жизни), которое имело место под Бородино.
3. Владимир Путин.
Я не хочу сказать, что материалы, на которые я ссылаюсь - единственные в своем числе. Но они несомненно - ярчайшие свидетельства тех процессов, которые набирают силу в среде русских интеллектуалов. И на таком фоне по-особому убогой выглядит позиция тех, кого называют почему-то элитой, позиция высшей власти. Вся эта элита, весь этот авангард с его ВТО, ЕГЭ,ЮЮ, с его коммерческим бесчинством в армии, образовании, здравоохранении - всюду , неуклонно смещается в обоз - на роли без значимых слов и значимого влияния.
Я никогда не относил В. Суркова к числу идеологов, и его мировоззренческие упражнения уже давно квалифицировал как идеологию для по-Гор-Ельцев ( http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2007/20070725.htm
). Но А.Дугин, анализируя ту роль , которую сыграл В. Сурков в путинское правление, пошел значительно дальше - он не только предъявил обществу "теневую сторону сурковщины":
"эта помесь византизма с постмодерном войдёт в учебники наиболее успешных форм колоссального социального надувательства в исторических масштабах... вместе с тем, это был триумф бессмыслицы, дурного вкуса и похабщины."
Но и подвел нас к мысли, что все , что совершено В. Сурковым, не столько достижения последнего, сколько определенная ущербность самого В. Путина.
Надо быть очень и очень средним, чтобы, имея предоставленные российской конституцией возможности править, так неаккуратно делиться своими полномочиями. Неяркость властителей, возможно , и является главным источником блистательности серых кардиналов.
"... Основные черты путинской идеологической модели: все содержательные и последовательные патриотические, консервативные или социалистические движения, организации и идеологии маргинализируются по причине их противоречия либерализму", - отмечает А. Дугин...
Но полностью нельзя исключать и другое: путинские колебания патриотизм- либерализм есть сознательное смешение, намеренное взмучивание вод... И мы имеем здесь дело вовсе не с простоватой ущербностью, а с неопределенностью , возведенной в принцип.
И тогда В. Путин- это всего лишь средний европеец, пробившийся к высшей власти в стране с устойчивой не-западноевропейской составляющей... И пытающийся обуздать эту страну...
Нельзя полностью исключать, что основной ( скрытый) смысл анализа А. Дугина сводится все-таки к одному: В. Путин должен уйти. Но не так, как об этом мечтают на Болотной, не на журавле и не во главе косяка горбуши , идущей на нерест, а через им подготовленную и обеспеченную передачу власти национально ориентированной элите и правительству национального спасения.
Удар, нанесенный президентом по фельдмебелю, может быть, и является первым шагом В. Путина на пути к его триумфальной отставке. Будут ли совершены очевидные второй и третий шаги - вот в чем вопрос...
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |